Рабочая программа по курсу "Биология" для 8 класса специальной (корекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по биологии по теме
Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
г. Мичуринск
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении учителей естественно-математического цикла Протокол № 4 от 20 мая 2011 г. Руководитель О.Б. Горлова | Утверждаю Директор МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринск ___________ В.А. Баева Приказ № 192 от 31.08. 2011 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»
ДЛЯ 8 КЛАССА
на 2011– 2015 уч.г.
Автор программы
учитель биологии
О. А. Фотинова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
- Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринск, приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
- Учебного плана МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринска для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, приказ
№ 192 от 30.08. 2011 г.;
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.
Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:
-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);
-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;
-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;
-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;
-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:
- Овладение основными знаниями по биологии.
- Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
- Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.
Количество часов по семестрам в 8 классе
Семестр | I | II | III | IV | V | VI | Всего |
Количество часов | 8 | 11 | 10 | 10 | 11 | 10 | 60 |
Содержание и основные разделы программы по биологии в 8 классе
- Беспозвоночные животные:
- Позвоночные животные
- Рыбы
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
- Птицы
- Млекопитающие
- Сельскохозяйственные млекопитающие
Введение.
Многообразие животного мира. Места обитания животных и при способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных
Беспозвоночные животные.
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво ночника (внутреннего скелета).
Черви.
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Демонстрация живого червя или влажного препарата.
Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь ба с глистными заболеваниями.
Насекомые.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.
Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.
Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко пряда.
Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь мов о насекомых.
Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.
Позвоночные животные.
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч ные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.
Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь мов о рыбах.
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля гушки, способ передвижения.
Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.
Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.
Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Демонстрация влажных препаратов.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.
Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.
Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.
Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.
Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре паратов.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.
Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.
Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна чение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го ловы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Внешнее строение лошади: особенности туловища, го ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя желовозы и рысаки.
Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.
Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи вотными, участие в раздаче кормов.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:
основные отличия животных от растений;
признаки сходства и различия между изученными группами животных;
общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото рые знакомы учащимся;
названия некоторых наиболее типичных представителей изучен ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс кохозяйственными животными (известными учащимся).
Должны уметь:
узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен тах, чучелах, живых объектах);
кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жиз ни изученных животных;
устанавливать взаимосвязи между животными и их средой оби тания: приспособления к ней, особенности строения организма и по ведения животных;
проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен ными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;
рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 60 часов в 8 классе, с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе лабораторных работ - 2, практических работ – 2, экскурсия – 1.
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва, Дрофа, 2011
Дополнительная литература:
- Авторская программа «Биология» 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Проведено фактически |
Введение (1ч.) | ||||
Многообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные | 1 | 07.09 | ||
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. | 1 | 10.09 | ||
Беспозвоночные животные (9 часов) | ||||
Черви (3 часа) | ||||
Общие признаки беспозвоночных животных Дождевой червь | 1 | 14.09 | ||
Круглые черви – паразиты человека | 1 | 17.09 | ||
Черви-санитары пресных водоёмов Черви-сосальщики | 1 | 21.09 | ||
Насекомые (6 часов) | ||||
Внешнее строение и образ жизни | 1 | 24.09 | ||
Бабочка-капустница Яблочная плодожорка | 1 | 28.09 | ||
Майский жук | 1 | 01.09 | ||
Комнатная муха | 1 | 12.10 | ||
Медоносная пчела Тутовый шелкопряд | 1 | 15.10 | ||
Обобщающий урок по теме «Насекомые» | 1 | 19.10 | ||
Позвоночные животные Рыбы (6 часов) | ||||
Общие признаки позвоночных животных. Внешнее строение и скелет | 1 | 22.10 | ||
Внутреннее строение рыбы | 1 | 26.10 | ||
Размножение и развитие рыб | 1 | 29.10 | ||
Речные рыбы Морские рыбы | 1 | 02.11 | ||
Рыбный промысел и рыболовство Охрана и увеличение рыбных богатств | 1 | 09.11 | ||
Обобщающий урок по теме «Рыбы» | 1 | 12.11 | ||
Земноводные (3 часа) | ||||
Среда обитания и внешнее строение земноводных | 1 | 16.11 | ||
Внутреннее строение земноводных | 1 | 19.11 | ||
Размножение и развитие лягушки | 1 | 26.11 | ||
Пресмыкающиеся (3 часа) | ||||
Среда обитания и внешнее строение | 1 | 30.12 | ||
Внутреннее строение | 1 | 03.12 | ||
Размножение и развитие | 1 | 07.12 | ||
Птицы (8 часов) | ||||
Особенности внешнего строения | 1 | 10.12 | ||
Особенности скелета | 14.12 | |||
Размножение и развитие | 1 | 17.12 | ||
Птицы леса Хищные птицы | 1 | 21.12 | ||
Птицы пресных водоёмов и болот | 1 | 24.12 | ||
Птицы, обитающие вблизи жилья человека Домашние куры Домашние утки и гуси | 1 | 28.12 | ||
Развитие птицеводства | 1 | 11.01 | ||
Обобщающий урок по теме «Птицы» | 1 | 14.01 | ||
Млекопитающие (17часов) | ||||
Внешнее строение | 1 | 18.01 | ||
Особенности скелета и нервной системы | 1 | 21.12 | ||
Особенности скелета и нервной системы | 1 | 25.01 | ||
Внутреннее строение | 1 | 01.02 | ||
Внутреннее строение | 1 | 04.02 | ||
Грызуны и их значение в природе и жизни человека | 1 | 08.02 | ||
Зайцеобразные | 1 | 11.02 | ||
Разведение домашних кроликов | 1 | 15.02 | ||
Хищные звери | 1 | 29.02 | ||
Дикие пушные хищные звери | 1 | 03.03 | ||
Домашние хищные звери | 1 | 07.03 | ||
Морские животные .Ластоногие | 1 | 14.03 | ||
Китообразные | 1 | 17.03 | ||
Парнокопытные | 1 | 21.03 | ||
Непарнокопытные | 1 | 24.03 | ||
Приматы | 1 | 28.03 | ||
Обобщающий урок по теме «Млекопитающие» | 1 | 31.03 | ||
Растительноядные животные (11 часов) | ||||
Травоядные животные | 1 | 04.04 | ||
Корова, внешнее строение | 1 | 07.04 | ||
Содержание коров на фермах. Выращивание телят | 1 | 18.04 | ||
Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве | 1 | 21.04 | ||
Содержание овец и выращивание ягнят | 1 | 25.04 | ||
Верблюды | 1 | 02.05 | ||
Северные олени | 1 | 05.05 | ||
Домашние свиньи. Содержание свиней на свиноводческих фермах | 1 | 12.05 | ||
Выращивание поросят. Значение свиноводства | 1 | 16.05 | ||
Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят | 1 | 23.05 | ||
Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. | 1 | 26.05 | ||
Обобщающий урок по теме «Растительноядные животные» | 1 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...
Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....
Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...