Конспект урока по теме: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок построен с использованием групповых технологий при изучении темы: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: « Строение систем внутренних органов млекопитающих»
Методическое руководство к уроку
Предмет: Биология, 7 класс
Автор: Белякова Любовь Николаевна, учитель Куликовской средней общеобразовательной школы
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии: уровневая дифференциация, групповые технологий.
Учебник: «Биология. Животные»
Авторы: В.В. Латюшин, В.А.Шапкин
Дидактические цели:
Формирование информационной компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления, навыков самостоятельной работы с информацией; развивать умения анализировать, выделять главное, классифицировать, обобщать, доказывать; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; способствовать формированию дивергентного мышления и рефлексивных умений учащихся.
Методические цели:
- Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения млекопитающих ;
- Развивать умение обобщать полученные знания, делать выводы и обобщения.
- Рассмотреть внутреннее строение млекопитающих.
- Найти черты сходства и различия с ранеё изученными видами.
- Выявить прогрессивные черты внутреннего строения у млекопитающих.
- Дать характеристику классу млекопитающих.
Воспитательные задачи
- Формирование коммуникативной и кооперативной компетенций
Форма организации учебной деятельности.
- Работа в малых группах.
Оборудование: таблицы, отражающие строение внутренних органов млекопитающих или слайды в виде презентации по той же тематике, тексты и рисунки, с изображением систем внутренних органов
План урока:
1.Организационный момент.
2.Активизация познавательной деятельности.
3. Работа в малых группах.
4.Презентация самостоятельной деятельности каждой группы.
5. Индивидуальная работа.
6. Выводы по уроку.
7. Домашняя работа
Ход урока.
1.Организационный момент:
Учитель приветствует класс и объявляет тему урока и объясняет, что сегодня новый материал ребята будут изучать самостоятельно в группах и у каждого члена группы, в зависимости от способностей, задание будет дано по силам.
Учитель рассаживает учащихся по группам и даёт задания как индивидуальные, так и групповые (общую таблицу для заполнения группой).
Так как учебник авторов В.В. Латюшин, В.А.Шапкин не предусматривает подробное изучение данной темы, то учитель может сам подготовить материал с текстом и с изображением систем внутренних органов, или воспользоваться учебниками других авторов, где есть данный материал.
2. Активизация познавательной деятельности.
Ребята, изучая предыдущие темы, мы уже касались данного вопроса.
Скажите, пожалуйста, а какие системы органов вы уже знаете?
( пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, система органов размножения). Знания, полученные ранее и приобретённые сегодня на уроке пригодятся нам при изучении биологии в 8 классе, так как мы с вами тоже относимся к классу Млекопитающие.
3. Работа в группах.
Сегодня ваша работа будет заключаться в том, чтобы разобрать строение внутренних органов самостоятельно, работая в группе как коллективно, так и самостоятельно. На данном уроке мы будем рассматривать пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную и систему органов размножения. Нервную систему и органы чувств, мы рассмотрим на следующем уроке.
Индивидуальные задания
пользуясь учебником, или материалом предоставленным учителем, найдите информацию по следующим вопросам
а) пищеварительная система (строение, значение, особенности)
б) кровеносная система (строение, значение, особенности строения)
в) дыхательная система (строение, значение, особенности строения)
г) выделительная система (строение, значение, особенности строения)
д) система органов размножения (строение, значение, особенности строения)
Через 10 минут индивидуальной работы, ребята в группе начинают заполнять общую таблицу, которая отражает общую картину строения систем внутренних органов млекопитающих.
Работа в группе(10 минут)
Общая таблица, которую совместно заполняют члены одной группы.
Название системы органов | Органы, входящие в эту систему | Выполняемая функция системы |
Пищеварительная | ||
Кровеносная | ||
Дыхательная | ||
Выделительная | ||
Система органов размножения |
Презентация своей работы.
На доске нарисована таблица, которую учащиеся заполняли, работая в группе.
От каждой группы вызывается по очереди по два представителя. Один из учащихся рассказывает материал, а другой в это время заполняет определённую строчку таблицы
Подведение итогов урока.
На основании услышанного ученики (каждый в своей тетради) делают такую же таблицу и выводы об особенностях строения внутренних органов млекопитающих
Название системы органов | Органы, входящие в эту систему и особенности её строения | Выполняемая функция системы |
Пищеварительная | Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка, слепая кишка, толстая кишка, анальное отверстие. Пищеварительные железы помогающие пищеварению (слюнные железы, печень, поджелудочная). Имеют губы, язык. Зубы дифференцированы на резцы, клыки, коренные. | 1.Размельчает пищу. 2. Расщепляет пищу. 3. Усваивает пищу. |
Кровеносная | Сердце (2 желудочка и 2 предсердия) и кровеносные сосуды (капилляры, вены, артерии), кровеносная система замкнутая, круга кровообращения. | 1.Переносит кислород и выводит углекислый газ. 2. Переносит питательные вещества. |
Дыхательная | Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, бронхиолы, лёгкие, имеющие сложное ячеистое строение ( альвеолы), за счёт которых увеличивается поверхность лёгких. | 1.Усваивает кислород 2.Выводит углекислый газ. |
Выделительная | 2 почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. | 1. Фильтрует кровь, удаляя из неё жидкие, вредные продукты распада. |
Система органов размножения | У самок яичники, в которых развиваются яйцеклетки, яйцеводы и матка, а у самцов семенники, в которых развиваются сперматозоиды, семяпроводы и семяизвергающий канал. Оплодотворение внутреннее. Плод вынашивается в особом органе самки – матке, имеющей мышечные стенки, способные во время родов вытолкнуть плод. | 1. Выработка половых клеток. 2. Участвует в процессе размножения. |
Выводы по уроку:
- Каждая из систем внутренних органов имеет более сложное строение, чем у ранее изученных представителей.
- Каждая система выполняет определённую функцию.
- От выполняемой функции зависит строение органов определённой системы.
Домашнее задание: параграф 31, читать и пересказывать данный материал, учить таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"
Урок биологии по теме: «Значение физической нагрузки для развития системы органов движения».Цель урока:- раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движени...
конспект урока на тему: Класс Млекопитающие
Общая характеристика Класса Млекопитающие....
Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"
Конспект урока по теме " Размножение Млекопитающих"...
конспект урока по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)"
Урок №29 в разделе №2 « Многообразие животного мира современной планеты» курса биологии 7 класса (предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 клас...
Конспект урока по теме «Интерьер. Внутренний мир русской избы»
Конспект урока по ИЗО в 5 классе....
Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие".
Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие"...
План-конспект урока по теме "Заболевания органов дыхательной системы"
План-конспект урока отражает основные методы и приемы объяснения данной темы на уроках биологии в 8 классе...