Конспект урока в 8 классе на тему "Борьба организма с инфекцией. иммунитет."
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Копосова Татьяна Борисовна

Публикую данный конспет, так как на эту тему проводила открытый урок для учителей биологии района и получила рекомендацию к его тиражированию. Хочу поделиться с коллегами какие материалы и методы и имеющиеся в кабинете технические возможности использовала для того, чтобы понятно и доступно объяснить довольно сложную для усвоения тему курса биологии в8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borba_organizma_s_infektsiey_immunitet.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

учителя биологии Копосовой Татьяны Борисовны

по теме:«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

в 8-в классе ГБОУ шк.№423,

Кронштадтского района, Санкт-Петербурга

13.11.2013г.


Цели: 

1. Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов

2. Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к здоровью

Задачи: 

  • Образовательные:
  • раскрыть материал о защитных свойствах организма;
  • познакомить школьников с понятиями: «иммунитет», «фагоцитоз», «антитела», «антигены».
  • Развивающие:
  • продолжать формирование умения работать со справочной литературой, умения сравнивать, анализировать и обобщать;
  • вооружить учащихся умениями, необходимыми для укрепления здоровья.
  • Воспитательные:
  • воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков, вести здоровый образ жизни;
  • воспитывать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • воспитывать чувство патриотизма на примерах научных открытий;

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация подготовленная учителем в программе Power Point «Иммунитет», интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: рассказ с элементами беседы,  самостоятельная работа с учебником, демонстрация презентации, видео и анимационных фрагментов.


^ Ход урока:


I Организационный момент


Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения А.С.Пушкина  «Пир во время чумы»: учитель-

Ныне церковь опустела;

Школа глухо заперта;

Нива праздно перезрела;

Роща тёмная пуста;

И селенье, как жилище

Погорелое, стоит, -

Тихо всё. (Одно кладбище)

Не пустеет, не молчит.

Поминутно мёртвых носят,

И стенания живых

Боязливо Бога просят

Успокоить души их!

Поминутно места надо,

И могилы меж собой,

Как испуганное стадо,

Жмутся тесной чередой.

О чём идёт речь в данном отрывке?

- возможный ответ обучающихся: об эпидемии чумы.

Чума известна с глубокой древности. В 6 веке в Византийской империи чума продолжалась 50 лет и унесла 100 млн человек. В 6 веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек. Чуму называли чёрной смертью.

Не менее опасна была и оспа. В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того времени считалось "Знаков оспы не имеет".

Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для одних и проходили без особых последствий для других?

- ответы обучающихся.

Оказывается организм имеет несколько преград для всего чужеродного кожа, а также в нашем организме имеются клетки крови, которые защищают наш организм - это клетки крови лимфоциты и лейкоциты. С ними мы познакомились на предыдущем уроке.

А сегодня на уроке  мы расширим знания о защитных свойствах организма и тема нашего урока «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».



II Проверка знаний


Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.



На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.
 

^ Индивидуальный опрос:
(двум учащимся предлагается  выполнить задания по карточкам)


Фронтальный опрос:

Какие форменные элементы крови вам известны?


Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

Какую функцию выполняют лейкоциты?


Что такое фагоцитоз и фагоциты?


Назовите имя учёного открывшего явление фагоцитоза?


Какие клетки способны к фагоцитозу? (макрофаги)


Какие структуры принимают участие в свертывании крови?

Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс

свертываемости?


Каково значение свёртываемости крови для организма?

Какие параметры крови определяют при анализе крови?


Что такое малокровие? Чем оно опасно?


Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?



III Основная часть


1. Актуализация знаний

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия:
«Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»


^ 2. Защитные барьеры организма .(слайд №2)

Проникновение микроорганизмов

I барьер
Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + микрооранизмы живущие на коже и слизистых оболочках
 II барьер
Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)
Б О Л Е З Н Ь


(слайд №3)
Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма


^ 3. Формы и механизмы иммунитета (слайд №4)
     Самой древней формой иммунитета является
 неспецифический иммунитет, который действует на все виды микроорганизмов, независимо от их химической природы.

      Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.



– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу на информационном листе (5 минут)

(проверка выполненной работы, сопоставляя заполнение таблицы со слайдом №5)

Виды лейкоцитов

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги)

Участвуют в фагоцитозе, пожирают антигены

Лимфоциты

Т-лимфоциты

Распознают  антигены и расшифровывают их химическую структуру

В-лимфоциты

Продуцируют антитела




Механизмы иммунитета (слайд 5)

Механизм иммунитета подразделяется на гуморальный и клеточный, хотя они выполняют различные функции, но при этом они тесно взаимосвязаны, и их разделение условно.


Клеточный механизм иммунитета

Клеточный иммунитет направлен на распознавание и уничтожение патогенных грибков, вирусов, внутриклеточных бактерий, чужеродных тканей и клеток, опухолей (измененных собственных клеток).

Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами и макрофагами

(показать видео-эпизод «Уничтожение раковой клетки», интерактивный учебник «Кирилл и Мефедий)

^ Гуморальный механизм иммунитета

Гуморальный иммунитет – это защита организма от инфекций, осуществляемая белками антигенами, растворимыми в крови и жидкостях нашего организма. В основе этого процесса лежит специфическое взаимодействие антител с антигенами.

    Антигены – это чужеродные белки или другие высокомолекулярные соединения.

     Антитела – это белки, синтезируемые В-лимфоцитами, которые являются основным клеточным материалом гуморального иммунитета. В-лимфоциты сначала образуются в печени плода, а после рождения в красном костном мозге, который локализуется в полости трубчатых костей. 

       При появлении любого чужеродного белка в крови, будь он вредный или безвредный, возникают антитела, это защитная реакция организма, реакция на "чужого". Антитела делятся на 5 основных классов различных по функциям. Но все они направлены на защиту организма. Различие между клеточным и гуморальным иммунитетом заключается в объекте их воздействия.


При попадании вредных веществ в клетку

Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой
 
Интерферон – особые вещества, вырабатываемые клеткой для борьбы против вирусов, попавших внутрь её.



4. Органы кроветворения слайд 6


У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.


Центральные органы иммунной системы:

Костный мозг

Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

^ Тимус (вилочковая железа)

Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.


Периферические органы иммунной системы: слайд 7

Селезёнка

Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

^ Лимфатические узлы

Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

5. Воспаление Рис. 47 стр.92 (слайд 8)

Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных веществ

Признаки:

1. покраснение поражённого участка

2. повышение температуры

3. боли

4. нагноение


Значение:

1. не допустить распространение микробов на весь организм

2. полное уничтожение микробов
 


^ Гной погибшие микроорганизмы и фагоциты



Сообщение учащегося
Слайд 9 

Илья Ильич Мечников


МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич (1845-1916), российский биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, создатель научной школы, член-корреспондент (1883), почетный член (1902) Петербургской АН. С 1888 в Пастеровском институте (Париж). Совместно с Н. Ф. Гамалеей основал (1886) первую в России бактериологическиую станцию. Открыл (1882) явление фагоцитоза. В трудах «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901) изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Создал теорию происхождения многоклеточных организмов. Труды по проблеме старения. Нобелевская премия (1908, совместно с
 П. Эрлихом).

* * *
 

МЕ́ЧНИКОВ Илья Ильич [3 (15) мая 1845, имение Панасовка в деревне Ивановка, ныне Купянский район Харьковской области — 2 (15) июля 1916, Париж], российский биолог и патолог, создатель учения о фагоцитозе и теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии и отечественной микробиологии.


IV Работа с учебником


Инфекционные заболевания(слайд №10)

Используя текст §18, выполните следующие задания:
 стр.91-92

Базовый уровень:


Какие заболевания называют инфекционными?


Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний


Перечислите известные вам инфекционные заболевания.



Повышенный уровень:


Что такое «ворота инфекции»?


Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.


В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?



Проверка правильности выполнения заданий



Вывод:
 иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от заражения другим? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

(слайд №11)


тщательное мытьё рук, фруктов и овощей


кипячение, обработка дезинфицирующими средствами


изоляция и лечения заболевших


соблюдение мер личной гигиены


профилактические прививки, лечебные сыворотки




V Закрепление



^ 2. Заполните пропуски в тексте

Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

VI Итоги урока (слайд12)


Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.


Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.


Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды микроорганизмов) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).


Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.


Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.




VII Домашнее задание (слайд 13)


Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»

«Э.Дженнер. Методы оспопрививания»


Учебная, методическая литература:

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г


Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.


Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.



Приложение 1


Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)


Внутренняя среда организма - это ….


Заполните схему:



Компоненты внутренней среды



Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)


^ Название клетки


Кол-ва в 1мм3 крови


Строение


Функции


Место образования

Информационный лист

                                                                                           "Наш организм - государство,

 а силы иммунитета - армия,

стоящая на страже его независимости".

Рэм Петров

Тема урока:

– Какова роль лейкоцитов в иммунитете?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к учебнику на стр.90-91 и заполним таблицу

Виды лейкоцитов

Виды лейкоцитов

Выполняемая роль

Фагоциты (макрофаги)

Лимфоциты

Т-лимфоциты

В-лимфоциты

Ключевые понятия урока:

Иммунитет – способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность. Обеспечивается работой лейкоцитов – фагоцитов и лимфоцитов.

Фагоцитоз - это процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и чужеродных веществ

Антигены – бактерии, вирусы или их токсины (яды), чужеродные ткани и белки, а также переродившиеся клетки организма.

Антитела (иммуноглобулины) – белки, синтезируемые организмом в ответ на присутствие чужеродного тела (антигена).

               Иммунитет

        

Домашнее задание: & 18, заполнить таблицу : «Факторы, ослабляющие и укрепляющие иммунитет».

Факторы, ослабляющие иммунитет

Факторы, укрепляющие иммунитет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет." 8 класс

   Урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» даёт представление о защитных силах организма; раскрывает виды, механизмы, значение иммунитета; способствует необходимо...

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'

Урок 19Тема урока: Борьба организма с инфекцией. Иммунитет\'Цели урока: Рассмотреть сущность иммунитетаПознакомиться с типами иммунитетаВыявить способы защиты человека от инфекционных заболеванийИзучит...

Методическая разработка урока по теме "Борьба организма с инфекцией.Иммунитет"

Задачи урока достигаются через проблемный характер изложения учебного материала, использования обучения в сотрудничестве, игровых методов....

Презентация: "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Данная презентация является приложением к одноименному уроку в курсе биорлогии 8 класса (линия В.В.пасечника). В ней показаны защитные барьеры организма человека, дано понятие Иммунитета, охарактеризо...

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...

конспект урока 9 класс тема "Приспособления организмов к условиям среды"

конспект урока биология 9 класс тема "Приспособленность организмов"...

Конспект урока 8 класс "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет".

Создание условий для эффективного усвоения знаний о защитных барьерах организма,иммунной системе организма,видах иммунитета....