Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Представленные  материалы  содержат  конспекты  уроков  по  теме,  включая  итоговый  тест,  рабочие  карты  уч-ся  с  технологическими  картами  к  уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_sz.doc108.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_karta_uchenika_k_urokam_po_teme_spb_region.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург  и  Ленинградская  область:  природа,  население,  хозяйство.  6 часов.

Планирование:

  1. СПб  регион.  Особенности  Г/п.  Основание  города.
  2. Природа    и  природные   ресурсы  региона
  3. Население  и  трудовые  ресурсы.
  4. Хозяйство.
  5. Хозяйство.
  6. Проблемы  и  перспективы  развития

Цели:

  1. Сформировать  представление  о  природе,  населении  и  хозяйстве  СПб  и  Ленинградской  области.
  2. Знакомство  с  характеристикой  региона  через  самостоятельный  анализ  источников  информации:  текст  учебников,  г/карты,  опорные  конспекты,  дополнительные  текстовые  материалы,  статистический  материал  и  т.д.
  3. Воспитание:
  • интереса  к  региону  своего  проживания
  • социальной  активности  через  использование  РНС  оценивания  знаний,  умений  и  навыков.

I. Анализ  факторов  экономического  развития  региона. Особенности  Г/п.  Основание  города.

  1. Постановка  проблемы. / стадия  вызова /

Территория, на которой был  основан  СПб, представляла собою изрытую ледниками и реками болотистую низменность, окаймляющую восточное побережье Финского залива. Рассекающая ее полноводная Нева образовала так называемую Невскую губу длиною в 21 км. Климат этой низменности был перенасыщенным морской влагой с большим количеством дождливых дней (около 200 в году) и частыми наводнениями, что создавало серьезные трудности для освоения этих мест. Берега Невы и многочисленных рек, впадавших в нее, были покрыты кустарником и хвойными лесами.    

 

Проблема:  Природные  условия  территории  не  только  не  способствовали,  но  и  препятствовали  созданию  города,  однако  Пётр I,  как  гениальный  реформатор,  не  побоялся  основать  здесь  новую  столицу.  Используя  предложенную  схему  и  карту,  объясните  его  решение.

           Путь  из  Варяг  в  Греки  и  путь  из  Варяг  в  Арабы:

                          Балтийское  море

                                           ↓          

                                Финский  залив        

                                                      ↓  

                                                   Нева

                                                      ↓  

                                        Ладожское  озеро

                                                      ↓

                                               Р. Волхов

                                                      ↓

                                            Озеро  Ильмень

                                        ↓                             ↓

                           Р.  Ловать                        р.  Мста

                                      ↓                                  ↓

                   Волоком  в  Днепр              волоком  в  Волгу

                                      ↓                                  ↓

                             Р.  Днепр                         р.  Волга

                                     ↓                                    ↓

                   Чёрное  море                          Каспийское  море

                                      ↓                                      ↓

                          Византия                        страны  Закавказья,  

                                                                  Арабские  страны

В  каком  архитектурном  памятнике  СПб  история  этих  торговых  путей  нашла  своё  воплощение?

Предполагаемый  ответ:   сочетание  выхода  к  Балтийскому  морю  с  началом  речного  пути  во  внутренние  районы  России.  Ростральные  колонны.

Какой  главный  географический  фактор  лежал  в  основе решения  основать город  в  дельте  Невы?

  1. Характеристика  географического  положения  СПб. /  стадия  осмысления /

Задание №1:  Используя  ф/карту  России,  карту  экономических  районов  России,  карту  транспорта,  физическую  карту  Ленинградской  области,  устно  охарактеризуйте  ФГП  и  ЭГП  региона.

1) ФГП

  • г/координаты  СПб → положение  в  климатическом  поясе
  • положение  относительно  океана → влияние  на  климат

2) ЭГП

  • положение  в  экономической  зоне
  • пограничное  положение / экономический  характер  границ /

а.  с  регионами  России

б.  с  зарубежными  странами

  • выход  к  морям  и  океанам
  • транспортное  положение

Параллельно  ответам  выполняется  работа  в  к/к  по  нанесению  объектов,  характеризующих  Г/п  региона.

     Задание №2:  Выводы  о  влиянии  Г/п  на  хозяйство  региона  самостоятельно  оформите  в  конспект. / стадия  рефлексии /

                                                       Анализ

               влияния  г/ положения   на  развитее  хозяйства  региона

                                               

положительное                                                                         отрицательное

/ черта  →   следствие /                                                      / черта  →   следствие /        

  • территория  расположена  в  Западной  экономической      Имеет  границу  с  

зоне→ в  экономически  развитом  регионе  страны        Эстонией,   являющейся                                                

  • имеет  границы  с  ресурсным  регионом – Европейским      членом     ЕС  и  НАТО→

Севером,  с  экономически  развитым  Центральным  эконом.    связей  практически    

районом                                                                                              нет

                                                                                                        Положение  на  севере  

  • имеет  границу  с  Финляндией, которая  оказывает        умеренного  пояса,                положительное  влияние  на  развитие  экономики           открытость влиянию  МУВ

СПб  и  Лен.  области.                                                                 с  АО →климатические

  • сочетание  выхода  к  Балтийскому  морю  с                      условия  не  благоприятны  

началом  речного  пути  во  внутренние  районы  России       для  развития  земледелия

  • регион  имеет  развитую  сеть  ж/д  и  авто  дорог,        и  здоровья  людей.

связывающую  её  с  другими  регионами  страны

машиностроение                                                                               земледелие

материалоёмкие  отрасли

торговля

туризм

II. Анализ  факторов  экономического  развития  региона.  Природа и природные ресурсы Ленинградской области.

Источники:  для  уч-ся – карты  Лен.  области,  для  учителя – презентации  по  природе  региона

  1. тектоническое  строение →  рельеф  и  минеральные  ресурсы
  2. ледниковый  период →  его  влияние  на  рельеф  области
  3. ФГП →  влияние  на  климат
  4. Воды  суши
  5. растительный  и  животный  мир

Последовательность  работы:  

  1. характеристику  дают  уч-ся
  2. характеристику  дополняет  учитель
  3. отражение  объектов  природы  на  к/к  
  4. самостоятельная  работа  в  таблицах  по  характеристике  природных  ресурсов  региона  и  вывод  об  обеспеченности

Природные  ресурсы  Ленинградской  области.

вид

Чем  представлены  на  территории  Лен. области  

Оценка  обеспеченности

минеральные











агроклиматические


почвенные


лесные


пастбища


водные


Вывод  об  обеспеченность  региона  природными  ресурсами:

III. Анализ  факторов  экономического  развития  региона.  Население и трудовые ресурсы СПб.

Задание / работа  в  группах /:  Используя   предложенную  информацию,  составьте  рассказ  по  предложенной  теме.  в  ответе  отразите  динамику  развития процесса  и  причины,  влияющие  на  неё.  

  1. Национальный  и  религиозный  состав  населения:  история  формирования,   современный  состав.
  • 11-12 вв.:  Веси,  карелу,  ижора,  фины – финно-угорские  племена.  Восточные  славяне.  
  • Середина  18в.:  Немцы,   французы.
  • Начало  21 века –русские — 92,5 %, украинцы — 1,5 %, белорусы — 0,9 %, татары — 0,7 %, евреи — 0,6 %, узбеки — 0,5 %, армяне — 0,5 %,  увеличилось  кол-во  представителей  республик  Средней  Азии,  Молдовы.
  • вспомните  храмы  разных  конфессий,  представленные  в  СПб

  1. Численность  и  причины,   влияющие  на  её  динамику.
  • динамика  численности:  1988г. – 5 млн.,  2000 г. – 4.8 млн.,  2012 г. – 5 млн.
  • динамика  воспроизводства:  1988 г:  16 – 11 = 5‰.,  2000 г.: 7-17= -10‰.,

         2012: 12.6 – 12.5 = 0.1

  • динамика  миграционного  баланса / прибывшие – выбывшие /:

 2000 г.: 68 т. – 53 т.= 15 т., 2010 г.  130т. – 72т.=  58 т.

  1. Структура  населения  и  проблемы,  которые  она  порождает
  • возрастная / дети – взрослые – пожилые  в %/ : 2000 г.:13- 63 – 24,  2010 г.:13 – 61- 26
  • средний  возраст – 41 год
  • половая  структура: М – 45%,  Ж – 55%

  1. Занятость  населения  в  хозяйстве  СПб.
  • Трудовые ресурсы города в настоящее время составляют около 3 млн. человек (или почти две трети всего населения). Общая численность занятых в экономике (включая индивидуальный сектор и малый бизнес) в среднегодовом исчислении составляет 2,4 млн. человек.
  • 40%  занятого  населения  в  СПб  имеют  высшее  образование, 44% - среднее  профессиональное
  • Занятость:  промышленность – 17%,  транспорт – 9.3%,  строительство – 7.6%,  услуги – 66%.  Сделайте  вывод  о  распределении  занятого  населения  в  СПб  между  материальным  и  нематериальным  производством.  
  • какие  отрасли  хозяйства    ощущают  нехватку  рабочей  силы?  Как  решается  эта  проблема?

  1. СПб  агломерация – презентация.

Последовательность  работы:

  1. работа  в  группах  по  предложенному  опорному  материалу
  2. выступление  групп
  3. заполнение  таблицы:  

                         

                        Характеристика  среднестатистического  жителя  СПб

характеристики

показатели

национальность

Средний  возраст

пол

В  какой  сфере  хозяйства  занят

Образовательный  уровень

качественная  характеристика / опыт,  квалификация /  

Д/задание :  Задание :  Используя  материал  I-IV,  сделайте  вывод  о  том,  какие  отрасли  наиболее  эффективно  развивать  в  СПб.  Мотивируйте  свой  выбор.

отрасль

Факторы  формирования














IV -V .  Хозяйство.

1)  промышленность

Последовательность  работы:

  1. проверка  д/з  /выделение  отраслей  х-ва  развитие  которых  наиболее  эффективно в  нашем  регионе /
  2. знакомство  с  ведущими  отраслями  хозяйства  по  уч-ку  «География  СПб и Ленинградской  области» Финаров  Д.П., Семёнов  С.П.  §10 - 12
  3. характеристика  по  плану:
  • выпускаемая  продукция →  отраслевой  состав
  • география ←  факторы  формирования
  1. отражение  отраслевого  состава  промышленности  на  к/карте

Отрасли:  машиностроение,  нефтеперерабатывающая,  электроэнергетика,  химическая,  лёгкая,  целлюлозно-бумажная,  алюминиевая

2)  сельское  хозяйство

  • Задание:  используя  знания  об  агроклиматических  и  почвенных  ресурсах  Лен. области,  предположи  структуру  её  с/х.
  • Отраслевой  состав  с/х  области

Задание:  Используя  текст  на  стр.94. , назовите  отраслевой  состав  животноводства  и  земледелия  и   предположите  география  отраслей.

  • Заполните  таблицу

Отрасли  с/х

Пригородные  районы

Удалённые  районы

Животноводство




Земледелие




  •  Пищевая  промышленность

Задание :  используя  ваши  знания  по  отраслевому  составу  с/х,  ваш  жизненный  опыт  стр.92-93  в  уч-ке,  назовите,  чем  представлена  пищевая  промышленность  в  нашем  регионе.

Задание :  оформите  материал  в форме  конспекта:                

                               пищевая  промышленность

                   ↓                                                                 ↓

на  собственном  сырье                на  привозном  сырье  у  потребителя

3)  Сектор  услуг

  1. Транспортный  комплекс
  • Задание:  используя  карту  «Транспорт  России»,  докажите,  сто  СПб – крупный  транспортный  узел.
  • сообщение  «КАД»
  • сообщение «Расширение  СПб  морского  порта»
  • сообщение  газопровод  «Северный  поток»

  1. Туризм

В списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербург как территория включен 36 комплексными объектами, объединяющими около 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Именно на основе этого культурного достояния создаются новые туристские программы для тех, кто вновь захотел приехать в Санкт-Петербург.

В городе - 221 музей, 2000 библиотек, более 80 театров, 100 концертных организаций, 45 галерей, выставочных залов, 62 кинотеатра, 80 клубных учреждений культуры и т. п. Ежегодно в городе проводится около 100 фестивалей и конкурсов разных направлений культуры и искусства, включая более 50 международных

В 2006 году количество иностранных туристов впервые за три последних года увеличилось на 10 процентов и составило 2, 18 миллионов человек (в 2005 году – 1, 89 миллионов человек). Этот показатель не учитывает иностранных гостей, прибывших в Санкт-Петербург из Москвы и других городов России, то есть, примерно 30% всех иностранных туристов. Количество же российских туристов, по экспертным оценкам, составляет около 2 миллионов человек. Таким образом, общее число туристов, посетивших Санкт-Петербург в 2006 году, составило более 4, 5 миллионов человек.

Д/з:  Проспект – приглашение  посетить  1  из  пригородов  Лен. области

       план  работы:

 1. географическое  положение  на  территории  области

 2. как  можно  добраться  от  СПб

 3.  историко-культурный  потенциал

 4.  природный  потенциал

 5.  фотографии

VI.  Проблемы  и  перспективы  развития.

Задание: используя  знания,  полученные  на  предыдущих  уроках,  предположите  проблемы  и  перспективы  развития  1  из  отраслей  х-ва  нашего  региона.

Возможные  варианты  отраслей:

  • тракторостроение
  • судостроение
  • энергетическое  машиностроение
  • электроника  и  наноэлектроника
  • производство  минеральных  удобрений
  • швейная
  • туризм
  • целлюлозно-бумажная
  • молочная  и  молокоперерабатывающая
  • нефтеперерабатывающая

План  и  форма  письменного  ответа:

             отрасль -

1.  Предприятия  в  СПб  и  Лен. области  рассматриваемой  отрасли

2.  факторы  и проблемы  →  перспективы развития

Факторы  развития

проблемы

Перспективы  развития















Итоговый  тест  по  теме  «СПб  регион»

1 вариант.

  1. Ленинградская  область  граничит с:
  • р. Коми
  • р. Карелией
  • р. Удмуртия
  • р.Калмыкия

  1. Недра  Ленинградской  области  обладают  значительными  запасами:
  • фосфоритов
  • апатитов
  • калийных  солей
  • поваренной  соли

  1. к  коренному  населению  Ленинградской  области  относится  народ:
  • коми
  • ненцы
  • лопари
  • вепсы

  1. СПб – крупнейший  центр  отечественного:
  • автомобилестроения
  • тракторостроения
  • энергетического  машиностроения
  • речного  судостроения

  1. Составь  пары / центр – вид  электростанции /:

1.  Волхов                            а.  ТЭС

2.  Сланцы                           б. ГЭС

3.  Сосновый  Бор               в. АЭС

4.  Кировск

  1. Фактор  формирования  Волховского  алюминиевого  завода:
  • у  сырья
  • у  энергоисточника
  • у  потребителя
  • научный

За  каждый  вопрос  от 0  до  2  баллов.

7- 8 – «3»                                                                 5-6 – «3»

9- 10 – «4»                                                                  7 – «4»

11- 12 – «5»                                                                8 – «5»

2 вариант.

  1. Ленинградская  область  граничит с:
  • Эстонией
  • Латвией
  • Литвой
  • Норвегией

  1. Недра  Ленинградской  области  обладают  значительными  запасами:
  • нефти
  • газа
  • каменного  угля
  • сланцев
  1. Большая  часть  населения  СПб  занята  в:
  • сфере  услуг
  • промышленности
  • строительстве
  • сельском  хозяйстве
  1. Волхов – крупный  центр  отечественного:
  • машиностроения
  • чёрной  металлургии
  • цветной  металлургии
  • целлюлозно-бумажной  промышленности

  1. Составь  пары / центр – отрасль /:
  1. Сланцы                            а.  производство  м/удобрений
  2. Кингисепп                       б.   целлюлозно-бумажная  пр-ть
  3. Кириши                           в.  производство  резиноизделий
  4. Светогорск                      г.  нефтеперерабатывающая
  1. Выдели  лишний  фактор  формирования  предприятий  фирмы  «Зарина»  в  СПб:
  • у  сырья
  • в  центре  высокого  художественного  вкуса
  • у  потребителя
  • в  крупном  транспортном  узле

За  каждый  вопрос  от 0  до  2  баллов.

7- 8 – «3»                                                                      5-6 – «3»

9- 10 – «4»                                                                   7 -8 – «4»

11- 12 – «5»                                                                      9 – «5»



Предварительный просмотр:

ё                Санкт-Петербург  и  Ленинградская  область.

I.  Основание  города.

Проблема:  Природные  условия  территории  не  только  не  способствовали,  но  и  препятствовали  созданию  города,  однако  Пётр I,  как  гениальный  реформатор,  не  побоялся  основать  здесь  новую  столицу.  Используя  предложенную  схему  и  карту,  объясните  его  решение.

ёёёёёё

           Путь  из  Варяг  в  Греки  и  путь  из  Варяг  в  Арабы / 8 - 13 вв /:

                          Балтийское  море

                                           ↓          

                                Финский  залив        

                                                      ↓  

                                                   Нева

                                                      ↓  

                                        Ладожское  озеро

                                                      ↓

                                               Р. Волхов

                                                      ↓

                                            Озеро  Ильмень

                                        ↓                             ↓

                           Р.  Ловать                        р.  Мста

                                      ↓                                  ↓

                   Волоком  в  Днепр              волоком  в  Волгу

                                      ↓                                  ↓

                             Р.  Днепр                         р.  Волга

                                     ↓                                    ↓

                   Чёрное  море                          Каспийское  море

                                      ↓                                      ↓

                          Византия                        страны  Закавказья,  

                                                                  Арабские  страны

Какой  же  главный  географический  фактор  лежал  в  основе  решения  основания  СПб  в  дельте  Невы?  

I I. Анализ  факторов  экономического  развития  региона.

1. Географическое  положение.

1)ФГП

  • г/координаты  СПб → положение  в  климатическом  поясе
  • положение  относительно  океанов→ влияние  на  климат

2) ЭГП

  • положение  в  экономической  зоне
  • пограничное  положение

а.  с  регионами  России

б.  с  зарубежными  странами

  • выход  к  морям  и  океанам
  • транспортное  положение

                                                 Анализ

               влияния  г/ положения   на  развитее  хозяйства  региона

положительное                                                                         отрицательное

/ черта  →   следствие /                                                      / черта  →   следствие /        

                              ↓

Благоприятно  развитие……………

………………………………………………………………………………                    ……………………………………..

                              ↓

             Затрудняет  развитие………

            ……………………………….

            ……………………………….

           ………………………………..

                               Технологическая  карта  урока №1

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1

Участие  в  коллективном  анализе  г/п  региона

5

2

Самостоятельный  анализ  г/п  региона  в  форме  письменного  вывода

- названы   только  черты  Г/п  -  4  балла

- названы  и  черты  и  следствия  на  развитие  х-ва – 8

- сделаны  выводы  о  возможности  и  невозможности  развития  отраслей  х-ва  под  влиянием  Г/п  - 4

3

Письменная  работа  на  тему:

  • Влияние  г/п  СПб  формирование  его  отраслевой  и  территориальной  структуры   промышленности  в  18 - 19  вв.
  • С  г/п  каких  городов  мира  вы  могли  бы  отметить  сходство  г/п  СПб?  Своё  мнение  докажите.  

10

2. Природа и природные ресурсы Ленинградской области.

  1. тектоническое  строение →  рельеф  и  минеральные  ресурсы
  2. ледниковый  период →  его  влияние  на  рельеф  области
  3. ФГП →  влияние  на  климат
  4. Воды  суши
  5. почвы,  растительный  и  животный  мир

Природные  ресурсы  Ленинградской  области.

вид

Чем  представлены  на  территории  Лен. области  

Оценка  обеспеченности

минеральные











агроклиматические




почвенные




лесные




пастбища




водные




       Вывод  об  обеспеченность  региона  природными  ресурсами:

         ↓                                                ↓                                              ↓

промышленными              с/хозяйственными              рекреационными

                                       Технологическая  карта  урока №2

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1

Участие  в  коллективном  составлении  характеристики  природы  Лен. области

5

2

Самостоятельная  оценка  природных  ресурсов  региона

5

3

Письменная  работа  на  тему:

  • Использование  природного  строительного  камня  Лен. области  в   убранстве  СПб.
  • Природные  рекреационные  ресурсы  Лен.  области

10

3. Население и трудовые ресурсы СПб.

Задание:  Используя   предложенную  информацию,  составьте  рассказ  по  предложенной  теме.  в  ответе  отразите  динамику  развития процесса  и  причины,  влияющие  на  неё.  

  1. Национальный  и  религиозный  состав  населения:  история  формирования,   современный  состав.
  • 11-12 вв.:  Веси,  карелу,  ижора,  фины – финно-угорские  племена.  Восточные  славяне.  
  • Середина  18в.:  Немцы,   французы.
  • Начало  21 века –русские — 92,5 %, украинцы — 1,5 %, белорусы — 0,9 %, татары — 0,7 %, евреи — 0,6 %, узбеки — 0,5 %, армяне — 0,5 %,  увеличилось  кол-во  представителей  республик  Средней  Азии,  Молдовы.
  • вспомните  храмы  разных  конфессий,  представленные  в  СПб

  1. Численность  и  причины,   влияющие  на  её  динамику.
  • динамика  численности:  1988г. – 5 млн.,  2000 г. – 4.8 млн.,  2012 г. – 5 млн.
  • динамика  воспроизводства:  1988 г:  16 – 11 = 5‰.,  2000 г.: 7-17= -10‰.,

         2012: 12.6 – 12.5 = 0.1

  • динамика  миграционного  баланса / прибывшие – выбывшие /:

 2000 г.: 68 т. – 53 т.= 15 т., 2010 г.  130т. – 72т.=  58 т.

  1. Структура  населения  и  проблемы,  которые  она  порождает
  • возрастная / дети – взрослые – пожилые  в %/ : 2000 г.:13- 63 – 24,  2010 г.:13 – 61- 26
  • средний  возраст – 41 год
  • половая  структура: М – 45%,  Ж – 55%

  1. Занятость  населения  в  хозяйстве  СПб.
  • Трудовые ресурсы города в настоящее время составляют около 3 млн. человек (или почти две трети всего населения). Общая численность занятых в экономике (включая индивидуальный сектор и малый бизнес) в среднегодовом исчислении составляет 2,4 млн. человек.
  • 40%  занятого  населения  в  СПб  имеют  высшее  образование, 44% - среднее  профессиональное
  • Занятость:  промышленность – 17%,  транспорт – 9.3%,  строительство – 7.6%,  услуги – 66%.  Сделайте  вывод  о  распределении  занятого  населения  в  СПб  между  материальным  и  нематериальным  производством.  
  • какие  отрасли  хозяйства    ощущают  нехватку  рабочей  силы?  Как  решается  эта  проблема?

  1. Характеристика  среднестатистического  жителя  СПб

характеристики

показатели

национальность

Средний  возраст

пол

В  какой  сфере  хозяйства  занят

Образовательный  уровень

качественная  характеристика / опыт,  квалификация /  

Технологическая  карта  урока №3

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1.

Составление  х-ки  населения  СПб по  опорному  конспекту

10 – на  группу

2.

Составление характеристика  среднестатистического  жителя  СПб

3

4.  Научный  и  историко-культурный  потенциал  СПб.

  1. научный  потенциал.

Санкт-Петербург - научный центр России, 11% научного потенциала страны сконцентрированы здесь. Сегодня приблизительно 14% всех российских исследователей работают в научных и образовательных учреждениях города. Более чем 8% всех российских студентов, 13% аспирантов и 15% докторов наук учатся в Санкт-Петербурге.

Сегодня в Санкт-Петербурге - приблизительно 600 исследовательских учреждений, среди них:

- приблизительно 200 федеральных исследовательских учреждений, включая 12 федеральных центров исследования,

- 73 академических исследовательских учреждения;

- более 70 научных и образовательных учреждений;

- приблизительно 250 исследовательских учреждений в предпринимательском секторе.

В Санкт-Петербурге работают 52 государственных высших учебных заведения, 20 военных институтов, 47 неправительственных университетских учреждений, 78 учреждений вторичного профессионально-технического образования. Приблизительно 100 учреждений дополнительного профессионального образования находятся под управлением Комитета по науке и высшей школе. Число студентов превышает 520 тысяч человек.

  1. Историко-культурный  потенциал.

III.  Хозяйство.

Задание :  Используя  материал  I-IV,  сделайте  вывод  о  том,  какие  отрасли  наиболее  эффективно  развивать  в  СПб.  Мотивируйте  свой  выбор.

отрасль

Факторы  формирования














  1. промышленность / работа  в  к/карте /
  2. сельское  хозяйство
  • Задание:  используя  знания  об  агроклиматических  и  почвенных  ресурсах  Лен. области,  предположи  структуру  её  с/х.
  • Отраслевой  состав  с/х  области

Отрасли  с/х

Пригородные  районы

Удалённые  районы

Животноводство




Земледелие




  •                   пищевая  промышленность

                   ↓                                                                 ↓

на  собственном  сырье                на  привозном  сырье  у  потребителя

  1. Сектор  услуг
  • портовое  хозяйство
  • туризм

 Д/з:  Проспект – приглашение  посетить  1  из  пригородов  Лен. области

       план  работы:

 1. географическое  положение  на  территории  области

 2. как  можно  добраться  от  СПб

 3.  историко-культурный  потенциал

 4.  природный  потенциал

 5.  фотографии

Технологическая  карта  урока №4 -5

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1.

Определение  отраслей,  которые  наиболее  эффективно  развивать  в  СПб  регионе

6

2.

Отражение  в  к/к  отраслевой  структуры  промышленности  СПб  и  Лен.  области

Объекты  Г/положения – 1

Объекты  природы – 2

Отраслевая  структура  промышленности – 3

Итого – 7

3.

Проспект – приглашение  посетить  1  из  пригородов  Лен. области

5

4  

Сообщения  на  темы  «КАД»,  «Расширение  СПб  порта»,  «Газопровод  «Северный  поток»

10

IV.  Проблемы  и  перспективы  развития.

Задание: используя  знания,  полученные  на  предыдущих  уроках,  предположите  проблемы  и  перспективы  развития  1  из  отраслей  х-ва  нашего  региона.

Возможные  варианты  отраслей:

  • тракторостроение
  • судостроение
  • энергетическое  машиностроение
  • электроника  и  наноэлектроника
  • производство  минеральных  удобрений
  • швейная
  • туризм
  • целлюлозно-бумажная
  • молочная  и  молокоперерабатывающая
  • нефтеперерабатывающая

План  и  форма  письменного  ответа:

             отрасль -

1.  Предприятия  в  СПб  и  Лен. области  рассматриваемой  отрасли

2.  факторы  и проблемы  →  перспективы развития

Факторы  развития

проблемы

Перспективы  развития















Технологическая  карта  урока №6

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1.

Анализ  перспективности  отрасли  для  нашего  региона

10 – на  группу  из  2-х  человек

Итоговый  тест  по  теме.

Повторить:  особенности  г/положения,  х-ку  природы  и  природных  ресурсов,  х-ку  населения,  ведущие  отрасли  х-ва,  их  географию  и  факторы  формирования.

Виды  работ

Максимальное  кол-во  баллов

Заработанные  баллы

1.

Итоговый  тест  по  теме  «СПб  регион»

12

Технологическая  карта  урока №1 - 6

Обязательная  часть / 8  работ /

Накопительная  часть / 4  работы  +  бонусы  за  работу  на  уроке /

Сумма  баллов

оценка

Максимальное  кол-во  баллов

55

25

Заработанные  баллы

Перевод  баллов  в  оценку:

  1. «5» - не  менее  65,  из  которых  не  менее  50 – за  обязательную  часть,  15 – за  накопительную    часть
  2. «4»  - не  менее  55 баллов,  из  которых  не  менее  45 – за  обязательную  часть  и  10 – за  накопительную
  3. «3» - не  менее  45 баллов,  из  которых  не  менее  40  баллов – за  обязательную  часть  и  5 – за  накопительную.