Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриэлян
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_khimiya_9.doc | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УВР: Директор школы:
______________ Н.М. Граблина ______________ Н.Н. Бабуров
«____» ______________2013 г. «_____»_______________2013 г.
Рассмотрено на заседании районного методического объединения учителей химии и биологии
Протокол № 1 от «26» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ХИМИЯ»
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
9 КЛАСС
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Худойкина Людмила Александровна
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белковИуглеводов).
Основные задачи учебного курса
Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества; проблем химизации производств в Республике Мордовия, в Чамзинском районе (на примере заводов «Мордовцемент», «Лато», «Магма», железо-бетонных конструкций);
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.
При составлении программы использовались следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Обобразовании в Российчкой Федерации»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобразования и науки России от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
В авторскую программу внесены следующие изменения: В тему «Повторение 8 класса» добавлено 2часа из резервного времени, включена контрольная работа по повторению основных вопросов химии за курс 8 класса.
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов — 13 часов, добавлена контрольная работа.из резервного времени, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
4.. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов ) УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В т.ч. | ||
уроки | Практич раб | Контр.раб | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 7 | 6 | К.р. №1 | |
2. | Тема 2. Металлы | 16 | 14 | Практическая работа №1. Экспериментальные заачи по рспознаванию и получению соединений металлов. | К.р.№2 |
3. | Тема 3. Неметаллы | 28 | 24 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | К.р.№3 |
4. | Тема 4. Органические соединения | 11 | 10 | К.р.№4 | |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 7 | К.Р.№5 итоговая | |
6. | Итого | 70 | 61 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Повторение – 7 часов
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
I. Химия металлов — 16 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.
Практическая работа
- Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
-определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем соединения металлов;
II. Химия неметаллов — 28 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Основы органической химии — 11часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественная реакция на белки
Изготовление моделей углеводородов
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола
называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Итоговое повторение курса химии основной школы — 8 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Поурочное планирование по химии, 9 класс (2 часа в неделю, всего70 часов ), УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Название разделов,тем уроков | Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный, виды контроля | Дата проведения по плану 9 «А» 9 «Б» | Дата проведения по факту 9 «А» 9 «Б» |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 часов) | ||||
1 2 | Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента металла по его положению в Периодической системе Характеристика химического элемента неметалла по его положению в Периодической системе. Решение расчетных задач на вычисление продукта реакции от теоретически возможного выхода. | Предварительный контроль | ||
3 | Характеристика химического элемента по кислотно- основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Л.О. №1 Получение гидроксида и исследование его свойст. | ||
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Л.О. №2 «Моделирование построения Перодической системы Д.И. Менделеева» | ||
|
| |||
5 6 7 | Химические ракции. Скорость реакции. Катализаторы и катализ. Контрольная работа №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса» | Л.О. №3 «Замещение железом меди в раствворе сульфата меди (II)” Л.Р. №4 «Зависимость скорости химической реакции отприроды реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами» Л.О. №5 «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации» Л.О. № 6 «Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ» Л.О.№ 7 «Моделирование «кипящего слоя» Л.О. №8 «Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксидов меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры» Л.О. №9 «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)» Л.О.№10 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах» Л.О. №11 «Ингибирования взаимодействия кислот с металлами уротропином» |
| |
1 8 2 9 | Металлы ( 16 часов). Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металов. | Д. Образцы различных металлов. Текущий контроль | ||
3 10 4 11 | Сплавы. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | . Л.О.№12 «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами» Текущий контроль | ||
5 12 | Получение металлов. | Л.О.№ 13 « Ознакомление срудами железа» | ||
6 13 7 14 | Коррозия металлов. Щелочные металлы и их соединения. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. О.№14 «Окрашивание пламени солями щелочных металлов» Текущий контроль | ||
8 15 9 16 | Берилий, магнийи щелочноземельные металлы. Соединения берилия, магния и щелочноземельных металлов. | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. Л.О. №15 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств» Текущий контроль | ||
|
| |||
10 17 11 18 | Алюминий Соединения алюминия.
| Д. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. Л. О. №16 « Получение гидроксида алюминия и исследоваие его свойств»Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | ||
12 19 13 20 | Железо . Соединения железа. | Д.Ознакомление с образцами природных соединений железа. Л.О. №17 «Взаимодействие железа с соляной кислотой» Л.Р. №18 «Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. | ||
14 21 | Практическая работа №1. Экспериментальные задачи по рспознаванию и получению соединений металлов. | |||
15 22 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Текущий контроль, фронтальный | ||
16 23 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | |||
Тема 2. Неметаллы (28 часов) |
| |||
1 24 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислорд, озон, воздух. | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | ||
2 25 | Водород, его физические и химические свойства. | Л.О. №19 «Получение и распознавание водорода. | ||
3 26
5 27 | Вода. Вода в жизни человека .
Галогены. | Л.О. №20 «Исследование поверхностного натяжения воды». Л.О. №21 « Растворение перманганата калия или медного купороса в воде» Л.О. №22 «Гидротация безводного сульфата меди (II)» Л.О. №23 «Изготовление гипсового отпечатка» Л.О. №24 «Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров» Л.О. №25 «Ознакомлене с составом минеральной воды» Д. Образцы галогенов – простых веществ. | ||
6 28 7 39 | Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и пименение галогенов и их соединений. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л.О. №26 «Качественная реакция на галогенид-ионы» |
| |
8 30 | Кислород, его физические и химические свойства. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. Л.О. №27 «Получение и распознавание кислорода» | ||
9 31 | Сера, её физические и химические свойства. | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Л.О. № 28 «Горение серы на воздухе и в кислороде» | ||
10 32 | Оксиды серы. | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Л.О. №29 «Свойства разбавленной серной кислоты» | ||
11 33 | Серная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. | ||
12 34 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | |||
13 35 | Азот, его физические и химические свойства. | |||
14 36 | Аммиак и его свойства. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. Л.О. № 30 «Изучение свойств аммиака» | ||
15 37 | Соли аммония. | Л. О. №31 «Распознавание солей аммония» | ||
16 38 | Кислородные соединения азота. Оксиды азота (II) и (IV). | |||
17 39 | Азотная кислота и её свойства. | Д.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Л.О. №32 «Свойства разбавленной азотной кислоты» Л.О. №33 «Взаимодействие азотной кислоты с медью» | ||
18 40 | Соли азотной кислоты. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | ||
19 41 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. Л.О. №34 «Горение фосфора а воздухе и в кислороде» | ||
20 42 | Соединения фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Л.О. №35 «Распознование фосфатов» | ||
21 43 | Углерод, его физические и химические свойства. | Д. Образцы природных соединений углерода. Л.О. № 36 «Горение угля в кислороде» | ||
22 44 | Кислородные соединения углерода, Оксиды углерода. | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | ||
23 45 | Угольная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л.О. №37 «Получение угольной кислоты и изучение ее свойств» Л.О.№38 «Переход карбонатов в гидрокарбонаты» Л.О. №39 «Разложение гидрокарбоната» | ||
24 46 25 47 | Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота, | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Л. О. №40 « Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств» | ||
26 48 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | |||
27 59 | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | |||
28 50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | |||
2 51 | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | |||
Тема 3. Органические соединения (11часов) |
| |||
1 52 | Предмет органической химии. | Д. Модели молекул органических соединений. | ||
2 53 | Предельные углеводороды (метан, этан). | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | ||
3 54 | Непредельные углеводороды (этилен). Получение этилена и изучение его свойств. | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | ||
4 55 | Ацетилен. | Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. | ||
5 56 6 57 | Ароматические углеволороды. Получение этилена и изучение его свойств. | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». | ||
7 58 8 50 | Спирты. Альдегиды. | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | ||
9 60 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | ||
10 61 11 62 | Аминокислоты. Белки. Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества». | Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) |
| |||
1 63 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | |||
2 64 | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | ||
3 65 | Классификация химических реакций.Скорость химической реакции. | |||
4 66 | Диссоциация электролитов в водных растворах.Ионные уравнения реакций. | |||
5 67 | Окислительнл-восстановительные реакции. | |||
6 68 | Неорганические вещества, их номенклатура, классификация. | |||
7 69 | Характерныехимические свойства неорганических вществ. | |||
8 70 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно-методический комплект по химии 9 класса.
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2010 года.
Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2009 год.
а) литература для учащихся:
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.
Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.
М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2010 г.
Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009-2011 г.
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Оснащение учебного процесса (оборудование).
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор; Экран; Кодоскоп; Диапроектор
Список полезных образовательных сайтов Химия
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
ChemNet: портал фундаментального химического образования
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
Химия в Открытом колледже
WebElements: онлайн-справочник химических элементов
Белок и все о нем в биологии и химии
Виртуальная химическая школа
Занимательная химия: все о металлах
Мир химии
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 11 класс Габриэлян
Рабочая программа по химии 11 класс Габриэлян...
Рабочая программа по химии. УМК Габриэлян О.С. 8 класс.
Аннотация к РП по ХИМИИ (базовый уровень) для 8 классаНормативная основа программыРабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО (Приказ Ми...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...