Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
рабочая программа по биологии по теме
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
г. Мичуринск
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом объединении учителей естественно-математического цикла Протокол № 4 от 20 мая 2011 г. Руководитель О.Б. Горлова | Утверждаю Директор МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринск ___________ В.А. Баева Приказ № 192 от 31.08. 2011 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
на 2011– 2015 уч.г.
Автор программы
учитель биологии
О. А. Фотинова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
- Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринск, приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
- Учебного плана МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII» г. Мичуринска для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, приказ
№ 192 от 30.08. 2011 г.;
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы.
Основной целью программы по биологии является изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Для достижения поставленных целей изучения биологии в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
- сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
- экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
Биология как учебный предмет в 7 классе состоит из следующих разделов:
- Введение.
- Многообразие растений
- Цветок.
- Семя растений.
- Корни.
- Лист.
- Стебель
- Растение — целостный организм.
- Бактерии.
- Грибы.
- Мхи.
- Папоротники.
- Голосеменные.
- Покрытосеменные или цветковые.
- Однодольные растения.
- Злаки
- Лилейные
- Цветочно-декоративные растения
- Двудольные растения
- Пасленовые
- Бобовые.
- Розоцветные.
- Биологические особенности растений сада
- Сложноцветные.
- Обобщение.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Содержание и основные разделы программы по биологии в 7 классе
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се мян в почву.
Практическая работа:
- определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
- условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Разнообразие корней. Корневые си стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
- испарение воды листьями;
- дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде ление углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
- передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
- Органы цветкового растения.
- Строение цветка.
- Строение семени фасоли.
- Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про израстания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз множения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали чие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
- в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пше ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе ристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
- перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа:
- Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
- Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле вер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности раз множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо вание человеком.
Практические работы:
- в саду, на школьном учебно-опытном участке;
- вскапывание приствольных кругов;
- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
- Весенние работы в саду.
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери ала о растениях.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возде лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте ний, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Обучающиеся должны уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот ников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц ветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме ры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Количество часов, предусмотренных учебным планом – 70 часов в учебном году (2 часа в неделю), по годовому календарному графику – 68 часов в 7 классе, с учётом общегосударственных праздников и школьных дней здоровья (приказ по ОУ №193 от 31.08.2011г.), в том числе практических работ – 8; экскурсий – 3 .
Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.
Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение;
- личностно-ориентированное обучение.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: З.А. Клепинина Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.- М.: Просвещение, 2005 г.
Количество часов по семестрам в 7 классе
Семестр | I | II | III | IV | V | VI | Всего |
Количество часов | 9 | 12 | 10 | 12 | 12 | 13 | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Проведено фактически |
Окружающий нас мир (1ч.) | ||||
Вводный урок. Знакомство с новым учебником. О чем расскажет учебник. Как работать с учебником. | 1 | 05.09 | ||
Многообразие растений (4ч) | ||||
Многообразие растений | 1 | 07.09 | ||
Значение растений | 1 | 12.09 | ||
Охрана растений | 1 | 14.09 | ||
Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень Лабораторная работа. Строение растения. | 1 | 19.09 | ||
Цветок (5ч) | ||||
Строение цветка (пестик, тычинка, венчик лепестков) Лабораторная работа. Строение цветка. | 1 | 21.09 | ||
Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка) | 1 | 26.09 | ||
Опыление цветков | 1 | 28.09 | ||
Образование плодов и семян. Плоды сочные и сухие | 1 | 03.10 | ||
Распространение плодов и семян | 1 | 10.10 | ||
Семя растения (6ч) | ||||
Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. | 1 | 12.10 | ||
12. | Лабораторная работа. Строение семени фасоли, пшеницы | 1 | 17.10 | |
13. | Размножение семенами. | 1 | 19.10 | |
14. | Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян | 1 | 24.10 | |
15. | Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. | 1 | 26.10 | |
16. | Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян | 1 | 31.10 | |
Корень (4ч) | ||||
17. | Разнообразие корней | 1 | 02.11 | |
18. | Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски | 1 | 07.11 | |
19. | Значение корня в жизни растения | 1 | 09.11 | |
20. | Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень) | 1 | 14.11 | |
Лист (6ч) | ||||
21. | Внешнее строение листа (листовая пластина, черешок) | 1 | 16.11 | |
22. | Листья простые и сложные. Жилкование. Проведение опытов | 28.11 | ||
23. | Значение листьев в жизни растения - образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету | 1 | 30.11 | |
24. | Испарение воды листьями, значение этого явления | 1 | 05.12 | |
25. | Дыхание растений. Опыт, демонстрирующий дыхание растений | 1 | 07.12 | |
26. | Листопад и его значение | 1 | 12.12 | |
Стебель (3ч) | ||||
27. | Строение стебля на примере липы | 1 | 14.12 | |
28. | Значение стебля в жизни растения- доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам Демонстрация опыта | 1 | 19.12 | |
29. | Разнообразие стеблей | 1 | 21.12 | |
Растение – целостный организм (2ч) | ||||
30. | Растение –целостный организм | 1 | 26.12 | |
31. | Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания | 1 | 28.12 | |
Многообразие растений, бактерий и грибов (7ч) | ||||
32. | Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека | 1 | 09.01 | |
33. | Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | 1 | 11.01 | |
34. | Грибы съедобные и несъедобные, их распознавание | 1 | 16.01 | |
35. | Мхи. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа | 1 | 18.01 | |
36. | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника | 1 | 23.01 | |
37. | Голосеменные. Сосна и ель-хвойные деревья. | 1 | 25.01 | |
38. | Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами) | 1 | 30.01 | |
Однодольные растения (4ч) | ||||
39. | Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. | 1 | 01.02 | |
40. | Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие) | 1 | 06.02 | |
41. | Выращивание: посев, уход, уборка | 1 | 08.02 | |
42. | Использование в народном хозяйстве. | 1 | 13.02 | |
Лилейные(4ч) | ||||
43. | Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище) | 1 | 15.02 | |
44. | Лук, чеснок –многолетние овощные растения Лабораторная работа. Строение луковицы | 1 | 27.02 | |
45. | Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта. Лилия, тюльпан, хлорафитум | 1 | 29.02 | |
46. | Дикорастущие лилейные. Ландыш | 1 | 05.03 | |
Двудольные растения (22ч) | ||||
47. | Пасленовые. | 1 | 07.03 | |
48. | Дикорастущие пасленовые. Дикий паслен. | 1 | 12.03 | |
49. | Овощные и технические пасленовые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля | 1 | 14.03 | |
50. | Выращивание картофеля | 1 | 19.03 | |
51. | Овощные пасленовые. Томат -помидор | 1 | 21.03 | |
52. | Овощные пасленовые. Баклажан и перец | 1 | 26.03 | |
53. | Цветочно-декоративные пасленовые. Петунья и душистый табак | 1 | 28.03 | |
54. | Бобовые. | 1 | 02.04 | |
55. | Пищевые бобовые растения. Бобы и горох | 1 | 04.04 | |
56. | Фасоль и соя – южные бобовые культуры | 1 | 16.04 | |
57. | Клевер, люпин - кормовые травы | 1 | 18.04 | |
58. | Розоцветные. Шиповник | 1 | 23.04 | |
59. | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша, вишня | 1 | 25.04 | |
60. | Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника | 1 | 30.04 | |
61. | Сложноцветные. | 1 | 02.05 | |
62. | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | 1 | 07.05 | |
63. | Однолетние (календула, бархатцы) и многолетние (маргаритка и георгин) цветочно-декоративные сложноцветные | 1 | 14.05 | |
64. | Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Практическая работа | 1 | 16.05 | |
65. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке СЮН Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа Экскурсия на биостанцию МГПИ | 1 | 21.05 | |
66. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | 23.05 | |
67. | Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы. Уход за посевами и посадками. Практическая работа | 1 | 28.05 | |
68. | Обобщение по теме «Растения – живой организм» | 1 | 30.05 |
Дополнительная литература:
- Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2000.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 8 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым пол...

Рабочая программа по истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по истории в 9 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»...