Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений"
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему
Урок разработан с учетом требований программы общеобразовательной специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок биологии 7 класс "Значение листьев в жизни растений" | 563.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Нижегородская область
р.п. Красные Баки
Тема:
Конспект урока биологии в 7 классе
«Значение листьев в жизни растений»
Выполнила:
учитель биологии
МКС(К)ОУ Краснобаковской
школы-интерната VIII вида
Скворцова Татьяна Александровна
р.п. Красные Баки
Тема урока: Значение листьев в жизни растений.
Класс: 7.
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.
Вид урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с процессом фотосинтеза.
- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о значении листа для растений;
- развивающие: содействовать развитию умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес;
-воспитательные: прививать любовь к окружающему миру.
Навыки и умения, отрабатываемые на уроке:
- Умение работать самостоятельно.
- Умение распознавать и описывать на гербарных объектах особенности строения листьев растений и делать их описание.
- Умение сравнивать группы растений и делать выводы на основе сравнения.
- Умение анализировать и делать выводы.
Формируемые понятия:
- Фотосинтез.
- Хлорофилл.
- Органические вещества.
Дидактические средства и материалы:
- Учебник Биология 6 класс. И.В. Романов, Т.А. Козлова, М.: «Дрофа», 2013;
- Гербарий.
- Мультимедиапроектор.
- Презентация.
Хронометраж урока:
- Организационный момент 1 минута
- Актуализация знаний. 12 минут
- Сообщение темы и задач урока. 1 минута
- Изучение нового материала. 10 минут
- Физкультминутка. 2 минуты
- Значение процесса фотосинтеза. 6 минут
- Закрепление полученных знаний. 6 минут
- Подведение итога урока 1минута
- Домашнее задание 1минута
Ход урока
Структура урока | Методы и средства обучения |
У: Нельзя себе представить землю без растений. Мы любим осинки, берёзовые рощи, сосновые боры. У всех растений свои особенности. Одни растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все они красивы. И каждое растение имеет большое значение, как для самого себя, так и для природы в целом. У: Сегодня на уроке мне потребуются ваши знания, внимание, а главное умение работать в полную силу и с интересом. | Мотивационный компонент учебной деятельности. Эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
У: Ребята, на предыдущих уроках мы с вами изучили строения листьев растений и выяснили, что у каждого растения листья индивидуальны, но в чем то, они и схожи. Вспомните, что пересекает листовые пластины у растений во всех направлениях. Д: Жилки. У: Правильно. Как называется расположение жилок на листовой пластине? Д: Жилкование листьев. У: Какие типы жилкования мы изучили? Д: Дуговое, параллельное и сетчатое. У: У разных растений одинаковое или различное жилкование листьев? Д: Предположительные ответы: у однодольных – параллельное и дуговое, у двудольных – сетчатое. У: А по каким внешним признакам ещё листья отличаются друг от друга? Д: Предположительные ответы: по форме листовой пластины (простые и сложные), по способу прикрепления к стеблю (черешковый и сидячие листья). У: Правильно! Сейчас Вам предстоит выполнить задание. Рассмотрите листья растений, изучите внешний вид листа и форму, определите тип жилкования. Изученные данные оформите в таблицу. (слайд) Учитель проверяет выполненное задание совместно с учениками.(слайд) У: В 18 веке В 1771 году английский химик Джозеф Пристли проделал следующий опыт (слайд): он поместил двух мышей под стеклянный колпак, но под один из колпаков поставил комнатное растение. Посмотрите на иллюстрацию и скажите что произошло с мышью, где не было комнатного растения. Д: Мышь погибла. У: Да, к сожалению мышь погибла. Подумайте, как можно объяснить тот факт, что мышь под вторым колпаком, куда было помещено комнатное растение осталась живой? Д: Варианты ответов. У: Вы хотите ответить на этот вопрос? | Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций Самостоятельная работа способствует активизации логического мышления, развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Опора на жизненный опыт учащихся Постановка проблемного вопроса, формирование познавательного интереса для изучения новой темы урока |
Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (слайд ) У: Тема урока: «Значение листьев в жизни растений». (запись темы урока в тетрадь). У: На уроке мы: (слайд )
| Операционный компонент учебной деятельности. Подготовка к этапу восприятия нового материала Постановка цели урока Организация действий учащихся по её принятию |
IV. Изучение нового материала. У. Вернёмся к опыту. Если мышь, которая была под колпаком с растением осталась жить, значит, причина кроется в чём? Д: Предположительный ответ в растении. У: Верно, в растении. Рассмотрим зелёный лист растения. (слайд) У: У листьев есть мельчайшие отверстия поры, по которым в лист поступает углекислый газ (слайд). По сосудам из стебля в лист поступает вода и растворённые минеральные вещества (слайд). На лист падают лучи солнечного света (слайд). И в результате этого процесса зелёные листья выделяют кислород. (слайд) У: Ребята, в 6 классе мы, изучая тему «Воздух», выяснили, что воздух состоит из кислорода, углекислого газа и азота. У: Вспомните, какой из перечисленных газов необходим живым существам для дыхания? Д: Кислород. У: Верно. Вот мы и ответили на вопрос, почему мышка осталась жить. Комнатное растение выделяло кислород, а мышь использовала его для дыхания. У: Но и это ещё не всё. В результате этого процесса в листьях, кроме кислорода образуются органические вещества. (слайд) У: Этот сложный процесс образования органических веществ и кислорода из углекислого газа и воды происходит в мельчайших зёрнах зелёного цвета, которые находятся в листьях и которые придают ему этот цвет. (слайд) Вещество это называется – Хлорофилл. Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Хлорофилл». У: Образование органических веществ на свету с помощью хлорофилла называют фотосинтезом. (слайд) Словарная работа. На доске вывешивается карточка со словом «Фотосинтезом» У: Запомните, в отличие от других живых организмов растения не поглощают органические вещества, они синтезируют их сами. | Формирование интереса. Использование наглядности, как коррекционно-развивающий приём, мотивация к обучению Связь ранее изученного материала. Использование вопросов, требующих мыслительной и практической активности учащихся Включение учащихся в активную учебно-поисковую деятельность Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся Научное формирование целостной картины мира . Словарная работа. Активизация словаря, расширение кругозора |
V. Физкультминутка. Теперь давайте немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места! Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой – встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой любимый мяч. | Здоровьесберегающие технологии. Смена видов деятельности. Снятие зрительного и эмоционального напряжения |
VI. Значение процесса фотосинтеза. У: Итак, давайте вспомним всё, что я вам сейчас рассказала. Какой газ поглощают зелёные листья растений? Д: Углекислый. (слайд) У: Какое вещество поступает по сосудам стебля в листья? Д: Вода. (слайд) У: Какое важное условие необходимо? Д: Солнечный свет. (слайд) У: Какой газ выделяют зелёные листья растений? Д: Кислород. (слайд) У: Какие сложные вещества образуются в листьях. Д: Органические вещества (слайд). У: Дайте название этому процессу. Д: Фотосинтез.(слайд) У: Как называется вещество, в котором происходит процесс фотосинтеза. Д: Хлорофилл. (слайд) Запись в тетрадь схемы фотосинтеза. У: Ребята, послушайте слова К.А. Тимирязева «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях» (слайд) У: Как вы понимаете это выражение? Д: Варианты ответов детей. У: Органические вещества, которые образуются в процессе фотосинтеза человек использует в пище. (слайд), (слайд). | Развивающий характер проверки изученного материала. Вопросно-ответная форма способствует развитию мыслительных операций Развитие речи и навыков коммуникативного общения. Научное формирование целостной картины мира Экологическое воспитание Опора на жизненный опыт учащихся Развитие речи и навыков коммуникативного общения. Социальная адаптация, расширение жизненного опыта учащихся |
VII. Закрепление полученных знаний. У: Ребята, сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного. Ответьте на вопросы: 1.Какой процесс называют фотосинтезом? 2.При помощи какого вещества в листьях происходит процесс фотосинтеза? 3. Из чего в зелёных листьях образуются органические вещества? 4. Какой газ выделяется из зелёных листьев на свету? Каково его значение для живых организмов? 5 . Какие условия необходимы для процесса фотосинтеза? | Проверка полноты осознанности, действительности и прочности полученных знаний |
VIII. Подведение итога урока У: Ребята вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я думаю, вам будет, чем интересным поделиться с родителями, воспитателями, друзьями. У: Я уверена, что полученные вами знания на этом уроке принесут вам пользу. Сегодня каждый из вас внёс свою лепту в наш урок, поэтому он получился у нас интересным. Я довольна вашей работой. А как вы бы оценили свою работу? Нарисуйте на странице в тетради смайлик, по своему настроению. (слайд) | Формирование положительных эмоций Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления Развитие самооценки |
IX. Домашнее задание У: Домашнее задание прочитать § 16. Значение листьев в жизни растений. Прочитать на стр. 59 дополнительную информацию «Это интересно». | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Литература.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.
- Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
- Романов И.В., Козлова Т.А.. Биология 7 класс, М: «Дрофа», 2013 г.
- Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
- Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 6 класс "Условия жизни растений"
Работа содержит конспект урока биологии «Условия жизни растений», тест по проверки знаний предыдущего урока и презентация к данному уроку. · ...
Значение листьев в жизни растений
конспект урока...
Значение листьев в жизни растений
конспект урока...
Значение листа в жизни растения.
Цель урока: сформировать понятие о функциях листа; раскрыть значение основных функций; показать листопад и видоизменение листьев как результат приспособления к условиям обитания...
Значение листа в жизни растения
Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....
Значение листа в жизни растения
Развивать понятие о функциях листа, раскрыть значение основных функций листа, познакомить учащихся с различными видоизменениями листа....
Урок биологии в 6 классе . Тема: Значение листьев в жизни растения.
Материал разбит на три документа: 1. Тематическая карта урока и сценарий урока. 2. Приложения к уроку. 3. Награждения....