Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.
рабочая программа по биологии (10,11 класс) по теме

 

Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  10 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»  34 ЧАСА

к учебнику В.Б. Захарова,С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина.

               ТЕМА

часы

дата

д/з

             З У Н

Общие учебные умения и навыки

Способы деятельности учащихся.

Практи ческий результат

Раздел: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

2

1

Уровни организации живых организмов.

1

 Стр. 13 -17

Дать понятие об уровнях организации живой материи.

Обсуждать ответы товарища

1.Индивидуальный ответ у доски.

2.Работа со схемой  в учебнике.

Составить таблицу  «Уровни организации живой материи»

2

Основные свойства живого

1

Стр.19-29

1.Раскрыть сущность понятия жизнь.

2.Углубить знания о сущности жизни на  основе изучения основных свойств живого.

Уметь вычленять критерии живого при изучении природных объектов.

1.Отвечают на вопросы, выбирают вопросы, на которые будут отвечать.

Раздел: Учение о клетке  

13

3

Химическая организация клетки, неорганические вещества клетки. Вода и соли.

1

Стр. 85 -87.

Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности     клетки.

Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в клетке.

 Совершенствовать  навыки логического мышления. Анализировать факты. Делать  выводы о значении воды в процессе обмена веществ.

Частично-поисковая, репродуктивная деятельность.

4

 Органические вещества клетки. Белки: строение и функции.

1

Стр. 90 -95

Раскрыть особенности строения органических веществ.  Углубить  знания об  особенностях строения молекулы  белка.  

Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ. Вести краткую запись в тетради.

Работа в тетрадях.

5

Углеводы: функции, особенности организации моно- и  дисахаридов.

1

Стр.100-101

Углубить и обобщить знания о строении и функциях полисахаридов.

Устанавливать связь между строением и функциями веществ.

Частично-поисковая работа.

Заполнение таблицы.

6

Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии

1

Стр.102-103

Углубить знания о жирах и липидах.

Уметь раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ.

Задают вопросы, обсуждают ответы.

7

ДНК - биологические полимеры.

1

Стр.106-108

Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот.

Уметь схематично изображать участки ДНК..

Участие в повторении по основным понятиям. Отвечают на вопросы.

8

РНК – строение и функции.

1

Стр.109-112

Углубить знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК.

Вести краткую запись в тетрадях. Уметь давать сравнительную характеристику РНК и ДНК.

Индивидуальная работа. .Работают с текстом, анализируют, делают вывод.

Составить цепочку ДНК и  РНК.

9-10

Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения.

2

Стр148-154.

Конкретизировать знания об особенностях строения и функций органоидов клетки.

Уметь работать с текстом и рисунками  учебника. Уметь делать выводы.

Частично- поисковая работа с классом.

Составить таблицу.

11

Структуры клеточного ядра.

1

Стр.157-163

Углубить знания о ядре  как о важнейшем компоненте клетки. Раскрыть функции ядра в клетке.

Выявлять взаимосвязь строения и функции ядра. Делать записи в тетрадях.

Фронтальная работа с классом.

12

Жизненный цикл клетки. Митоз.

1

Стр.167-173

Раскрыть особенности протекания  митоза.

Отвечать на вопросы. Обсуждать проблему, находить причинно-следственные связи, делать  выводы.

Репродуктивная, частично- поисковая деятельность.

Составить  схему митоза.

13

Метаболизм-основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Биосинтез органических молекул в клетке.

1

Стр.119-123

Сформировать представление об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Объяснить сущность матричных реакций.

Работать с рисунком, составлять схему в тетради. Отвечать на вопросы, решать задачи.

Частично – поисковая деятельность.

14

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

Стр.126-130 повторить106-113

Углубить знания учащихся о фотосинтез. Обосновать космическую роль зеленых растений .Сформировать представление о хемосинтезе.

Отвечать на вопросы, работать с текстом, анализировать по рисунку фазы фотосинтеза.

Работа по таблице

Составить сообщение на тему: «Космическая роль растений»

15

Вирусы-бактериофаги

1

Стр.181-187

Познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей.

Уметь обсуждать поставленные проблемные вопросы, делать соответствующие выводы. Конспектировать.

Групповые и индивидуальные  способы.

Раздел: Размножение и развитие организмов.

9

16

Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение.

1

Стр.193-197

Расширить и углубить знания о бесполом размножении.

Уметь  писать характеристику бесполого размножения. Отвечать на вопросы. Составлять схему в тетрадях.

Работа с текстом учебника.

17

Половое размножение. Его формы.

1

Стр.199-207

Создать представление об эволюции         полового размножения. Познакомить со спецификой половых клеток – гамет.

 Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Работа по рисунку учебника .Устный ответ Составление конспекта.

18

Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

1

Стр.200-210

Познакомить учащихся со спецификой строения половых клеток. Сформировать представление об этапах созревания гамет у человека и животных.

Комментировать, отвечать на вопросы, Рецензировать ответы товарищей. Слушать, строить схемы. Формулировать определение.

Работа в тетрадях. Составление схемы.

19

Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение.

1

конспект

Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения.

Уметь правильно характеризовать события, происходящие при двойном оплодотворении у цветковых растений.

Работа по рисунку, частично поисковая деятельность.

20

Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии.

1

Стр.215-222

Познакомить с краткой историей учения об онтогенезе. Сформировать знания об эмбриональном развитии.

Работать с информационными листами. Работать с учебником.

Отмечают основные этапы развития эмбриологии. Работа по учебнику. Отвечают на вопросы .

21

Органогенез.

1

Стр.222-225

Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организмов на основе изучения закономерностей органогенеза.

Выполнять тестовое задание. Работать с текстом и рисунками. Обсуждать , делать выводы.

Ученики работают  с текстом и рисунками .Обсуждают возникшие ситуации.

Сообщение о вредном влиянии на организм эмбриона, алкоголя, никотина и других мутагенов.

22

Постэмбриональное развитие животных.

1

Стр.228-232

Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных.

Строить схему « Виды постэмбрионального развития». Обсуждать результаты.

Работа по группам .Обсуждение результатов работы групп.

23

Онтогенез высших растений.

1

Заполнить таблицу.

Продолжить формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии, рассмотреть онтогенез растений.

Уметь сравнивать. Слушать  внимательно учителя.

Работа фронтальная. Отвечают на вопросы.

Заполнение таблицы.

24

Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон.

1

Стр.235-238

Познакомить с сущностью и проявлением биогенетического закона, историей открытия этого закона.

Рассказывать по теме урока. Отвечать на вопросы. Обсуждать творческие вопросы. Находить ответы по указанным рисункам.

Работают с текстом учебника.

Раздел: Основы генетики и селекции.

10

.

25

Основные генетические понятия.

1

Составить текст с генет. терминами.

Познакомить учащихся с основными генетическим понятиями и терминами.

Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Работать самостоятельно с учебником.

Выписывают понятия, Отвечают на вопросы, обсуждают. Осуществляют самоконтроль.

26

Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя.

1

Стр.264-265

Продолжить знакомство учащихся с опытами Г. Менделя. Сформировать знания о моногибридном скрещивании. Дать определения первого и второго законов Г. Менделя.

Уметь слушать, задавать вопросы. Делать записи в тетрадях. Заполнять схему. Решать задачи.

Работают в тетрадях. Объясняют смысл записей. Решают задачи.

27

Дигибридное скрещивание.

1

Стр.272-276

Ввести понятие о дигибридном скрещивании, и сформулировать третий закон Г. Менделя.

Уметь решать генетические задачи.

Работают самостоятельно по вариантам .Решают задачи.

28

Решение задач на I, II, III законы Г. Менделя.

1

Продолжить углубление знаний основных понятий генетики.

Уметь работать с генетической символикой. Решать генетические задачи.

Работают индивидуально и в группах. Решают задачи.

29

Генетическое определение пола.  Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Стр285-289.

Конкретизировать знания о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом, аутосом.

Решать задачи. Отвечать на вопросы.

Работают у доски. Самостоятельно по заданиям.

30

Основные формы изменчивости. Генотип.

1

Стр.301-307

Систематизировать знания о формах наследственной изменчивости, их причины и влияние на организм.

Уметь классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом, приводить примеры.

Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом учебника.

31

Фенотипическая модификационная изменчивость.

1

Стр.310-313

Сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах ее проявления.

Обсуждать информацию. Делать сообщения. Описывать фенотип растения.

Работают с текстом.

32

Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие.

1

Стр.319-324

Познакомить  учащихся с краткой историей селекции. Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Слушать рассказ учителя. Работать по таблице, делать выводы.

Фронтальная работа. Работа в тетрадях

33

Методы селекции животных и растений.

1

Стр325-330.

Сформировать знания об основных методах селекции.

Обсуждать, оценивать индивидуальные сообщения  учащихся. Давать определения. Чертить схему.

Работа в тетрадях

Сообщения о селекции микроорганизмов.

34

Достижения и основные направления современной селекции.

1

Стр.336-338

Сформировать знания об основных направлениях современной селекции. Углубить знания о методах селекции.

Работать с учебником. Заполнять таблицу. Делать выводы.

Работают в тетрадях. Заполнят таблицу.

ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  11 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»  34 ЧАСА

к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И.Сонина.

ТЕМА

ЧАС

ДАТА

Д/З

    З У Н

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Тема: Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение.

12

Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории.

1

 Система органической природы К. Линнея

1

Стр.

347 - 349

Сформировать знания о системе органической природы, созданной К Линнеем ; о вкладе К. Линнея в биологию

Уметь вести диалог, работать в тетрадях, отвечать на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа в тетрадях

Конспект

2

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

1

Стр.

349 - 353

Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка.

Делать выводы, сравнивать, слушать ответы учеников

Работают у доски. Составляют конспект

Конспект

3

 Естественно - научные предпосылки теории Ч. Дарвина.

1

Стр.

357 - 360

Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально – экономических условий начала 19 века.

Участвовать в беседе, слушать ответы учащихся.

Работают фронтально и у доски индивидуально.

4

  Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

1

Стр.

361 - 367

Познакомить с идеями основных положений эволюционной теории Ч .Дарвина. Раскрыть сущность идеи искусственного отбора.

Принимать участие в беседе. Делать соответствующие выводы.

Делают записи в тетрадях

5

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.  Формы борьбы за существование и естественный отбор. Образование новых видов.

1

Стр.

368 - 375

Сформировать знания  о естественном отборе, его формах.

Отбирать необходимый материал для беседы.

Работают в тетрадях

6

 Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии вида и структура.

1

Стр.

376 - 378

Углубить и расширить знания о виде как компоненте  эволюционного процесса. Сформировать знания о  критериях и структуре вида.

Сравнивать искусственный и естественный отбор.

Выбирать основные критерии вида.

Индивидуальная работа в тетрадях

Таблица

7

Изучение морфологического критерия вида. (Лабораторная работа.№ 1)

1

Углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия

Уметь давать характеристику видов с использованием основных критериев.

Оформляют лабораторную работу

8

 Формы естественного отбора.

1

Стр.

386 - 391

Расширить и углубить знания  о естественном отборе в свете современных концепций эволюции. Сформировать знания о разных формах естественного отбора.

Работать с текстом, выбирать необходимые примеры.

Работают индивидуально в тетрадях

9

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

1

Стр. 392 - 399

Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведении животного.

Используя  ранее полученные знания приводить яркие примеры, подтверждающие приспособленность организмов.

Работа фронтальная. Индивидуальная с текстом учебника.

10

Относительный характер приспособленности.

1

Стр. 400 - 405.

Раскрыть относительный характер приспособленности организмов.

Работать с текстом учебника. Рассматривать объекты, делать выводы.

Работа индивидуальная и в группах.

11

 Приспособленность организмов к среде обитания. (Лабораторная работа №2)

1

Углубить и расширить знания о сущности приспособленности.

Уметь осуществлять наблюдения, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы из наблюдений.

Индивидуальная работа.

12

 Видообразование как результат микроэволюции

1

Стр. 406 - 407

Углубить и расширить понятие  «микроэволюция», раскрыть способы видообразования.

Отвечать на поставленные вопросы. Анализировать факты.

Работа у доски и в тетрадях.

Тема: Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция.

2

13

Пути достижения биологического прогресса (Главные направления прогрессивной эволюции)

1

Стр. 416 - 422

Сформировать знания о макроэволюции; раскрыть основные направления эволюции; показать роль человека в биологическом регрессе.

Слушать объяснение учителя делать записи в тетрадях.

Делают записи в тетрадях

14

Закономерности эволюционного процесса

1

 Стр. 423 - 428

Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; проанализировать явление дивергенции и конвергенции.

Уметь сравнивать процесс дивергенции и конвергенции. Данные заносить в таблицу.

Составляют таблицу.

Тема: Развитие жизни на Земле.

4

15

Развитие жизни в архейской эре.

1

Стр.

442 - 443

Сформировать знания об особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира.

Выступать с сообщениями.

Внимательно слушать выступления товарищей.

Индивидуально  работают с сообщениями.

16

Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах.

1

Стр.

444-450

Дать характеристику геологическим процессам протерозоя и палеозоя; углубить знания эволюционных закономерностей.

Отвечать на вопросы .Делать выводы.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

17

Развитие жизни в мезозойской эре.

1

Стр.

450 – 453.

На основе характеристики особенностей климата в мезозое сформировать знания об ароморфозах растений и животных.

Отбирать необходимый материал. Приводить примеры  ароморфозов ..

Работают в тетрадях. Делают записи

18

Развитие жизни в кайнозойской эре.

1

Стр.

456 - 460

Охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире.

Внимательно слушать ответы учеников. Приводить примеры .

Записи в тетрадях. Индивидуальная работа.

Тема: Происхождение человека.

1

19

Стадии эволюции человека

1

Стр.

471 - 474

Раскрыть движущие силы эволюции человека; сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей.

Сравнивать, анализировать, делать выводы, уметь заполнять сравнительную таблицу.

Заполняют таблицу в тетрадях.

Таблица

Тема: Биосфера, ее структура и функции.

2

20

Структура биосферы

1

Стр.

487 - 490

Создать представления о биосфере на основе главных признаков; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере.

Уметь внимательно слушать, делать записи в тетрадях, отвечать на вопросы.

Работа индивидуальная

21

Круговорот веществ в природе

1

Стр.

491 - 495

Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере.

Составлять схемы, делать соответствующие пояснения.

Работают фронтально

Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии

9

22

Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

1

Стр.

516 - 518

Охарактеризовать воздействие факторов среды на организм, раскрыть сущность понятия  «экологическая система».

Уметь вести беседу, приводить примеры.

Работают фронтально.

23

Абиотические факторы среды

1

Стр.

519 -528

Продолжить углубление и расширение экологических знаний на основе изучения учащимися действия на организмы важнейших абиотических факторов.

Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, приводить самим примеры.

Работа в группах

24

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор

1

Стр.

529 – 532

Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об ограничивающем факторе; о результатах проявления его действия.

Уметь систематизировать материал. Приводить примеры.

Индивидуальная работа

25

Биотические факторы среды

1

Стр.

535 - 542

Расширить  и углубить знания об экологических факторах; показать взаимоотношения между организмами.

Работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа

26

Смена биоценозов

1

Стр.

542 – 543

Сформировать знания о факторах , определяющих естественную смену биоценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем.

Приводить примеры смены биоценозов.

27

Взаимоотношения между организмами. Симбиоз.

1

Стр.

546 - 550

Раскрыть сущность отношений между организмами; сформировать умения различать проявления разных форм симбиоза.

Уметь систематизировать материал, работать с учебником.

Работают индивидуально.

28 - 29

Антибиотические отношения

2

Стр.

551 - 567

Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений.

Принимать участие в беседе, отбирать материал для примеров.

Фронтальная работа.

Тема Биосфера и человек. Ноосфера.

3

30

Природные ресурсы и их использование

1

Стр.

575 – 578

Охарактеризовать особенности использования людьми природных ресурсов; продолжить формирование ответственного отношения к природе.

Уметь вести беседу, отвечать на вопросы

Групповая работа

31

Последствия хозяйственной деятельности человека.

1

Стр.

579 - 587

Углубить и расширить представления о целостности биосферы; о различных последствиях хозяйственной деятельности человека.

Готовить материал для выступления, уметь работать с аудиторией слушателей.

Индивидуальная работа и в группах.

Творческие работы

32

 Бионика

1

Стр.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              596 - 604

Показать значение знаний для развития техники, приборостроения, архитектуры, медицины.

Уметь отбирать интересный материал, выступать с докладом, делать выводы.

Фронтальная работа

33 - 34

Резервное время

2

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009

В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...