Методическая разработка урока для 7 класса по теме "Эволюционные изменения кровеносной системы и крови"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме
Разработка урока для 7 класса с использованием технологии Web-квест, примененной для выполнения лабораторной работы. Разработка содержит ссылку на созданный мной сайт для выполнения лабораторной работы. Приложение 1 представляет собой рабочий лист ученика. Приложение 2 - разработка для интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya_krovenosnoy_sistemy.docx | 860.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок для 7 класса по теме:
"Эволюционное изменение кровеносной системы. Кровь"
с использованием информационно - коммуникационных технологий.
Цели урока:
Предмтно-дидактическая: Создать условия для понимания закономерностей эволюции кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих.
Деятельностная: Развитие исследовательской деятельности учащихся.
Задачи урока:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к познанию.
- участие в совместной (коллективной) деятельности; умение самостоятельно организовывать совместную деятельность со сверстниками.
- формирование целостного мировоззрения.
Предметные:
- знакомство с эволюцией кровеносной системы.
- определение групп животных с замкнутой и незамкнутой кровеносными системами.
- установление зависимости строения сердца от сложности организации животного.
- изучение состава крови, функции клеток крови.
Метапредметные:
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку или по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты;
- самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности;
- развитие пользовательских умений работы с компьютером и сетевыми сервисами.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала
Вид урока: комбинированный.
Дополнительный материал к уроку: Сайт, разработанный мной
https://sites.google.com/site/krovavyjdetektiv/
Оборудование: компьютерный касс, проектор, экран, микроскоп, микропрепараты крови лягушки и человека.
Этап урока | Цель | Время | Методы и приемы |
Организационный момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке, сообщить о цели урока. Техника безопасности при работе в компьютерном классе и во время лабораторной работы на уроке биологии. | 3 мин | Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Инструктивный метод. |
Актуализация опорных знаний. | Повторить пройденный материал, сконцентрировать внимание учащихся, подготовить к изучению нового материала. | 7 мин | Подготовка к учебной познавательной деятельности, актуализация опорных знаний, формирование познавательных мотивов методом опроса, работы с карточками и беседы. |
Изучение нового материала | Знакомство с эволюцией кровеносной системы. Определение групп животных с замкнутой и незамкнутой кровеносными системами. Установление зависимости строения сердца от сложности организации животного. | 15 мин | Рассказ учителя, позволяющий обобщить уже имеющиеся знания. Самостоятельная работа с учебниками, тетрадью. Беседа |
Лабораторная работа Web-квест | Выяснение причин теплокровности животных. | 10 мин | Поиск ответа на проблемный вопрос в сети Интернет и при выполнении лабораторной работы |
Обобщение и систематизация знаний | Проверить уровень усвоения материала по теме урока. | 5 мин | Выступления учащихся. Беседа. Составление Вывода. |
Рефлексия | 1 мин | Беседа | |
Домашнее задание | Дать задание, направленное на закрепление знаний. | 2 мин | Запись на доске и в дневниках. Консультация по выполнению. |
Подведение итогов урока | Дать анализ овладения знаниями и способами деятельности | 2 мин | Анализ работы учащихся |
План урока
Ход урока:
1. Организационный момент:
Перед входом в класс учитель раздает карточки разного цвета с целью разбивки учеников на пары для выполнения лабораторной работы.
Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе и во время лабораторной работы.
2. Актуализация знаний:
Часть учеников работают с карточками - эволюция дыхательной и пищеварительной систем.
Оставшиеся учащиеся работают устно по вопросам:
- Почему обмен веществ - важнейший признак жизни?
- С какими процессами связан обмен веществ?
- Какое строение имеет пищеварительная система птиц?
- В чем сложность строения пищеварительной системы млекопитающих?
3. Изучение нового материала:
Беседа о значение кровеносной системы, в процессе которой устанавливается, что эти знания уже есть, так как знакомство с многообразием животных мы всегда начинали с особенностей строения в связи с образом жизни. Постановка проблемного вопроса, о преимуществе теплокровности. Организация самостоятельной работы учеников с тетрадями и учебником. Заполнение таблицы:
Таблица 1: Особенности строения Кровеносной системы
Систематическое положение | Строение сердца | Круги кровообращения |
Тип Кольчатые черви | ||
Класс Рыбы | ||
Класс Земноводные | ||
Класс Пресмыкающиеся | ||
Класс Птицы | ||
Класс Млекопитающие |
После заполнения таблицы и обсуждения результатов проводится устный тренинг по цепочке:
- Сердце - это...
- Артерия - это …
- Вена - это …
- Капилляры – это …
- Артериальная кровь – это …
- Венозная кровь - это …
- Смешанная кровь - это …
Во время тренинга ученики, например 1 колонки, друг за другом выходят к доске, выполняя интерактивный тест (Приложение 2). После устного тренинга, проверяем правильность выполнения теста на интерактивной доске.
4. Лабораторная работа Web-квест: Используется сайт разработанный мной. (Приложение 3)
Продолжаем выяснять причины теплокровности животных. Первую - строение сердца и несмешиваемость крови - ученики установили на предыдущем этапе урока, вторую - открывают в ходе лабораторной работы. Ученики рассаживаются согласно полученным карточкам к ПК и микроскопам. Внимательно знакомятся с заданием, выбирают роль и приступают к работе. Учитель с помощь интерактивной доски, знакомит с содержанием сайта, обязательно показывая и прочитывая вместе с учениками задание. По мере необходимости помогает составить план работы и консультирует по ходу ее исполнения.
Роли:
1. Теоретик - находит на сайте и анализирует информацию о цвете и составе крови.
2. Лаборант - отвечает за проведение лабораторного исследования:
Ход лабораторной работы :
1. Исследуйте микропрепарат №1 под микроскопом.
2. Опишите форму и строение эритроцитов, сделайте рисунок. На рисунке подписать название всех найденных клеток.
3. Рассмотрите микропрепарат №2 под микроскопом. Зарисуйте увиденное, подпишите найденные клетки.
4. Сравните эритроциты, используя подсказки на сайте, заполните таблицу.
Таблица2: Эритроциты
Признаки сравнения | Эритроциты №1 | Эритроциты №2 |
Цвет | ||
Размеры | ||
Форма | ||
Количество | ||
Наличие ядра |
После выполнения своего исследования необходимо ознакомить с его результатами своего напарника и вместе сделать необходимые выводы. Активное участие в общем обсуждении результатов даст дополнительные баллы.
5. Обобщение и систематизация знаний:
Обсуждение результата лабораторной работы и установление всех причин теплокровности. Составление вывода о причинах усложнения строения кровеносной системы в связи с особенностями среды обитания и образом жизни животных.
6. Рефлексия:
- В ходе урока я понял...
- Я не понял...
- Мне было трудно...
7. Домашнее задание:
8. Подведение итогов урока.
В процессе работы ученики набирают определенное количество баллов:
Правильно выполненная работа лаборанта - 3 балла
Правильно выполненная работа теоретика - 2 балла
Можно заработать дополнительные баллы за участие в обсуждении вопросов темы:
1 выступление - 1 балл
активное участие - 2 балла
Баллы переводятся в оценки по следующей схеме:
2-3 балла - "3"
4-5-баллов - "4"
6-7 баллов - "5"
Приложение 1
Тема урока: "Эволюционное изменение кровеносной системы. Кровь"
Функции кровеносной системы:
1._____________________________________________________________
2._______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4.______________________________________________________________
Таблица 1: Особенности строения Кровеносной системы
Систематическое положение | Строение сердца | Круги кровообращения |
Тип Кольчатые черви | ||
Класс Рыбы | ||
Класс Земноводные | ||
Класс Пресмыкающиеся | ||
Класс Птицы | ||
Класс Млекопитающие |
Лабораторная работа. Таблица2: Эритроциты
Признаки сравнения | Эритроциты №1 | Эритроциты №2 |
Цвет | ||
Размеры | ||
Форма | ||
Количество | ||
Наличие ядра |
Вывод:
1._____________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2
расставить животных в соответствующие графы таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...
методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"
данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....
Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....