Конспект урока по теме «Интерьер. Внутренний мир русской избы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока по ИЗО в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.5 КБ |
![]() | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
по теме
«Интерьер. Внутренний мир русской избы»
(предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, 5-8 классы).
Автор-составитель:
Дажинова Валентина Юрьевна,
учитель ИЗО
МБОУ Мухтоловская ОШ
2019 г.
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о внутреннем убранстве русской избы и пропорциях фигуры человека; развивать творческую активность. |
Задачи урока | Образовательная: познакомить с понятиями «интерьер», «красный угол», «духовный центр дома», «женская половина», «мужская половина», «пропорции», «фас», «профиль»; познакомить с жизненно важными центрами и символикой внутреннего пространства; научить работать с учебником и Интернет-ресурсом, добывать информацию, воспринимать и анализировать новый материал, обобщать знания; ознакомить с основными приёмами изображения интерьера избы, образа человека, предметов домашней утвари; научить осваивать новые социальные роли, проводить самоанализ, анализ и оценку работы на уроке и продукта творчества. Развивающая: развивать исследовательские умения, творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки совместной работы в паре и коллективе, регулятивные навыки; формировать умение передавать единство формы и интерьера русской избы, конструкцию фигуры человека в фас и профиль в различных позах в национальной крестьянской одежде. Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, истории развития портретного рисунка; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам и педагогу, их мнению, мировоззрению, культуре; осознанную готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания, оказания взаимопомощи и поддержки; желание радоваться успехам товарищей; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; понимание значения знаний для человека; умение трудиться, добиваться результата. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: учащиеся научатся работать с учебником и Интернет-ресурсом, классифицировать по заданным основаниям; самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальность и изменчивостью; познакомятся с центрами избы, получат возможность научиться различать центры русской избы; познакомятся с пропорциями фигуры человека, их индивидуальной изменчивостью, получат возможность самостоятельно выполнить конструкцию тела человека (дифференцированно). Личностные: учащиеся проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в паре и коллективе; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (добиваться поставленной цели); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают); Метапредметные: 1) принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 2) проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; 3) ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном); работают по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы людей (фас/профиль с движением рук); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель. |
УУД | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. Познавательные УУД: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии; работают по плану, сверяясь с целью; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека в интерьере русской избы). |
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте наличие альбома и необходимых материалов.
(Обучающиеся занимают свои места. Проверяют готовность к уроку.)
- Начинаем наш урок. Предлагаю послушать стихотворение «В низенькой светёлке» Л.Мея.
Подготовка учащихся к основной учебно-познавательной деятельности.
- Какое у вас настроение? Расскажите, что каждый из вас представлял, когда его слушали.
(Ответ)
(Учитель на центральной части доски вывешивает наглядные пособия с изображением фасада и интерьера избы; включает слайд №1 презентации)
- Ребята, о чём, на ваш взгляд мы будем сегодня говорить? Для чего прочитано мной стихотворение и демонстрируются эти изображения?
(На прошлом уроке мы изображали фасад избы,
а сегодня, возможно, будем рисовать её внутреннее убранство.)
(Учитель на центральной части доски вывешивает изображения мужской и женской фигур в русской одежде в разных позах)
- Ребята, для чего демонстрирую вам эти изображения?
(Мы, возможно, будем рисовать человека в русской национальной одежде.)
- Да. Почему, на ваш взгляд, здесь несколько изображений людей? (Ответ)
- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока – «Интерьер. Внутренний мир русской избы» (пишет на центральной части доски). Мы узнаем о внутренней конструкции избы, т.е. «интерьере», предметах быта, занятиях людей в избе. Нарисуем людей в народной одежде.
Изучение нового материала.
- Настало время познакомиться с термином «интерьер». Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.
- Озвучьте ответ. (Ответ)
- Ребята, запомните, передний чистый угол избы с божницей и столом считается на Руси духовным центром. Это красный угол. Печной угол осмысливался как место нечистое. Передний угол считался мужской половиной, печной - женской.
- Вспомните стихотворение. Какой угол, на ваш взгляд, описан в стихотворении?
(Женская половина)
- Что же располагалось на мужской и женской половинах избы? Чтобы ответить, вам необходимо самим изучить материал и иллюстрации учебника (с.30-34).
(Чтение текста учебника)
- Назовите центры избы. Перечислите предметы быта, располагавшиеся на них. (Ответ)
- Давайте поиграем. Посмотрите на слайд №2. Вы видите 3 столбика со словами. Давайте отнесём каждый столбик к определённой половине избы. Свой ответ аргументируйте.
(Ответ)
- Ребята, каждый из вас любит читать сказки. Вспомните, как на иллюстрациях изображают крестьян и крестьянок? Во что они одеты? (Ответы).
- Предлагаю поработать с картиной.
(Учитель вывешивает картину «Деревенский сапожник» И.А.Соколова).
- Посмотрите на доску. Расскажите о впечатлениях от картины, её сюжете, композиции...
(Ответ)
- Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Русская изба».
(Организация просмотра видеофильма учителем)
- Понравился фильм? Чем? (Ответ)
(Учитель вывешивает изображения интерьера избы в перспективе; включает слайд №3).
- Посмотрите на доску и на слайд. Как называют такие разновидности? (Ответ)
- Посмотрите поэтапное изображение избы.
(Учитель изображает рисунки в разной перспективе)
- Для того, чтобы изобразить людей правильно, нам также надо изучить пропорции фигуры человека. Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.
- Озвучьте ответ. (Ответ)
(Учитель вывешивает изображение картины
«Витрувианский человек»; слайд №4)
- Посмотрите на доску. Л. да Винчи, художник 15-16 вв., изучая анатомию человека, сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до пяти лет, далее её изменения незначительны. Поэтому за отправную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека (голова в теле ребёнка помещается пять раз, подростка – 6–7 раз, взрослого человека – 7–8 раз; ноги ребёнка к голове – 1:2, подростка – 1:3, взрослого – 1:4.) Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2 : 1 ½), талии (больше 1 : меньше 1), таза (1 ½ : больше 1 ½). Прежде чем рисовать людей, предлагаю изучить «Памятку» (слайд №5).
(Организация изучения новой информации)
- Теперь предлагаю выполнить наброски людей в динамике.
(Учитель рисует на доске, учащиеся – в альбоме).
- Понравилось рисовать или нет? (Ответ)
- Помогли ли мои рисунки понять новый материал? (Ответ)
- Назови, что у тебя получились хорошо в процессе рисунка, а что – не очень? (Ответ)
- Что необходимо делать, чтобы не ошибаться в дальнейшем? (Ответ)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
«Физкультминутка».
- Отдохнул?
- Какое у вас настроение?
«Закрепление знаний и умений»
- Понравилось наблюдать поэтапное изображение избы в разной перспективе и выполнять наброски людей в динамике? (Ответ)
- Помогла работа выявить пробелы в умениях? (Ответ)
- Что же надо знать и уметь, чтобы рисунок был достоин пятёрки? (Ответ)
(Организация работы учителем по обобщению новой информации
из таблиц, со слайдов)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
Творческая практическая деятельность.
- Ребята, сейчас каждому из вас предстоит выполнить задание по изображению подмалёвка любой части дома с деталями интерьера. Учащиеся 4 группы включают в него изображение предмета быта, учащиеся 3 группы - образ человека, учащиеся 1,2 групп - образ человека, занятого работой. Сначала наметьте границы пола, стен, потолка. Используйте наглядность с доски, иллюстрации из учебника.
(Учитель включает мелодию песни «В низенькой светёлке»;
организует индивидуальную помощь обучающимся)
Рефлексия.
- Понравилась творить? (Ответ)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
Итоги урока. Рефлексия.
(Мелодия песни выключается)
- Ребята, давайте оценим работы по 5-ти балльной системе. Выбор оценки поясните.
(Организация работы учителем)
- Ребята, давайте проанализируем урок в целом, дайте оценку своим действиям, тем, кто работал с вами в паре, а также всему коллективу в целом:
- Что нового мы узнали на уроке?
- С какими новыми терминами мы познакомились?
- Чему научились?
- Назовите то, что у вас получились сегодня, на ваш взгляд, хорошо.
- Понравился урок или нет?
- Какое у вас настроение?
Домашнее задание.
- с.30-34 (читать; термины учить); материалы и инструменты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовный центр избы. Мужская и женская половины избы. 1. Шкафчик с инструментами. 2. Починка утвари. 3. Плетение или шитьё обуви. 4. Коник. 1.Печь. 2.Ухват. 3.Кочерга. 4.Голбец. 1.Стол. 2.Скамья. 3.Образа. 4.Лавка.
Перспектива
Мужская и женская фигура. Пропорции. Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2М : 1 ½М ), талии (больше 1М : меньше 1М) таза ( 1 ½М : больше 1 ½М )
1.Проводим вертикальную линию. Откладываем 8 равных отрезков. Отмечаем линии плеч и лодыжек. 2. Откладываем величины ширины фигуры: длина 1 плеча - 3/4 М; ширина талии - М; ширина таза - 1,5 М; ширина шеи - 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча; ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи; ширина стопы равна ширине колена. 3. Локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки -на середине бедра, длина кисти - 3/4 М. 4. Проводим линию наклона плеча. 5. Плавными линиями очерчиваем фигуру. При этом учитываем наличие просветов между бёдрами, коленями и лодыжками во внутренней поверхности ног. 7. Уточняем пропорции, характер движения и индивидуальные особенности фигуры. Памятка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-392666-1390974694.jpg)
Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописание НЕ с ...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-1020706-1520949318.jpg)
Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"
Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих....
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Внутренний мир русской избы
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Внутренний мир русской избы. ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-1350610-1633097024.jpg)
конспект урока в 5 классе "Внутренний мир русской избы""
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/08/picture-1385414-1644347635.jpg)
Конспект урока по теме "Фонетические старославянизмы в русском языке"
Урок изучения нового материала...