Урок по биологии для 7 класса. Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная.
план-конспект урока биологии (7 класс) по теме
Данный урок разработан и проведён с учащимися 7 класса общеобразовательной средней школы базового уровня. Накопляемость учащихся в классе - 27 человек, уровень подготовленности учащихся и учебная мотивация большинства учащихся – средние.
Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.
Презентация применяется на этапе объяснения нового материала, а так же на этапе закрепления изученного на уроке. По ходу урока предполагается заполнить структурно – логическую схему, а также самостоятельная работа учеников с текстом учебника, которая сопровождается демонстрацией слайдов с заданиями. По окончании выполнения задания можно осуществить проверку правильности выполнения, так как по щелчку мыши происходит высвечивание правильных вариантов ответов. На этапе закрепления нового материала проводится игра «Третий лишний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok_strelnikova_t.v..doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок», естественно-научное направление
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12
станицы Михайловской
Курганинского района
Краснодарского края
Биология, 7 класс.
Разработал и провёл
учитель химии и биологии
Стрельникова Татьяна Владимировна
2011-2012 учебный год
Тема урока:
Цели урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, ознакомить с особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать и делать выводы.
Оборудование: структурно- логические схемы для учащихся, таблицы по зоологии, проектор, презентация, фрагменты учебных фильмов из единой коллекции ЦОР).
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальные, индивидуальные, групповые.
Особенности: в течение урока каждый учащийся заполняет структурно-логическую схему параллельно с учителем, затем схема вкладывается в рабочую тетрадь ученика. (Слайд №6)
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя:
- Давным - давно, ещё в 1632 году, в городе Дельфте в Голландии родился мальчик - Антоний ван Левенгук. Прошли годы, и отец отправил юношу в Амстердам учиться коммерции. Родителей Антоний почитал, поэтому ослушаться не посмел. Учёбу закончил и дело собственное открыл - торговал тканями. Так и жил бы себе как все, потихоньку, но была у него одна страсть - хобби по-нашему. Уж очень нравилось Левенгуку стёкла увеличительные - линзы шлифовать, в дощечки вставлять, да через те стёкла мир невидимый рассматривать. До чего же вокруг всё интересно!
Вот вы подумайте, капля воды из лужи - ну что казалось - бы в ней такого? А вы на эту каплю через стекло увеличительное посмотрите. Кто в ней только не живёт! И вот однажды Левенгук увидел в капле воды то животное, о котором мы сегодня будем говорить. Это амёба обыкновенная (показать на таблице). А вот теперь подключите своё воображение и уменьшите её мысленно до 0,1 мм – вот такая маленькая она на самом деле.
Левенгуку очень хотелось изучить подробно это странное животное, кое-что ему удалось, на какие-то вопросы он не смог дать ответы и до наших дней дошла вот такая интересная схема (Приложение 1). Давайте попробуем к концу урока заполнить правильно эту схему. Потом заполненную схему вложите в тетрадь.
III.Изучение нового материала
Работа со структурно- логической схемой
1.Общая характеристика простейших
( самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, с последующей фронтальной проверкой выписанных пунктов)
- Амёба обыкновенная относится к типу простейшие, класс саркодовые. (заполнение схемы)
-Как вы думаете, почему амёба получила такое название - простейшее животное?
Хотя амёба состоит из одной клетки, но клетка целый организм, хоть и микроскопический.
2. Классификация
(рассказ учителя с демонстрацией слайда №8,зарисовка схемы в тетради)
3.Среда обитания, передвижение и внешний вид амебы
(просмотр видеофрагмента (Слайд №9), беседа по фрагменту)
- Где обитает амеба обыкновенная? (заполнение схемы)
- Какова форма ее тела?
- Как передвигается амеба? (заполнение схемы)
- Что такое ложноножки?
4.Внешнее строение амебы.
(Работа учащихся с рисунком учебника «Внешнее строение амебы». Демонстрация слайда №10, организация фронтальной работы по слайду по вопросам.)
- На какой органоид указывает стрелка №1?(и т.д.) (заполнение схемы)
Процессы жизнедеятельности амебы
5.Питание, удаление непереваренных остатков и выделение избытка воды. (заполнение схемы)
-Как вы думаете, чем питаются амебы?
(Просмотр видеофрагмента слайд №12, с последующим самостоятельным выполнением задания на слайде №13и №14)
.
Задание слайда №13
Установи правильную последовательность процессов питания амебы.
Задание слайда № 14
6. Дыхание амебы
(организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника).
Амёба - живой организм, значит, она должна дышать.
- Что поглащают организмы в процессе дахания? Где амеба берет кислород?
Вместе с водой из лужи поглощается кислород, растворенный в воде. Он нужен, т.к. при его участии идет разложение пищи на простые питательные вещества и выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности организма (заполнение схемы).
- А какой газ выделяется в процессе дыхания?
Он удаляется вместе с водой через сократительную вакуоль. Значит, сократительная вакуоль выполняет две функции. Назовите их.
7. Размножение амебы
(Просмотр фрагмента о размножении амебы на слайде№15, выполнение задания слайда №16, с опорой на текст учебника. Фронтальная проверка выполненного по ответам ,появляющимся по щелчку мышью)
Задание слайда №16
Вставь пропущенное слово в предложение.
8. Многообразие представителей класса Саркодовые.
(Рассказ учителя с демонстрацией слайдов №18– 20)
IV. Закрепление материала
Проведение игры «Третий лишний».
- Я называю вам по три понятия, одно из которых к амебе отношения не имеет. Вы находите это понятие и объясняете (можно на карточках).
- ядро, хлоропласты, цитоплазма
- вакуоль с клеточным соком, пищеварительная вакуоль, сократительная вакуоль
- псевдоподии, цитоплазма, оболочка
- пруд, море, лужа
- светочувствительный глазок, ядро, циста
V. Домашнее задание.
Прочитать параграф №9
Подготовить сообщения о представителях «Класса Саркодовые», желательно с компьютерной презентацией.
Структурно-логическая схема Приложение №1
1………………………… (рисунок амебы с 2………………………… указанием вакуолей,
3………………………… ядра, псевдоподий
Как? Форма тела ……....
……………… V км/ч …………..
………………………
Как?
………………
Как?………………… Чем?…………
………………………
Чем?…………………
……………………… Что?………………… ……….
……………………………….
Чем?………………………….
………………………………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 7 классе "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом".
Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом" был представен на окружном конкурсе "Копилка медиауроков - 2010"....
Урок по биологии для 7 класса на тему "Класс Саркодовые. Амеба обыкновенная"
Данный урок проводится с учащимися класса.Целью урока является создание условий для осмысления новой учебной информации, повышение мотивации учащихся.Презентация применяется на этапе объяснения нового...
Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные"
Урок по биологии в 7 классе "Класс Земноводные" с использованием интерактивной доски....
Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".
Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...
Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»
Модульные уроки по биологии 7 класс; рабочая программа по биологии для 6-9 классов (авторы В.В. Пасечник и др.) - ку...
Конспект открытого урока по биологии в 7 классе "Класс Птицы".
Разработка открытого урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Птицы". Это первый урок о классе птиц, в котором рассматривается общая характеристика птиц и особенности, связанные с полетом. На уроке...
Открытый интегрированный урок математики-биологии в 5 классе по теме: "Действия с обыкновенными дробями"
Открытый интегрированный урок в 5 классе по теме: "Действия с десятичными дробями". Урок рассчитан на 2 часа, содержит задания, в ходе решения которых учащиеся будут знакомиться с краснокниж...