Урок в 10 классе по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" (конспект урока + презентация)
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Представлен конспект урока в 10 классе с презентацией по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"!. Рассмотрены особенности строения и размножения вирусов, представлена их классификация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_10_klass.zip | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 10 классе.
Выполнила: учитель биологии Кожевникова Маргарита Михайловна
МКОУ ХМР «СОШ д.Согом»
Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы.
Цель урока: Формирование знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, их строении, классификации, эволюционном происхождении, размножении. Знакомство с историей развития вирусных заболеваний, некоторыми вирусными инфекциями.
Задачи урока:
1. Расширить знания о вирусах как неклеточных формах жизни, их строении, размножении, классификации, о роли в жизни человека, познакомить с историей открытия вирусов, рассмотреть специфический механизм взаимодействия вируса и клетки, некоторые вирусные инфекции
2. Формировать навыки в решении поставленных задач, анализа и сравнения новой информации, самостоятельного поиска и анализа информации о вирусных заболеваниях.
- Орг. момент.
- Подготовка к восприятию новой темы.
С самого первого момента появления человека на Земле ему угрожала постоянная опасность. Его враги были очень малы, но приводили к серьезным последствиям. Их жертвы погибали от оспы, чумы, гриппа, СПИДа. Кто же были эти враги? О чем мы будем говорить сегодня? (О вирусах).
- Сообщение темы, целей и задач урока.
Итак, тема нашего урока: «Неклеточные формы жизни. Вирусы». (слайд 1)
Откуда появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются? Почему вирусы – возбудители заболеваний так опасны? Почему с ними трудно вести борьбу и сложно полностью их уничтожить? Почему вирусы называют неклеточными формами жизни? Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.
- Изучение нового материала.
- Каким же образом люди узнали о вирусах? Как и кем были открыты эти формы жизни?
«История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация. (слайд 2 - 6).
- Но ученые не сразу признали природу вирусов. С момента их открытия возникло немало вопросов: это существа или вещества, они живые или неживые? И сегодня мы должны ответить на эти вопросы и сделать вывод о происхождении вирусов.
Пока вирусов было известно немного, ученые их классифицировали следующим образом: вирусы животных, вирусы растений, вирусы бактерий. Но в дальнейшем выяснилось, что такая классификация является неточной. Были открыты вирусы, поражающие и животных, и растения. Среди каждой этой группы набиралось еще много других групп, и была нужна более совершенная классификация.
В 60-е годы прошлого века техника вирусологических исследований достигла уже весьма высокого уровня. В это время появляются методы, чуть ли не в буквальном смысле позволяющие разглядеть каждый отдельный вирус в лицо Так что новые классификации стали строиться на принципиально иной основе.
- Давайте познакомимся с современной классификацией вирусов (слайд 7)
По составу можно вирусы делятся на две группы: ДНК- содержащие и РНК – содержащие.
Откуда же произошли вирусы? Существует несколько гипотез происхождения вирусов. Согласно первой из них, вирусы произошли от бактерий в результате их упрощения в процессе эволюции. Согласно второй, вирусы – потомки древних, доклеточных структур, перешедших к паразитическому образу жизни. Согласно третьей – вирусы – клеточные генетические структуры, ставшими относительно автономными, но сохранившими зависимость от клеток.
- Давайте познакомимся со строением вирусов. (слайд 8).
Размеры вирусов колеблются от 20 до 300 нм. В среднем они в 50 раз меньше бактерий. Их нельзя увидеть в световой микроскоп, так как их длины меньше световой волны.
Вирусы состоят из различных компонентов:
а) сердцевина – генетический материал (ДНК или РНК). Генетический аппарат вируса несет информацию о нескольких типах белков, которые необходимы для образования нового вируса.
б) белковая оболочка, которую называют капсидом.
в) дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина. Она встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).
Вирусы способны к размножению, они обладают определенной наследственностью, воспроизводя себе подобных. Наследственные признаки вирусов можно учитывать по сектору поражаемых хозяев и симптомам вызываемых заболеваний. Они также обладают и изменчивостью. Можно наблюдать как генетическую изменчивость, связанную с изменением наследственного вещества, так и фенотипическую изменчивость, связанную с проявлением одного и того же генотипа в разных условиях.
Все вирусы по своей природе – паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток.
Вирусы, как и другие организмы могут приспосабливаться к условиям внешней среды. Многие условия внешней среды влияют на вирус опосредованно через организм хозяина.
Когда группа вирусов нападает на бактерии, их называют бактериофагами.
Бактериофагов, поражающих бактерии дизентерии, наблюдал в 1917 году Ф. Д. Эрелль. Ученые их называли “пожирателями” бактерий. Давайте рассмотрим процесс внедрения бактериофагов в клетку бактерии. (слайд 9)
Свойства бактериофагов разрушать бактерии используется для предупреждения и лечения бактериальных заболеваний. Через 10-15 минут введения бактериофагов в организм возбудителя чумы, брюшного тифа, дизентерии, сальномеллеза обезвреживаются.
Но у этого метода есть серьезный недостаток. Бактерии более изменчивы в плане защиты от фагов, чем бактериофаги, поэтому бактериальные клетки относительно быстро становятся нечувствительными к фагам.
- Вирусных заболеваний человека очень много. О многих из них вы слышали: это гепатит, полиомиелит, ОРВИ, бешенство, герпес, грипп. О некоторых из них более подробно расскажут ваши одноклассники.
Сообщения учащихся о вирусных инфекциях гриппе и СПИДе. (слайды 10 - 16). Во время сообщений остальные учащиеся составляют таблицу.
Название вируса | Пути проникновения в организм | Источники заражения | Поражающее действие |
- Закрепление. (Тест)
- Назовите неклеточные формы жизни:
А) прокариоты б) эукариоты в) цианеи г) вирусы
- Какие типы РНК могут входить в состав вирусов:
А) только одноцепочечные б) только двуцепочечные
в) одноцепочечные и двуцепочечные г) РНК не может входит в состав вирусов.
- Как называются вирусы, поражающие бактерии:
А) прокариоты б) бактериофаги в) рибосомы г) нуклеотиды
- Как называется механизм проникновения вирусов в клетку:
А) регуляторный б) рецепторный в) рефлекторный г) вестибуляторный
- Какой вирус был открыт самым первым:
А) вирус табачной мозаики б) вирус гриппа в) вирус оспы г) вирус СПИДа
- Кого считают основоположником науки вирусологии:
А) Д. Ивановского б) Ф. де Эрреля в) Л. Пастера г) Ф Леффлера
- С какими клетками взаимодействует вирус гриппа:
А) клетки печени б) клетки эпителия носовой полости в) лимфоциты г) клетки крови
- Как называется белковая оболочка вирусов:
А) капсула б) капсид в) клеточная стенка г) цитоплазматическая мембрана
- Найдите лишнее. Объясните почему.
Аденовирус, вирус гриппа, амеба дизентерийная, вирус оспы.
- Подведение итогов урока.
- Домащнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....
Разработка урока 6 класс "Животные в нашей жизни"
Урок посвящен проблеме редких и исчезающих видов животных, учит стратегиям выполнения заданий по чтению в формате ГИА....
План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)
Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....
Конспект урока. 5 класс. "Биология- наука о жизни"
Первый вводный урок по ФГОС в 5 классе....
Конспект урока литературы "Роль книги в жизни человека" (вводный урок, 5 класс)
Конспект вводного урока литературы в 5 классе на тему "Роль книги в жизни человека". Урок разработан с применением технологии развития критического мышления....
Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.
Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...
Презентация к уроку 7 класс по теме "Степень с натуральным показателем" (урок - обобщение)
Презентация к уроку алгебры 7 класс...