Рабочая программа по биологии для 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 7 класса по УМК Сонина (2 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_biologiya.docx | 93.38 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема уроков | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | ||||||||||
1. | Многообразие живых организмов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Классификация организмов. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. | Называть основные царства живых организмов. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Вирусы. Основные систематические категории. |
|
|
|
Перечислять факторы эволюции. | ||||||||||
Объяснять значение классификации живых организмов. | ||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | ||||||||||
2. | Общая характеристика бактерий. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. | Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Кокки, диплококки, сарцины, стафилококки. бациллы, вибрионы, спириллы. Паразиты и сапротрофы. Аэробы и анаэробы. | Учебник, стр. 11-12 до слов «В природе бактерии распространены...» |
|
|
Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий. | ||||||||||
3. | Многообразие и значение бактерий. | 1 | Комбинированный урок. | Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. | Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Археобактерии. | Учебник, стр. 12-13. |
|
|
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (5 часов) | ||||||||||
ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (4 часа) | ||||||||||
4. | Общая характеристика грибов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. | Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 20-22. |
|
|
Называть способы питания многоклеточных грибов. | ||||||||||
Выделять особенности царства Грибы. | ||||||||||
Сравнивать грибы с растениями и животными. | ||||||||||
5. | Плесневые грибы. | 1 | Комбинированный урок. | Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. | Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. | Выполнение лабораторной работы №5 «Строение плесневых грибов». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Классы Аскомицеты, Зигомицеты, Несовершенные грибы. | Учебник, стр. 23. |
|
|
Распознавать и описывать строение плесневых грибов. | ||||||||||
Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. | ||||||||||
6. | Шляпочные грибы. | 1 | Комбинированный урок. | Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Татарстане. | Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Татарстане. | Выполнение лабораторной работы №6 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Класс Базидиомицеты. | Учебник, стр. 23. |
|
|
|
|
|
| Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. |
|
|
|
| ||
|
|
| Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека. |
|
|
|
| |||
7. | Зачет №1. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 2.2. ЛИШАЙНИКИ (1 час) | ||||||||||
8. | "Лишайники. | 1 | Комбинированный урок. | Лишайники - симбиоз гриба и водорослей. Условия жизни. Значение. Питание, размножение. | Распознавать и описывать строение лишайника. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Типы слоевищ лишайников: кустистые, листовые, накипные. | Учебник, стр. 28-32. |
|
|
Объяснять роль лишайников в природе. | ||||||||||
Выделять особенности строения и жизнедеятельности. | ||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 часов) | ||||||||||
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час) | ||||||||||
9. | Общая характеристика царства Растения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. | Называть признаки царства Растения. | Выполнение лабораторной работы №19.2 «Распознавание растений разных отделов». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 36-37. |
|
|
Распознавать отделы растений. | ||||||||||
Различать и описывать низшие и высшие растения. | ||||||||||
ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||
10. | Строение и жизнедеятельность водорослей. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. | Давать определение термину: низшие растения. | Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение внешнего строения водорослей». | Фитопланктон. | Учебник, стр. 38-39. |
|
|
Распознавать и описывать строение водорослей. | ||||||||||
Распознавать тип размножения у водорослей. | ||||||||||
Выделять признаки водорослей. | ||||||||||
11. | Значение и многообразие водорослей. | 1 | Комбинированный урок. | Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. | Называть отделы водорослей и места обитания. | Выполнение лабораторной работы №19.1 «Распознавание отделов водорослей». | Фитопланктон. Зеленые водоросли: улотрикс, спирогира. Бурые водоросли: ламинария. Красные водоросли: порфира. | Учебник, стр. 40-45. |
|
|
Распознавать водоросли разных отделов. | ||||||||||
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. | ||||||||||
ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (3 часа) | ||||||||||
12. | Отдел Моховидные. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. | Давать определение термину. высшие споровые растения. | Выполнение лабораторной работы №11 «Изучение внешнего строения мхов».Выполнение лабораторной работы №19.2 «Распознавание растений отдела Моховидные». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Гаметофит, спорофит. | Учебник, стр. 48-51. |
|
|
|
|
| Распознавать и описывать строение мхов. |
|
|
| ||||
|
|
| Распознавать растения отдела Моховидные. |
|
|
| ||||
|
|
|
|
| Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. |
|
|
|
| |
13. | *Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные. | 1 | Комбинированный урок. | Основные признаки. Значение в природе и в жизни человека. | Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. | Выполнение лабораторной работы №19.3 «Распознавание растений отделов Плауновидные и Хвощевидные». |
| Учебник, стр. 56-59. |
|
|
Объяснять роль в природе и в жизни человека. | ||||||||||
Сравнивать хвощи и плауны. | ||||||||||
14. | Отдел Папоротниковидные.
| 1 | Комбинированный урок.
| Места обитания и условия жизни. Основные признаки папоротников. Строение папоротников. Размножение. Значение в природе и жизни человека. | Называть места обитания и условия жизни. | Выполнение лабораторной работы №19.4 «Распознавание растений отдела Папоротникообразные». Выполнение лабораторной работы №12 «Изучение внешнего строения папоротников». |
| Учебник, стр. 62-65. |
|
|
|
| Распознавать растения отдела Папоротникообразные. |
|
|
| |||||
|
|
| Распознавать и описывать строение папоротников. |
|
|
| ||||
|
|
| Объяснять роль в природе и в жизни человека. |
|
|
| ||||
ТЕМА 3.4. ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (3 часа) | ||||||||||
15. | Отдел Голосеменные растения. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Места обитания и условия жизни. Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. | Давать определение термину «голосеменные растения». | Выполнение лабораторной работы №19.4 «Распознавание растений отдела Голосеменные растения». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Строение мужской и женской шишки. | Учебник, стр. 68-70. |
|
|
Распознавать растения отдела Голосеменные растения. | ||||||||||
Описывать этапы развития голосеменных растений. | ||||||||||
Выделять особенности голосеменных растений. | ||||||||||
16. | Многообразие голосеменных.
|
| Комбинированный урок.
| Виды растений, наиболее распространенные в Волгоградской области. Значение в природе и жизни человека. | Приводить примеры голосеменных растений. | Выполнение лабораторной работы №13 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений». | - | Учебник, стр. 70-73. |
|
|
|
|
| Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. |
|
|
|
| |||
|
|
| Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. |
|
|
|
| |||
17. | Зачет №2. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Подцарство Низшие растения. Подцарство Высшие растения. Отдел Голосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 3.5. ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (6 часов) | ||||||||||
18. | Происхождение и особенности строения покрытосеменных.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Размножение. | Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. | Выполнение лабораторной работы №19.5 «Распознавание растений отдела Покрытосеменные растения». Выполнение лабораторной работы №14 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 76-81. |
|
|
|
|
| Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. |
|
|
|
| |||
|
|
| Объяснять происхождение покрытосеменных растений. |
|
|
|
| |||
|
|
| Выделять особенности покрытосеменных растений. |
|
|
|
| |||
19. | Систематика отдела Покрытосеменные. | 1 | Комбинированный урок. | Признаки классов Однодольные и Двудольные. | Называть классы покрытосеменных растений. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 82-83. |
|
|
Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. | ||||||||||
Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. | ||||||||||
20. | Семейства класса Двудольные растения. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Признаки класса Двудольные. Значение растений основных семейств класса Двудольные. | Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. | Выполнение лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространенных растений Татарстана». Выполнение лабораторной работы №22.1 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные». |
| Учебник, стр. 82. |
|
|
|
|
|
|
| Определять принадлежность растений к классу Двудольные. |
|
|
|
| |
21. | Семейства класса Однодольные растения. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися. | Признаки однодольных растений. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. | Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. | Выполнение лабораторной работы №20 «Распознавание наиболее распространенных растений Волгоградской области». Выполнение лабораторной работы №22.2 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 83. |
|
|
Определять принадлежность растений к классу Однодольные. | ||||||||||
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. | ||||||||||
22. | Многообразие, распространение покрытосеменных. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. | Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. | Выполнение лабораторной работы №21 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных растений». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Подготовиться к зачету. |
|
|
Объяснять роль покрытосеменных растений в природе и в жизни человека. | ||||||||||
23. | Зачет №3. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
РАЗДЕЛ 4. ЖИВОТНЫЕ (37 часов) | ||||||||||
ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час) | ||||||||||
24. | Общая характеристика Царства Животные. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. | Приводить примеры животных с различным типом симметрии. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 92. |
|
|
Выделять особенности животных. | ||||||||||
Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. | ||||||||||
ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 часа) | ||||||||||
25 | Общая характеристика простейших.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. | Называть процессы жизнедеятельности и их значение. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 94-96. |
|
|
|
|
|
| Определять принадлежность простейших к типам. |
|
|
|
| ||
|
|
|
| Выделять особенности одноклеточных животных. |
|
|
|
| ||
26. | Многообразие и значение простейших. | 1 | Комбинированный урок. | Среда обитания и условия жизни. Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. | Распознавать и описывать строение простейших. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Споровики. | Учебник, стр. 97-99. |
|
|
Сравнивать по заданным критериям простейших. | ||||||||||
Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека. | ||||||||||
ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) | ||||||||||
27. | Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки многоклеточных животных. | Называть признаки многоклеточных животных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Тип Губки. Среда обитания. Особенности строения: специализация клеток, два клеточных слоя (наружный и внутренний), приспособления для защиты от врагов. Роль в природе и в жизни человека. | Учебник, стр. 97-99. |
|
|
Объяснять происхождение многоклеточных животных. | ||||||||||
ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) | ||||||||||
28 | Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 108-111. |
|
|
Описывать процессы жизнедеятельности. | ||||||||||
Выделять особенности кишечнополостных. | ||||||||||
29. | Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | 1 | Комбинированный урок. | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Распознавать животных типа Кишечнополостные. | Выполнение лабораторной работы №26.1 «Распознавание животных типа Кишечнополостные». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 111-113. |
|
|
Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | ||||||||||
Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. | ||||||||||
30. | Зачет №4. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Признаки царства. Одноклеточные животные. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа) | ||||||||||
31. | Общая характеристика типа Плоские черви. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). | Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. | Выполнение лабораторной работы №26.2 «Распознавание животных типа Плоские черви». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 116-117. |
|
|
Распознавать животных типа Плоские черви. | ||||||||||
Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. | ||||||||||
Выделять особенности строения. | ||||||||||
Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | ||||||||||
32. | Многообразие и значение плоских червей. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. | Распознавать и описывать паразитических плоских червей. | Выполнение лабораторной работы №25.1 «Выявление приспособлений у плоских червей к среде обитания». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 118-120. |
|
|
Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. | ||||||||||
Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | ||||||||||
ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) | ||||||||||
33. | Общая характеристика типа Круглые черви. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. | Выполнение лабораторной работы №26.3 «Распознавание животных типа Круглые черви». |
| Учебник, стр. 122-125. |
|
|
Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. | ||||||||||
Объяснять меры профилактики заражения. | ||||||||||
Сравнивать плоских и круглых червей. | ||||||||||
ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа) | ||||||||||
34. | Общая характеристика типа Кольчатые черви. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. | Распознавать и описывать строение кольчатых червей. | Выполнение лабораторной работы №26.4 «Распознавание животных типа Кольчатые черви». |
| Учебник, стр. 128-129. |
|
|
Выделять особенности строения Кольчатых червей. | ||||||||||
Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | ||||||||||
35. | Многообразие кольчатых червей. | 1 | Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения. Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. | Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Выполнение лабораторной работы №23.1 «Определение принадлежности кольчатых червей к классам». Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Класс Пиявки. | Учебник, стр. 122-125. |
|
|
Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. | ||||||||||
Называть роль в природе. | ||||||||||
Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. | ||||||||||
Сравнивать классы кольчатых червей. | ||||||||||
36. | Зачет № 5. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа) | ||||||||||
37. | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. | Выполнение лабораторной работы №26.5 «Распознавание животных типа Моллюски». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 134-135. |
|
|
"Называть системы органов, органы и их функции. | ||||||||||
"Описывать стадии развития моллюсков. | ||||||||||
Выделять признаки типа Моллюски. | ||||||||||
Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | ||||||||||
38. | Многообразие и значение моллюсков. | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения. | Определять принадлежность моллюсков к классам. | Выполнение лабораторной работы №23.2 «Определение принадлежности моллюсков к классам». Выполнение лабораторной работы №25.2. «Выявление приспособлений у моллюсков к среде обитания». |
| Учебник, стр. 136-142. |
|
|
|
|
|
| Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека.
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов) | ||||||||||
39. | Происхождение членистоногих и особенности организации. | 1 |
| Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. | Распознавать животных типа Членистоногие. | Выполнение лабораторной работы №26.6 «Распознавание животных типа Членистоногие». Выполнение лабораторной работы №15 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».Вопрос со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 144. |
|
|
Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. | ||||||||||
Объяснять происхождение членистоногих. | ||||||||||
Выделять признаки животных типа Членистоногие. | ||||||||||
40. | Класс Ракообразные. | 1 | Комбинированный урок. | Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие и значение. | Называть системы органов, органы и их функции. | Выполнение лабораторной работы №25.3. «Выявление приспособлений у ракообразных к среде обитания». |
| Учебник, стр. 145-150. |
|
|
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
|
| Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. | ||||||||
|
| Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | ||||||||
41. | Класс Паукообразные. | 1 | Комбинированный урок. | Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. | Называть системы органов, органы и их функции. | Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у паукообразных к среде обитания». |
| Учебник, стр. 152-155. |
|
|
Распознавать и описывать строение паука. | ||||||||||
Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека. | ||||||||||
42. | Общая характеристика насекомых. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: гры-зуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. | Распознавать и описывать строение насекомых. | Выполнение лабораторной работы №25.4 «Выявление приспособлений у насекомых к среде обитания». |
| Учебник, стр. 158-162. |
|
|
Называть системы органов, органы и их функции. | ||||||||||
Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
Сравнивать представителей классов членистоногих. | ||||||||||
43. | Размножение и развитие насекомых. | 1 | Комбинированный урок. | Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. | Приводить примеры насекомых с различными типами развития. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник стр. 163. |
|
|
Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. | ||||||||||
44. | Значение и многообразие насекомых. | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. | Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в РТ. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Первично-бескрылые и крылатые. | Учебник, стр. 163-165. |
|
|
Описывать представителей отрядов насекомых. | ||||||||||
Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. | ||||||||||
45. | Зачет №6. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час) | ||||||||||
46. | "Общая характеристика иглокожих. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности строения и жизнедеятельности. Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Распознавать строение и представителей иглокожих. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 170-171. |
|
|
Называть системы органов, органы и их функции. | ||||||||||
Характеризовать тип Иглокожие. | ||||||||||
ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час) | ||||||||||
47. | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. | Выполнение лабораторной работы №26.7 «Распознавание животных типа Хордовые». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 174-175. |
|
|
Распознавать животных типа Хордовые. | ||||||||||
Выделять признаки типа Хордовые. | ||||||||||
ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа) | ||||||||||
48. | Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | 1 | Комбинированный урок. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания. Роль в природе и значение для человека. | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. | Выполнение лабораторной работы №25.5 «Выявление приспособлений у хрящевых рыб к среде обитания». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 180-181. |
|
|
Объяснять происхождение рыб. | ||||||||||
Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. | ||||||||||
Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | ||||||||||
49. | Костные рыбы. | 1 | Комбинированный урок. | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств. Практическое значение. | Называть системы органов, органы и их функции. | Выполнение лабораторной работы №23.5 «Определение принадлежности костных рыб к отрядам». Задания к немому рисунку на с.185 учебника. Выполнение лабораторной работы №16 «Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни». |
| Учебник, стр. 182-183, стр. 176-179. |
|
|
Определять принадлежность костных рыб к отрядам. | ||||||||||
Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. | ||||||||||
ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (3 часа) | ||||||||||
50. | Общая характеристика земноводных. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. | Выполнение лабораторной работы №17 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». |
| Учебник, стр. 186-192. |
|
|
Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
|
| Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. | ||||||||
51. | Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. | Выполнение лабораторной работы №23.6 «Определение принадлежности земноводных к отрядам». Выполнение лабораторной работы №25.6 «Выявление приспособлений у земноводных к среде обитания». |
| Учебник, стр. 193. |
|
|
Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. | ||||||||||
52. | Зачет №7. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по пройденным темам (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа) | ||||||||||
53. | Общая характеристика пресмыкающихся. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Происхождение пресмыкающихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. | Выполнение лабораторной работы №25.7 «Выявление приспособлений у пресмыкающихся к среде обитания». |
| Учебник, стр. 196-200. |
|
|
Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. | ||||||||||
Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | ||||||||||
54. | Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок. | Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | Распознавать по рисункам представителей классам Пресмыкающиеся. | Выполнение лабораторной работы №23.7 «Определение принадлежности пресмыкающиеся к отрядам». |
| Учебник, стр. 201. |
|
|
Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. | ||||||||||
Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. | ||||||||||
ТЕМА 4.15. КЛАСС ПТИЦЫ (4 часа) | ||||||||||
55. | Общая характеристика птиц. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. | Выполнение лабораторной работы №18 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни». Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 204-211. |
|
|
Выделять особенности строения птиц к полету. | ||||||||||
Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. | ||||||||||
Объяснять происхождение птиц. | ||||||||||
56. | Экологические группы птиц. | 1 | Комбинированный урок. | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. | Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. | Выполнение лабораторной работы №25.8 «Выявление приспособлений у птиц к среде обитания». |
| Учебник, стр. 213-217. |
|
|
Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. | ||||||||||
57. | Роль птиц в природе и жизни человека. | 1 | Комбинированный урок. | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Распознавать домашних птиц. | Выполнение лабораторной работы №27 «Распознавание домашних животных (птиц)». |
| Учебник, стр. 218-219. |
|
|
Приводить примеры домашних и промысловых птиц. | ||||||||||
Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. | ||||||||||
58. | Зачет №8. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов) | ||||||||||
59. | Общая характеристика. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Называть системы органов, органы и их функции. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 222-223. |
|
|
Распознавать представителей класса Млекопитающие. | ||||||||||
Объяснять происхождение млекопитающих. | ||||||||||
60. | Внутреннее строение млекопитающих. | 1 | Комбинированный урок. | Системы внутренних органов млекопитающих. Особенности обмена веществ. | Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 224-228. |
|
|
Выделять особенности строения млекопитающих. | ||||||||||
61. | Размножение и развитие млекопитающих. | 1 | Комбинированный урок. | Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития. Внутреннее развитие. | Называть и описывать органы размножения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 229. |
|
|
Описывать развитие детеныша млекопитающих. | ||||||||||
Объяснять особенности развития млекопитающих. | ||||||||||
62. | Многообразие млекопитающих.
| 1 | Комбинированный урок. | Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Меры по охране млекопитающих. | Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. | Выполнение лабораторной работы №23.8 «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам». Выполнение лабораторной работы №25.9 «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания». |
| Учебник, стр. 230-235. |
|
|
| Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. | |||||||||
63. | Зачет №9. | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 часа) | ||||||||||
64. | Общая характеристика вирусов. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. | Распознавать и описывать строение вируса. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Открытие вирусов. | Учебник, стр. 242. |
|
|
Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. | ||||||||||
65. | Значение вирусов. | 1 | Комбинированный урок. | Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. | Объяснять роль вирусов в жизни человека. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
| Учебник, стр. 243. |
|
|
Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. | ||||||||||
66. | Зачет №10 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. | Тестирование по теме "Царство вирусы" (Или письменная работа с заданиями соответствующими требованиями к уровню подготовки). |
|
|
|
| ||
67 | Многообразие живых организмов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. | Многообразие живых организмов - результат эволюции. | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. |
|
|
|
|
68 | Распределение летних заданий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....