Поурочно-тематическое планирование по биологии для 10 - 11 классов.
рабочая программа по биологии (10,11 класс) по теме
Поурочно-тематическое планирование составлено на на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
поурочно-тематическое планирование .doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 34 ЧАСА
к учебнику В.Б. Захарова,С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина.
№ | ТЕМА | часы | дата | д/з | З У Н | Общие учебные умения и навыки | Способы деятельности учащихся. | Практи ческий результат |
Раздел: Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 2 | |||||||
1 | Уровни организации живых организмов. | 1 | Стр. 13 -17 | Дать понятие об уровнях организации живой материи. | Обсуждать ответы товарища | 1.Индивидуальный ответ у доски. 2.Работа со схемой в учебнике. | Составить таблицу «Уровни организации живой материи» | |
2 | Основные свойства живого | 1 | Стр.19-29 | 1.Раскрыть сущность понятия жизнь. 2.Углубить знания о сущности жизни на основе изучения основных свойств живого. | Уметь вычленять критерии живого при изучении природных объектов. | 1.Отвечают на вопросы, выбирают вопросы, на которые будут отвечать. | ||
Раздел: Учение о клетке | 13 | |||||||
3 | Химическая организация клетки, неорганические вещества клетки. Вода и соли. | 1 | Стр. 85 -87. | Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки. Рассмотреть особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в клетке. | Совершенствовать навыки логического мышления. Анализировать факты. Делать выводы о значении воды в процессе обмена веществ. | Частично-поисковая, репродуктивная деятельность. | ||
4 | Органические вещества клетки. Белки: строение и функции. | 1 | Стр. 90 -95 | Раскрыть особенности строения органических веществ. Углубить знания об особенностях строения молекулы белка. | Уметь выявлять взаимосвязь строения и функций веществ. Вести краткую запись в тетради. | Работа в тетрадях. | ||
5 | Углеводы: функции, особенности организации моно- и дисахаридов. | 1 | Стр.100-101 | Углубить и обобщить знания о строении и функциях полисахаридов. | Устанавливать связь между строением и функциями веществ. | Частично-поисковая работа. | Заполнение таблицы. | |
6 | Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии | 1 | Стр.102-103 | Углубить знания о жирах и липидах. | Уметь раскрывать взаимосвязь строения и функций молекул органических веществ. | Задают вопросы, обсуждают ответы. | ||
7 | ДНК - биологические полимеры. | 1 | Стр.106-108 | Охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот. | Уметь схематично изображать участки ДНК.. | Участие в повторении по основным понятиям. Отвечают на вопросы. | ||
8 | РНК – строение и функции. | 1 | Стр.109-112 | Углубить знания об особенностях строения и функциях различных видов РНК. | Вести краткую запись в тетрадях. Уметь давать сравнительную характеристику РНК и ДНК. | Индивидуальная работа. .Работают с текстом, анализируют, делают вывод. | Составить цепочку ДНК и РНК. | |
9-10 | Органеллы цитоплазмы. Цитоскелет. Включения. | 2 | Стр148-154. | Конкретизировать знания об особенностях строения и функций органоидов клетки. | Уметь работать с текстом и рисунками учебника. Уметь делать выводы. | Частично- поисковая работа с классом. | Составить таблицу. | |
11 | Структуры клеточного ядра. | 1 | Стр.157-163 | Углубить знания о ядре как о важнейшем компоненте клетки. Раскрыть функции ядра в клетке. | Выявлять взаимосвязь строения и функции ядра. Делать записи в тетрадях. | Фронтальная работа с классом. | ||
12 | Жизненный цикл клетки. Митоз. | 1 | Стр.167-173 | Раскрыть особенности протекания митоза. | Отвечать на вопросы. Обсуждать проблему, находить причинно-следственные связи, делать выводы. | Репродуктивная, частично- поисковая деятельность. | Составить схему митоза. | |
13 | Метаболизм-основа существования живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Биосинтез органических молекул в клетке. | 1 | Стр.119-123 | Сформировать представление об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка. Объяснить сущность матричных реакций. | Работать с рисунком, составлять схему в тетради. Отвечать на вопросы, решать задачи. | Частично – поисковая деятельность. | ||
14 | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | Стр.126-130 повторить106-113 | Углубить знания учащихся о фотосинтез. Обосновать космическую роль зеленых растений .Сформировать представление о хемосинтезе. | Отвечать на вопросы, работать с текстом, анализировать по рисунку фазы фотосинтеза. | Работа по таблице | Составить сообщение на тему: «Космическая роль растений» | |
15 | Вирусы-бактериофаги | 1 | Стр.181-187 | Познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. | Уметь обсуждать поставленные проблемные вопросы, делать соответствующие выводы. Конспектировать. | Групповые и индивидуальные способы. | ||
Раздел: Размножение и развитие организмов. | 9 | |||||||
16 | Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение. | 1 | Стр.193-197 | Расширить и углубить знания о бесполом размножении. | Уметь писать характеристику бесполого размножения. Отвечать на вопросы. Составлять схему в тетрадях. | Работа с текстом учебника. | ||
17 | Половое размножение. Его формы. | 1 | Стр.199-207 | Создать представление об эволюции полового размножения. Познакомить со спецификой половых клеток – гамет. | Отвечать на проблемные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное. | Работа по рисунку учебника .Устный ответ Составление конспекта. | ||
18 | Гаметогенез. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. | 1 | Стр.200-210 | Познакомить учащихся со спецификой строения половых клеток. Сформировать представление об этапах созревания гамет у человека и животных. | Комментировать, отвечать на вопросы, Рецензировать ответы товарищей. Слушать, строить схемы. Формулировать определение. | Работа в тетрадях. Составление схемы. | ||
19 | Развитие половых клеток у высших растений. Двойное оплодотворение. | 1 | конспект | Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения. | Уметь правильно характеризовать события, происходящие при двойном оплодотворении у цветковых растений. | Работа по рисунку, частично поисковая деятельность. | ||
20 | Эмбриональное развитие животных. Онтогенез. История эмбриологии. | 1 | Стр.215-222 | Познакомить с краткой историей учения об онтогенезе. Сформировать знания об эмбриональном развитии. | Работать с информационными листами. Работать с учебником. | Отмечают основные этапы развития эмбриологии. Работа по учебнику. Отвечают на вопросы . | ||
21 | Органогенез. | 1 | Стр.222-225 | Продолжить формирование и углубление знаний об эмбриональном развитии организмов на основе изучения закономерностей органогенеза. | Выполнять тестовое задание. Работать с текстом и рисунками. Обсуждать , делать выводы. | Ученики работают с текстом и рисунками .Обсуждают возникшие ситуации. | Сообщение о вредном влиянии на организм эмбриона, алкоголя, никотина и других мутагенов. | |
22 | Постэмбриональное развитие животных. | 1 | Стр.228-232 | Сформировать знания о закономерностях постэмбрионального развития животных. | Строить схему « Виды постэмбрионального развития». Обсуждать результаты. | Работа по группам .Обсуждение результатов работы групп. | ||
23 | Онтогенез высших растений. | 1 | Заполнить таблицу. | Продолжить формирование и углубление знаний о постэмбриональном развитии, рассмотреть онтогенез растений. | Уметь сравнивать. Слушать внимательно учителя. | Работа фронтальная. Отвечают на вопросы. | Заполнение таблицы. | |
24 | Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон. | 1 | Стр.235-238 | Познакомить с сущностью и проявлением биогенетического закона, историей открытия этого закона. | Рассказывать по теме урока. Отвечать на вопросы. Обсуждать творческие вопросы. Находить ответы по указанным рисункам. | Работают с текстом учебника. | ||
Раздел: Основы генетики и селекции. | 10 | . | ||||||
25 | Основные генетические понятия. | 1 | Составить текст с генет. терминами. | Познакомить учащихся с основными генетическим понятиями и терминами. | Уметь правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Работать самостоятельно с учебником. | Выписывают понятия, Отвечают на вопросы, обсуждают. Осуществляют самоконтроль. | ||
26 | Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. | 1 | Стр.264-265 | Продолжить знакомство учащихся с опытами Г. Менделя. Сформировать знания о моногибридном скрещивании. Дать определения первого и второго законов Г. Менделя. | Уметь слушать, задавать вопросы. Делать записи в тетрадях. Заполнять схему. Решать задачи. | Работают в тетрадях. Объясняют смысл записей. Решают задачи. | ||
27 | Дигибридное скрещивание. | 1 | Стр.272-276 | Ввести понятие о дигибридном скрещивании, и сформулировать третий закон Г. Менделя. | Уметь решать генетические задачи. | Работают самостоятельно по вариантам .Решают задачи. | ||
28 | Решение задач на I, II, III законы Г. Менделя. | 1 | Продолжить углубление знаний основных понятий генетики. | Уметь работать с генетической символикой. Решать генетические задачи. | Работают индивидуально и в группах. Решают задачи. | |||
29 | Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Стр285-289. | Конкретизировать знания о хромосомном механизме определения пола, об особенностях половых хромосом, аутосом. | Решать задачи. Отвечать на вопросы. | Работают у доски. Самостоятельно по заданиям. | ||
30 | Основные формы изменчивости. Генотип. | 1 | Стр.301-307 | Систематизировать знания о формах наследственной изменчивости, их причины и влияние на организм. | Уметь классифицировать формы изменчивости, сравнивать их друг с другом, приводить примеры. | Составляют схему в тетрадях. Работа с текстом учебника. | ||
31 | Фенотипическая модификационная изменчивость. | 1 | Стр.310-313 | Сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах ее проявления. | Обсуждать информацию. Делать сообщения. Описывать фенотип растения. | Работают с текстом. | ||
32 | Создание пород животных и сортов растений. Центры происхождения культурных растений, их многообразие. | 1 | Стр.319-324 | Познакомить учащихся с краткой историей селекции. Раскрыть значение учения Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Слушать рассказ учителя. Работать по таблице, делать выводы. | Фронтальная работа. Работа в тетрадях | ||
33 | Методы селекции животных и растений. | 1 | Стр325-330. | Сформировать знания об основных методах селекции. | Обсуждать, оценивать индивидуальные сообщения учащихся. Давать определения. Чертить схему. | Работа в тетрадях | Сообщения о селекции микроорганизмов. | |
34 | Достижения и основные направления современной селекции. | 1 | Стр.336-338 | Сформировать знания об основных направлениях современной селекции. Углубить знания о методах селекции. | Работать с учебником. Заполнять таблицу. Делать выводы. | Работают в тетрадях. Заполнят таблицу. |
ПОУРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС. «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» 34 ЧАСА
к учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И.Сонина.
ТЕМА | ЧАС | ДАТА | Д/З | З У Н | ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ | СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ | |
Тема: Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение. | 12 | Познакомить учащихся с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды человеческой истории. | ||||||
1 | Система органической природы К. Линнея | 1 | Стр. 347 - 349 | Сформировать знания о системе органической природы, созданной К Линнеем ; о вкладе К. Линнея в биологию | Уметь вести диалог, работать в тетрадях, отвечать на поставленные вопросы. | Индивидуальная работа в тетрадях | Конспект | |
2 | Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | Стр. 349 - 353 | Продолжить формирование знаний о развитии и углублении взглядов на развитие жизни на Земле. Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка. | Делать выводы, сравнивать, слушать ответы учеников | Работают у доски. Составляют конспект | Конспект | |
3 | Естественно - научные предпосылки теории Ч. Дарвина. | 1 | Стр. 357 - 360 | Познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально – экономических условий начала 19 века. | Участвовать в беседе, слушать ответы учащихся. | Работают фронтально и у доски индивидуально. | ||
4 | Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Стр. 361 - 367 | Познакомить с идеями основных положений эволюционной теории Ч .Дарвина. Раскрыть сущность идеи искусственного отбора. | Принимать участие в беседе. Делать соответствующие выводы. | Делают записи в тетрадях | ||
5 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы борьбы за существование и естественный отбор. Образование новых видов. | 1 | Стр. 368 - 375 | Сформировать знания о естественном отборе, его формах. | Отбирать необходимый материал для беседы. | Работают в тетрадях | ||
6 | Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии вида и структура. | 1 | Стр. 376 - 378 | Углубить и расширить знания о виде как компоненте эволюционного процесса. Сформировать знания о критериях и структуре вида. | Сравнивать искусственный и естественный отбор. Выбирать основные критерии вида. | Индивидуальная работа в тетрадях | Таблица | |
7 | Изучение морфологического критерия вида. (Лабораторная работа.№ 1) | 1 | Углубить, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия | Уметь давать характеристику видов с использованием основных критериев. | Оформляют лабораторную работу | |||
8 | Формы естественного отбора. | 1 | Стр. 386 - 391 | Расширить и углубить знания о естественном отборе в свете современных концепций эволюции. Сформировать знания о разных формах естественного отбора. | Работать с текстом, выбирать необходимые примеры. | Работают индивидуально в тетрадях | ||
9 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 1 | Стр. 392 - 399 | Сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведении животного. | Используя ранее полученные знания приводить яркие примеры, подтверждающие приспособленность организмов. | Работа фронтальная. Индивидуальная с текстом учебника. | ||
10 | Относительный характер приспособленности. | 1 | Стр. 400 - 405. | Раскрыть относительный характер приспособленности организмов. | Работать с текстом учебника. Рассматривать объекты, делать выводы. | Работа индивидуальная и в группах. | ||
11 | Приспособленность организмов к среде обитания. (Лабораторная работа №2) | 1 | Углубить и расширить знания о сущности приспособленности. | Уметь осуществлять наблюдения, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы из наблюдений. | Индивидуальная работа. | |||
12 | Видообразование как результат микроэволюции | 1 | Стр. 406 - 407 | Углубить и расширить понятие «микроэволюция», раскрыть способы видообразования. | Отвечать на поставленные вопросы. Анализировать факты. | Работа у доски и в тетрадях. | ||
Тема: Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция. | 2 | |||||||
13 | Пути достижения биологического прогресса (Главные направления прогрессивной эволюции) | 1 | Стр. 416 - 422 | Сформировать знания о макроэволюции; раскрыть основные направления эволюции; показать роль человека в биологическом регрессе. | Слушать объяснение учителя делать записи в тетрадях. | Делают записи в тетрадях | ||
14 | Закономерности эволюционного процесса | 1 | Стр. 423 - 428 | Раскрыть общие закономерности эволюционного процесса; проанализировать явление дивергенции и конвергенции. | Уметь сравнивать процесс дивергенции и конвергенции. Данные заносить в таблицу. | Составляют таблицу. | ||
Тема: Развитие жизни на Земле. | 4 | |||||||
15 | Развитие жизни в архейской эре. | 1 | Стр. 442 - 443 | Сформировать знания об особенностях флоры и фауны самых ранних эр органического мира. | Выступать с сообщениями. Внимательно слушать выступления товарищей. | Индивидуально работают с сообщениями. | ||
16 | Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах. | 1 | Стр. 444-450 | Дать характеристику геологическим процессам протерозоя и палеозоя; углубить знания эволюционных закономерностей. | Отвечать на вопросы .Делать выводы. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | ||
17 | Развитие жизни в мезозойской эре. | 1 | Стр. 450 – 453. | На основе характеристики особенностей климата в мезозое сформировать знания об ароморфозах растений и животных. | Отбирать необходимый материал. Приводить примеры ароморфозов .. | Работают в тетрадях. Делают записи | ||
18 | Развитие жизни в кайнозойской эре. | 1 | Стр. 456 - 460 | Охарактеризовать важнейшие идиоадаптации в растительном и животном мире. | Внимательно слушать ответы учеников. Приводить примеры . | Записи в тетрадях. Индивидуальная работа. | ||
Тема: Происхождение человека. | 1 | |||||||
19 | Стадии эволюции человека | 1 | Стр. 471 - 474 | Раскрыть движущие силы эволюции человека; сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей. | Сравнивать, анализировать, делать выводы, уметь заполнять сравнительную таблицу. | Заполняют таблицу в тетрадях. | Таблица | |
Тема: Биосфера, ее структура и функции. | 2 | |||||||
20 | Структура биосферы | 1 | Стр. 487 - 490 | Создать представления о биосфере на основе главных признаков; сформировать знания о границах биосферы; познакомить с учением В.И.Вернадского о биосфере. | Уметь внимательно слушать, делать записи в тетрадях, отвечать на вопросы. | Работа индивидуальная | ||
21 | Круговорот веществ в природе | 1 | Стр. 491 - 495 | Раскрыть сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере. | Составлять схемы, делать соответствующие пояснения. | Работают фронтально | ||
Тема: Жизнь в сообществах. Основы экологии | 9 | |||||||
22 | Взаимоотношения организма и среды. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. | 1 | Стр. 516 - 518 | Охарактеризовать воздействие факторов среды на организм, раскрыть сущность понятия «экологическая система». | Уметь вести беседу, приводить примеры. | Работают фронтально. | ||
23 | Абиотические факторы среды | 1 | Стр. 519 -528 | Продолжить углубление и расширение экологических знаний на основе изучения учащимися действия на организмы важнейших абиотических факторов. | Слушать объяснение учителя, ответы товарищей, приводить самим примеры. | Работа в группах | ||
24 | Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор | 1 | Стр. 529 – 532 | Раскрыть взаимодействие факторов среды; сформировать знания об ограничивающем факторе; о результатах проявления его действия. | Уметь систематизировать материал. Приводить примеры. | Индивидуальная работа | ||
25 | Биотические факторы среды | 1 | Стр. 535 - 542 | Расширить и углубить знания об экологических факторах; показать взаимоотношения между организмами. | Работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы. | Индивидуальная работа | ||
26 | Смена биоценозов | 1 | Стр. 542 – 543 | Сформировать знания о факторах , определяющих естественную смену биоценозов; продолжить углублять знания о саморегуляции экосистем. | Приводить примеры смены биоценозов. | |||
27 | Взаимоотношения между организмами. Симбиоз. | 1 | Стр. 546 - 550 | Раскрыть сущность отношений между организмами; сформировать умения различать проявления разных форм симбиоза. | Уметь систематизировать материал, работать с учебником. | Работают индивидуально. | ||
28 - 29 | Антибиотические отношения | 2 | Стр. 551 - 567 | Продолжить углубление и расширение знаний о многообразии взаимоотношений между организмами на основе изучения особенностей антибиотических отношений. | Принимать участие в беседе, отбирать материал для примеров. | Фронтальная работа. | ||
Тема Биосфера и человек. Ноосфера. | 3 | |||||||
30 | Природные ресурсы и их использование | 1 | Стр. 575 – 578 | Охарактеризовать особенности использования людьми природных ресурсов; продолжить формирование ответственного отношения к природе. | Уметь вести беседу, отвечать на вопросы | Групповая работа | ||
31 | Последствия хозяйственной деятельности человека. | 1 | Стр. 579 - 587 | Углубить и расширить представления о целостности биосферы; о различных последствиях хозяйственной деятельности человека. | Готовить материал для выступления, уметь работать с аудиторией слушателей. | Индивидуальная работа и в группах. | Творческие работы | |
32 | Бионика | 1 | Стр. 596 - 604 | Показать значение знаний для развития техники, приборостроения, архитектуры, медицины. | Уметь отбирать интересный материал, выступать с докладом, делать выводы. | Фронтальная работа | ||
33 - 34 | Резервное время | 2 | ||||||
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий.Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы ...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс. Планирование разработано к учебникуИ.Н. Пономарева «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», М., Издательский центр «Вентана-Граф»....
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс. Планирование разработано к учебникуВ.М. Константинов «Биология. Животные», М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2002г....
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС. (10 КЛАСС)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС ДЛЯ ЗАОЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕНИХ ШКОЛАХ...