Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме

 

    Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.

Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.

Презентация применяется на этапе объяснения нового материала, а так же на этапе закрепления изученного на уроке. По ходу урока предполагается заполнить структурно – логическую схему, а также самостоятельная работа учеников с текстом учебника, которая сопровождается демонстрацией слайдов с заданиями.  По окончании выполнения задания можно осуществить проверку правильности выполнения, так как по щелчку мыши происходит высвечивание правильных вариантов ответов.   На этапе закрепления нового материала проводится игра  «Третий лишний»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok_strelnikova_t.v..doc152 КБ

Предварительный просмотр:

VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок», естественно-научное направление

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

 станицы Михайловской

Курганинского района

 Краснодарского края

                                                                                                         

                                                                                     Биология, 7 класс.

                                                                                     Разработал и провёл

                                                                                     учитель химии и  биологии

                                                               Стрельникова Татьяна Владимировна

2011-2012 учебный год

Тема урока:

Цели урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.

Оборудование: структурно- логические схемы для учащихся, таблицы по зоологии, проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика.   (Слайд №6) 

        Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя:

- Давным - давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик - Антоний ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть - хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные - линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!

          Вот вы подумайте, капля воды из лужи - ну что казалось - бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.

Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема (Приложение 1). Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.

III.Изучение нового материала

Работа со структурно- логической схемой

1.Общая характеристика простейших

( самостоятельная работа учащихся  с текстом учебника, с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)

- Амёба обыкновенная относится к типу простейшие, класс саркодовые. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, почему амёба получила такое название - простейшее животное?

Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.

2. Классификация

(рассказ учителя с демонстрацией слайда №8,зарисовка схемы в тетради)

3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы

(просмотр видеофрагмента (Слайд №9), беседа по фрагменту)

- Где обитает амеба обыкновенная? (заполнение схемы)

- Какова форма ее тела?

- Как передвигается амеба? (заполнение схемы)

- Что такое ложноножки?

4.Внешнее строение амебы.

(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы». Демонстрация слайда №10, организация фронтальной работы по слайду по вопросам.)

- На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.)  (заполнение схемы)

Процессы жизнедеятельности амебы

5.Питание, удаление  непереваренных остатков и выделение избытка воды. (заполнение схемы)

-Как вы думаете, чем питаются амебы?

(Просмотр видеофрагмента слайд №12, с последующим самостоятельным  выполнением  задания на слайде №13и №14)

. 

Задание слайда №13

Установи правильную последовательность процессов питания  амебы.

Задание слайда № 14

6. Дыхание амебы

(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).

Амёба - живой организм, значит, она должна дышать.

- Что поглащают организмы в процессе дахания? Где амеба берет кислород?

Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. Он нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма (заполнение схемы).

- А какой газ выделяется в процессе дыхания?

Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.

7. Размножение амебы

(Просмотр фрагмента о размножении амебы на слайде№15, выполнение задания слайда №16, с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью)

Задание слайда №16

Вставь пропущенное слово в предложение.

8. Многообразие представителей класса Саркодовые.

(Рассказ учителя с демонстрацией слайдов №18– 20)

IV. Закрепление материала

Проведение игры «Третий лишний».

- Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).

  1. ядро, хлоропласты, цитоплазма
  2. вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
  3. псевдоподии, цитоплазма, оболочка
  4. пруд, море, лужа
  5. светочувствительный глазок, ядро, циста

        V. Домашнее задание.

Прочитать параграф №9

Подготовить сообщения о представителях «Класса Саркодовые», желательно с компьютерной презентацией.

   Структурно-логическая схема          Приложение №1               

                                                                                                   

                                                                               

1…………………………                                               (рисунок амебы с                                        2…………………………                                                указанием вакуолей,                            

3…………………………                                             ядра, псевдоподий

                                             

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                           

           

Как?        Форма тела  ……....

………………        V км/ч    …………..

………………………                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                   

        Как?                                                                                              

        ………………      

Как?…………………        Чем?…………

………………………                                                                                                        

Чем?…………………                                                                                            

………………………                Что?………………… ……….                        

                                                     ……………………………….

                                                     Чем?………………………….

                                                     ………………………………..                

        

        

                                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 7 классе "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом".

Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом" был представен на окружном конкурсе "Копилка медиауроков - 2010"....

Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"

Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...

Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные"

Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные" с использованием интерактивной доски....

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»

Модульные  уроки  по  биологии  7  класс; рабочая  программа  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - ку...

Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".

Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...

Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"

Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокниж...