Рабочая программа по химии 9 класс О.С. Габриэлян
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УВР: Директор школы:
______________ Н.М. Граблина ______________ Н.Н. Бабуров
«____» ______________2013 г. «_____»_______________2013 г.
Рассмотрено на заседании районного методического объединения учителей химии и биологии
Протокол № 1 от «26» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ХИМИЯ»
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ
9 КЛАСС
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ ХИМИИ
Худойкина Людмила Александровна
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров(белковИуглеводов).
Основные задачи учебного курса
Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества; проблем химизации производств в Республике Мордовия, в Чамзинском районе (на примере заводов «Мордовцемент», «Лато», «Магма», железо-бетонных конструкций);
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения:
(формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
За основу рабочей программы взята Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2008, соответствующая Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Авторской программе соответствует учебник «Химия 9 класс, О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 17-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2010.
При составлении программы использовались следующие документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Обобразовании в Российчкой Федерации»
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004г № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего, среднего(полного) общего образования»
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
- Письмо Минобразования и науки России от 07.07.2005г «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
В авторскую программу внесены следующие изменения: В тему «Повторение 8 класса» добавлено 2часа из резервного времени, включена контрольная работа по повторению основных вопросов химии за курс 8 класса.
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 16 часов;-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 26 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов — 13 часов, добавлена контрольная работа.из резервного времени, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
4.. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов ) УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | В т.ч. | ||
уроки | Практич раб | Контр.раб | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 7 | 6 | К.р. №1 | |
2. | Тема 2. Металлы | 16 | 14 | Практическая работа №1. Экспериментальные заачи по рспознаванию и получению соединений металлов. | К.р.№2 |
3. | Тема 3. Неметаллы | 28 | 24 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода» Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | К.р.№3 |
4. | Тема 4. Органические соединения | 11 | 10 | К.р.№4 | |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 7 | К.Р.№5 итоговая | |
6. | Итого | 70 | 61 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Повторение – 7 часов
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
-классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
-типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
-положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
-отличие физических и химических свойств металлов и неметаллов;
-значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
-составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
I. Химия металлов — 16 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземнльные металлы. Алюминий. Железо.
Практическая работа
- Получение соединений металлов и изучение их химических свойств.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов
(лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов
- составлять схему строения атома железа;
-записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
-определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем соединения металлов;
II. Химия неметаллов — 28 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
Лабораторные опыты
Качественная реакция на сульфид-ион
Качественная реакция на сульфат-ион
Качественная реакция на ион аммония
Качественная реакция на нитрат-ион
Качественная реакция на карбонат-ион
Практические работы
Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода»
Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов.
знать/понимать:
-положение неметаллов в П.С. Д.И.Менделеева;
-атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
-особенности кристаллического строения неметаллов;
-строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
-свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
-окислительные свойства конц серной кислоты в свете ОВР;
-качественную реакцию на сульфат-ион.
-физические и химические свойства азота;
-круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
-донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
-свойства аммиака;
-способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
-составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
-давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
-объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
-сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
-на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
-записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
-характеризовать химические элементы подгруппы серы;
-записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-получать и собирать аммиак;
-распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Основы органической химии — 11часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М.Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
Лабораторные опыты
Окисление спирта в альдегид
Изучение свойств карбоновых кислот
Изучение свойств жиров
Изучение свойств глюкозы
Качественная реакция на белки
Изготовление моделей углеводородов
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола
называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Итоговое повторение курса химии основной школы — 8 часов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева;общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Поурочное планирование по химии, 9 класс (2 часа в неделю, всего70 часов ), УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Название разделов,тем уроков | Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный, виды контроля | Дата проведения по плану 9 «А» 9 «Б» | Дата проведения по факту 9 «А» 9 «Б» |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (7 часов) | ||||
1 2 | Вводный инструктаж по ТБ. Характеристика химического элемента металла по его положению в Периодической системе Характеристика химического элемента неметалла по его положению в Периодической системе. Решение расчетных задач на вычисление продукта реакции от теоретически возможного выхода. | Предварительный контроль | ||
3 | Характеристика химического элемента по кислотно- основным свойствам образуемых им соединений. Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Л.О. №1 Получение гидроксида и исследование его свойст. | ||
4 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Л.О. №2 «Моделирование построения Перодической системы Д.И. Менделеева» | ||
|
| |||
5 6 7 | Химические ракции. Скорость реакции. Катализаторы и катализ. Контрольная работа №1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса» | Л.О. №3 «Замещение железом меди в раствворе сульфата меди (II)” Л.Р. №4 «Зависимость скорости химической реакции отприроды реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами» Л.О. №5 «Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации» Л.О. № 6 «Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ» Л.О.№ 7 «Моделирование «кипящего слоя» Л.О. №8 «Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксидов меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры» Л.О. №9 «Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV)» Л.О.№10 «Обнаружение каталазы в пищевых продуктах» Л.О. №11 «Ингибирования взаимодействия кислот с металлами уротропином» |
| |
1 8 2 9 | Металлы ( 16 часов). Век медный, бронзовый, железный. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металов. | Д. Образцы различных металлов. Текущий контроль | ||
3 10 4 11 | Сплавы. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | . Л.О.№12 «Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами» Текущий контроль | ||
5 12 | Получение металлов. | Л.О.№ 13 « Ознакомление срудами железа» | ||
6 13 7 14 | Коррозия металлов. Щелочные металлы и их соединения. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. О.№14 «Окрашивание пламени солями щелочных металлов» Текущий контроль | ||
8 15 9 16 | Берилий, магнийи щелочноземельные металлы. Соединения берилия, магния и щелочноземельных металлов. | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. Л.О. №15 «Получение гидроксида кальция и исследование его свойств» Текущий контроль | ||
|
| |||
10 17 11 18 | Алюминий Соединения алюминия.
| Д. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. Л. О. №16 « Получение гидроксида алюминия и исследоваие его свойств»Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | ||
12 19 13 20 | Железо . Соединения железа. | Д.Ознакомление с образцами природных соединений железа. Л.О. №17 «Взаимодействие железа с соляной кислотой» Л.Р. №18 «Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств. | ||
14 21 | Практическая работа №1. Экспериментальные задачи по рспознаванию и получению соединений металлов. | |||
15 22 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Текущий контроль, фронтальный | ||
16 23 | Контрольная работа № 2 по теме «Металлы» | |||
Тема 2. Неметаллы (28 часов) |
| |||
1 24 | Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислорд, озон, воздух. | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | ||
2 25 | Водород, его физические и химические свойства. | Л.О. №19 «Получение и распознавание водорода. | ||
3 26
5 27 | Вода. Вода в жизни человека .
Галогены. | Л.О. №20 «Исследование поверхностного натяжения воды». Л.О. №21 « Растворение перманганата калия или медного купороса в воде» Л.О. №22 «Гидротация безводного сульфата меди (II)» Л.О. №23 «Изготовление гипсового отпечатка» Л.О. №24 «Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров» Л.О. №25 «Ознакомлене с составом минеральной воды» Д. Образцы галогенов – простых веществ. | ||
6 28 7 39 | Соединения галогенов. Получение галогенов. Биологическое значение и пименение галогенов и их соединений. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л.О. №26 «Качественная реакция на галогенид-ионы» |
| |
8 30 | Кислород, его физические и химические свойства. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. Л.О. №27 «Получение и распознавание кислорода» | ||
9 31 | Сера, её физические и химические свойства. | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Л.О. № 28 «Горение серы на воздухе и в кислороде» | ||
10 32 | Оксиды серы. | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Л.О. №29 «Свойства разбавленной серной кислоты» | ||
11 33 | Серная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион. | ||
12 34 | Практическая работа № 2.». Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | |||
13 35 | Азот, его физические и химические свойства. | |||
14 36 | Аммиак и его свойства. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. Л.О. № 30 «Изучение свойств аммиака» | ||
15 37 | Соли аммония. | Л. О. №31 «Распознавание солей аммония» | ||
16 38 | Кислородные соединения азота. Оксиды азота (II) и (IV). | |||
17 39 | Азотная кислота и её свойства. | Д.Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Л.О. №32 «Свойства разбавленной азотной кислоты» Л.О. №33 «Взаимодействие азотной кислоты с медью» | ||
18 40 | Соли азотной кислоты. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. | ||
19 41 | Фосфор, его физические и химические свойства. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. Л.О. №34 «Горение фосфора а воздухе и в кислороде» | ||
20 42 | Соединения фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Л.О. №35 «Распознование фосфатов» | ||
21 43 | Углерод, его физические и химические свойства. | Д. Образцы природных соединений углерода. Л.О. № 36 «Горение угля в кислороде» | ||
22 44 | Кислородные соединения углерода, Оксиды углерода. | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | ||
23 45 | Угольная кислота и её соли. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л.О. №37 «Получение угольной кислоты и изучение ее свойств» Л.О.№38 «Переход карбонатов в гидрокарбонаты» Л.О. №39 «Разложение гидрокарбоната» | ||
24 46 25 47 | Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота, | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Л. О. №40 « Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств» | ||
26 48 | Практическая работа № 3. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». | |||
27 59 | Практическая работа № 4. Получение, собирание и распознавание газов. | |||
28 50 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | |||
2 51 | Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы» | |||
Тема 3. Органические соединения (11часов) |
| |||
1 52 | Предмет органической химии. | Д. Модели молекул органических соединений. | ||
2 53 | Предельные углеводороды (метан, этан). | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | ||
3 54 | Непредельные углеводороды (этилен). Получение этилена и изучение его свойств. | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | ||
4 55 | Ацетилен. | Д. Образцы различных изделий из полиэтилена. | ||
5 56 6 57 | Ароматические углеволороды. Получение этилена и изучение его свойств. | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». | ||
7 58 8 50 | Спирты. Альдегиды. | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | ||
9 60 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | ||
10 61 11 62 | Аминокислоты. Белки. Контрольная работа №4 по теме «Органические вещества». | Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | ||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) |
| |||
1 63 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | |||
2 64 | Электроотрицательность. Степень окисления. Строение вещества. | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | ||
3 65 | Классификация химических реакций.Скорость химической реакции. | |||
4 66 | Диссоциация электролитов в водных растворах.Ионные уравнения реакций. | |||
5 67 | Окислительнл-восстановительные реакции. | |||
6 68 | Неорганические вещества, их номенклатура, классификация. | |||
7 69 | Характерныехимические свойства неорганических вществ. | |||
8 70 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебно-методический комплект по химии 9 класса.
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2010 года.
Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 9 класс, М. Дрофа, 2009 год.
а) литература для учащихся:
Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2010 г.
Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2009г.
Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010.
Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2009.
б) литература для учителя:
Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2008.
Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 9 класс, М., «Дрофа», 2010 г.
М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 9 класс, М., «Вако», 2010 г.
Учебно–методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009-2011 г.
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
Оснащение учебного процесса (оборудование).
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(||),кальция, железа(|||),магния;
3)кислоты: серная, соляная, азотная;
4)основания - гидроксиды: натрия,кальция,25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(||),алюминия, железа(|||);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(||),железа(||),железа(|||),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;
Дидактические материалы:рабочие тетради на печатной основе, инструкции, карточки с заданиями,таблицы.
Экранно-звуковые средства обучения:
CD, DVD-диски, видеофильмы, диафильмы и диапозитивы, компьютерные презентации в формате Ppt.
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор; Экран; Кодоскоп; Диапроектор
Список полезных образовательных сайтов Химия
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
ChemNet: портал фундаментального химического образования
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
Химия в Открытом колледже
WebElements: онлайн-справочник химических элементов
Белок и все о нем в биологии и химии
Виртуальная химическая школа
Занимательная химия: все о металлах
Мир химии
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия
Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии
http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/25/picture-270848-1377416964.jpg)
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-400367-1668370355.jpg)
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/11/picture-28121-1447261902.jpg)
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-149818-1354961212.jpg)
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии. УМК Габриэлян О.С. 8 класс.
Аннотация к РП по ХИМИИ (базовый уровень) для 8 классаНормативная основа программыРабочая программа по химии для 8-9 классов составлена в соответствии с основными положениями ФГОС ООО (Приказ Ми...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...