тематическое планирование по биологии 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) по теме
тематическое планирование рассчитано на 34 учебных часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem._plan._urokov_biologii_v_10.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков биологии в 10-м классе.
Пояснительная записка.
В основе лежит:
- Федеральная программа по биологии для 10-11 классов, издательство «Вентана-граф», 2010г. Программа для общеобразовательного профиля.
- Программа для общеобразовательных школ, лицеев. Министерство образования Российской Федерации, Москва, «Дрофа» 2006 г.
Программа рассчитана на 1ч в неделю, всего 34 часа в год.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках физики, химии, истории, физической и экономической географии.
Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков предусмотрены лабораторные работы.
В результате изучения предмета дети должны знать:
- Об особенностях жизни как форме существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня жизни;
- О фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; сущность процессов обмена веществ, процессов онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- Основные теории биологии – клеточную, хромосомную, теорию наследственности, эволюции, антропогенеза.
Дети должны уметь:
- Пользоваться знаниями общебиологических дисциплин для объяснения вопросов биологии, происхождения различных групп растений и животных.
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом, готовить простейшие микропрепараты для микроскопических исследований;
- Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале.
- Работать с научной литературой, составлять конспект статей, план и писать реферат на заданную тему.
- Владеть языком предмета.
Используемая литература.
- Учебник «Общая биология» под редакцией Беляева
- Книга для чтения « Эволюция живых организмов»
- «Основные биологические понятия и термины» Геймерс Н.Ф., Москва, «Просвещение», 1988 г.
- Журналы «Биология в школе»
- Серия книг «Удивительный мир живой природы».
- .Яковлев Г.П. и Аверьянов Л.В. «Ботаника для учителя» І и ІІ части. М.
- Кучменко В.С. «Биология», сборник тестов, задач и заданий с ответами. «Мнемозина»,1998 г.
- Борисенко Н.Г. «Биология на досуге», «Народная асвета», 1975 г.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы», «Учитель», Волгоград, 2005 г.
№ | Тема урока. Форма урока. | Цели урока. | Методы организации учебной деятельности | Средства контроля. | Общеучебные умения. | Домашнее задание. |
1. | Предмет и задачи общей биологии. (Урок-беседа) | Познакомить с основными задачами курса, его разделами, путями и методами решения некоторых проблем. | Рассказ, обмен мнениями, Отгадывание кроссворда. | Фронтальная беседа, сообщения учащихся. | Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль собственной деятельности. | § «Введение» Приготовит сообщение по теме «Задачи общей биологии» |
2. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. (урок-лекция) | Познакомить учащихся с химическим составом клеток. Раскрыть особенности строения молекул воды. Охарактеризовать роль минеральных веществ, катионов и анионов в жизнедеятельности клетки | Беседа, объяснение учителя, работа в тетради, составление таблицы. | Заполнение таблицы, ответы на вопросы, составление опорной схемы. | Проводить обобщение и классификацию объектов. Различать объем и содержание понятий. | § 1. На подручном материале смоделировать молекулы воды. В таблицу внести материал о других элементах. |
3. | Органические вещества клетки и их функции. (урок-лекция) | Объяснить строение органических веществ на основе теории строения веществ Бутлерова. Охарактеризовать значение в клетке углеводов и липидов. | Объяснение, составление опорного конспекта, обмен вопросами. | Ответ с использованием опорного конспекта, ответы по карточкам, терминологический диктант. | Определять объекты сравнения, выполнять полное комплексное сравнение, осуществлять индуктивное обобщение, Догадываться о значении незнакомых слов и терминов по тексту. | § 2, опорный конспект, выписать термины и дать определения этим терминам. |
4. | Белки – биополимеры. (урок-лекция) | Раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки. Объяснить строение молекулы белка, углубить знания школьников о связи строения молекул веществ и их функции. | Объяснение, составление опорного конспекта, составление молекулы белка из заготовок. | Ответ с использованием опорного конспекта, воссоздание его на доске, сообщения о функциях белка. | Определять объекты сравнения, выполнять полное комплексное сравнение, осуществлять индуктивное обобщение, Догадываться о значении незнакомых слов и терминов по тексту. | § 3, приготовить сообщение на заданную тему, вопросы для кроссворда, принести куриное яйцо. |
5. | Белки – биополимеры. (урок-практикум) | Показать действие белков-ферментов, их значение в жизни клеток живых организмов. Закрепить умение работать с микроскопом и проводить опыты и объяснять результаты работы. | Лабораторная работа №1. Написание отчета о проделанной работе. | Отчет микро-групп в тетради, составление таблицы с указанием результатов. | Определять объект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться признаки изучаемого объекта. Качественно и количественно описывать объект, оформлять отчет об эксперименте. | § 3, повт. §§ 1-2. ответить на вопросы параграфов. |
6. | Нуклеиновые кислоты. (урок-открытие) | Сформировать знания учащихся об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе. Раскрыть механизм удвоения ДНК и РНК. Научить решать задачи на удвоение ДНК и РНК. | Объяснение учителя, решение задач, составление опорного конспекта. | Мини-самостоятельная работа по решению задач, конкурс на лучший опорный конспект и лучшее его объяснение. | Умение работать с устным текстом, составление схем, взаимодействие в различных формах диалога и полилога. | § 4, выучить и уметь применять опорную схему. Решить задачи в тетради. |
7. | АТФ (урок-открытие) | Углубить и расширить знания о метаболизме, структуре и функции АТФ. | Объяснение учителя, беседа, обмен мнениями, работа с рисунками учебника. | Работа по карточкам, индивидуальный опрос, решение задач. | Качественно и количественно описывать компоненты объекта, определять пространственные, временные и функциональные отношения объекта. | § 5, знать термины, решить задачу в тетради. |
8. | Вещества клетки. (урок-обобщение) | Провести контроль усвоения материала, обобщить изученный материал, выявить пробелы и постараться ликвидировать их. | Беседа, письменная работа учащихся. | Карточки с индивидуальным заданием. | Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль собственной деятельности. | Прочитать §6, подумать, что мы уже знаем из предыдущих классов по этой теме. |
9. | Клеточная теория. (урок-ностальгия) | Познакомить с основными положениями клеточной теории, предпосылками ее возникновения, углубить знания о клетке полученные ранее. | Объяснение, составление таблицы, сообщения учащихся. | Биологическое лото, устные ответы, работа по вопросам учебника. | Проводить обобщение и классификацию объектов. Различать объем и содержание понятий. | § 6, приготовить сообщения на тему «Выдающиеся ученые». |
10. | Строение и функции оболочки клетки (урок-путешествие) | Создать представление о строении клеток эукариот, сформировать знания о строении и функции основных компонентов клетки, объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки. | Объяснение, беседа, работа с текстом учебника, моделирование с подручным материалом. | Работа по карточкам, ответы на вопросы различной степени сложности. | Бегло, сознательно, правильно читать текст. Использовать различные виды чтения. Составлять план текста, таблицу, опорный конспект. | Запись в тетр., выполнить рис. в тетради, принести луковицу (красную), ответить на ? стр. 37 №1-2. |
11. | Цитоплазма клетки. (урок практикум) | На практике убедиться в избирательной проницаемости оболочки клетки, получить явление плазмолиза и деплазмолиза, указать важность и необходимость этого процесса. | Выполнение лабораторной работы № 2. | Составление отчета по заданиям инструктивной карточки, устный опрос. | Определять объект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться признаки изучаемого объекта. Качественно и количественно описывать объект, оформлять отчет об эксперименте. | § 7, составить кроссворд или чайнворд по теме «Цитоплазма» |
12. | Другие органоиды цитоплазмы. (урок-панорама) | Сформировать знания о строении и функции основных компонентов клетки, объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки. | Сообщения учащихся, объяснение учителя, составление таблицы. | Отчет по индивидуальным заданиям, рассказ, тестовый контроль. | Умение работать с письменным текстом, составлять план и писать сообщение. | § 8, рисунок в тетрадь, доделать табл. |
13. | Ядро. Особенности про - и эукариот. (урок-панорама) | Сформировать знания о ядре как о важнейшем компоненте клетки. Познакомить со строением клетки прокариот. Сформировать знания о двух уровнях организации живых организмов. | Сообщения учащихся, объяснение учителя, составление таблицы. | Работа по карточкам, биологическое лото, устный опрос. | Умение работать с письменным текстом, составлять сложный план, сообщение, владеть различными видами изложения текста. | § 9, составить табл. По строению клетки. § 59, стр.193. |
14. | Вирусы – не клеточная форма жизни. СПИД. (урок-открытие) | Познакомить учащихся с краткой историей вирусологии и значением вирусов в жизни людей. Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма. | Выступление «вирусологов», объяснение учителя, демонстрация пораженных растений (если есть в наличии), выступление врача. | Устные ответы, фронтальный опрос, тест-контроль. | Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога. | § 59, зад. № 4 письменно в тетрадь. |
15. | Обмен веществ. Этапы энергетического обмена. (урок-лекция) | Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, раскрыть сущность энергетического обмена. Напомнить о роли ферментов, значении АТФ как универсальном аккумуляторе энергии в клетке. | Объяснение учителя, составление опорного конспекта, элементы беседы. | Тестовый опрос, индивидуальная беседа, смотр лучшего ответа. | Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога | § 11, 12 закрасить разноцветными карандашами опорный конспект, соответственно значимости. |
16. | Фотосинтез. (урок-лекция) | Продолжить углубление и расширение знаний о метаболизме, раскрыть сущность энергетического обмена у растений. | Объяснение учителя, составление опорного конспекта, беседа, демонстрация. | Тестовый опрос, смотр лучшего ответа, ответы на вопросы учебника. | Догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи, составлять тезисы, конспект устного текста, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога | § 10, вопросы в тетради, составить кроссворд о фотосинтезе и энергетическом обмене. |
17. | Энергетический обмен и фотосинтез. (урок-семинар) | Провести контроль изученного материала, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их. | Панорама ответов и вопросов. | Различные виды опроса: тест, устный, фронтальный, индивидуальный. | Уметь находить верные ответы, определять последовательность действий для организации индивидуальной деятельности. | Повт. §1-13. Придумать задания для биологическо- го лото. |
18. | Генетическая информация в клетке. Репликация. (урок-лекция) | Формировать знания об информационной роли ДНК и РНК в клетке, дать понятие и объяснить значение и механизм репликации. | Объяснение, беседа, решение задач. | Фронтальная беседа, терминологический диктант. | Переносить знания и умения в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. | § 13. Составить мозаику для моделирования процесса транскрипции. |
19-20. | Пластический обмен. (урок-лекция) | Формировать знания об информационной роли ДНК и РНК в клетке, дать понятие и объяснить значение трансляции и транскрипции, убедить учащихся в том, что все проявления жизнедеятельности клетки связаны с химическими превращениями. | Объяснение учителя, составление опорного конспекта, запись терминов, решение задач. | Терминологический «бой», ответы с использованием опорного конспекта, решение задач. | Переносить знания и умения в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем. | § 14,15 запись в тетради, придумать динамическую модель трансляции. |
21. | Генная инженерия. (урок-беседа) | Показать значимость изучаемых процессов в жизни человека, привести примеры живых организмов, произведенных путем генной инженерии. | Объяснение, сообщение учащихся, работа с текстом учебника. | Панорама устных ответов, «спор-клуб». | Умение работать с устным и письменным текстом, составлять вопросы, выслушивать и оценивать товарищей. | §16, «пластический обмен». |
22. | Наследственная информация и ее реализация в клетке. (урок-семинар) | Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их. | Устная и письменная работа по ранее опубликованным вопросам. | Устные и письменные ответы учащихся. | Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности, и деятельность одноклассников. | Вспомнить, прочитать в учебнике 6-го класса о делении клеток. |
23. | Формы размножения организмов. (урок-путешествие) | Объяснить значение размножения в жизни живых организмов, выделить их способы и особенности. | Объяснение учителя, беседа, составление логической схемы в тетради. | Устные ответы учащихся, сообщения на заданные темы, мини-кроссворд. | Осуществлять индуктивное обобщение, актуализировать понятие или суждение и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки объекта (одного или более) | § 17. Рис. в тетрадь. Составить план параграфа. |
24. | Деление клеток. Митоз. (урок-лекция) | Познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла любой клетки. Сформировать знания о механизмах митотического цикла, его биологической роли. | Объяснение учителя, беседа, демонстрация микропрепаратов. | Беседа, ринг-опрос. | Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу. | § 17,18 1-й пункт. |
25. | Мейоз. (урок-лекция) | Продолжить формирование знания об особенностях различных форм размножения, раскрыть сущность полового размножения, как более прогрессивного, чем бесполое и имеющего значительную эволюционную роль. | Объяснение, демонстрация, тест-беседа. | Дифференцирован- ный опрос, составление схемы «Развитие половых клеток» | Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу, догадываться о значении незнакомых слов, уметь делать пометки, выписки, писать под диктовку. | § 19. Рисунок в тетрадь, указать особенности мейоза и его биологический смысл. |
26. | Сперматогенез и овогенез. (урок-лекция) | Показать процесс обмена генами при кроссинговере, объяснить процесс развития половых клеток влияние абиотических факторов на развитие половых клеток и на процесс оплодотворения. | Объяснение, составление плана процесса развития половых клеток. | Тестовый контроль, работа по карточкам, индивидуальный опрос. | Умение работать с устным текстом, составлять тезисы, цитировать устный текст, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога. | § 20. Выписать биологический смысл оплодотворе- ния. |
27. | Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов. (урок-открытие) | Сформировать знания об онтогенезе, познакомить учащихся с историей развития эмбриологии, ее ролью в развитии эволюционного процесса. | Объяснение учителя, сообщения учащихся, составление рисуночной схемы. | Общественный смотр знаний, работа по карточкам. | Составление плана письменного текста, таблицы и графики. | § 21. Конспект в тетради, составить вопросы по тексту для задания их на уроке товарищам. |
28. | Постэмбриональ-ное развитие. (урок-открытие) | Сформировать знания об онтогенезе, использовать полученные знания в мыслительной деятельности для умения доказывать, сравнивать и т. д. | Объяснение учителя, сообщения учащихся, составление рисуночной схемы. | Устные ответы учащихся, панорама ответов у доски. | Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, поддерживать беседу, догадываться о значении незнакомых слов, уметь делать пометки, выписки, писать под диктовку. | § 22. Подготовиться по вопросам зачета. |
29. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их. | Опрос. | Индивидуальный и фронтальный опрос, дифференцированные задания по данной теме. | Умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности, и деятельность одноклассников. | Повт. § 17- 22. |
30. | Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. (урок-«экскурсия» по уровням жизни) | Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого, выделить уровни организации жизни, показать их тесную связь. | Беседа с элементами объяснения, составление рисуночного кроссворда по теме. | Устный опрос, блиц-турнир по уровням жизни, работа с карточками. | Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, составлять определения для терминов. | Конспект в тетради, приготовить сообщение на тему «Луи Пастер». |
31 | Критерии живых систем. (урок-обмен мнениями) | Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого, выделить уровни организации жизни, показать их тесную связь. | Беседа, спор: «научных руководителей» групп. | Сообщение по заданной теме, опрос по карточкам, | Умение задавать вопросы, анализировать полученную информацию, работать с устным текстом, составлять план, схемы, взаимодействовать в различных формах диалога и полилога. | §50, письменные ответы на вопросы в тетради, устно ответить на ? учебника. |
32. | Современные взгляды на возникновение жизни. (урок-диспут). | Вовлечь учащихся в теоретическое мышление в процессе обсуждения теорий возникновения жизни. | Беседа, спор, диалог. | Сообщения, дополнительный материал, собранный учащимися. | Умение взаимодействовать в различных формах диалога и полилога, анализировать ответы учащихся, проводить контроль правильности ответов. | § 51. Письменно вопр. № 3. Составить ребусы на тему «Возникновение жизни», подготовить ответы на вопросы конференции. |
33-34. | Межпредметная конференция «Жизнь» | Провести контроль усвоения знаний по данной теме, выявить пробелы в знаниях, объяснить причины и ликвидировать их. | Беседа, спор, диалог. | Сообщения, дополнительный материал, собранный учащимися. | Умение взаимодействовать в различных формах диалога и полилога, анализировать ответы учащихся, проводить контроль правильности ответов. | Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...