Игра "Птичья школа"
методическая разработка по экологии на тему

Четвернина Августина Львовна

урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Приложение 3.

     Обращение к народной игре как средству экологического воспитания позволяет через специально отобранные игры, их включение в экологическое развитие школьников, создание соответствующих педагогических условий обогащать эмоционально-ценностные отношения подростков к самим себе, другим людям, миру природы и культуры. В школе с учащимися была проведена игра «Птичья школа». Дети проявили большой интерес к этой игре. Хочется поделиться сценарием данного мероприятия.                        

Игра «Птичья школа»

     Основная идея: люди издавна относились к птицам как к уникальному созданию природы. Им поклонялись, по их поведению предсказывали сезонные изменения; птичье совершенство и красота вдохновляли изобретателей на технические открытия. Несмотря на то, что птицы на земле всюду – во всех ландшафтах и странах, - их не так уж и много. Изучение птичьего мира позволяет человеку не только познать законы природы, но и сохранять ее сообразно существующим взаимосвязям.

     Сюжет игры. Первое занятие «Птичьей школы» начинается с интересной информации о птицах, которая фокусирует внимание школьников, настраивает их на яркое, эмоциональное восприятие и творчество.

     Зачин «А знаете ли вы?» может быть проведен ведущим, старшеклассниками, приглашенными, чье увлечение – это мир птиц.

     Ведущий: Первые оперенные крылья мир увидел примерно 150 миллионов лет назад, в юрском периоде мезозойской эры. Археоптериксы, или первоптицы, нечто среднее между ящерицей и птицей, цепляясь когтями крыльев и ног, лазали по ветвям древних деревьев и, распластав уже хорошо оперенные крылья, планировали невысоко над землей. Миллионы лет понадобились для того, чтобы первоптицы овладели искусством полета и расселились всюду на Земле. Ученые-орнитологи утверждают, что на каждого человека приходится примерно 25 птиц. Согласимся, что это не так уж много. Мир птиц удивителен, разнообразен и интересен. У многих народов птицы являются священными, они герои мифов, легенд, сказок; издавна по поведению птиц предсказывали сезонные изменения, а красота и полет птиц вдохновили людей на изобретение самолета, планера и других летательных аппаратов.

     А знаем ли мы мир птиц? Умеем ли его беречь? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей «птичьей школе».

     Ведущий представляет гостей, участников игры, членов жюри, приглашает команды в «птичью школу».

     Первое занятие начинается с работы в группах, которым предстоит за отведенное время (5-7 минут) ответить на вопросы викторины «Что за птицы?».

     Какие птицы очень похожи на людей во фраках: спереди белая «манишка», сзади темная спина? (Пингвины)

     Изображение пера, какой птицы в Египте было знаком справедливости? (Страуса)

     Эта птица священна у магометан, у христиан она символ материнской любви, а индусы приручили ее с одной целью – ловить рыбу, которую птица «вычерпывает» клювом-ковшом и прячет в мешки под ними. (Пеликан)

     О какой птице в народе говорят, будто бы она приносит счастье? (Аист)

     Издавна эта птица была символом красоты, а за величавую осанку ее справедливо называют царственной. (Лебедь)

     Самый знаменитый орел, благодаря мощи и размерам которого эти птицы прославились в веках, а их изображение красуется на гербах государств и городов. (Беркут)

     Каких птиц за большие, светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и бесшумные движения иногда называют «пернатыми кошками»? (Совы)

     Единственные среди всей куриной родни перелетные птицы, улетающие на зимовку за тысячи километров? (Перепела)

     Какими птицами за добросовестную службу и помощь людям во Франции и Англии поставлен памятник? (Голубям)

     Чехи называют эту птицу «кукачка», немцы – «кукук», французы – «куку», итальянцы – «куколо», турки – «гугук», а русские - … (Кукушка)

      Название какой птицы схоже с растением, чье главное свойство – обжигать? (Крапивник)

     Жюри подводит итоги викторины.

     На втором занятии «Птичьей школы» участникам предлагается поработать в течение 7-10 минут и каждому второму представителю команды дать ответ на вопрос: что означают выражения, в которых присутствует «птичий образ»:

     кукушкины дети;

     синяя птица;

     как с гуся вода;

     вольная птица;

     попасть как кур во щи;

     глухая тетеря;

     подсадная утка;

     на птичьих правах;

     курский соловей;

     важная птица.

     Участники команды по очереди дают ответы на вопросы, раскрывая значение выражений. Если участник какой-либо команды ошибается, то право ответа переходит к участнику другой команды. Каждое выражение рассматривается только один раз, но его значение может быть дополнено ответами представителей разных команд. Оцениваются правильность ответов и существенные дополнения к ним.

     Третье занятие «птичьей школы» начинается с загадок о птицах. Отвечает команда, первая поднявшая руку, или в порядке очередности.

     Затем участникам игры раздаются изречения из «энциклопедии» народного естествознания. Для того чтобы приметы оказались законченными, необходимо вписать названия птиц, которые отсутствуют в предложениях-заданиях.

     Овсянка запела веснянку: покинь сани, возьми воз.

     Воробьи дружно чирикают – к теплу.

     Грач на горе – весна на дворе.

     Прилетел кулик из-за моря, вывел, вывел весну из-за затворья.

     Журавль прилетел и тепло принес.

     Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

   Соловей петь начинает, когда сможет напиться росы с березового листа.

   Чайки много купаются – к ненастью.

   Ворона кричит в полдень в сторону юга – к теплу, на север – к холоду.

   Голуби разворковались – будет солнышко.

    Сова кричит – на холод.

   Галки тепла накричали.

    Куры купаются в песке и хлопают крыльями – к дождю.

    Синичка с утра пищит – ожидай ночью мороза.

    Гуси хлопают крыльями – к морозу, полощутся – к теплу.

    Сыч кричит по ночам – к теплу и холоду.

    Кукушка кукует – хорошая погода будет.

     Ведущий подводит итоги, просит ребят дополнить приметы, акцентируя вниманием на том, что «метеорологические миниатюры» - это результат вековых наблюдений наших любознательных предков над жизнью природы и замечательное творение народного поэтического искусства.

 В заключение игры подводятся итоги, и определяется команда-победительница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра_Птичий базар_

Сценарий  интеллектуальной игры "Птичий базар" по биологии, 7 класс...

Интеллектуальная игра "Птичий Базар"

Хорошо проводить на обобщающих уроках и как внеклассное мероприятие....

Познавательная игра "Птичий калейдоскоп"

Эта интеллектуально познавательная игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, которые уже ознакомились с темой "Птицы". Игра командная с конкурсом для капитанов. Вопросы использованы как по программе, т...

Своя игра "Птичий мир"

Своя игра "Птичий мир"...

Зоологическая интеллектуальная игра «Птичий базар» для учащихся 6-7 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-7 классов позволяет показать связь биологии с другими предметами, проверить знания по биологии, развить устойчивый интерес к изучению птиц....

Игра "Наша школа - самая!" (к Дню рождения школы или при знакомстве 5 классов с основной школой)

Данная методическая разработка игры способствует знакомству учащихся 5 классов с историей школы, его работниками, возможностями учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования. В предло...

Интеллектуально-познавательная игра «Птичий переполох»

Проведение интеллектуально-познавательной игры по биологии «Птичий переполох» приурочено к Международному дню птиц, который традиционно отмечается 1 апреля....