Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологическими картами к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_sz.doc | 108.5 КБ |
rabochaya_karta_uchenika_k_urokam_po_teme_spb_region.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербург и Ленинградская область: природа, население, хозяйство. 6 часов.
Планирование:
- СПб регион. Особенности Г/п. Основание города.
- Природа и природные ресурсы региона
- Население и трудовые ресурсы.
- Хозяйство.
- Хозяйство.
- Проблемы и перспективы развития
Цели:
- Сформировать представление о природе, населении и хозяйстве СПб и Ленинградской области.
- Знакомство с характеристикой региона через самостоятельный анализ источников информации: текст учебников, г/карты, опорные конспекты, дополнительные текстовые материалы, статистический материал и т.д.
- Воспитание:
- интереса к региону своего проживания
- социальной активности через использование РНС оценивания знаний, умений и навыков.
I. Анализ факторов экономического развития региона. Особенности Г/п. Основание города.
- Постановка проблемы. / стадия вызова /
Территория, на которой был основан СПб, представляла собою изрытую ледниками и реками болотистую низменность, окаймляющую восточное побережье Финского залива. Рассекающая ее полноводная Нева образовала так называемую Невскую губу длиною в 21 км. Климат этой низменности был перенасыщенным морской влагой с большим количеством дождливых дней (около 200 в году) и частыми наводнениями, что создавало серьезные трудности для освоения этих мест. Берега Невы и многочисленных рек, впадавших в нее, были покрыты кустарником и хвойными лесами.
Проблема: Природные условия территории не только не способствовали, но и препятствовали созданию города, однако Пётр I, как гениальный реформатор, не побоялся основать здесь новую столицу. Используя предложенную схему и карту, объясните его решение.
Путь из Варяг в Греки и путь из Варяг в Арабы:
Балтийское море
↓
Финский залив
↓
Нева
↓
Ладожское озеро
↓
Р. Волхов
↓
Озеро Ильмень
↓ ↓
Р. Ловать р. Мста
↓ ↓
Волоком в Днепр волоком в Волгу
↓ ↓
Р. Днепр р. Волга
↓ ↓
Чёрное море Каспийское море
↓ ↓
Византия страны Закавказья,
Арабские страны
В каком архитектурном памятнике СПб история этих торговых путей нашла своё воплощение?
Предполагаемый ответ: сочетание выхода к Балтийскому морю с началом речного пути во внутренние районы России. Ростральные колонны.
Какой главный географический фактор лежал в основе решения основать город в дельте Невы?
- Характеристика географического положения СПб. / стадия осмысления /
Задание №1: Используя ф/карту России, карту экономических районов России, карту транспорта, физическую карту Ленинградской области, устно охарактеризуйте ФГП и ЭГП региона.
1) ФГП
- г/координаты СПб → положение в климатическом поясе
- положение относительно океана → влияние на климат
2) ЭГП
- положение в экономической зоне
- пограничное положение / экономический характер границ /
а. с регионами России
б. с зарубежными странами
- выход к морям и океанам
- транспортное положение
Параллельно ответам выполняется работа в к/к по нанесению объектов, характеризующих Г/п региона.
Задание №2: Выводы о влиянии Г/п на хозяйство региона самостоятельно оформите в конспект. / стадия рефлексии /
Анализ
влияния г/ положения на развитее хозяйства региона
положительное отрицательное
/ черта → следствие / / черта → следствие /
- территория расположена в Западной экономической Имеет границу с
зоне→ в экономически развитом регионе страны Эстонией, являющейся
- имеет границы с ресурсным регионом – Европейским членом ЕС и НАТО→
Севером, с экономически развитым Центральным эконом. связей практически
районом нет
Положение на севере
- имеет границу с Финляндией, которая оказывает умеренного пояса, положительное влияние на развитие экономики открытость влиянию МУВ
СПб и Лен. области. с АО →климатические
- сочетание выхода к Балтийскому морю с условия не благоприятны
началом речного пути во внутренние районы России для развития земледелия
- регион имеет развитую сеть ж/д и авто дорог, и здоровья людей.
связывающую её с другими регионами страны
машиностроение земледелие
материалоёмкие отрасли
торговля
туризм
II. Анализ факторов экономического развития региона. Природа и природные ресурсы Ленинградской области.
Источники: для уч-ся – карты Лен. области, для учителя – презентации по природе региона
- тектоническое строение → рельеф и минеральные ресурсы
- ледниковый период → его влияние на рельеф области
- ФГП → влияние на климат
- Воды суши
- растительный и животный мир
Последовательность работы:
- характеристику дают уч-ся
- характеристику дополняет учитель
- отражение объектов природы на к/к
- самостоятельная работа в таблицах по характеристике природных ресурсов региона и вывод об обеспеченности
Природные ресурсы Ленинградской области.
вид | Чем представлены на территории Лен. области | Оценка обеспеченности |
минеральные | ||
агроклиматические | ||
почвенные | ||
лесные | ||
пастбища | ||
водные |
Вывод об обеспеченность региона природными ресурсами:
III. Анализ факторов экономического развития региона. Население и трудовые ресурсы СПб.
Задание / работа в группах /: Используя предложенную информацию, составьте рассказ по предложенной теме. в ответе отразите динамику развития процесса и причины, влияющие на неё.
- Национальный и религиозный состав населения: история формирования, современный состав.
- 11-12 вв.: Веси, карелу, ижора, фины – финно-угорские племена. Восточные славяне.
- Середина 18в.: Немцы, французы.
- Начало 21 века –русские — 92,5 %, украинцы — 1,5 %, белорусы — 0,9 %, татары — 0,7 %, евреи — 0,6 %, узбеки — 0,5 %, армяне — 0,5 %, увеличилось кол-во представителей республик Средней Азии, Молдовы.
- вспомните храмы разных конфессий, представленные в СПб
- Численность и причины, влияющие на её динамику.
- динамика численности: 1988г. – 5 млн., 2000 г. – 4.8 млн., 2012 г. – 5 млн.
- динамика воспроизводства: 1988 г: 16 – 11 = 5‰., 2000 г.: 7-17= -10‰.,
2012: 12.6 – 12.5 = 0.1
- динамика миграционного баланса / прибывшие – выбывшие /:
2000 г.: 68 т. – 53 т.= 15 т., 2010 г. 130т. – 72т.= 58 т.
- Структура населения и проблемы, которые она порождает
- возрастная / дети – взрослые – пожилые в %/ : 2000 г.:13- 63 – 24, 2010 г.:13 – 61- 26
- средний возраст – 41 год
- половая структура: М – 45%, Ж – 55%
- Занятость населения в хозяйстве СПб.
- Трудовые ресурсы города в настоящее время составляют около 3 млн. человек (или почти две трети всего населения). Общая численность занятых в экономике (включая индивидуальный сектор и малый бизнес) в среднегодовом исчислении составляет 2,4 млн. человек.
- 40% занятого населения в СПб имеют высшее образование, 44% - среднее профессиональное
- Занятость: промышленность – 17%, транспорт – 9.3%, строительство – 7.6%, услуги – 66%. Сделайте вывод о распределении занятого населения в СПб между материальным и нематериальным производством.
- какие отрасли хозяйства ощущают нехватку рабочей силы? Как решается эта проблема?
- СПб агломерация – презентация.
Последовательность работы:
- работа в группах по предложенному опорному материалу
- выступление групп
- заполнение таблицы:
Характеристика среднестатистического жителя СПб
характеристики | показатели |
национальность | |
Средний возраст | |
пол | |
В какой сфере хозяйства занят | |
Образовательный уровень | |
качественная характеристика / опыт, квалификация / |
Д/задание : Задание : Используя материал I-IV, сделайте вывод о том, какие отрасли наиболее эффективно развивать в СПб. Мотивируйте свой выбор.
отрасль | Факторы формирования |
IV -V . Хозяйство.
1) промышленность
Последовательность работы:
- проверка д/з /выделение отраслей х-ва развитие которых наиболее эффективно в нашем регионе /
- знакомство с ведущими отраслями хозяйства по уч-ку «География СПб и Ленинградской области» Финаров Д.П., Семёнов С.П. §10 - 12
- характеристика по плану:
- выпускаемая продукция → отраслевой состав
- география ← факторы формирования
- отражение отраслевого состава промышленности на к/карте
Отрасли: машиностроение, нефтеперерабатывающая, электроэнергетика, химическая, лёгкая, целлюлозно-бумажная, алюминиевая
2) сельское хозяйство
- Задание: используя знания об агроклиматических и почвенных ресурсах Лен. области, предположи структуру её с/х.
- Отраслевой состав с/х области
Задание: Используя текст на стр.94. , назовите отраслевой состав животноводства и земледелия и предположите география отраслей.
- Заполните таблицу
Отрасли с/х | Пригородные районы | Удалённые районы |
Животноводство | ||
Земледелие |
- Пищевая промышленность
Задание : используя ваши знания по отраслевому составу с/х, ваш жизненный опыт стр.92-93 в уч-ке, назовите, чем представлена пищевая промышленность в нашем регионе.
Задание : оформите материал в форме конспекта:
пищевая промышленность
↓ ↓
на собственном сырье на привозном сырье у потребителя
3) Сектор услуг
- Транспортный комплекс
- Задание: используя карту «Транспорт России», докажите, сто СПб – крупный транспортный узел.
- сообщение «КАД»
- сообщение «Расширение СПб морского порта»
- сообщение газопровод «Северный поток»
- Туризм
В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург.
В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных
В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10 процентов и составило 2, 18 миллионов человек (в 2005 году – 1, 89 миллионов человек). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2006 году, составило более 4, 5 миллионов человек.
Д/з: Проспект – приглашение посетить 1 из пригородов Лен. области
план работы:
1. географическое положение на территории области
2. как можно добраться от СПб
3. историко-культурный потенциал
4. природный потенциал
5. фотографии
VI. Проблемы и перспективы развития.
Задание: используя знания, полученные на предыдущих уроках, предположите проблемы и перспективы развития 1 из отраслей х-ва нашего региона.
Возможные варианты отраслей:
- тракторостроение
- судостроение
- энергетическое машиностроение
- электроника и наноэлектроника
- производство минеральных удобрений
- швейная
- туризм
- целлюлозно-бумажная
- молочная и молокоперерабатывающая
- нефтеперерабатывающая
План и форма письменного ответа:
отрасль -
1. Предприятия в СПб и Лен. области рассматриваемой отрасли
2. факторы и проблемы → перспективы развития
Факторы развития | проблемы | Перспективы развития |
Итоговый тест по теме «СПб регион»
1 вариант.
- Ленинградская область граничит с:
- р. Коми
- р. Карелией
- р. Удмуртия
- р.Калмыкия
- Недра Ленинградской области обладают значительными запасами:
- фосфоритов
- апатитов
- калийных солей
- поваренной соли
- к коренному населению Ленинградской области относится народ:
- коми
- ненцы
- лопари
- вепсы
- СПб – крупнейший центр отечественного:
- автомобилестроения
- тракторостроения
- энергетического машиностроения
- речного судостроения
- Составь пары / центр – вид электростанции /:
1. Волхов а. ТЭС
2. Сланцы б. ГЭС
3. Сосновый Бор в. АЭС
4. Кировск
- Фактор формирования Волховского алюминиевого завода:
- у сырья
- у энергоисточника
- у потребителя
- научный
За каждый вопрос от 0 до 2 баллов.
7- 8 – «3» 5-6 – «3»
9- 10 – «4» 7 – «4»
11- 12 – «5» 8 – «5»
2 вариант.
- Ленинградская область граничит с:
- Эстонией
- Латвией
- Литвой
- Норвегией
- Недра Ленинградской области обладают значительными запасами:
- нефти
- газа
- каменного угля
- сланцев
- Большая часть населения СПб занята в:
- сфере услуг
- промышленности
- строительстве
- сельском хозяйстве
- Волхов – крупный центр отечественного:
- машиностроения
- чёрной металлургии
- цветной металлургии
- целлюлозно-бумажной промышленности
- Составь пары / центр – отрасль /:
- Сланцы а. производство м/удобрений
- Кингисепп б. целлюлозно-бумажная пр-ть
- Кириши в. производство резиноизделий
- Светогорск г. нефтеперерабатывающая
- Выдели лишний фактор формирования предприятий фирмы «Зарина» в СПб:
- у сырья
- в центре высокого художественного вкуса
- у потребителя
- в крупном транспортном узле
За каждый вопрос от 0 до 2 баллов.
7- 8 – «3» 5-6 – «3»
9- 10 – «4» 7 -8 – «4»
11- 12 – «5» 9 – «5»
Предварительный просмотр:
ё Санкт-Петербург и Ленинградская область.
I. Основание города.
Проблема: Природные условия территории не только не способствовали, но и препятствовали созданию города, однако Пётр I, как гениальный реформатор, не побоялся основать здесь новую столицу. Используя предложенную схему и карту, объясните его решение.
ёёёёёё
Путь из Варяг в Греки и путь из Варяг в Арабы / 8 - 13 вв /:
Балтийское море
↓
Финский залив
↓
Нева
↓
Ладожское озеро
↓
Р. Волхов
↓
Озеро Ильмень
↓ ↓
Р. Ловать р. Мста
↓ ↓
Волоком в Днепр волоком в Волгу
↓ ↓
Р. Днепр р. Волга
↓ ↓
Чёрное море Каспийское море
↓ ↓
Византия страны Закавказья,
Арабские страны
Какой же главный географический фактор лежал в основе решения основания СПб в дельте Невы?
I I. Анализ факторов экономического развития региона.
1. Географическое положение.
1)ФГП
- г/координаты СПб → положение в климатическом поясе
- положение относительно океанов→ влияние на климат
2) ЭГП
- положение в экономической зоне
- пограничное положение
а. с регионами России
б. с зарубежными странами
- выход к морям и океанам
- транспортное положение
Анализ
влияния г/ положения на развитее хозяйства региона
положительное отрицательное
/ черта → следствие / / черта → следствие /
↓
Благоприятно развитие……………
……………………………………………………………………………… ……………………………………..
↓
Затрудняет развитие………
……………………………….
……………………………….
………………………………..
Технологическая карта урока №1
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1 | Участие в коллективном анализе г/п региона | 5 | |
2 | Самостоятельный анализ г/п региона в форме письменного вывода | - названы только черты Г/п - 4 балла - названы и черты и следствия на развитие х-ва – 8 - сделаны выводы о возможности и невозможности развития отраслей х-ва под влиянием Г/п - 4 | |
3 | Письменная работа на тему:
| 10 |
2. Природа и природные ресурсы Ленинградской области.
- тектоническое строение → рельеф и минеральные ресурсы
- ледниковый период → его влияние на рельеф области
- ФГП → влияние на климат
- Воды суши
- почвы, растительный и животный мир
Природные ресурсы Ленинградской области.
вид | Чем представлены на территории Лен. области | Оценка обеспеченности |
минеральные | ||
агроклиматические | ||
почвенные | ||
лесные | ||
пастбища | ||
водные |
Вывод об обеспеченность региона природными ресурсами:
↓ ↓ ↓
промышленными с/хозяйственными рекреационными
Технологическая карта урока №2
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1 | Участие в коллективном составлении характеристики природы Лен. области | 5 | |
2 | Самостоятельная оценка природных ресурсов региона | 5 | |
3 | Письменная работа на тему:
| 10 |
3. Население и трудовые ресурсы СПб.
Задание: Используя предложенную информацию, составьте рассказ по предложенной теме. в ответе отразите динамику развития процесса и причины, влияющие на неё.
- Национальный и религиозный состав населения: история формирования, современный состав.
- 11-12 вв.: Веси, карелу, ижора, фины – финно-угорские племена. Восточные славяне.
- Середина 18в.: Немцы, французы.
- Начало 21 века –русские — 92,5 %, украинцы — 1,5 %, белорусы — 0,9 %, татары — 0,7 %, евреи — 0,6 %, узбеки — 0,5 %, армяне — 0,5 %, увеличилось кол-во представителей республик Средней Азии, Молдовы.
- вспомните храмы разных конфессий, представленные в СПб
- Численность и причины, влияющие на её динамику.
- динамика численности: 1988г. – 5 млн., 2000 г. – 4.8 млн., 2012 г. – 5 млн.
- динамика воспроизводства: 1988 г: 16 – 11 = 5‰., 2000 г.: 7-17= -10‰.,
2012: 12.6 – 12.5 = 0.1
- динамика миграционного баланса / прибывшие – выбывшие /:
2000 г.: 68 т. – 53 т.= 15 т., 2010 г. 130т. – 72т.= 58 т.
- Структура населения и проблемы, которые она порождает
- возрастная / дети – взрослые – пожилые в %/ : 2000 г.:13- 63 – 24, 2010 г.:13 – 61- 26
- средний возраст – 41 год
- половая структура: М – 45%, Ж – 55%
- Занятость населения в хозяйстве СПб.
- Трудовые ресурсы города в настоящее время составляют около 3 млн. человек (или почти две трети всего населения). Общая численность занятых в экономике (включая индивидуальный сектор и малый бизнес) в среднегодовом исчислении составляет 2,4 млн. человек.
- 40% занятого населения в СПб имеют высшее образование, 44% - среднее профессиональное
- Занятость: промышленность – 17%, транспорт – 9.3%, строительство – 7.6%, услуги – 66%. Сделайте вывод о распределении занятого населения в СПб между материальным и нематериальным производством.
- какие отрасли хозяйства ощущают нехватку рабочей силы? Как решается эта проблема?
- Характеристика среднестатистического жителя СПб
характеристики | показатели |
национальность | |
Средний возраст | |
пол | |
В какой сфере хозяйства занят | |
Образовательный уровень | |
качественная характеристика / опыт, квалификация / |
Технологическая карта урока №3
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1. | Составление х-ки населения СПб по опорному конспекту | 10 – на группу | |
2. | Составление характеристика среднестатистического жителя СПб | 3 |
4. Научный и историко-культурный потенциал СПб.
- научный потенциал.
Санкт-Петербург - научный центр России, 11% научного потенциала страны сконцентрированы здесь. Сегодня приблизительно 14% всех российских исследователей работают в научных и образовательных учреждениях города. Более чем 8% всех российских студентов, 13% аспирантов и 15% докторов наук учатся в Санкт-Петербурге.
Сегодня в Санкт-Петербурге - приблизительно 600 исследовательских учреждений, среди них:
- приблизительно 200 федеральных исследовательских учреждений, включая 12 федеральных центров исследования,
- 73 академических исследовательских учреждения;
- более 70 научных и образовательных учреждений;
- приблизительно 250 исследовательских учреждений в предпринимательском секторе.
В Санкт-Петербурге работают 52 государственных высших учебных заведения, 20 военных институтов, 47 неправительственных университетских учреждений, 78 учреждений вторичного профессионально-технического образования. Приблизительно 100 учреждений дополнительного профессионального образования находятся под управлением Комитета по науке и высшей школе. Число студентов превышает 520 тысяч человек.
- Историко-культурный потенциал.
III. Хозяйство.
Задание : Используя материал I-IV, сделайте вывод о том, какие отрасли наиболее эффективно развивать в СПб. Мотивируйте свой выбор.
отрасль | Факторы формирования |
- промышленность / работа в к/карте /
- сельское хозяйство
- Задание: используя знания об агроклиматических и почвенных ресурсах Лен. области, предположи структуру её с/х.
- Отраслевой состав с/х области
Отрасли с/х | Пригородные районы | Удалённые районы |
Животноводство | ||
Земледелие |
- пищевая промышленность
↓ ↓
на собственном сырье на привозном сырье у потребителя
- Сектор услуг
- портовое хозяйство
- туризм
Д/з: Проспект – приглашение посетить 1 из пригородов Лен. области
план работы:
1. географическое положение на территории области
2. как можно добраться от СПб
3. историко-культурный потенциал
4. природный потенциал
5. фотографии
Технологическая карта урока №4 -5
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1. | Определение отраслей, которые наиболее эффективно развивать в СПб регионе | 6 | |
2. | Отражение в к/к отраслевой структуры промышленности СПб и Лен. области | Объекты Г/положения – 1 Объекты природы – 2 Отраслевая структура промышленности – 3 Итого – 7 | |
3. | Проспект – приглашение посетить 1 из пригородов Лен. области | 5 | |
4 | Сообщения на темы «КАД», «Расширение СПб порта», «Газопровод «Северный поток» | 10 |
IV. Проблемы и перспективы развития.
Задание: используя знания, полученные на предыдущих уроках, предположите проблемы и перспективы развития 1 из отраслей х-ва нашего региона.
Возможные варианты отраслей:
- тракторостроение
- судостроение
- энергетическое машиностроение
- электроника и наноэлектроника
- производство минеральных удобрений
- швейная
- туризм
- целлюлозно-бумажная
- молочная и молокоперерабатывающая
- нефтеперерабатывающая
План и форма письменного ответа:
отрасль -
1. Предприятия в СПб и Лен. области рассматриваемой отрасли
2. факторы и проблемы → перспективы развития
Факторы развития | проблемы | Перспективы развития |
Технологическая карта урока №6
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1. | Анализ перспективности отрасли для нашего региона | 10 – на группу из 2-х человек |
Итоговый тест по теме.
Повторить: особенности г/положения, х-ку природы и природных ресурсов, х-ку населения, ведущие отрасли х-ва, их географию и факторы формирования.
№ | Виды работ | Максимальное кол-во баллов | Заработанные баллы |
1. | Итоговый тест по теме «СПб регион» | 12 |
Технологическая карта урока №1 - 6
Обязательная часть / 8 работ / | Накопительная часть / 4 работы + бонусы за работу на уроке / | Сумма баллов | оценка | |
Максимальное кол-во баллов | 55 | 25 | ||
Заработанные баллы |
Перевод баллов в оценку:
- «5» - не менее 65, из которых не менее 50 – за обязательную часть, 15 – за накопительную часть
- «4» - не менее 55 баллов, из которых не менее 45 – за обязательную часть и 10 – за накопительную
- «3» - не менее 45 баллов, из которых не менее 40 баллов – за обязательную часть и 5 – за накопительную.