Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие".
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока на тему: "Класс Млекопитающие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_mlekoptayushchie_7_klass.doc | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие». 7 класс.
Цель урока:
Образовательная: обобщить знания по теме: «класс Млекопитающие»;
Развивающая: развить представление учащихся о многообразии животного мира;
Воспитательная: воспитывать значимость представителей класса Млекопитающие в жизни человека.
Задачи:
Обучающая: систематизировать знания о млекопитающих, как наиболее высокоорганизованных животных органического мира;
Продолжить формирование основных систематических категорий при изучении животного мира.
Развивающая: развивать логическое мышление;
мыслительную деятельность и речь;
развивать коммуникативно-организаторские способности учащихся
Воспитательная: воспитывать умения работы в коллективе;
бережного отношение к природе, к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация; рисунки.
Методы и методические приемы урока:
- мозговой штурм;
- игра;
- кроссворд;
- филворд.
- Вид урока: урок- игра.
Модель урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация урока | -Проверка готовности учащихся к уроку; -Объявление темы урок (слайд № 1-3) -Правила заполнения листа контроля; - Количество баллов для самооценки. | Подготовка к уроку. Знакомство с листом контроля |
Постановка цели и актуализация знаний. | -Постановка задач на урок; -Разминка. Характерные особенности отрядов класса Млекопитающих (вопрос –ответ) слайды № 4-17 | Ответы учащихся на вопросы |
Игра: Один за всех и все за одного. (Слайды № 19-43) | Выбирают вопросы и отвечают, используя бальную систему, баллы заносятся в лист контроля | |
Зоошутка: (рисунки на столах) –определить «Что это за животное?» (слайды № 44-45) | Знакомятся с рисунком, отвечают, заполняя контрольный лист | |
Филворд или венгерский кроссворд. (слайды № 46-47) | Ответы вписывают в сетку, определяя названия отрядов Млекопитающих. Кто больше определил отрядов, тот и победил на данном этапе | |
Задание: Распредели животных по отрядам, зная признаки. (слайды № 48-49) | Даны отряды и представители, распределяют за ограниченное время. | |
Заключение | Подведение итогов урока (слайд № 50) | Учащиеся подсчитывают набранное количество баллов и сами оценивают себя. |
Итоги урока. | Оценки (Слайд № 51) | Выставление оценок в дневник. |
План урока:
I. Организационный момент (2-3 мин)
а) организация класса и постановка познавательных задач;
II. Основная часть (40 мин.):
По ходу выполнения заданий учащиеся заполняют опросный лист.
1. Разминка (10 мин.) вопрос-ответ.
Характерные особенности млекопитающих.
Слайд №3-6
2. Игра: счастливый случай.
1 часть- вопросы разноуровневые. (по 8 вопросов каждому)
Зеленый цвет – 1 бал
Синий цвет -2 балла
Красный цвет -3 балла.
Всего 24 вопроса.
2 часть «Зоошутка» (рисунки на столах)
3 часть: «Филворд» Венгерский кроссворд, или Филворд.
При разгадывании нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать.
4 часть: Распредели животных по отрядам.
III. Заключение (5 мин.). Подведение итогов. Учащиеся и жюри подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40.
«5» - 40 – 44 балла,
«4» - 34 – 39 баллов,
«3» - 33 – 27 баллов,
«2» - менее 27 баллов.
Итоги урока.
Приложение № 1 Лист контроля.
1. особенности отрядов млекопитающих (правильный ответ 3 балла).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2. один за всех и все за одного. (ставить баллы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 1 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
3. зоошутка (до 5 баллов).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. филфорд.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5. распредели животных по отрядам. (правильный ответ – 3 балла)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Приложение №2. Зоошутка.
Сколько видов животных изображено на рисунке, определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.
Приложение №3. Филворд.
Задание: найти названия отрядов млекопитающих
С | У | H | Е | Х | И | О | Н | О | Г |
Ч | М | Е | Ж | Н | Щ | Т | К | Е | И |
А | Т | Ы | В | Ы | А | С | И | Т | О |
Ы | Н | Ч | А | Е | Л | А | Р | Б | О |
Е | К | Л | А | У | Н | З | Н | Ы | Е |
Р | Р | Ы | Н | З | Ы | С | И | Р | Е |
У | К | О | Ы | Ы | П | Н | Т | Ы | Н |
Ы | Р | К | Г | Р | Р | Ы | Ы | А | П |
Л | Я | Щ | Ы | М | И | Е | П | Р | Н |
Ы | Е | Е | Р | А | Т | Ы | О | К | О |
Приложение №4.
Распредели виды животных по отрядам.
Отряды:
А) Первозвери:
Б) Насекомоядные:
В) Грызуны:
Г) Зайцеобразные:
Д) Рукокрылые:
Е) Хищные:
Ж) Китообразные:
З) Ластоногие:
И) Парнокопытные:
К) Непарнокопытные
Л) Приматы:
Представители:
1 -серая крыса; 2-волк; 3-домовая мышь; 4 -вампир; 5- кабан;
6-бурый медведь; 7- манул;
8-лошадь; 9- кашалот; 10-норка;
11-касатка; 12-павиан;
13-макака; 14-морж; 15-носорог;
16-лось; 17-лиса; 18-ушан; 19- утконос;
20-ехидна; 21- ёж;
22-суслик; 23-морской котик;
24 - кролик
25 -дельфин-белобочка;26 - зубр;
27-пищуха; 28-белка
Ответ.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л |
Вопросы к открытому уроку по биологии 7 класс.
- У каких животных зубы растут всю жизнь? (грызуны)
- кто из млекопитающих имеет сложный желудок, состоящий из 4х отделов
- кто ловил рыбу своим хвостом? (волк)
- «Косой» зверь –кто это? (заяц)
- какие особенности насекомоядных говорят об их примитивности
( откладыване яиц)
- какой зверь приехал к нам из тропического леса в ящике с апельсинами7 (чебурашка)
- В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих? (выкармливание детенышей молоком)
- Чудо-юдо великан, на спине несет фонтан? (кит)
- Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со звериным телом или ящер, покрытый шерстью? (зверь с птичьим клювом)
- Почему зубы бобра никогда не тупятся? (снаружи покрыты твердой эмалью, изнутри
- что представляет собой хобот слона? (видоизменение верхних челюстей)
- сколько шейных позвонков у млекопитающих? (7)
- сколько камер в сердце у млекопитающих? (4)
- для чего зайцу длинные уши? (чтобы поддерживать постоянную температуру тела.т.к у него нет потовых желез)
- К какому отряду относятся тюлени? (ластоногие)
- назовите семейства, входящие в отряд Хищные (собачьи. Кошачьи )
- какой зверь предупреждает сородичей о внезапном появлении диких животных? (лось)
- К какому отряду относится ехидна? (первозвери)
- Для чего волку нужны ноги? (для того чтобы питаться)
- К какому классу относятся Грызуны и Зайцы? (млекопитающие)
- чем кровеносная система млекопитающих отличается от кровеносной системы пресмыкающихся? (2 круга кровообращения, 4 камерное сердце, сердце у пресмыкающихся 3 камерное)
- Кто такие хищники?
- В честь какой кошки в Великую Отечественную войну назвали немецкий танк Т-V ? (пантера)
- сколько пальцев на ногах имеют парнокопытные? (2или 4)
Самоанализ урока
1. В соответствии с типом урока – урок обобщения – была определена его структура, состоящая из следующих этапов:
I. Организационный момент;
II.Актуализация знаний;
III.Закрепление материала;
IV.Обобщение и систематизация изученного;
V.Подведение итогов. Рефлексия.
VI.Домашнее задание.
Последовательность этапов соответствовала типу урока.
2. Образовательная, развивающаяи воспитательная направленность урока соответствовала теме. Уровень достижения образовательного аспекта:
Планировала, что на данном уроке большинство учащиеся достигнут 3-4 уровня обученности – уровня понимания и уровня умений и навыков ( применение на практике полученных знаний). Учащиеся смогут устанавливать причинно-следственные связи фактов, вывести причину и следствие. 80% учащихся будут правильно определять место Млекопитающих в системе животного мира, а также знать сходство и различие между отрядами. будут отвечать на информационные и смысловые вопросы.
Контроль к концу урока показал, что все учащиеся справились с поставленной целью. Научились определять сходство и различие отрядов Млекопитающих. Без ошибок работали……..чел. С ошибками……..чел. Правильно отвечали на вопросы сразу……….чел. При оказании помощи в виде подсказок и наводящих вопросов – все, что соответствует реализации запланированного уровня достижения цели.
Планировала включить каждого ученика в деятельность. Результат – активность была достаточно высокой.
3.Мотивация была осуществлена за счет постановки вопросов, использования ИКТ, настроя на успешность работы, взаимовыручку, внимания, дисциплинированности.
Цели каждого этапа, методы и приемы:
Оргмомент – настроить учащихся на урок.
Использовались приемы: взаимное приветствие, четкая команда, использование звуков, произносимых животными.
Актуализация знаний: выявить пробелы в изученной теме и скорректировать ее.
Использовались приемы: индивидуально-речевое проговаривание учащимися известных понятий, работа с текстом, использование ТСО.
Целеполагание и мотивация – обеспечить принятие учащимися цели учебной деятельности, показать практическую значимость изучения материала, привлечь внимание, вызвать интерес к уроку.
Закрепление знаний: обеспечить усвоение знаний на уровне их применения в различных ситуациях.
Использовались приемы: многократное повторение.
Обобщение и систематизация знаний – обеспечить систематизацию знаний.
Использовались приемы: прием цепочки, взаимоконтроль.
Рефлексия – мобилизация ученика на рефлексию своего поведения на уроке. Подведение итогов как работал класс в целом и отдельные учащиеся. Выявление того , что узнали нового и справились ли с поставленной целью.
Использовались приемы: самоконтроль, взаимоконтроль.
Информация о домашнем задании – обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения ДЗ.
4. Достижение цели урока было обусловлено соответствующим отбором содержания учебного материала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, программных требований, учетом содержания предыдущих уроков. Материал соответствовал принципу научности, доступности, наглядности, индивидуализации. На протяжении урока поддерживались межпредметные связи с уроками чтения, географии.
6. Методы обучения отобраны в соответствии с индивидуальными особенностями, содержанием учебного материала, с целями урока:
- Репродуктивные;
- Объяснительно-иллюстративные;
- Практические;
- Частично-поисковый;
- Проблемный;
Для повышения эффективности использовались ТСО.
При подаче содержания урока использовался прием порционной группировки материала: от простого к сложному, логической связи между собой всех этапов урока, чтобы новый материал воспринимался учащимися цельно, едино, чтобы тема проходила через весь урок.
7. Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная;
- Индивидуальная;
обеспечили эффективное сотрудничество между учащимися, между учителем и учащимися, активность на каждом этапе позволили эффективно реализовать намеченные цели.
8. На уроке был организован контроль за уровнем достижения целей через выявление е учителем качества и уровня овладения знаниями, способами действий, обеспечение их коррекции через вопросы после каждого этапа, проверку усвоения знаний через заполнение таблиц, постановку проблемного вопроса, а также взаимоконтроль со стороны учащихся. К концу урока учащиеся смогли оценить уровень достижения знаний и определить, над чем еще надо работать.
9. На уроке использовался личностно-ориентированный подход к учащимся.
10. Вся работа на уроке была направлена на развитие коммуникативных навыков и использование здоровьесберегающих технологий.
11. Оценка учителем урока ( Что получилось? Что нет? Почему? Удовлетворенность или неудовлетворенность уроком).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс
Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...
План -конспект урока по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"
В конспекте дано описание действий учителя и ученика. Интересная и занимательная информация к уроку. Конспект содержит необходимую информацию для самостоятельной работы учеников на уроке....
Конспект урока по теме : «Класс двудольные. Семейство крестоцветные»
Урок по теме ««Класс двудольные. Семейство крестоцветные» проводится в 6 классе по учебнику В.В.Пасечника и имел следующую цель: изучить представителей семейства крестоцветных, их отличительные черты....
Конспект урока на тему: "Класс Птицы"
Автор УМК: В.Б Захаров, Н.И. СонинТема урока: "Класс Птицы"Тип урока: обобщение и систематизация знаний...
Конспект урока по теме "Класс Паукообразные. Строение, жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи, переносчики энцефалита, меры защиты. Роль в биоценозах."
Конспект урока по биологии для 7 класса по теме "Класс Паукообразные. Строение жизнедеятельность, размножение, многообразие, паутина и её роль. Клещи переносчики энцефалита. Меры профилактики". Включа...
конспект урока на тему: Класс Млекопитающие
Общая характеристика Класса Млекопитающие....