конспект урока по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Любомирова Ольга Вячеславовна

 Урок №29  в разделе №2  « Многообразие животного мира современной планеты» курса биологии 7 класса (предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т. С. Сухова, С. Н. Исакова. – М.: Вентана – Граф, 2015.) по теме "Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны).Формирование системы  знаний о многообразии животных класса Млекопитающие, принципах их классификации, усложнении животных в процессе эволюции.     Цель:  Формирование коммуникативнойи и ценностно-смысловой компетенции учащихся, повышение мотивации познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-s_keysami_mnogoobrazie_mlekopitayuschikh.docx51.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок по теме «Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)»

Автор О.В. Любомирова

 учитель биологии

Арзамас, 2018

Урок Многообразие млекопитающих: Первозвери, Сумчатые, Плацентарные (отряд грызуны)

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Любомирова Ольга Вячеславовна

Район

г. Арзамас

Место работы

МБОУ СШ № 16

Должность

Учитель биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

биология

Класс

7класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

- Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Живая природа». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т. С. Сухова, С. Н. Исакова. – М.: Вентана – Граф, 2015.

Тема учебного занятия

Систематика млекопитающих

Место учебного занятия

Урок №29  в разделе №2  « Многообразие животного мира современной планеты» курса

Учебная задача

Формирование системы  знаний о многообразии животных класса Млекопитающие, принципах их классификации, усложнении животных в процессе эволюции.        

  Формирование коммуникативной, ценностно-смысловой компетенции учащихся, их личному совершенствованию.

   Повышение мотивации познавательной деятельности.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся

Черты сходства первозверей и пресмыкающихся.

Особенности сумчатых, позволяющие относить их к настоящим  зверям. Характерные особенности  грызунов.

Обучающиеся получат возможность установить эволюционные связи в классе Млекопитающие

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют  способ  сравнения особенностей строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, выявление черт сходства и различия.

Продолжат формирование умений анализировать,систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц.

Обучающиеся получат возможность Использовать в повседневной жизни ранее полученные теоретические знания о переносчиках, возбудителях заболеваний и источниках заражения, предупреждая размножение и проникновение в жилые помещения грызунов.….

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся сформируют представление о значение грызунов в жизни человека и мерах предупреждения опасных инфекционных заболеваний, распространяемых грызунами

Обучающиеся получат возможность для формирования  понимания роли человечества в поддержании определённой численности особей видов животных, сохраняя редкие ( реликтовые) формы и ограничивая численность синантропных видов, переносчиков возбудителей заболеваний.

Исходное состояние обучающихся:

доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

- имеют опыт анализа текстов;

- знают общие особенности строения и жизнедеятельности животных класса Млекопитающие

- могут заполнять сравнительные таблицы  о животных, принадлежащих  разным систематическим группам,

- владеют приёмами работы с кейсом

 -могут планировать групповую деятельность, распределять роли

- могут контролировать результаты

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Оценка заполнения таблицы «Особенности строения  и жизнедеятельности представителей крупных систематических групп млекопитающих»

Оценка результативности  работы учащегося в группе на основании наблюдения и коллективной оценки группы

Ответы на вопросы

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /С.П. Шаталова, Т.С. Сухова - М.: Вентана –Граф, 2017.

Энциклопедия для детейТ.2 Биология /Сост.С.Т. Исмаилова,3-е изд. Перераб. И доп. –М.: Аванта +,1996.

Раздадточный дидактический материал (кейсы с текстами, рисунки, схемы)

http://fb.ru/article/158260/utkonos-otkladyivaet-yaytsa-kak-razmnojayutsya-utkonosyi-interesnyie-faktyi-ob-utkonosah

http://www.textreferat.com/referat-3666-2.html

презентация

Техническое обеспечение

Интерактивная доска компьютер


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической  модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами начинаем увлекательное путешествие в мир зверей, знакомство многообразием млекопитающих животных. Многих из них вы знаете с первых дней жизни. О ком я говорю?

 - Верно! О других вы получили информацию из книг, интернета, телевизионных программ. Наступило время систематизировать ваши знания. Сегодня вы работаете в малых группа (парах и квартетах) с заданиями кейса. Напоминаю, что успех каждого зависит от работы группы, а успех работы группы от работы каждого. Следуйте инструкциям, проявляйте инициативу , уважайте мнение каждого члена группы и вы получите отличный результат.

Называют домашних животных кошку, собаку, хомячка.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Многообразие млекопитающих очень велико- более 4 тыс. видов. и занимают самые разнообразные среды обитания. Белый медведь существует в арктической пустыне, а верблюд в субтропической пустыне, дельфины бороздят просторы морей, а крот прорывает свои подземные тоннели на площади 800 кв.м., бегущий гепард может развить скорость до 60 км. в час, а ленивец может висеть неподвижно на ветке  целый день,  летучие мыши способны пролетает в сезонных миграциях расстояние  до 700км. Какие особенности внешнего и внутреннего строения позволили млекопитающим существовать в таких разных условиях. 

Ученики перечисляет ароморфозы млекопитающих (один ученик рассказывает , остальные внимательно слушают и дополняют)

Шерстный покров, теплокровность, четырёх камерное сердце, альвеолярные лёгкие грудная и брюшная полости, кора больших полушарий  мозга, внутриутробное развитие, вскармливание детёныша молоком и др.

1.3. Создание проблемной ситуации

- Такое разнообразие сред обитания привело к возникновению большого разнообразия в строении млекопитающих и разнообразии систематических групп, а иногда природа задавала учёным- систематикам очень сложные задачи. Приведу один пример. Впервые шкурку  этого неизвестного животного доставили в Англию из Австралии в ноябре 1797 года. Учёные сначала думали что это к шкурке какой то экзотической зверюшки шутники пришили утиный клюв, но затем учёные убедились, что шкура, бесспорно, была созданием природы а не рук человеческих. Это была шкурка млекопитающего животного – утконоса.  А затем, изучив особенности строения и жизнедеятельности этого животного, учёные ещё около ста лет спорили  о положении этого вида в животном царстве.

     - Кто из вас знает систематическую группу к которой отнесли это животное учёные? Какие ещё систематические группы класса Млекопитающих вы можете назвать?

- пользуясь учебником рассмотрите схему подразделения млекопитающих насистематические группы стр. 151 учебника.

 

Выскажите предположение  об основном принципе положенном в основу классификации

Предполагают варианты ответа:

Н-р. Отряд утконосовые и др.варианты

Подкласс Первозвери  или Яйцекладущие, Подкласс Настоящие звери или Живородящие (группы Сумчатые и  Плацентарные)

Основной принцип местоположение и особенности развития детёныша млекопитающего (разные варианты)

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Предлагаю вам обозначить цель нашей совместной работы. На основании всего сказанного и материалов приготовленных для работы учителем

Рассматривают материалы кейса. Формулируют цель «Выяснить на основе предложенной в кейсе информации особенности строения, жизнедеятельности и значении для человека животных Подкласса Первозвери  и Подкласса Настоящие звери групп Сумчатые  и Плацентарные

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Какой способ работы с предложенным материалом вы считаете более эффективным

Предлагают работать группами, изучать информацию одного текста, затем обсуждать информацию отвечать на вопросы кейса и обобщать информацию в виде краткого сообщения для класса

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учащимся каждой группы предлагаю организовать работу с кейсом для этого распределить роли, осуществить анализ текстов,   обсуждение и формулировку ответов на вопросы кейса. (Приложение 1)Приготовить презентацию работы группы у доски.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

На основании презентаций групп заполните в тетради  сравнительную таблицу.  (Приложение 2)

Сделайте вывод об особенностях строения и жизнедеятельности систематических групп млекопитающих в ряду первозвери . сумчатые, плацентарные.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу

В ряду первозвери, сумчатые млекопитающие происходит усложнение и повышение уровня организации. Совершенствуются органы размножения формируется и развивается плацента в матке, совершенствуется развитие детёныша и его защита от внешней среды, совершенствуется строение млечных желёз.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Поверьте правильность заполнения таблицы соседом по парте, обозначьте ошибки и недостатки символами на полях  

 - недостаточно информации -

  -ошибочная информация-

Взаимоконтроль правильности заполнения таблицы по образцу, представленному на слайде презентации.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Заполните после обсуждения с членами группы таблицу «Результативность работы членов группы» (Приложение 3)

Обсуждение в группе результативности работы каждого члена группа оценивание заполнение таблицы

4.  Домашнее задание

Параграф 34, кроссворд «Многообразие  и значение грызунов» (10 слов)

Записывают домашнее задание

Приложения

Кейс №1 Класс Млекопитающие, подкласс Настоящие звери,

 группа Плацентарные, отряд Грызуны

     Текст №1

    По данным Всемирной организации здравоохранения суммарно во всех очагах земного шара обнаружено 235 видов грызунов, которые заражаются чумой в природе (суслики, сурки, песчанки, полевки и др.).

В очагах "городского" типа важное эпидемиологическое значение приобретают высокочувствительные к чуме синантропные грызуны: крысы, мыши. Среди грызунов чума распространяется укусами паразитирующих на них блох, которые могут нападать и на человека.

В Красноярске значительно увеличилось число крыс. Как поясняют специалисты, причина такого быстрого размножения опасных грызунов в несвоевременной уборке пищевых отходов из мусорных баков во дворах и подъездах домов. В первую очередь, проблема размножения крыс затрагивает жителей первых этажей. Дело в том, что стены домов не препятствие для грызунов. Они без труда прогрызают бетонные перекрытия и проникают в квартиры. А в теплое время года крысы вообще безбоязненно бегают по подъезду. Многие красноярцы уже на грани паники.

В Челябинске развелось множество крыс и мышей. Из-за несанкционированных свалок и помоек, переполненных мусорных баков хвостатые твари активно размножаются. Грызуны облюбовали заброшенные предприятия, дома под снос, шахты недостроенного метро, рынки, подвалы жилых домов. За последние десять лет "поголовье" челябинских мышей и крыс увеличилось почти впятеро!

   70-летний житель Евпатории Юрий Михайлович С. и в страшном сне не мог предположить, что смерть подстережет его в собственной квартире. По канализационным трубам добравшаяся до третьего этажа крыса набросилась на пенсионера. Укус хвостатой твари оказался смертельным: всеядный грызун был переносчиком опаснейшего инфекционного заболевания - лептоспироза. Через несколько дней пострадавший скончался.

Подобные ситуации уже не удивляют. Опасные грызуны давно стали доминирующими представителями фауны городов.

Текст №2 

   Грызуны  Наиболее богатый видами отряд млекопитающих, ведущих наземный и полуводный образ жизни. Очень характерно строение зубной системы, приспособленной к разгрызанию и пережевыванию твердой растительной пищи. Клыков нет. Резцы (по одному в каждой половине челюсти) развиты очень сильно, постоянно растут (то есть не имеют корней) и самозатачиваются. Между резцами и коренными зубами имеется широкий промежуток — диастема. В связи с питанием грубой растительной пищей кишечник длинный, у всех видов сильно развита слепая кишка, выполняющая роль «бродильного чана». Полушария головного мозга обычно гладкие, без извилин.

Текст №3 От величины грызунов  напрямую зависит их продолжительность жизни. Мелкие живут до двух лет, крупные от трех до шести лет. Наступление половой зрелости у мелких видов грызунов происходит в 2 – 3 месяца, а у тех что больше размером от 1 до 2 лет.

У каждого вида размножение грызунов протекает по-своему. Отряд, в который входят мыши-полевки, считается плодовитым. Появляются детеныши по 3 – 4 раза в год. Их бывает более десяти, рождаются без шерсти, слепыми.

У морской свинки появляется в год не более двух детенышей. Рождаются практически развитыми, всюду следуют за матерью.

Если говорить о зайцах, то они сочетают в себе и зрелость детенышей и большую плодовитость. Крыса может ежегодно приносить до 50 потомков.

Для высокоплодовитых видов характерна неустойчивая численность: годы их крайнего обилия сменяются годами почти полного вымирания на больших территориях.

Текст №4 

Среди грызунов имеются главнейшие объекты пушного промысла; в частности белка является основой пушного промысла нашей страны. Одно из первых мест в этом отношении занимают, кроме того, зайцы и суслики, а также акклиматизированная ондатра.

В настоящее время, особенно в связи с высоко развитой в России мехообрабатывающей промышленностью, промысловое значение приобрели и многие другие грызуны. Среди ряда мероприятий по обогащению промысловой фауны России особенно следует отметить успешную акклиматизацию на огромном пространстве Европейской части Россиии  и Сибири ондатры, принадлежащей к числу наиболее ценных промысловых грызунов; в некоторых местах на юге России акклиматизирован ценный южноамериканский грызун - нутрия; кроме того, успешно восстанавливается бобр, где он был ранее истреблен в результате хищнического промысла в дореволюционное время, заселяются белкой пригодные для нее лесные массивы, где ее не было ранее, и выполняется ряд других мероприятий по охране и восстановлению промысловых видов.

      Для ответов на вопросы кейса можно использовать также материал параграфа №34 учебника , рисунок 110.

Вопрос кейса: Какие особенности строения и жизнедеятельности представителей отряда Грызуны человеку необходимо знать для улучшения качества своей жизни и обеспечения безопасности?

- Чем опасны грызуны?

- Есть ли какая - то польза от грызунов?

- Благодаря каким видам деятельности человек ограничивает численность грызунов?

Кейс №2 Класс Млекопитающие, подкласс Первозвери

 Текст № 1. 

Научное обозначение млекопитающих происходит от латинского слова „mamma", что означает „грудь, молочная железа". Молочные железы и шерсть - два главных признака, по которым млекопитающие отличаются от пресмыкающихся, птиц и других животных. Именно благодаря этим признакам в класс млекопитающих были зачислены утконос и ехидны. Утконосы обитают в реках и пресных озёрах Австралии и острова Тасмания. Ехидны являются наземными млекопитающими, которые распространены в разных местностях Австралии и Новой Гвинеи. Учёные выделяют в два вида и восемь подвидов ехидн. Представители 4 подвидов обитают в тропических лесах Новой Гвинеи. К семейству ехидн принадлежат 2 рода - ехидны и проехидны. Хотя первозвери вскармливают своё потомство молоком, сосков у них нет - трубчатые молочные железы открываются в специальных местах на коже, откуда детёныши не сосут, а просто слизывают молоко. Однопроходные ещё имеют признаки предков - птиц и пресмыкающихся: у всех этих видов кишечник, мочевыводящие, испражнения и половые пути открываются в клоаку, то есть расширенную часть задней кишки. Отсюда, от одного прохода, и происходит их название Однопроходные. В отличие от них, у высших млекопитающих для выделения продуктов кишечника и мочеполовой системы существуют различные выходы. У первозверей вообще нет зубов, и только у их детёнышей есть по три зуба в клюве, которые с возрастом заменяются роговыми пластинами. Ехидны измельчают пищу с помощью твёрдых роговых выростов у основания языка.

Текст №2 .

Четверть века ведущие умы Европы ломали головы, как же классифицировать утконоса. Особую сложность вызывало то, что у существа оказалось очень много признаков, которые встречаются и у птиц, и у животных, и у земноводных. Все запасы жира утконос сберегает в хвосте, а не под шерстью на туловище. Поэтому хвост у зверя солидный, тяжелый, способен не только стабилизировать передвижение утконоса в воде, но и служит отличным средством обороны. Вес животного колеблется в районе полутора-двух килограммов при длине в полметра. Сравните с домашним котом, который при таких же габаритах весит гораздо больше. Сосков у животных нет, хотя молоко они вырабатывают. Температура у «птицезверя» пониженная, едва достигает 32 градусов Цельсия. Это гораздо ниже, чем температура тела птиц и млекопитающих. Помимо всего прочего, у утконосов есть еще одна поражающая в прямом смысле особенность. Эти зверьки могут поражать ядом, что делает их довольно опасными противниками. Роднит утконосов со змеями и ящерицами и способность вырабатывать яд, и расположение конечностей, как у земноводных. Этим необычным оружием могут похвастаться только самцы. В брачный период токсичность яда увеличивается. Находится отрава в шпорах, которые расположены в конце задних лап. Токсичности яда не хватает для того, чтобы убить человека, но болезненный ожог, возникающий на месте поражения, заживает лишь много недель спустя. Яд предназначен для охоты и защиты от хищников. Хотя природных врагов у утконоса немного, его мясом могут интересоваться вараны, питоны и морские леопарды. Удивительна походка утконоса. Он передвигается, изгибая свое тело, как рептилия. Ведь лапы у него растут не снизу туловища, как у птиц или у животных. Конечности этой не то птицы, не то зверя расположены по бокам тела, как у ящериц, крокодилов или варанов. Высоко на голове у животного находятся глаза и ушные отверстия. Их можно найти во впадинах, расположенных с каждой стороны головы. Ушные раковины отсутствуют, во время ныряния он закрывает глаза и уши особой кожной складкой. 

Текст №3  Рассказ австралийского учёного Вильгельма Гааке (1884 год)

Что касается размножения ехидны, то до моего открытия об этом ничего не было известно.

Правда, натуралист Оон давно уже писал о том, что он нашел на брюхе самки ехидны полулунные складочки, у основания которых открываются протоки молочных желез. Я велел слуге держать ехидну за заднюю ногу на весу и стал ощупывать ей брюхо. Я не нашел описанных и изображенных Ооном складок, но зато открыл большую сумку, настолько широкую, что в нее вместились бы мужские карманные часы. Только зоолог может понять, до чего я был ошеломлен, когда, продолжая обследование, я вынул из этой сумки настоящее яйцо! Впервые открытое яйцо млекопитающего! Оно было эллиптической формы, примерно с яйцо воробья. Длина его равнялась 15 миллиметрам, толщина—13 миллиметрам. Скорлупа была жестка и, как на яйцах многих пресмыкающихся, походила на пергамент».

Удивительная находка раскрыла назначение сумки. Это была выводковая сумка; она образуется до откладывания яйца и служит для него помещением во время высиживания. Когда вылупится детеныш, сумка расширяется по мере его роста. Когда же детеныш перестает питаться молоком, сумка исчезает.

Текст №4

До появления на берегах Австралии первых европейских поселенцев утконосы практически не имели внешних врагов. Но удивительный и ценный мех сделал их объектом промысла белых людей. Шкурки утконосов, черно-бурые снаружи и серые внутри, одно время шли на пошив шуб и шляп для европейских модниц. Да и местные жители не гнушались подстрелить утконоса для своих нужд. В начале двадцатого века сокращение численности этих зверьков приобрело угрожающие масштабы. Натуралисты забили тревогу, и ряды вымирающих животных пополнил утконос. Австралия стала создавать специальные заповедники для удивительных зверей. Животных взяли под охрану государства. Проблема осложнялась тем, что места, где обитает утконос, должны быть ограждены от присутствия человека, поскольку это животное пугливое и чуткое. Кроме того, массовое распространение кроликов на этом континенте лишало утконосов привычных мест гнездования - их норы занимали ушастые пришельцы. Поэтому правительству пришлось выделять огромные площади, ограждённые от стороннего вмешательства, для того чтобы сохранить и приумножить популяцию утконосов. Подобные заповедники сыграли решающую роль в сохранении численности этих животных. Были предприняты попытки расселить это животное в зоопарках. В 1922 году в Нью-Йоркский зоосад прибыл первый утконос, который прожил в неволе всего 49 дней. Из-за своего стремления к тишине и повышенной пугливости животные так и не освоили зоопарки, в неволе утконос откладывает яйца неохотно, потомство удалось получить всего лишь несколько раз. Не зафиксировано случаев приручения человеком этих экзотических зверьков. Утконосы были и остались дикими и самобытными австралийскими аборигенами.

Для ответов на вопросы кейса можно использовать также материал параграфа №34 учебника , рисунок  108.

Вопросы кейса:

 Какие анатомические и физиологические особенности первозверей роднят их с пресмыкающимися, а какие с млекопитающими?

С какими особенностями животных подкласса связано резкое сокращение их численности?

 Каким образом человек должен учитывать особенности этих животных в своей деятельности?

Таблица для оформления в тетради

Сравнение особенностей строения и жизнедеятельности крупных систематических групп млекопитающих.

Признаки строения и жизнедеятельности

                 Систематические группы млекопитающих

Первозвери

Плацентарные  Сумчатые

Плацентарные. Грызуны

Наличие и степень развития плаценты

Место и особенности развития зародыша.

 Наличие и сформированность млечных желёз.

Особенности строения и обмена веществ:

- дифференцировка зубов

-  температура тела

 - наличие клоаки

 - расположение конечностей, относительно тела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии по теме "Отряды млекопитающих"

Конспект урока можно использовать  на уроках  биологии в 7 классе.Данный урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов млекопитающих на основе выявления сущ...

конспект урока по биологии "Млекопитающие" 7 кл

Конспект урока биологии в 7 классе. С использованием ИКТ....

Конспект урока "Отряды Млекопитающих" с использованием групповой технологии

Урок разработан для 7 класса по учебнику "Биология" 7 класс Константинов В. М., Бабенко В. Г.. В основе урока лежит применение групповой технологии....

конспект урока "Внешнее строение млекопитающих"

В коспекте поэтапная схема урока и составлена лабораторная работа для учащихся 7 класса....

План- конспект урока "Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика"

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика. Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усво...

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС

Конспект урока"Общая характеристика млекопитающих" 7 класс ФГОС.  Урок первичного изучения нового материала и закрепление (комбинированный). Метод - частично-поисковый....

Конспект урока "Общая характеристика млекопитающих"

Тип урока - комбинированныйМетоды: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.Цель: овладение умениями применять биологические зна...