Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриэлян
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Худойкина Людмила Александровна

 За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации

Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_khimiya_9.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

           «Комсомольская  средняя общеобразовательная школа №1»

 «СОГЛАСОВАНО»                                                                                                              «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР:                                                                                            Директор школы:

______________ Н.М. Граблина                                                                                            ______________ Н.Н. Бабуров                                                                                                                                        

«____» ______________2013 г.                                                                                              «_____»_______________2013 г.

Рассмотрено на заседании районного  методического объединения учителей химии и биологии

Протокол № 1  от «26» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО    КУРСА   «ХИМИЯ»

НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

9 КЛАСС

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                 СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ ХИМИИ

                                                                                                   Худойкина  Людмила Александровна

                                                                                   

                                                                                        2013 г.                                                                                                             

                                                                                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса

Основные цели учебного курса:  формирование обобщённых  сведений о свойствах классов веществ -  металлов и неметаллов;  подробных  сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов  и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белковИуглеводов).

 

Основные задачи учебного курса

Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;

Развить  умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрыть роли химии  в решении глобальных проблем человечества; проблем химизации производств в Республике Мордовия, в Чамзинском районе (на примере заводов  «Мордовцемент», «Лато», «Магма», железо-бетонных конструкций);

Развивать  личность обучающихся, формировать  у них гуманистические отношения  и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.

Методические особенности изучения предмета:

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.

Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков:  учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных  компетентностей, компетентностей разрешения проблем,   способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

 Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная

               Методы обучения:

-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

             Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.

Результаты обучения

              Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита  сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)

Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.

               Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.

 За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации

Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.

При составлении программы использовались следующие документы:

 

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Обобразовании в Российчкой Федерации»
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
  • Письмо Минобразования  России от 20.02.2004г № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений  РФ, реализующих программы общего образования»
  • Письмо Минобразования и науки России от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  • Примерные программы  по учебным  предметам федерального базисного учебного плана.

 

В авторскую программу внесены следующие изменения: В тему «Повторение 8 класса» добавлено 2часа из резервного времени, включена  контрольная работа по повторению основных вопросов химии за курс 8 класса.

1.Увеличено число часов на изучение тем:

-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;-тема  2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;

-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов — 13 часов, добавлена контрольная работа.из резервного времени, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

 2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.

3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.

4.. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум  содержания основных образовательных программ.

                                                                                      Тематическое планирование по химии, 9 класс,

(2 часа в неделю, всего 70 часов ) УМК О.С.Габриеляна.

п/п

Наименование темы

Всего часов

В т.ч.

уроки

Практич раб

Контр.раб

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

 7

6

К.р. №1

2.

Тема 2.

Металлы

16

14

Практическая работа №1. Экспериментальные заачи по рспознаванию и получению соединений металлов.

К.р.№2

3.

Тема 3.

Неметаллы

28

24

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

К.р.№3

4.

Тема 4.

Органические соединения

11

10

К.р.№4

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

7

К.Р.№5 итоговая

6.

Итого

70

61

4

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

9 КЛАСС

Повторение – 7 часов

Строение атома. Химическая связь. Строение вещества

Классы неорганических соединений. Свойства веществ

Знать:

-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;

-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).

-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;

-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;

-значение ПЗ для науки и практики.

уметь:

- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);

 -составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;

- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;

- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;

- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;

- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;

- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;

- определять вид химической связи между атомами элементов в  простых веществах и типичных соединениях;

- называть вещества по их химическим формулам;

- составлять формулы неорганических соединений различных  классов по валентности;

- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;

- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;

- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

-составлять генетические ряды металла и неметалла;

I. Химия металлов — 16 часов

Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.

Физические свойства металлов

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Металлы в природе. Общие способы получения металлов.

Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов

Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.

Практическая работа

  1. Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.

знать/понимать:

- положение металлов в П.С.;    металлическая связь, металлическая  кристаллическая решетка;

- физические свойства металлов.

- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.

- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.

- основные способы получения Ме в промышленности.

- важнейшие соединения щелочноземельных металлов

-  химические свойства алюминия.

- химические свойства железа.

уметь:

  - объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать строение и общие свойства металлов;

- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;

- описывать реакции восстановления металлов из их  оксидов;

- характеризовать условия и способы предупреждения   коррозии металлов;

- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;

- составлять схемы строения атомов элементов-металлов

  (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);

- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;

- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;

- описывать связь между составом, строением, свойствами  веществ-металлов и их  применением;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту

- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств

- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов

                             - составлять схему строения атома железа;

                            -записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;

-определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-распознавать опытным путем соединения металлов;

II. Химия неметаллов — 28 часов

Общая характеристика элементов-неметаллов

Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение

Водород.

Водородные и кислородные соединения неметаллов

Галогены.

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе

Сера. Аллотропия и свойства серы

Сероводород. Сульфиды

Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота  Круговорот серы в природе

Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота

Азот – простое вещество

Аммиак

Соли аммония

Оксиды азота

Азотная кислота

Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе

Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе

Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе

Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли

Кремний и его свойства. Соединения кремния

Лабораторные опыты

Качественная реакция на сульфид-ион

Качественная реакция на сульфат-ион

Качественная реакция на ион аммония

Качественная реакция на нитрат-ион

Качественная реакция на карбонат-ион

Практические работы

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

знать/понимать:

-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;

-атомные характеристики  элементов-неметаллов, причины  и закономерности их изменения в периодах и группах;

-особенности кристаллического строения неметаллов;

-строение атомов-неметаллов, физические свойства.

- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.

-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;

-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;

-качественную реакцию на сульфат-ион.

-физические и химические свойства азота;

-круговорот азота в природе.

- строение молекулы аммиака;

-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;

-свойства аммиака;

-способы получения и распознавания аммиака

- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.

- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода

- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.

уметь:

 -составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов; 

 -давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;

            -объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;

            - объяснять закономерности  изменения свойств химических элементов-неметаллов;

            - характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;

 - описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также  общие свойства  соответствующих им кислот;

 -сравнивать неметаллы с металлами

- составлять схемы строения атомов галогенов;

-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;

-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР

-характеризовать химические элементы подгруппы серы;

-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР

- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

-получать и собирать аммиак;

-распознавать опытным путем аммиак

-  составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода

- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов

-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;

- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

III. Основы органической химии — 11часов

Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова

Изомерия.

Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов

Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов

Спирты.

Карбоновые кислоты

Жиры

Углеводы

Аминокислоты и белки.

Лабораторные опыты

Окисление спирта в альдегид

Изучение свойств карбоновых кислот

Изучение свойств жиров

Изучение свойств глюкозы

Качественная реакция на белки 

Изготовление моделей углеводородов

знать/понимать:

- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия

- характерные химические свойства предельных углеводородов

- правила составления названий алкенов и алкинов;

-  важнейшие свойства этена и ацетилена;

- качественные реакции на кратную связь.

- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.

- природные источники углеводородов

- основы номенклатуры карбоновых кислот;

- строение карбоксильной группы;

- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека

- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике

- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме

уметь:

- называть органические вещества по их химическим формулам;

- определять принадлежность вещества к определенному  классу;

- объяснять причины многообразия органических веществ;

- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;

- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;

- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;

- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;

-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;

-давать названия изученным веществам

- определять принадлежность веществ к классу аренов,  характеризовать строение бензола

называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

V. Итоговое повторение курса химии основной школы — 8 часов

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)

В результате изучения курса ученик должен:

  Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.

  Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.

Требования к решению расчётных задач.

Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.

Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.

  Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.

в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

  Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Поурочное планирование по химии, 9 класс  (2 часа в неделю, всего70 часов ), УМК О.С.Габриеляна

 

№№ п/п

Название разделов,тем уроков

Эксперимент:

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный, виды контроля

Дата проведения по плану

9 «А»

9 «Б»

Дата проведения по факту

9 «А»

9 «Б»

Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 часов)

1

2

Вводный инструктаж по ТБ.    Характеристика химического элемента металла  по его положению в Периодической системе

Характеристика химического элемента неметалла  по его положению в Периодической системе. Решение расчетных задач на вычисление продукта реакции от теоретически возможного выхода.

Предварительный контроль

3

Характеристика химического элемента по кислотно- основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Л.О. №1 Получение гидроксида и исследование его свойст.

4

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Л.О. №2 «Моделирование построения Перодической системы Д.И. Менделеева»

 

 

 5

 6

 7

Химические ракции. Скорость реакции.

Катализаторы и катализ.

Контрольная работа №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса»

Л.О. №3 «Замещение железом меди в раствворе сульфата меди (II)”

Л.Р. №4 «Зависимость скорости химической реакции отприроды реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами»

Л.О. №5 «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации»

Л.О. № 6 «Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ»

Л.О.№ 7 «Моделирование «кипящего слоя»

Л.О. №8 «Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксидов меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры»

Л.О. №9 «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)»

Л.О.№10 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах»

Л.О. №11 «Ингибирования взаимодействия кислот с металлами уротропином»

 

1

 8

2

 9

                                                 Металлы ( 16 часов).

Век медный, бронзовый, железный.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов.

Физические свойства металов.

Д. Образцы различных металлов.

Текущий контроль

3

 10

4

 11

Сплавы.

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

 .

Л.О.№12 «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами»

Текущий контроль

5

 12

 Получение металлов.

Л.О.№ 13 « Ознакомление срудами железа»

6

 13

7

 14

Коррозия металлов.

Щелочные металлы и их соединения.

Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом.

Л. О.№14 «Окрашивание пламени солями щелочных металлов» 

Текущий контроль

8

 15

9

 16

Берилий, магнийи щелочноземельные металлы.

Соединения берилия, магния и щелочноземельных металлов.

Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом.

Ознакомление с образцами природных соединений кальция.

Л.О. №15 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств»

Текущий контроль

 

 

10

 17

11

 18

Алюминий  

Соединения алюминия.

 

Д. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.

Л. О. №16 « Получение гидроксида алюминия и исследоваие его свойств»Ознакомление с образцами природных соединений алюминия.

12

 19

13

 20

Железо .

Соединения железа.

Д.Ознакомление с образцами природных соединений железа.

Л.О. №17 «Взаимодействие железа с соляной кислотой»

Л.Р. №18 «Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

14

 21

Практическая работа №1. Экспериментальные задачи по рспознаванию и получению соединений металлов.

15

 22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Текущий контроль, фронтальный

16

 23

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»

Тема 2. Неметаллы (28 часов)

 

1

 24

Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислорд, озон, воздух.

Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях.

2

 25

Водород, его физические и химические свойства.

Л.О. №19 «Получение и распознавание водорода.

3

 26

 

5

 27

Вода.

Вода в жизни человека .

 

Галогены.

Л.О. №20  «Исследование поверхностного натяжения воды».

Л.О. №21 « Растворение перманганата калия или медного купороса в воде»

Л.О. №22 «Гидротация безводного сульфата меди (II)»

Л.О. №23 «Изготовление гипсового отпечатка»

Л.О. №24 «Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров»

Л.О. №25 «Ознакомлене с составом минеральной воды»

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

6

 28

7

 39

Соединения галогенов.

Получение галогенов. Биологическое значение и пименение галогенов и их соединений.

Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л.О. №26 «Качественная реакция на галогенид-ионы»

 

8

 30

Кислород, его физические и химические свойства.

Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода.

Л.О. №27 «Получение и распознавание кислорода»

9

 31

Сера, её физические и химические свойства.

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы.

Л.О. № 28 «Горение серы на воздухе и в кислороде»

10

 32

Оксиды серы.

Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

Л.О. №29 «Свойства разбавленной серной кислоты»

11

 33

Серная кислота и её соли.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты.

 Качественная реакция на сульфат-ион.

12

 34

Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».

13

 35

Азот, его физические и химические свойства.

14

 36

Аммиак и его свойства.

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом.

Л.О. № 30 «Изучение свойств аммиака»

15

 37

Соли аммония.

Л. О. №31 «Распознавание солей аммония»

16

 38

Кислородные соединения азота. Оксиды азота (II) и (IV).

17

 39

Азотная кислота и её свойства.

Д.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Л.О. №32 «Свойства разбавленной азотной кислоты»

Л.О. №33 «Взаимодействие азотной кислоты с медью»

18

 40

Соли азотной кислоты.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов.

19

 41

Фосфор, его физические и химические свойства.

Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного.

Л.О. №34 «Горение фосфора а воздухе и в кислороде»

20

 42

Соединения фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Л.О. №35 «Распознование фосфатов»

21

 43

Углерод, его физические и химические свойства.

Д. Образцы природных соединений углерода.

Л.О. № 36 «Горение угля в кислороде»

22

 44

Кислородные соединения углерода, Оксиды углерода.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание.

23

 45

Угольная кислота и её соли.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л.О. №37 «Получение угольной кислоты и изучение ее свойств»

Л.О.№38 «Переход карбонатов в гидрокарбонаты»

Л.О. №39 «Разложение гидрокарбоната»

24

 46

25

 47

Кремний. Оксид кремния.

Кремниевая кислота,

Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с природными силикатами.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Л. О. №40 « Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств»

26

 48

Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».

27

 59

Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.

28

 50

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

2

51

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»

Тема 3. Органические соединения (11часов)

 

1

52

Предмет органической химии.

Д. Модели молекул органических соединений.

2

53

Предельные углеводороды (метан, этан).

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.

3

54

Непредельные углеводороды (этилен). Получение этилена и изучение его свойств.

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

 4

55

 Ацетилен.

Д.  Образцы различных изделий из полиэтилена.

5

56

6

57

Ароматические углеволороды.

Получение этилена и изучение его свойств.

Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки».

7

58

8

50

Спирты.

Альдегиды.

Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина.

9

60

Карбоновые кислоты.

Сложные эфиры. Жиры.

Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями.

10

61

11

62

 Аминокислоты. Белки.

Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества».

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.

Л. Взаимодействие крахмала с йодом.

 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)

 

 1

63

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

2

64

Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества.

Д. Кристаллические решётки алмаза и графита.

3

65

Классификация химических реакций.Скорость химической реакции.

4

66

 Диссоциация электролитов в водных растворах.Ионные уравнения реакций.

5

67

 Окислительнл-восстановительные реакции.

6

68

 Неорганические вещества, их номенклатура, классификация.

      7

      69

 Характерныехимические свойства неорганических вществ.

      8

      70

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

 

                                                                              УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

                                Учебно-методический комплект по химии 9 класса.

Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2010 года.

Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2009 год.

                                а) литература для учащихся:

Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.

Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.

Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа,  2010.

Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.

                                б) литература для учителя:

Габриелян О.С.,  Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.

Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.

О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.

М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2010 г.

Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009-2011 г.

                                 в) электронные пособия:

СD диски «Общая и неорганическая химия»,

Органическая химия»

«Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

                                 

                                                                            Оснащение учебного процесса (оборудование).

         Натуральные объекты:

Коллекции минералов и горных пород;

Металлов и сплавов;

Минеральных удобрений;

Пластмасс, каучуков, волокон.

         Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые :

1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол,  уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин,  лакмус.

        Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы  для опытов  с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

        Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Кристаллические  решетки солей.

      Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.

      Экранно-звуковые средства обучения:

CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.

      ТСО:

Компьютер;

Мультимедиапроектор; Экран; Кодоскоп; Диапроектор

Список полезных образовательных сайтов     Химия

Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus

 Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru

Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»

http://him.1september.ru

ChemNet: портал фундаментального химического образования

http://www.chemnet.ru

АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой

http://www.alhimik.ru

Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов

http://www.hemi.nsu.ru

Химия в Открытом колледже

http://www.chemistry.ru

WebElements: онлайн-справочник химических элементов

http://webelements.narod.ru

Белок и все о нем в биологии и химии

http://belok-s.narod.ru

Виртуальная химическая школа

http://maratakm.narod.ru

Занимательная химия: все о металлах

http://all-met.narod.ru

Мир химии

http://chem.km.ru

Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой

http://www.104.webstolica.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия

http://experiment.edu.ru

Органическая химия: электронный учебник для средней школы

http://www.chemistry.ssu.samara.ru

Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии

http://school-sector.relarn.ru/nsm/

Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова

http://chemistry.r2.ru

Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru

Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 11 класс Габриэлян

Рабочая программа по химии 11 класс Габриэлян...

Рабочая программа по химии. УМК Габриэлян О.С. 8 класс.

Аннотация к РП по ХИМИИ (базовый  уровень) для 8 классаНормативная основа программыРабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО (Приказ Ми...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...