Рабочая программа по биологии для 9 класса
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 9 класса по УМК Сонина (2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_biologiya.docx | 86.63 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающегося | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||
1. | Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. | 1 | Изучение нового материала | Основные понятия Биология *микология *бриология *альгология Палеоботаника *биотехнология *биофизика *биохимия *радиобиология Факты Биология как наука. Процессы Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. | Давать определение термину биология. Приводить примеры: практического применения достижений современной биологии; дифференциации и интеграции биологических наук. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира в практической деятельности людей. *Высказывать свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| стр. 3 -5, повторить по курсам «Многообразие живых организмов» (текст учебника на с. 5-6), «Живой организм» (текст на с. 4-9). 2 ученикам подготовить сообщения: 1) свойства живых организмов; 2) уровни организации жизни. |
|
|
РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (19 часов) | ||||||||||
ТЕМА 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||||
2. | Признаки живых организмов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления нового материала. | Основные понятия Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: единый принцип организации, обмен веществ и энергии, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитания. Обмен веществ, процессы синтеза и распада. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Давать определение понятию. жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. *Доказывать, что живые организмы - открытые системы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 1, стр. 7-11. Вопросы к тексту параграфа № 4,5,6,7,8,9. Повторить по курсу 7 класса тему «Классификация живых организмов» на с.8. Подготовить сообщения о К.Линнее (по желанию). |
|
|
3. | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие. | 1 | Комбинированный урок. | Основные понятия Таксон Система Иерархия Факты Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие. | Давать определение термину таксон. Называть: уровни организации жизни и элементы, образующие уровень; основные царства живой природы; основные таксономические единицы. Характеризовать естественную систему классификации живых организмов. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 2 , §1. Вопросы №1,3,4 к тексту §1. Подготовить сообщение о Ж.Б.Ламарке (по желанию). |
|
|
ТЕМА 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (1 час) | ||||||||||
4. | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | Комбинированный урок. | Основные понятия Эволюция Искусственный отбор Факты Предпосылки учения Ч.Дарвина: путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе как объяснение эволюции живых организмов.достижения в области естественных наук. | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. *Раскрывать сущность понятий: теория, научный факт. *Выделять отличия в эволюционных взглядах Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Представления Карла Линнея. Взгляды Ж. Б. Ламарка, факторы эволюции. | Д/з: §2, §3, §4. Вопросы №1,2,3 к тексту §3. Вопрос № 2 к тексту §4- |
|
|
ТЕМА 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (3 часа) | ||||||||||
5. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование - движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая и межвидовая, борьба с неблагоприятными физическими условиями. Процессы Проявление в природе борьбы за существования. | Давать определения понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: >основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. Характеризовать сущность борьбы за существование. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Д/ з: §5, стр. 24-26. Вопросы № 3,4,6 к тексту. |
|
|
6. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе (продолжение). |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Естественный отбор Факты Естественный отбор - движущая сила эволюции. Процессы Проявление в природе естественного отбора. Закономерности Положения учения Ч.Дарвина. | Давать определения понятию естественный отбор. Называть движущие силы эволюции. Характеризовать сущность естественного отбора. *Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции. Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Д/з: §5. Вопросы № 1,2, 5, 7. |
|
|
7. | Формы естественного отбора. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Естественный отбор Факты Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора - изменения условий среды. Процессы Естественный отбор. | Давать определение основному понятию. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: Стабилизирующего отбора; >движущей формы естественного отбора. Характеризовать формы естественного отбора. Выделять различие между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Д/з: §6. Вопросы № 1,2,3. |
|
|
ТЕМА 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (2 часа) | ||||||||||
8. | Результат эволюции - приспособленность организмов к среде обитания. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Экскурсия в краеведческий музей или на природу. | Основные понятия Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Факты Приспособительные особенности растений и животных. Многообразие адаптации. Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора. | Раскрывать содержание понятия приспособленность вида к условиям окружающей среды. Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей ёреде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Развитие приспособленности. | Глава 4, § 7,8,9. Вопросы к § 7,8. |
|
|
9. | Выявление приспособленности к среде обитания. |
| Урок закрепления знаний. Практическая работа №1. | Основные понятия Адаптация (приспособленность вида к условиям окружающей среды). Факты Приспособительные особенности растений и животных. Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды - результат действия естественного отбора. | Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания. Выявлять относительность приспособлений. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| § 9 (повторить). Вопросы № 1-5 к § 9. |
|
|
ТЕМА 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час) | ||||||||||
10. | Вид, его критерии и структура. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Вид Виды-двойники Ареал Факты Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. | Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения понятия «вид». Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 5, § 10, записи в тетради. Вопросы №1,4 к тексту §10. |
|
|
11. | Популяция. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Популяция Факты Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. Популяция - элементарная эволюционная единица. | Называть признаки популяций. Приводить примеры практического значения изучения популяций. Анализировать содержание определения понятия - популяция. Отличать понятия вид и популяция. Преобразовывать текст учебника в графическую модель по-пуляционной структуры вида. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 5, §10. Вопрос № 6 к тексту §10. |
|
|
12. | Видообразование. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Микроэволюция Факты Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность,поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. Процессы Видообразование. Закономерность Видообразование - результат эволюции. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: >сущность и этапы географического видообразования; >сущность экологического видообразования. Анализировать содержание определения понятия микроэволюция. Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни. | Тест | Роль полиплоидии в процессе видообразования. | Глава 5 , §11. Вопросы 1-4. |
|
|
ТЕМА 1.6. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 час) | ||||||||||
13. | Биологические последствия адаптации. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Биологический прогресс Биологический регресс Макроэволюция Факты Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. | Давать определения понятиям: биологический прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих движение группы организмов в том или ином эволюционном направлении. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 6, стр. 59. Повторить по курсу 6 класса «Живой организм» значение многоклеточное™, полового процесса и фотосинтеза для эволюционных преобразований по курсу «Многообразие живых организмов». | 3-я неделя октября |
|
14. | Главные направления эволюции. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факты Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. | Давать определения понятиям: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация Называть основные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. Отличать примеры проявления направлений эволюции. Различать понятия микроэволюция и макроэволюция. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 6, §12. Вопросы №1-6. Приводить примеры из дополнительных источников информации. |
|
|
15. | Зачет «Учение об эволюции органического мира». |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязи движущих сил эволюции. Заполнение сравнительной таблицы. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. |
| повторение. |
|
| ||
ТЕМА 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 часа) | ||||||||||
16. | Современные представления о происхождении жизни. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Гипотеза Коацерваты Пробионты Факты Гипотеза происхождения жизни А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы Абиогенное происхождение живой материи. | Давать определение термину - гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные представления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира. *Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. *Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Глава 7, §14. Вопросы №1,2,3,4. Повторить §11. |
|
|
17. | Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология ПрокариотыЭволюция Эукариоты Факты Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологиче-ская эволюция, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции. Филогенетические связи в живой природе. Процессы Происхождение эукариотической клетки. Закономерности Гипотезы происхождения эукариотической клетки. | Давать определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукарио-ты.Описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и * описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Эры и периоды развития жизни. | Глава 7, §15. Ответить на вопросы №1-4. Повторить §11 и по курсу 7 класса повторить материал о губках, кишечнополостных и плоских червях, споровых и голосеменных растениях, о рыбах, земноводных. |
|
|
ТЕМА 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) | ||||||||||
18. | Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. |
| Урок комплексного применения ЗУН. | Основные понятия Ароморфоз Факты Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. Появление и эволюция сухопутных растений (папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения). Появление наземных животных. Ароморфозы протерозоя: появление двусторонней симметрии тела, внутреннего скелета - хорды у животных. Ароморфозы палеозоя: появление органов растений, органов воздушного дыхания у животных. Процессы Развитие жизни в протерозое и палеозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Давать определение термину - ароморфоз. Приводить примеры: >растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; >ароморфозов у растений и животных в протерозое и палеозое. Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Юбъяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 8, §16,17. Ответить на вопросы №1-4 к тексту §16 и вопросы №2,4,6 к тексту §17. Повторить по курсу 7 класса материал о рептилиях и птицах, о цветковых растениях. | 1-я неделя ноября |
|
19. | Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. |
| Урок комплексного применения ЗУН. | Основные понятия Ароморфоз Идиоадаптации Факты Растения и животные мезозоя. Появление в триасе теплокровных животных. Господство голосеменных растений. Появление покрытосеменных растений. Господство динозавров и причины их вымирания. Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозоя. Процессы Развитие жизни в мезозое и в кайнозое. Закономерности Усложнение растений и животных в процессе эволюции. | Давать определение терминам: ароморфоз, идиоадапта-ция. Приводить примеры: >растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое; > ароморфозов у растений и животных в мезозое; >идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. Юбъяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни. *Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 8, § 18,19. Ответить на вопросы №1-3 к тексту §18 и вопросы №1-5 к тексту §19. Повторить по учебнику 8 класса тему «Происхождение человека». |
|
|
20. | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. |
| Урок комплексного применения ЗУН. | Основные понятия Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. Биологическая природа и социальная сущность человека. | Давать определение терминам: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта - человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу млекопитающие, отделу приматы. Объяснять: >место и роль человека в природе; >родство человека с млекопитающими животными; >родство, общность происхождения и эволюцию человека. Перечислять факторы (движущие силы) антропогенеза. Характеризовать стадии развития человека. Доказывать единство человеческих рас. Проводить самостоятельный поиск биологической информации по проблеме происхождения и эволюции человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Антинаучная сущность расизма. | Глава 7, §20. Вопросы к тексту § 20. Повторить по химии понятие «химический элемент», свойства воды и строение ее молекул. |
|
|
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (15 часов) | ||||||||||
ТЕМА 2.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (4 часа) | ||||||||||
21. | Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Основные понятия Микроэлементы Макроэлементы Факты Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Объекты Вода, минеральные соли живых организмов. | Давать определение терминам: микроэлементы, макроэлементы. Приводить примеры макро- и микроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: >биологическое значение мак-ро- и микроэлементов; ^биологическую роль воды; >биологическое значение солей неорганических кислот. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Буферность. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. | Глава 9, стр. 104 -105, § 21. Вопросы №1-4. Повторить по курсу 6 класса тему «Химический состав клетки». |
|
|
22. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Основные понятия Углеводы Липиды Гормоны Факты Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная. Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Объекты Углеводы и липиды живых организмов. | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть: органические вещества клетки; >клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов; биологическую роль липидов. *Кпассифицировать углеводы по группам. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 9, § 22 , стр. 109-111. Вопросы №1, 5-9. Повторить по курсу 6 класса материал о белках. |
|
|
23. | Органические вещества клетки. Белки. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Белки Тпобула Гормоны Ферменты Факты Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая). Объекты Молекула белка. | Давать определение основным понятиям. Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: >функции белков; ^продукты, богатые белками; >связь, образующую первичную структуру белка; >вещество - мономер белка. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Характеризовать: >проявление функций белков; >уровни структурной организации белковой молекулы. Объяснять: >причины многообразия функций белков; >почему белки редко используются в качестве источника энергии. Юписывать механизм денатурации белка. *Определять признак деления белков на простые и сложные. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Белки простые и сложные (протеины, протеиды). Денатурация белков. | Глава 9, § 22 , стр. 107-109. Вопросы №1,2-4. Повторить по курсу 6 класса материал о нуклеиновых кислотах. |
|
|
24. | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Нуклеиновые кислоты Нуклеотид Факты Нуклеиновые кислоты - биополимеры. ДНК (дезоксирибонукпеиновая кислота), РНК (рибонуклеиновая кислота). Пространственная структура ДНК -двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосо-мальные, транспортные, информационные. Функции нуклеиновых кислот. Процессы Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение. | Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: >нахождение молекулы ДНК в клетке; >мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры. *Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| § 22, стр. 111-112. Вопросы № 11,12. По курсу 8 класса повторить тему «Обмен веществ и энергии». |
|
|
ТЕМА 2.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 часа) | ||||||||||
25. | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Основные понятия Ассимиляция Диссимиляция Фермент Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ. Процессы Обмен веществ. | Дать определение понятиям: ассимиляция и диссимиляция. Называть: >этапы обмена веществ в организме; >роль АТФ и ферментов в обмене веществ. Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии. Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции. Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция - составные части обмена веществ. Юбъяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. | § 23 , стр. 113, записи в тетради. Повторить фотосинтез по учебнику 6 класса «Живой организм», подготовить сообщение о фотосинтезе. |
|
|
26. | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Ген Триплет Генетический код Кодон Транскрипция Антикодон Трансляция Факты Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы Механизм транскрипции, механизм трансляции. Закономерности Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке (биосинтез белков). Биосинтез углеводов в клетке. | Давать определение терминам: ассимиляция, ген. Называть: >свойства генетического кода; >роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Объяснять сущность генетического кода. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. *Характеризовать > механизм транскрипции; > механизм трансляции. доставлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Фотосинтез, хемосинтез как способы питания. | 23, записи в тетради. Вопросы № 1-5. |
|
|
27. | Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Гпиколиз Брожение Дыхание Факты Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. Процессы Этапы энергетического обмена. | Дать определение понятию диссимиляция. Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: > вещества - источники энергии; > продукты реакций этапов обмена веществ; Локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. *Аргументировать точку зрения, почему в разных клетках животных и человека содержится разное число митохондрий. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Фотосинтез, хемосинтез как способы получения энергии. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии. | § 24. Вопросы № 1,2,3,4. Повторить материал о бактериях по учебнику 7 класса «Многообразие живых организмов». |
|
|
ТЕМА 2.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (7 часов) | ||||||||||
28. | Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №2. | Основные понятия Прокариоты Факты Клетки бактерий (готовые микропрепараты). Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фото-синтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. Объекты Клетки прокариот. Процессы Спорообразование у бактерий. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий. Описывать по таблице: >строение клеток прокариот; >механизм процесса спорообразования у бактерий. Юбъяснять значение спор для жизни бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. *Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 11, § 25. Вопросы № 1-5 к § 25. |
|
|
29. | Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Органоиды Цитоплазма Факты Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. Объекты Клеточная мембрана: двойной липидный слой, расположение белков, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть: >способы проникновения веществ в клетку; >органоиды цитоплазмы; >функции органоидов. Приводить примеры клеточных включений. Отличать: > по строению шероховатую ЭПС от гладкой; > виды пластид растительных клеток. Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям. *Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки. *Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Фагоцитоз и пиноцитоз. Внутриклеточное переваривание. | Глава 11, § 26. Вопросы № 1-4 к §26. |
|
|
30. | Эукариотическая клетка. Ядро. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Прокариоты Эукариоты Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный набор хромосом Диплоидный набор хромосом Факты Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. Объекты Структуры ядра: ядерная оболочка, кариоплазма, хроматин, ядрышко. | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра. *Объяснять механизм образования хромосом. *Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Механизм об разования хромосом | Глава 11, § 27. Вопросы № 1-7 к § 27. |
|
|
31. | Изучение клеток растений и животных. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №3. | Факты Особенности строения растительной, животной, грибной клеток. Объекты Эукариотические клетки растений, животных. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и животных. Находить в тексте учебника отличительные признаки эука-риот. Сравнивать: >строение клеток растений, животных и делать вывод на основе сравнения; >строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения. *Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. *Делать учебный рисунок. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить по учебнику 6 класса «Живой организм» материал о делении клеток. |
|
|
32. | Деление клеток. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия *Митотический цикл *Интерфаза Митоз *Редупликация *Хроматиды Факты Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях.). Деление клетки прокариот. Процессы Размножение. | Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: >процессы, составляющие жизненный цикл клетки; >фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Понятие о дифференци-ровке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. | § 28. Вопросы №1-5. |
|
|
33. | Клеточная теория строения организмов. |
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Основные понятия *Цитология Факты Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: > жизненные свойства клетки; > признаки клеток различных систематических групп; > положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка - живая структура. Самостоятельное формулировать определение термина цитология. Давать оценку значению открытия клеточной теории. Доказывать, что нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, находить значение биологических терминов в биологических словарях и справочниках для выполнения тестовых заданий. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Нарушения в строении и функционировании клеток -одна из причин заболеваний организмов. | § 29. Подготовиться к зачету. |
|
|
34. | Зачет по теме "Клетка". |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задания на соответствие. Задания на установление взаимосвязей. Заполнение сравнительных таблиц. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. |
| Повторить материал о размножении живых организмов по учебнику 6 класса «Живой организм». |
|
| ||
РАЗДЕЛ III. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов) | ||||||||||
ТЕМА 3.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||||
35. | Размножение. Бесполое размножение. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Размножение Бесполое размножение Вегетативное размножение Гаметы Гермафродиты Факты Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения. | Дать определение понятию размножение. Называть: >основные формы размножения; >виды полового и бесполого размножения; >способы вегетативного размножения растений. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 12, стр.146, §30. Вопросы №1-5 к § 30. По желанию уч-ся подготовить сообщение о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления клетки. | 3-я неделя января |
|
36. | Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Факты Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение. Объекты Половые клетки: строение, функции. Процессы Образование половых клеток (га-метогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножений. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять: >биологическое значение полового размножения; >сущность и биологическое значение оплодотворения; >причины наследственности и изменчивости. Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Стадии гамето-генеза: период размножения, период роста, период созревания. Механизм мей-оза. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Генетические заболевания, связанные с нарушением деления половых клеток. | §31. Вопросы №1-5. Повторить по учебнику 6 класса тему «Развитие организмов». |
|
|
ТЕМА 3.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
37. | Онтогенез. Эмбриональный период развития. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Оплодотворение Онтогенез Эмбриогенез Факты Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Процессы Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). | Давать определение понятий: онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; >рост организма. Анализировать и оценивать: > воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов; >факторы риска, воздействующие на здоровье. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша -бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша - гастру-лы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Воздействие факторов среды на эмбриональное развитие. | Глава 13, § 32. Вопросы № 1-6. Повторить по курсу 7 класса развитие земноводных, насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих. |
|
|
38. | Онтогенез. Постэмбриональный период развития. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Постэмбриональный период Факты Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение. | Называть: >начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. *Определять тип развития у различных животных. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека. | Глава 13, § 33. Вопросы № 1-4. Подготовиться к тестированию. |
|
|
39. | Общие закономерности развития. |
| Урок комплексного применения ЗУН. | Закономерности Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер). | Давать определение понятию эмбриогенез. Называть: >начало и окончание постэмбрионального развития; >виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Определять тип развития у различных животных. Характеризовать: >сущность эмбрионального периода развития организмов; > сущность постэмбрионального периода развития организмов. Объяснять биологическое значение метаморфоза. * Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на постэмбриональное развитие. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 13, § 34. |
|
|
РАЗДЕЛ IV. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (13 часов) | ||||||||||
ТЕМА 4.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (6 часов) | ||||||||||
40. | Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Лекция. | Основные понятия Аллельные гены Генетика Ген Генотип Изменчивость Наследственность Фенотип Чистые линии Факты Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода. Процессы Моногибридное скрещивание. | Давать определения понятиям: генетика, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гибридологический метод. Называть признаки биологических объектов - генов и хромосом. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять: ^причины наследственности и изменчивости; >роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 14, § 35,36. Вопросы №1-5 к § 35 и №1-3 к §36. |
|
|
41. | Законы Г.Менделя. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак Факты Наследственность - свойство организмов. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей. Закономерности Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1. Соотношение фенотипов при анализирующем скрещивании: 1:1. | Давать определения понятиям: гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: > механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; >механизм неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: >схему моногибридного скрещивания; >схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: >по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; >по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| §37, стр. 176-180, записи в тетради. Вопросы №1-11. |
|
|
42. | Законы Г.Менделя (продолжение). |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Генотип Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип Факты Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1. Процессы Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Закономерности Закон независимого наследования. | Описывать механизм проявления закономерностей дигиб-ридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: >содержание определений основных понятий; >схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Сцепленное наследование генов. Закон Т.Моргана. | §37, стр.180-185, записи в тетради. Вопросы №12-14. Повторить текст о мейозе. |
|
|
43. | Генетика пола. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. Процессы Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности Закон сцепленного наследования. | Давать определение термину Аутосомы. Называть: ^•типы хромосом в генотипе; >число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять: >причину соотношения полов 1:1; >причины проявления наследственных заболеваний человека. Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Значение генетики в медицине и здравоохранении. | §39, записи в тетради. Вопросы к параграфу. Составить родословную своей семьи (по желанию). |
|
|
44. | Генотип как система взаимодействующих генов. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Аллельные гены Генотип Доминирование Фенотип Факты Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. Процессы Взаимодействие генов и их множественное действие. | Давать определения терминам. Приводить примеры: >аллельного взаимодействия генов; >неаллельного взаимодействия генов. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. Описывать проявление множественного действия гена. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| § 40. Вопросы № 1-6. |
|
|
45. | Решение генетических задач. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №4. | Закономерности Закономерности наследования признаков при моногибридном, дигибридном, анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленном с полом. | Объяснять: >механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; >возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить §11. |
|
|
ТЕМА 4.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (4 часа) | ||||||||||
46. | Наследственная (ге-нотипическая) изменчивость. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Геном Изменчивость Мутации Мутаген Полиплоидия Факты Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов. Характеристики мутационной изменчивости. Комбинативная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений. Процессы Механизм появления полиплоидных растений. | Давать определение терминам изменчивость. Называть: > вещество, обеспечивающее явление наследственности; >биологическую роль хромосом; >основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть: >виды наследственной изменчивости; >уровни изменения генотипа, виды мутаций; >свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. * Характеризовать виды мутаций. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Эволюционное значение ком-бинативной изменчивости. Роль мутации в эволюционном процессе. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. | § 41. Вопросы № 1-4. Используя СМИ, подобрать примеры мутаций, их использование (по желанию). |
|
|
47. | Фенотипическая (модификационная) изменчивость. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия *Вариационная кривая Изменчивость Модификация Норма реакции Факты Изменчивость - свойство организмов. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. Характеристики модификационной изменчивости. Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях. | Давать определение термину изменчивость. Приводить примеры: >ненаследственной изменчивости (модификаций); >нормы реакции признаков; Зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Анализировать содержание определений основных понятий. Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно. Характеризовать модификационную изменчивость. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| § 42. Вопросы Ne 1-4. |
|
|
48. | Выявление изменчивости организмов. Практическая работа №5. |
| Урок комплексного применения ЗУН. | Факты Проявления наследственной и ненаследственной изменчивости. | Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках, находить значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить §35-37, 39-42. |
|
|
49. | Зачет "Наследственность и изменчивость". |
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. Задания с выбором ответов. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами. Задание на соответствие. Задания- незаконченные предложения. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте. |
| Подготовить сообщение о Н. И. Вавилове и центрах происхождения культурных растений (по желанию). |
|
| ||
ТЕМА 4.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||||||||
50. | Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Селекция Факты Причины появления культурных растений. Предсказание сущестывования диких растений с признаками, ценными для селекции. Процессы Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Объекты Семейство Злаковые. Закономерности Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание определений основных понятий. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Объяснять:- причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; - значение для селекционной работы закона гомологических рядов; - роль билогии в практической деятельности людей и самого ученика. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
|
|
|
51. | Методы селекции растений, животных. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Тетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез Порода Сорт Факты Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная, межсортовая, межвидовая. Искусственный мутагенез. | Давать определения понятиям: порода, сорт. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры пород животных и сортов культурных растений. Характеризовать методы селекции растений и животных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 16, § 44. Вопросы №1-7. Подготовить сообщение о проблемах биотехнологии (по желанию). |
|
|
52. | Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Биотехнология Штамм Факты Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Процессы Микробиологический синтез. | Давать определение понятиям: биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Анализировать и оценивать значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 16, §45. Повторить учение о биосфере по курсу географии. | 3-я неделя марта |
|
РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов) | ||||||||||
ТЕМА 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (7 часов) | ||||||||||
53. | Структура биосферы. |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Основные понятия Биосфера Факты Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Условия жизни. Теория Учение В. И. Вернадского о биосфере. | Давать определение понятию биосфера. Называть: > признаки биосферы; >структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Работы В. И. Вернадского. | Глава 17, стр. 216, § 46. Вопросы № 5,6,8 к §46. |
|
|
54. | Круговорот веществ в природе. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Биогеохимические циклы Биогенные элементы Микроэлементы Гуму с Фильтрация Факты Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. Трофический уровень. Направления пока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Средообра-зующая деятельность организмов. Процессы Циркуляция биогенных элементов. Биохимические циклы азота, углерода, фосфора. Почвообразование. Образование гумуса. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать: >биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; >проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме. Характеризовать: >сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы. * Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Механическое воздействие организмов. Очистка природных вод жи-вотными-фильтратора-ми. Укрепление и аэрация почвы. | Глава 17, § 47. Составить схему круговорота воды, серы, углерода, азота в природе (по желанию). |
|
|
55. | Экологические факторы. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Экология Абиотические факторы Биотические факторы Антропогенный фактор Ограничивающий фактор Факты Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы среды. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. | Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор. Приводить примеры биотических, абиотических и антропогенных факторов и их влияния на организмы. Выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 17, §50,51. Вопросы № 1-7 к §50 и вопросы №1-4 к §51. |
|
|
56. | Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. |
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Популяция Биоценоз Экосистема Факты Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры экосистемы. Популяция - элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистемы: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие - признак устойчивости экосистем. Факторы, определяющие видовое разнообразие. Объекты Элементы биогеоценоза. | Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: >компоненты биогеоценоза; >признаки биологического объекта - популяции; >показатели структуры популяций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту); >признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Изучать процессы, происходящие в популяции. Характеризовать: ^структуру наземных и водных экосистем; >роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Объяснять причины устойчивости экосистемы. |
| Биоценозы. Плотность популяций, биомасса биоценозов. | Глава 17, § 49, § 52 стр. 239-243, вопросы №2, 3 к §49. | 2-я неделя апреля |
|
57. | Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №6. | Основные понятия Трофический уровень Автотрофы Гетеротрофы Пищевая сеть Пищевая цепь Поток вещества Поток энергии Факты Солнечный свет - энергетический ресурс экосистемы. Роль автотро-фов и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направления потока вещества в пищевой сети. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, производители, редуценты. Объекты Трофическая структура биоценоза. Процессы Механизм передачи вещества и передачи энергии по трофическим уровням. | Давать определение терминам: автотрофы и гетеро-трофы, трофический уровень. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направление потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии. *Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс. *Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Правило 10 %. Пирамиды численности и биомассы. Перевернутая пирамида. | Глава 17, § 52, вопросы № 4-7. | 3-я неделя апреля |
|
58. | Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Конкуренция Хищничество Симбиоз Паразитизм Факты Типы взаимодействия разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. | Давать определение терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Называть типы взаимодействия организмов. Приводить примеры разных типов взаимодействия организмов. Определять отдельные формы взаимоотношений из содержания текста и иллюстраций учебника и дополнительной литературы. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 17, § 53. Вопросы и задания №1-6. |
|
|
59. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. |
| Урок комплексного использования ЗУН. Практическая работа № 7. | Основные понятия Видовое разнообразие Плотность популяций Биомасса Взаимоотношения организмов Факты Состояние экосистемы своей местности. Объекты Любая экосистема своей местности. | Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме. Объяснять: ^взаимосвязи организмов и окружающей среды; >типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать состояние биоценоза. Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| подготовить сообщение о ресурсах Земли. |
|
|
ТЕМА 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (4 часа) | ||||||||||
60. | Природные ресурсы и их использование. |
| Комбинированный урок. | Основные понятия Агроэкосистема Природные ресурсы Факты Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования. Процессы Стратегии природопользования и их последствия. | Давать определение термину агроэкосистема (агроценоз). Приводить примеры:>агроэкосистем; >неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. Раскрывать сущность рационального природопользования. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Виды деятельности в области охраны природы: экологический мониторинг, охрана лесов, увеличение числа заповедников, охрана и разведение редких видов растений и животных, экологическое образование, международное сотрудничество. | Глава 18, § 54. Вопросы и задания №1-6. |
|
|
61. | Роль человека в биосфере. |
| Комбинированный урок. | Факты Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Факторы, вызывающие экологический кризис. Процессы Экологический кризис и его последствия. | Раскрывать роль человека в биосфере. Называть факторы (причины), вызывающие экологический кризис. *Высказывать предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы. Предлагать пути преодоления экологического кризиса. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить § 54. Подготовить сообщение о последствиях хозяйственной деятельности человека, подсчитать суточное потребление воды семьей. |
|
|
62. | Последствия деятельности человека в экосистемах. |
| Урок комплексного применения ЗУН. Практическая работа №8. | Факты Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: -загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; -загрязнение пресных вод, Мирового океана; -антропогенное изменение почвы; -радиоактивное загрязнение биосферы; -влияние человека на растительный и животный мир; -влияние собственных поступков на живые организмы. Сохранение биологического разнообразия. | Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; >роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Глава 18, §55, 56. Подготовить сообщение или информационный буклет об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды. |
|
|
63. | Экологические проблемы. |
| Урок комплексного применения ЗУН | Факты Экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды). Влияние экологических проблем на собственную жизнь и жизнь других людей. | Называть: Современные глобальные экологические проблемы; >антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализировать и оценивать: >последствия деятельности человека в экосистемах; >влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. *Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. Предлагать пути решения глобальных экологических проблем. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Региональные и локальные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. | повторить материал глав № 2,3,4,5,6 учебника. |
|
|
ОБОБЩЕНИЕ (5 часов) | ||||||||||
64. | Становление современной теории эволюции. |
| Урок обобщения и систематизации знаний. | Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции: -движущие силы эволюции; -причины многообразия и приспособленности организмов к среде обитания; -понятие о микроэволюции и макроэволюции; - основные направления эволюции; - пути достижения биологического прогресса; - вид, его критерии, популяция как структурная единица вида и эволюции. | Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить материал глав №№ 9,10,11 учебника. |
|
|
65. | Клетка - структурная и функциональная единица живого. |
| Урок обобщения, систематизации знаний. | Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | Описывать: >химический состав клетки; >структуру эукариотической клетки; > процессы, протекающие в клетке. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур. Характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить материал глав № 14,15,16 учебника. |
|
|
66. | Закономерности наследственности, изменчивости. |
| Урок обобщения, систематизации знаний. | Закономерности наследования признаков, открытие Г. Менделем. Закономерности изменчивости. Прикладное значение генетики. | Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. Объяснять: >механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, возникновение отличий у родительских форм; >необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства. Составлять родословные, решать генетические задачи. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| повторить материал глав № 17,18 учебника. |
|
|
67. | Взаимодействие организма и среды обитания. |
| Урок обобщения, систематизации знаний. | Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек. | Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. Анализировать видовой состав в биоценозах. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах. Характеризовать: >биосферу как живую оболочку планеты; >пищевые сети. Объяснять необходимость применения сведений об экологических закономерностях для правильной организации хозяйственной деятельности человека, для решения комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Проводить самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, необходимой для выполнения заданий тестовой контрольной работы, находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| подготовиться к контрольной работе. |
|
|
68. | Итоговая контрольная работа. |
| Урок контроля и оценки знаний. | Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....