Планирование по химии, 9 класс (О.С.Габриэлян)
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование для изучения химии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_himiya_9_klass__gabrielyan_o.s.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (базовый уровень)

№ уро-ка, да-

та

Тема урока

Основные элементы содержания

Вид контроля, домашнее задание

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование для демонстраций, лабораторных и практических работ

Повторение основных вопросов курса химии 8-го класса и введение в курс 9-го класса. (4ч.)

Цель: Дать план общей характеристики элемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции.               ( ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции).

1.

Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д.И. Менделеева

Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента.

Характеристика элемента - металла.

Характеристика элемента-неметалла

По учебнику: стр.8, № 5.

*ДЗ: §1

Знать:

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп

- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента.

Слайд-презентация по теме «П.З. и П.С.», проектор, ноутбук

2.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД

Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.

Текущий контроль.

Работа по карточкам: проверочная работа по сборнику

«Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна. стр. 8, № 1, 2, 3, 4.      

*ДЗ: § 2

Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.

Уметь:

записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде. Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.

Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций

ПСХЭ

«Контрольные и проверочные работы.  Химия 9» к учебнику Габриеляна. 

3.

 Генетические ряды металлов и неметаллов

Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. Понятие о переходных элементах

Текущий контроль: опрос.

По учебнику: стр.19, № 2, устно.

*ДЗ: по учебнику, стр.19, № 4

Знать:

Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.

Уметь:

составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе.

ПСХЭ,

таблица «Генетические связи неорганических веществ»

4

Решение задач на выход продукта в процентах от теоретически возможного

 

Тема II Металлы (15 ч)

Цель: Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

5.

Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов

Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.

Строение атомов металлов.

Металлические  кристаллические решетки.

Металлическая  химическая связь.

Физические свойства металлов простых веществ.

Легкие и тяжелые металлы.

Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.

*ДЗ: § 4-5

Учебник, стр.29 № 1 устно.

Знать:

Положение элементов металлов в П.С.

Физические свойства металлов: пластичность,  электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.

Уметь:

- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с металлами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

ПСХЭ

Сборник «Контрольные и проверочные работы . Химия 9» к учебнику Габриеляна.

Л.

Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции).

Таблицы: «Относительная твердость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов»

6.

Химические свойства металлов

Восстановительные свойства металлов.

Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.

Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и  солей. Металлотермия

Текущий контроль – опрос, краткие сообщения учащихся.

*ДЗ: § 8 до слов "…по восстановительной способности…", стр. 41, № 2.

Текущий контроль – опрос, работа по карточкам.  *ДЗ: § 8 (до конца)

Тетрадь на печатной основе стр. 34 № 10.

Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Д.

Горение магния.

Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин).

Ряд активности металлов.

Л.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте (гранулы цинка, железные опилки, соляная кислота).

Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железо)

7.

 Металлы в природе, общие способы получения металлов. Сплавы.

Самородные металлы.

Минералы. Руды.

Металлургия и ее виды:

Пиро-, гидро-, электрометаллургия.

Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов Сплавы и их классификация.

Черные металлы: чугуны и стали.

Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.

Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов

Текущий  контроль – опрос. Самостоятельная работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы.  Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр. 153, вариант 1, № 1.

*ДЗ: § 9, Текущий контроль.

*ДЗ: § 7, стр.38, № 2

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.

Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.

Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов

Л.  Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия

(коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия)

Л.

Знакомство с образцами металлов и сплавов

(по коллекциям).

Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов

8.

Общие понятия о коррозии металлов

Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии

Текущий контроль-опрос. Решение задач и упражнений из раздела «Металлы»

*ДЗ: § 10, упр.1-4.

Знать причины и виды коррозии металлов.

Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту

Ряд активности металлов.

Слайд-лекция, проектор, ноутбук.

Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии

9.

 Щелочные металлы

Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.

Щелочные металлы - простые вещества.

Общие физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства щелочных металлов:

взаимодействие с простыми веществами, с водой.

Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов

Текущий контроль – опрос.

*ДЗ: §11,

Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.

Образцы щелочных металлов,

Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий).

Схема «Натрий  и калий в организме человека», «Натрий и калий в продуктах питания».

Видеофильм

10.

Соединения щелочных металлов

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли  (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов

*§ 11 с. 54-58

упр. 1(б),2

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений

Л. Распознавание катионов натрия и калия по окраске пламени.

СD «Виртуальная лаборатория»

11.

Общая характеристика элементов главной подгруппы  II группы

Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.)

Текущий контроль - работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы.  Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр. 154-155, работа по вариантам 1-2,  № 1, 2*ДЗ: § 12

Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР)

Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природных соединений.

Взаимодействие кальция с водой (вода, фенолфталеин, кальций, чашка Петри) Л.

Распознавание катионов кальция и бария (растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки)

12.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.).

Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов

Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.

Слайд-презентация «Щелочноземельные Ме».

13.

Алюминий.

Строение атома алюминия.

Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами;

Алюминотермия.

Природные соединения алюминия и способы его получения.

Области применения алюминия

Текущий контроль. Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы.  Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр.155,  Вариант 4, № 1.

 *ДЗ: §13

Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства

Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений.

Таблица «Основные области применения алюминия и его сплавов»

14.

Соединения алюминия

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений

*§ 13,   упр. 1, 3, 4,

Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.

Знать природные соединения алюминия.

 Знать применение алюминия и его соединений

Д.

Амфотерность гидроксида алюминия

(растворы едкого натра, соляной кислоты, соли алюминия, пробирки)

15.

Железо, его строение, физические и химические свойства

Строение атома железа.

Степени окисления железа.

Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями.

Железо в природе, минералы железа

Текущий контроль – опрос, самостоятельная работа  по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр.156, вариант 2 № 1.*ДЗ: §14,

Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа

Л.

Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте (пробирка, железные опилки, соляная кислота). Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса,  железная скрепка или кнопка)

16.

Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

*§ 14,   упр. 4, 6, 5

с. 78-82

Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций.

 Знать химические свойства соединений железа (II) и  (III).

Л.

Получение гидроксидов железа +2 и +3 и изучение их свойств (растворы солей железа +2 и +3, раствор гидроксида натрия, соляная  или серная кислота, спиртовка, спички).

Д.

Качественные реакции на ионы железа (растворы солей железа +2 и +3, растворы красной кровяной соли и желтой кровяной соли, роданида калия, пробирки).

17.

Практическая работа №1 "Получение соединений металлов и изучение их свойств"

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.  

Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах

Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении данной работы.

*ДЗ: повторение § 2- 14

Уметь:

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем соединения металлов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с веществами и материалами

Инструкции.

Таблица растворимости.

Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра,

 медного купороса, гидроксида натрия, соляная кислота, железные скрепки или кнопки, спиртовка, спички, пробирки. Железные опилки, серная кислота, растворы хлорида железа (II), гидроксида натрия, серной кислоты

18

Обобщение и систематизация знаний по теме

Повторение ключевых моментов темы «Металлы»:

физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений

Текущий контроль – опрос, выборочная проверка тетрадей с ДЗ.

*ДЗ: повторить § 7-14.

Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений

ПСХЭ

Ряд активности металлов.

ДМ

Компьютерный тест

19

Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Тематический контроль знаний

*Повторить
§ 5-14

Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений

ДМ

Контрольные и проверочные работы О.С. Габриелян «Химия 9»

с. 113-120

Тема II Неметаллы (27 ч)

Цель: Используя антитезу (противоположность, противопоставление) с металлами, рассмотреть положение неметаллов в Периодической системе и особенности строения их атомов, вспомнить ряд электроотрицательности. Повторить понятие аллотропии и кристаллическое строение неметаллов, а следовательно, рассмотреть их физические и химические свойства. Показать роль неметаллов в неживой и живой природе. Дать понятие о микро- и макроэлементах, раскрыть их роль в жизнедеятельности организмов. Показать народнохозяйственное значение соединений неметаллов. (Рефлексивная, коммуникативная, смысло-поисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).

20

Неметаллы: атомы и простые вещества.

Положение элементов- неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

*ДЗ: § 15, 16-самостоятельное изучение.

Уметь характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода

Д.

Образцы неметаллов:

водород, кислород, хлор в пробирках с пробками, бром (в ампуле), сера, йод, красный фосфор, активированный уголь.

Л. Знакомство с образцами НеМе (коллекции).

Таблица «Состав воздуха»

21

Водород

Водород, его свойства.
Получение и применение.

Сам. работа

Уметь характеризовать химический элемент водород по положению в П.С.Х.Э.  Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь  составлять уравнения  реакций (ок-вос) химических свойств водорода.

Получение водорода взаимодействием
активных металлов с кислотами

22

Галогены

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей и галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду.

Текущий контроль.  

*ДЗ: § 18, стр. 109, № 1

Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

Д.

Образцы  галогенов

 «Возгонка йода»

Последовательное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Йодкрахмальная проба (крахмальный клейстер, спиртовая настойка йода)

23

Соединения галогенов

Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная). Бромоводородная, йодоводородная.

Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды.

Качественные реакции на галогенид-ион.

Природные соединения галогенов

Самостоятельная работа: по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна стр.160 Варианты 1, 3 № 1-3. *ДЗ: §19 стр.115 №3, 4.

Распознавать опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот. Знать качественную реакцию на хлорид-ион. Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов

Л.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, фторидами).

Д.

Распознавание соединений хлора, брома, йода (растворы хлорида, бромида, йодида калия, нитрата серебра, пробирки). Свойства соляной кислоты (магний, оксид магния, гидроксид натрия,  лакмус, свежеприготовленный гидроксид меди (II), карбонат натрия)

24

Практическая работа « Получение соляной кислоты и изучение её свойств»

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.  

Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах

Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении данной работы.

Уметь:  - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем соединения металлов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с веществами и материалами

Инструкции, оборудование для выполнения работы

25

Общая характеристика элементов VI А группы. Кислород.

Строение атомов элементов VI группы. Строение атома кислорода. Химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Аллотропия кислорода. Горение.

Уметь характеризовать химические элементы по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома. Уметь записывать уравнения реакций кислорода  с металлами, неметаллами, реакции горения простых и сложных веществ.

Периодическая система

Д.

Получение кислорода.

Горение простых и сложных веществ на воздухе и в чистом кислороде.

26, 27

Сера- простое вещество. Соединения серы

Строение атомов серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы: взаимодействие с металлами,  кислородом,  водородом. Демеркуризация. Сера в природе: самородная, сульфидная и сульфатная. Биологическое значение серы. Применение серы. Кислородсодержащие  и водородное соединения серы.

Текущий контроль. Самостоятельная работа.

(2-3 человека):  по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна стр.161 Вариант 1, 2 № 2, 3.    *ДЗ: § 22, 23

Уметь характеризовать химический элемент по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома. Уметь записывать уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллами

Слайд-лекция «Сера», ПК, проектор.

Л.

Знакомство с образцами природных соединений серы.

Д.

Аллотропия серы. Сера, штатив, спиртовка, спички, стакан с водой. Колба с обратным холодильником, часовое стекло, лупа.

Взаимодействие серы с металлами (натрий, сера, фарфоровая ступка, пестик).

28,

29

Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты. Производство серной кислоты контактным способом

Серная кислота разбавленная и концентрированная. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты: глауберова соль, гипс, сульфат бария, медный купорос. Производство серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Текущий контроль-опрос.

*ДЗ: § 23 стр. 141 № 3, 8.

Знать свойства серной кислоты  в свете представлений ТЭД. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР.

Знать качественную реакцию на сульфат-ион.

Уметь записывать уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР

Д.

Взаимодействие разбавленной серной кислоты с металлами, оксидами металлов,  растворимыми и нерастворимыми гидроксидами металлов

(гранулы цинка, алюминия, железные стружки, оксид магния, раствор гидроксида натрия + лакмус, свежеприготовленный гидроксид железа (III), разбавленная серная кислота).

Свойства концентрированной серной кислоты (обугливание бумаги и сахарной пудры).

Л.

Распознавание сульфат-иона (раствор сульфата натрия, нитрата бария). Таблица «Применение серной кислоты»

30

Азот

Строение атомов и молекул азота. Свойства азота. Взаимодействие с металлами, водородом и кислородом. Получение азота из жидкого воздуха. Азот в природе и его биологическое значение

Текущий  контроль-опрос.

*ДЗ: § 24

Уметь писать уравнения реакций в свете представлений об ОВР. Знать круговорот азота в природе (корни культурных и бобовых растений с клубеньками)

Д.

Слайд-лекция «Азот», проектор, ноутбук.

Получение азота

(кристаллические бихромат аммония, нитрит натрия, спирт, ступка с пестиком, фарфоровая чашечка, пробирка, спички).

Таблица «Круговорот азота в природе»

31

Аммиак

Строение молекулы аммиака. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Текущий контроль-опрос.

*ДЗ: §25 стр.152 №1,2,3 (устно).

Знать строение молекулы аммиака.  Донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Уметь  описывать свойства с точки зрения ОВР и физиологическое воздействие на организм

Д.

Получение, собирание и распознавание аммиака (гидроксид кальция и хлорид аммония, газоотводная трубка,  штатив, спиртовка, спички, влажная индикаторная  лакмусовая бумага, стеклянная палочка, концентрированная соляная кислота).

Таблица «Применение аммиака»

32

Соли аммония

Свойства солей аммония, обусловленные ионом аммония и различными анионами. Разложение солей аммония. Хлорид, нитрат, карбонат аммония и их применение

Текущий контроль-опрос, работа по карточкам.  Проверочная работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна стр. 164 Вариант 2 № 1, 2. *ДЗ: §26 стр.155  №2

Знать строение, свойства и применение солей аммония.

Уметь распознавать ион аммония

Д.

Получение солей аммония (концентрированные растворы серной и азотной кислоты, концентрированная соляная кислота, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, влажная лакмусовая бумага, штатив, горелка, спички, стеклянная пластинка, пипетки). Л.

Распознавание катиона

аммония

(растворы солей аммония и гидроксида натрия, спиртовка, спички,  влажная лакмусовая бумага)

33

Практическая работа « Получение аммиака и изучение его свойств»

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь получать аммиак в лаборатории и доказывать его наличие. Качественно доказывать наличие катионов NH4+ и OH- ионов.

34-35

Кислородные соединения азота.       Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты

Несолеобразующие кислотные оксиды азота. Оксид азота (IV).  Свойства азотной кислоты как электролита и как окислителя. Взаимодействие концентрированной и разбавленной кислоты с медью. Применение азотной кислоты. Нитраты, селитры

Текущий контроль-опрос. Самостоятельная работа  по ДМ

*ДЗ: § 27 стр.158  № 2, 4, 5

Знать свойства кислородных соединений азота, уметь писать уравнения реакций, доказывающих их свойства с точки зрения ОВР.

Знать свойства азотной кислоты как окислителя, уметь писать реакции взаимодействия концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами.

Ряд активности металлов.

Д.

Получение оксида азота NO2  и его взаимодействие с водой.

Медь, оксид меди (II), азотная кислота  концентрированная,  вода, УИ бумага.

Взаимодействие азотной кислоты с основаниями, основными оксидами, солями.

(Растворы азотной кислоты, гидроксида натрия, мрамор свежеприготовленный гидроксид меди (II).

 Образцы азотных удобрений

36,

37

Фосфор и его соединения

Аллотропия фосфора: белый фосфор. Красный фосфор. Свойства фосфора: образование фосфидов, оксида  фосфора (V). Фосфорная кислота и три ряда ее солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.

Биологическое значение фосфора (фосфат кальция, АТФ, ДНК и  РНК).  Применение фосфора и его соединение

Текущий контроль-опрос. Самостоятельная работа (2-3 человека):  по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия 9» к учебнику Габриеляна, стр. 165. Вариант 1, 3 задание 1.  

*ДЗ: § 28 стр. 163  № 1, 2.

Знать строение атома, аллотропные видоизменения, свойства и применение.

Уметь писать уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора (V), свойств фосфорной кислоты.

 Знать применение фосфора

Д.

Видеофильм

"Горение фосфора, образование фосфорной кислоты"

(Красный фосфор, ложечка для сжигания веществ,  вода, лакмус, колба, спички, химический стакан).

Взаимодействие фосфорной кислоты со щелочами и солями.

Растворы фосфорной кислоты, гидроксида натрия, нитрата серебра, УИ бумага. Таблица «Круговорот фосфора в природе»

38

Минеральные удобрения

39

Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме подгруппы азота

Решение упражнений по теме "Подгруппа азота". Повторение ключевых понятий темы

Текущий контроль-опрос.

Работа по ДМ, раздел «Азот и фосфор».

*ДЗ: § 24-28

стр. 101-118.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём или массу  по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Ряд активности металлов.

ДМ, сборники задач

40

Углерод

Строение атома и степень окисления углерода.  Аллотропия углерода: алмаз и графит. Древесный активированный уголь. Адсорбция и ее применение. Химические свойства углерода. Взаимодействие с кислородом, металлами, водородом, с оксидами металлов.

Карбиды кальция и алюминия. Ацетилен и метан. Круговорот углерода в природе

*ДЗ: § 29

Уметь составлять схемы строения атома. Знать и уметь характеризовать свойства углерода.

Д. Слайд-презентация темы, ПК, проектор.

Модели кристаллических решеток алмаза и графита.

Адсорбция.

( Древесный уголь, таблетки карболена, растворы чернил, сока свеклы, вишневого компота, одеколон. Стеклянная трубка диаметром 1,5 – 2 см, штатив, вата, речной песок, стакан, колба).

Противогаз

41, 42

Кислородные соединения углерода

Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ. Получение, свойства, применение. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты и гидрокарбонаты. Превращение карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Понятие жесткости воды и способы ее устранения. Качественная реакция на соли угольной кислоты

Текущий контроль-опрос. *ДЗ: § 30 стр. 178 № 5, 6

Уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода. Знать качественные реакции на углекислый газ и карбонаты.

 Знать физиологическое действие на организм угарного газа. Уметь оказывать первую помощь при отравлении

Д.

Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

(Мрамор, соляная кислота, стаканы, свечи , известковая вода.)

Модель,  имитирующая огнетушитель и объясняющая  принцип его работы.

Л. Качественная реакция на карбонат – ион. (Образцы карбонатов, соляная  кислота, пробирки  с газоотводными трубками, известковая вода)

43

Практическая работа « Получение углекислого газа и изучение его свойств»

Правила техники безопасности при выполнении данной работы.

Технологическая схема работы.

Способы собирания газов

Текущий контроль-опрос по правилам ТБ.

*ДЗ: повторить §29-30

Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Получать и собирать, углекислый газ. Распознавать опытным путем углекислый газ Знать устройство прибора для получения газов, уметь им пользоваться( Р ), уметь определять карбонат – ион( П )..

Инструкции для выполнения данной работы.

Получение, собирание и распознавание  СО2

Соляная кислота, мрамор, соляная кислота, пробирки с газоотводной трубкой, известковая вода

44

Кремний и его соединения

Природные соединения кремния: кремнезем, кварц , силикаты, алюмосиликаты, асбест.  Биологическое значение кремния. Свойства кремния: полупроводниковые, взаимодействие с кислородом, металлами, щелочами. Оксид кремния (IV): его строение и свойства. Кремниевая кислота и ее соли. Растворимое стекло. Применение кремния и его соединений. Стекло. Цемент

*ДЗ: § 31 стр. 185  № 1, 2

Знать свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Уметь составлять формулы соединений кремния, уравнения реакций, иллюстрирующие свойства  кремния и силикатов.

Л.

Знакомство с образцами природных соединений неметалла – кремния. Д.

Получение кремниевой кислоты.

(Силикат натрия, соляная кислота, пробирка).

Образцы изделий из фарфора различных марок, фаянса, стекла. Иллюстрации витражей

45

Силикатная промышленность

46

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы»

Тематический контроль, фронтальный опрос, работа по карточкам (2-3 человека)

Работа по ДМ

*ДЗ: повторить § 29-30

Уметь писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Уметь производить вычисления массы и объёмов продуктов реакции с определённой долей выхода

ДМ.

ПСХЭ.

Ряд активности металлов.

Таблица растворимости

47

Контрольная работа №2 «Неметаллы»

Контроль знаний, умений и навыков

*ДЗ: повторить § 29-30

Знать строение и свойства изученных веществ.

Уметь выполнять упражнения и решать задачи

Контрольные и проверочные работы к учебнику

О. С. Габриелян «Химия 9», с. 120

                                                                         Тема I V. Органические соединения (20 ч.)
Цель: Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Сравнить её значение для органической химии с теорией периодичности Д.И.Менделеева для неорганической химии. Познакомить с гомологическими рядами органических веществ, их свойствами и строением. Показать их биологическую роль и народнохозяйственное значение. ( Ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции).

48

Предмет органической химии. Особенности органических веществ

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма.  

Ученые, работы которых опровергли теорию витализма.

 Понятие об изомерии и гомологическом ряде

Текущий.

Для закрепления: с. 200 № 3-5 (устно).

Д/З

§ 32, с. 200,
№ 1, 2, 6.

Знать особенности органических соединений, валентность и степень окисления элементов в соединениях.

Уметь определять изомеры и гомологи

Д. Слайд-презентация, проектор, ноутбук.

Модели молекул органических соединений.

Портреты Бутлерова, Вёлера

49, 50

Предельные углеводороды

Строение алканов.  Номенклатура алканов.  

Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств

Текущий

Опрос + индивидуальная работа по карточкам.

Для закрепления с. 205 № 2.

Д/З §33,

Знать понятия: «предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия».

 Уметь записывать структурные формулы изомеров и гомологов. Давать названия изученным веществам

Д.

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Видеоэксперимент

51

Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.

Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Полимеризация. Полиэтилен и его значение

Текущий

опрос + индивидуальная работа по карточкам.

Для закрепления с.210 № 1-3 (устно)

Д/З § 34

Знать понятия: «непредельные углеводороды, этиленовые углеводороды, гомологический ряд этиленовых  углеводородов, изомерия».

Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений.

Д.

Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен.

Видеоэксперимент

52

Ацетиленовые углеводороды

Непредельные углеводороды: ацетилен. Химическое строение молекулы ацетилена. Тройная связь связь. Взаимодействие ацетилена  с водой. Полимеризация.

Знать понятия: «ацетиленовые  углеводороды, гомологический ряд ацетиленовых   углеводородов, изомерия».

Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений.

53

Ароматические углеводороды

Бензол. Химическое строение молекулы бензола. Ароматическое кольцо и ароматическая связь. Особенности бензола.

Знать понятия: «ароматические  углеводороды», особенности ароматических углеводородов.

Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений.

54

Спирты

Спирты и их атомность. Метанол, этанол – важнейшие представители класса одноатомных спиртов, их строение и свойства.

Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта

Знать представителей кислородсодержащих органических соединений: образование водородной связи. Знать о ядовитости спиртов.

Д.

Видеофрагмент

"Образцы спиртов (этанол, глицерин)"

СD. Открытая химия

55

Спирты многоатомные

Спирты и их атомность.  Этиленгликоль, глицерин – важнейшие представители класса многоатомных спиртов, их строение и свойства.

Текущий опрос.

Для закрепления: с. 216 № 1-3.

Д/З § 35, с. 216, № 4, 5.

56

Альдегиды

Понятие о карбонильной группе и альдегидах. Реакция «серебряного зеркала».

57

Карбоновые кислоты

Карбоксильная группа и общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. Муравьиная и уксусная кислоты - важнейшие представители класса предельных одноосновных карбоновых кислот, их строение и свойства

Текущий

опрос + индив. работа по карточкам.

Для закрепления: тетрадь на печатной основе, с. 148, № 2-4.  Д/З § 36,

.

Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров

Д. Образцы кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой).

Лакмус, гранулы цинка, раствор гидроксида натрия, оксид магния, свежеприготовленный гидроксид меди (II).

58

Жиры. Мыла.

Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах

Текущий опрос. 3.  

Д/З § 36,

Провести самостоятельный поиск хим. информации с использованием различных источников

Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот

Д.

Образцы жиров

Таблицы

59

Аминокислоты.

Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Биологическая роль аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции

Фронтальный опрос.

Для закрепления: с. 231 № 1-3 (устно).

Д/З §3 8, тетрадь на печатной основе,

с. 154–155.

Иметь первоначальные сведения об аминокислотах, их роли в живом организме

Д.

Качественные реакции на белки.

Видеофрагмент

60

Углеводы

Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза

Текущ. опрос

Д/З §39,

Иметь первоначальные представления о строении углеводов. Глюкоза, ее свойства и значение

Д.

Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата).

Коллекции

61

Полимеры

Основные понятия химии ВМС: «полимер», «мономер», «структурное звено», «степень полимеризации», «средняя молекулярная масса полимера». Краткий обзор важнейших полимеров

Текущ. опрос

Д/З § 40,

Иметь первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена

Демонстрация:

образцы изделий из полиэтилена.

Коллекция «Пластмассы»

62

Белки

Уровни организации структуры белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции

Иметь первоначальные сведения о белка, их роли в живом организме

Д.

Качественные реакции на белки.

63

Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»

Отработка теоретического материала в рамках данной темы

Текущий опрос

Д/З:

повторение, гл. 5, задания по тетради

Знать формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.

Уметь писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений.

Уметь вычислять массы, объёмы, количества вещества по формулам органических соединений и  уравнениям реакций

ДМ.

Задачники

64

Контрольная работа № 3 « Органические соединения»

Контроль знаний, умений и навыков

Знать строение и свойства изученных веществ.

Уметь выполнять упражнения и решать задачи

Контрольные и проверочные работы к учебнику

О. С. Габриелян «Химия 9», с.

65

Природные источники углеводородов и их применение

Нефть, природный газ и их применение

Текущий:

повтор. Основы строения и номенклатуры изученных классов углеводородов.

Д/З. Повторить § 33.

Иметь представление о природных источниках углеводородов и способах их переработки

Д.

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки

(коллекции).

Таблицы

66

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Виды химического загрязнения гидросферы, атмосферы, почвы и его последствия

Защита проектов

Уметь различать экологические проблемы вокруг  нас и экологически грамотно вести себя в окружающей среде.

Проектор, ноутбук, видео

Повторение основных вопросов курса химии основной школы . (4ч.)

Цель: Повторить  сведения по курсу химии основной школы о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений  для подготовки к итоговой аттестации. ( ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции).

67

Строение вещества

Знать:

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион;

 - периодический закон;

Уметь:

- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенности строения их атомов;

ПСХЭ.

68

Классификация и свойства неорганических  и органических веществ

Простые и сложные вещества, металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли. Строение, номенклатура органических веществ. Обобщение и систематизация знаний

Тематический контроль

Знать:  - важнейшие качественные реакции

Уметь:

- составлять формулы неорганических соединений изученных классов, писать уравнения ОВР и в  ионном виде

ПСХЭ.

Таблица растворимости.

ДМ

69

Решение задач

Общая формула, истинная формула, простейшая формула, основные алгоритмы решения задач

Знать: алгоритмы решения задач

Уметь: решать задачи различных типов

70

Годовая контрольная работа

Обобщение и систематизация знаний

Итоговый контроль

Материал за курс химии 8-9 класса

Материал за курс химии 8-9 класса (малый ЕГЭ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические работы курса Химия - 8 по программе Габриэлян О.С.

Представлены разработки всего практического курса  по химии в 8 класее. Даны образцы оформления практических работ....

Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе по учебнику О.С. Габриэлян

Рабочая программа для 8 класса по учебнику О.С.Габриэлян68 часов...

Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе по учебнику О.С. Габриэлян

Календарно-тематическое планирование по химии в 9 классе по учебнику О.С. Габриэлян...

Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе по учебнику О.С. Габриэлян

Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе по учебнику О.С. Габриэлян...

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе по учебнику О.С. Габриэлян

Календарно-тематическое планирование по химии в 11 классе по учебнику О.С. Габриэлян...

Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриэлян

За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральном...

тематическое планирование по химии 8-9 классы Габриэлян

тематическое планирование по химии 8-9 классы Габриэлян...