Конспект урока по теме «Интерьер. Внутренний мир русской избы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект урока по ИЗО в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 66.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
по теме
«Интерьер. Внутренний мир русской избы»
(предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского, 5-8 классы).
Автор-составитель:
Дажинова Валентина Юрьевна,
учитель ИЗО
МБОУ Мухтоловская ОШ
2019 г.
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о внутреннем убранстве русской избы и пропорциях фигуры человека; развивать творческую активность. |
Задачи урока | Образовательная: познакомить с понятиями «интерьер», «красный угол», «духовный центр дома», «женская половина», «мужская половина», «пропорции», «фас», «профиль»; познакомить с жизненно важными центрами и символикой внутреннего пространства; научить работать с учебником и Интернет-ресурсом, добывать информацию, воспринимать и анализировать новый материал, обобщать знания; ознакомить с основными приёмами изображения интерьера избы, образа человека, предметов домашней утвари; научить осваивать новые социальные роли, проводить самоанализ, анализ и оценку работы на уроке и продукта творчества. Развивающая: развивать исследовательские умения, творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус; формировать навыки совместной работы в паре и коллективе, регулятивные навыки; формировать умение передавать единство формы и интерьера русской избы, конструкцию фигуры человека в фас и профиль в различных позах в национальной крестьянской одежде. Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, истории развития портретного рисунка; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам и педагогу, их мнению, мировоззрению, культуре; осознанную готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания, оказания взаимопомощи и поддержки; желание радоваться успехам товарищей; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; понимание значения знаний для человека; умение трудиться, добиваться результата. |
Планируемые результаты Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Предметные: учащиеся научатся работать с учебником и Интернет-ресурсом, классифицировать по заданным основаниям; самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальность и изменчивостью; познакомятся с центрами избы, получат возможность научиться различать центры русской избы; познакомятся с пропорциями фигуры человека, их индивидуальной изменчивостью, получат возможность самостоятельно выполнить конструкцию тела человека (дифференцированно). Личностные: учащиеся проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий в паре и коллективе; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (добиваться поставленной цели); осваивают новые социальные роли (критически осмысливают); Метапредметные: 1) принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 2) проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество; 3) ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном); работают по плану, сверяясь с целью (передают в плоскостном рисунке простые движения фигуры человека); планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение коллективной схемы людей (фас/профиль с движением рук); самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель. |
УУД | Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают своё мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей); организуют работу в паре; задают вопросы; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество. Познавательные УУД: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии; работают по плану, сверяясь с целью; планируют деятельность в учебной ситуации; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы; определяют цель (образ человека в интерьере русской избы). |
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте наличие альбома и необходимых материалов.
(Обучающиеся занимают свои места. Проверяют готовность к уроку.)
- Начинаем наш урок. Предлагаю послушать стихотворение «В низенькой светёлке» Л.Мея.
Подготовка учащихся к основной учебно-познавательной деятельности.
- Какое у вас настроение? Расскажите, что каждый из вас представлял, когда его слушали.
(Ответ)
(Учитель на центральной части доски вывешивает наглядные пособия с изображением фасада и интерьера избы; включает слайд №1 презентации)
- Ребята, о чём, на ваш взгляд мы будем сегодня говорить? Для чего прочитано мной стихотворение и демонстрируются эти изображения?
(На прошлом уроке мы изображали фасад избы,
а сегодня, возможно, будем рисовать её внутреннее убранство.)
(Учитель на центральной части доски вывешивает изображения мужской и женской фигур в русской одежде в разных позах)
- Ребята, для чего демонстрирую вам эти изображения?
(Мы, возможно, будем рисовать человека в русской национальной одежде.)
- Да. Почему, на ваш взгляд, здесь несколько изображений людей? (Ответ)
- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока – «Интерьер. Внутренний мир русской избы» (пишет на центральной части доски). Мы узнаем о внутренней конструкции избы, т.е. «интерьере», предметах быта, занятиях людей в избе. Нарисуем людей в народной одежде.
Изучение нового материала.
- Настало время познакомиться с термином «интерьер». Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.
- Озвучьте ответ. (Ответ)
- Ребята, запомните, передний чистый угол избы с божницей и столом считается на Руси духовным центром. Это красный угол. Печной угол осмысливался как место нечистое. Передний угол считался мужской половиной, печной - женской.
- Вспомните стихотворение. Какой угол, на ваш взгляд, описан в стихотворении?
(Женская половина)
- Что же располагалось на мужской и женской половинах избы? Чтобы ответить, вам необходимо самим изучить материал и иллюстрации учебника (с.30-34).
(Чтение текста учебника)
- Назовите центры избы. Перечислите предметы быта, располагавшиеся на них. (Ответ)
- Давайте поиграем. Посмотрите на слайд №2. Вы видите 3 столбика со словами. Давайте отнесём каждый столбик к определённой половине избы. Свой ответ аргументируйте.
(Ответ)
- Ребята, каждый из вас любит читать сказки. Вспомните, как на иллюстрациях изображают крестьян и крестьянок? Во что они одеты? (Ответы).
- Предлагаю поработать с картиной.
(Учитель вывешивает картину «Деревенский сапожник» И.А.Соколова).
- Посмотрите на доску. Расскажите о впечатлениях от картины, её сюжете, композиции...
(Ответ)
- Предлагаю вам посмотреть видеофильм «Русская изба».
(Организация просмотра видеофильма учителем)
- Понравился фильм? Чем? (Ответ)
(Учитель вывешивает изображения интерьера избы в перспективе; включает слайд №3).
- Посмотрите на доску и на слайд. Как называют такие разновидности? (Ответ)
- Посмотрите поэтапное изображение избы.
(Учитель изображает рисунки в разной перспективе)
- Для того, чтобы изобразить людей правильно, нам также надо изучить пропорции фигуры человека. Найдите толкование термина на сайте в Интернет-ресурсе, либо в Толковом словаре.
- Озвучьте ответ. (Ответ)
(Учитель вывешивает изображение картины
«Витрувианский человек»; слайд №4)
- Посмотрите на доску. Л. да Винчи, художник 15-16 вв., изучая анатомию человека, сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до пяти лет, далее её изменения незначительны. Поэтому за отправную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека (голова в теле ребёнка помещается пять раз, подростка – 6–7 раз, взрослого человека – 7–8 раз; ноги ребёнка к голове – 1:2, подростка – 1:3, взрослого – 1:4.) Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2 : 1 ½), талии (больше 1 : меньше 1), таза (1 ½ : больше 1 ½). Прежде чем рисовать людей, предлагаю изучить «Памятку» (слайд №5).
(Организация изучения новой информации)
- Теперь предлагаю выполнить наброски людей в динамике.
(Учитель рисует на доске, учащиеся – в альбоме).
- Понравилось рисовать или нет? (Ответ)
- Помогли ли мои рисунки понять новый материал? (Ответ)
- Назови, что у тебя получились хорошо в процессе рисунка, а что – не очень? (Ответ)
- Что необходимо делать, чтобы не ошибаться в дальнейшем? (Ответ)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
«Физкультминутка».
- Отдохнул?
- Какое у вас настроение?
«Закрепление знаний и умений»
- Понравилось наблюдать поэтапное изображение избы в разной перспективе и выполнять наброски людей в динамике? (Ответ)
- Помогла работа выявить пробелы в умениях? (Ответ)
- Что же надо знать и уметь, чтобы рисунок был достоин пятёрки? (Ответ)
(Организация работы учителем по обобщению новой информации
из таблиц, со слайдов)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
Творческая практическая деятельность.
- Ребята, сейчас каждому из вас предстоит выполнить задание по изображению подмалёвка любой части дома с деталями интерьера. Учащиеся 4 группы включают в него изображение предмета быта, учащиеся 3 группы - образ человека, учащиеся 1,2 групп - образ человека, занятого работой. Сначала наметьте границы пола, стен, потолка. Используйте наглядность с доски, иллюстрации из учебника.
(Учитель включает мелодию песни «В низенькой светёлке»;
организует индивидуальную помощь обучающимся)
Рефлексия.
- Понравилась творить? (Ответ)
- Какое у вас настроение? (Ответ)
Итоги урока. Рефлексия.
(Мелодия песни выключается)
- Ребята, давайте оценим работы по 5-ти балльной системе. Выбор оценки поясните.
(Организация работы учителем)
- Ребята, давайте проанализируем урок в целом, дайте оценку своим действиям, тем, кто работал с вами в паре, а также всему коллективу в целом:
- Что нового мы узнали на уроке?
- С какими новыми терминами мы познакомились?
- Чему научились?
- Назовите то, что у вас получились сегодня, на ваш взгляд, хорошо.
- Понравился урок или нет?
- Какое у вас настроение?
Домашнее задание.
- с.30-34 (читать; термины учить); материалы и инструменты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовный центр избы. Мужская и женская половины избы. 1. Шкафчик с инструментами. 2. Починка утвари. 3. Плетение или шитьё обуви. 4. Коник. 1.Печь. 2.Ухват. 3.Кочерга. 4.Голбец. 1.Стол. 2.Скамья. 3.Образа. 4.Лавка.
Перспектива
Мужская и женская фигура. Пропорции. Мужская фигура отличается от женской в ширине плеч (2М : 1 ½М ), талии (больше 1М : меньше 1М) таза ( 1 ½М : больше 1 ½М )
1.Проводим вертикальную линию. Откладываем 8 равных отрезков. Отмечаем линии плеч и лодыжек. 2. Откладываем величины ширины фигуры: длина 1 плеча - 3/4 М; ширина талии - М; ширина таза - 1,5 М; ширина шеи - 1/2 длины плеча; ширина сдвинутых колен равна длине плеча; ширина сдвинутых лодыжек равна ширине шеи; ширина стопы равна ширине колена. 3. Локоть расположен на уровне линии талии, кисть руки -на середине бедра, длина кисти - 3/4 М. 4. Проводим линию наклона плеча. 5. Плавными линиями очерчиваем фигуру. При этом учитываем наличие просветов между бёдрами, коленями и лодыжками во внутренней поверхности ног. 7. Уточняем пропорции, характер движения и индивидуальные особенности фигуры. Памятка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам"
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа СПЗадачи:1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописание НЕ с ...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...
Конспект открытого урока в 5 класса "Внутренний мир русской избы"
Что такое открытый урок? Свмо слово "открытый" подразумевает, что присутствие на нём должно быть доступно для всех окружающих....
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Внутренний мир русской избы
Конспект урока ИЗО в 5 классе. Внутренний мир русской избы. ФГОС...
конспект урока в 5 классе "Внутренний мир русской избы""
С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создать безопасное пространство. «ДОМ» почему именно так стало называться это пространство?...
Конспект урока по теме "Фонетические старославянизмы в русском языке"
Урок изучения нового материала...