Конспект урока. 5 класс. "Биология- наука о жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Первый вводный урок по ФГОС в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_urokano1_po_fgos.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по биологии
Тип урока: урок “открытия” нового знания.
Тема: Биология - наука о живой природе.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: учить учащихся составлять план к тексту параграфа, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.
Развивающая: развивать общеучебные компетенции:
Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).
Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).
Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).
Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия “биология”, “биосфера”, “экология”.
Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками биологической информации, умение извлекать информацию из текста учебника, применять.
Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.
Методы:
Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические ( поиск информации, работа с рисунками)
Дополнительные: частично – поисковый.
Основные вопросы: что изучает биология, значение биологии.
Средства обучения:
- Учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2012;
- Рабочая тетрадь;
- Оценочный лист.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход урока
Этап урока | Содержание, деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД Планируемые результаты ( К- коммуникативные, Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные) | Формы организации урока |
I.Актуализация знаний Беседа учителя с учащимися о биологии как науке, о жизни, о разнообразии живых организмов. | 1) Обратите внимание на доску, прочитайте высказывание: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. (Н.И. Пирогов) Задание на экране | Объясняют смысл, данного высказывании, мысленно связывают его со своей деятельностью на уроке. 2. Осуществляют поиск информации в учебнике. 3. Обсуждают ответ, оформляют свои мысли в устной речи. | Л: оценивают ситуации К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог | Фронтальная |
2) Выделите естественные тела живой природы: 1.Живая природа; 2. Неживая природа; А. Вода; Б. Животные; В. Бактерии; Г. Горные породы; Д. Грибы; Е. Воздух; Ж. Растения; З.Тепло; И.Почва. Учитель слушает учащихся, записывает на доске ответы 5 учеников из каждой пары, открывает правильные ответы: 1. Б, В, Д, Ж | Учащиеся по очереди объявляют ответы. | П: выбирают основания для классификации объектов К: доносят свою позицию до других владея монологической речью; слушают собеседника и вступают с ним в диалог | В парах | |
3) Вопрос: назовите признаки, по которым выделили тела живой природы. | Ответ: раздражимость, обмен веществ, размножение, клеточное строение. |
|
| |
4) Вопрос: назовите науку, которая изучает жизнь. | Ответ: Биология Учащиеся делают отметки в оценочных листах (см. приложение № 1) |
|
| |
II. Знакомство учащихся с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним | Учитель знакомит с особенностями учебника, его методическим аппаратом и правилами работы с ним | Учащиеся слушают учителя, изучают структуру учебника, читают полезные советы в памятке (приложение № 2) задают вопросы учителю. | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Р: умение организовать работу с учебником. | Фронтальная |
III.Изучение нового материала 1. Целепологание | 5) Вопросы:
| Биология – это наука о жизни. Биология – наука о живой природе Изучить, что изучает наука биология, определить значение биологических знаний в современной жизни. | Р: определяют цели деятельности К: принимают, сохраняют цели и следуют им в учебной деятельности; составляют отзыв на ответ одноклассника П: узнают новое. | Фронтальная |
2. Биологические дисциплины | Объяснение учителя “биологические дисциплины” рисунок 1, с.6 учебника | Рассматривают рисунок 1, с.6, слушают учителя | Р: учатся считывать информацию со схемы; | В группах |
3. Введение и отработка понятий “биология”, “биосфера”, “экология”. | 6) Выполните задание №1, с.4 в рабочей тетради (на печатной основе). Найдите в тексте учебника с.6 понятия, указанные ниже и закончите предложения | Читают текст, выписывают понятия в тетрадь Читают текст, составляют план, записывают в тетради, используя план, рис.2 с.7 готовят рассказ | Р: осуществляют поиск информации; осуществляют поиск информации; составляют простой план К: готовят устный рассказ; П: работают по инструкции | В парах |
4.Значение биологических знаний в жизни человека. | 8).Рассмотрите рис 3, с.8, ответьте на вопрос: что будет, если человек лишится биологических знаний….. Учитель просит учащихся, у которых лучшие ответы сделать в своих оценочных листах пометки. | Выдвигают предположения, Приводятся факты, которые можно найти в тексте, рисунке, личного опыта. Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) | П: выдвигают гипотезы и их обосновывают; К: выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: самооценка | Индивидуальная Фронтальная беседа с использование рисунка 3 учебника |
IV. Закрепление | Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока. Биология – это наука, которая изучает жизнь. Биологические знания помогают человеку лечить и предупреждать болезни, сохранять и улучшать условия жизни. Объясни: | Учащиеся выполняют упражнение. Обучающиеся заносят результаты в оценочный лист (см. приложение № 1) | П: мысленное воспроизведение понятий. К: оформляют свои мысли в устной форме. Р: подводят итоги своей деятельности | Фронтальная |
V. Рефлексия | Учитель просит высказать свои ощущения Я узнал… Все что запланировал, на уроке сделал (да, нет) | Ученики в оценочных листах подводят итоги своей деятельности, соотносят результаты деятельности с целью урока. | Р: подводят итоги своей деятельности: что получилось? Что не получилось? Р: Что еще следует повторить? Л: связь биологии с другими науками. | Индивидуальная |
VI. Задание на дом | В учебнике изучить статью “Как работать с учебником” и § 1 “Биология — наука о живой природе”. Ответить на вопросы (устно) и подготовить сообщение по заданию в конце параграфа. В рабочей тетради выполнить задания 3, 4 и 5 | Записывают домашнее задание, задают вопросы | К: слушают собеседника и вступают с ним в диалог, задают вопросы Р: организация работы дома. | Индивидуальная |
Оценочный лист к уроку приложение 1
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
Задания | Баллы | Критерии оценки |
Задание № 1 | 3 балла – все правильно | |
2 балла ответ с незначительными ошибками | ||
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 2 | 3 балла – все правильно | |
2 балла – ответ с незначительными ошибками | ||
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 3 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – ответ с незначительными ошибками | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 4 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 5 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 6 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 7 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Задание № 8 | 2 балла – все правильно | |
1 балл – допущены не грубые биологические ошибки | ||
0 баллов – задание не выполнено | ||
Итого | Максимальный балл – 18. | |
Оценка за работу на уроке | 16 – 18 баллов – оценка 5. | |
Оцени свое настроение на уроке (поставь галочку) | 13 – 15 баллов – оценка 4. | |
8 – 12 баллов – оценка 3. | ||
Меньше 8 баллов – оценка 2. | ||
Приложение 2
Как работать с текстом
1.Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание
2.Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить.
3.Это поможет вам лучше понять текст параграфа.
4.Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.
5.Прочитайте текст, мысленно разбейте его на «смысловые единицы», составьте план (см.с.18)
6.Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами
7.Кратко перескажите параграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"
Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX века"
Урок изучения нового материала в 8 классе с применением ЭОР. Цель урока: познакомить обучающихся с системой образования и достижениями науки России во второй половине XIX в.;За...
план конспект урока "Что изучает наука история"
план конспект урока "Что изучает наука история", 4 класс...
Презентация вводного урока для 9 класса. Биология - комплексная наука.
Биология - комплексная наука. Признаки живых организмов. Разнообразие организмов (царства). Уровни организации жизни. Иллюстрации для объяснения темы и основные определения темы. Первичная проверка зн...
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов".
Урок по ФГОС 5 класс "Биология как наука. Методы изучения живых организмов"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе «Биология среди наук»
Цели: - помочь обучающимся убедиться в том, что биология - одна из самых интересных и важных наук, - познакомить их со смежными с биологией науками через ...
План-конспект урока "Логика как наука"
представлен подробный план-конспект урока по теме "Логика как наука"...