Рабочая программа по биологии для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс по УМК Сонина (1 час)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_biologiya.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||||||||
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) |
|
|
|
|
| |||||
ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
1. | Основные свойства живых организмов. | 1 | Вводный урок. | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. | Называть признаки живых организмов, их значение. | Вопросы со свободным ответом. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | стр. 4-6 учебника, «Подумайте» на стр. 8, «Какие утверждения верны» на стр. 8. | 3.09 |
|
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | ||||||||||
ТЕМА 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
2. | Химический состав клетки. | 1 | Комбинированный урок. | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки. | Вопросы со свободным ответом. | Лабораторная работа «Определение состава семян пшеницы». | стр. 10-11 учебника, «Подумайте» на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр. 14. | 10.09 |
|
Называть: •неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; •органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | ||||||||||
TEМA 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК (2 часа) |
|
|
|
|
| |||||
3. | Клетка - элементарная частица живого. | 1 | Комбинированный урок. | Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Называть признак живых организмов - клеточное строение. | Вопросы со свободным ответом. | Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы, одинарный и двойной набор хромосом. Деление клетки -основа роста и размножения организмов. Митоз, мейоз - сущность и биологическое значение. | стр. 16,18-19 учебника. | 17.09 |
|
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки | ||||||||||
|
| Выделять особенности строения ядра. | ||||||||
|
| *Доказывать, что клетка -элементарная частица живого. | ||||||||
4. | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории. | Называть признак живых организмов - клеточное строение. | Выполнение лабораторной работы №1 «Строение клеток» живых организмов» и выводы к ней. | Методы изучения клетки. Различия в строении растительной и животной клеток. Вирусы - неклеточная форма жизни. | стр.18-19 учебника, «Подумайте» на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр. 22. | 24.09 |
|
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. | ||||||||||
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. | ||||||||||
Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения | ||||||||||
. | ||||||||||
ТЕМА 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа) |
|
|
|
|
| |||||
5. | Ткани растений. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. | Давать определение понятию ткань. | Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь между строением и функциями тканей растений. Особенности тканей растений разных природных зон. | стр. 30, 31 учебника. | 1.10 |
|
Называть: •типы тканей растений; •функции тканей растений. | ||||||||||
Различать типы тканей растений. | ||||||||||
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. | ||||||||||
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | |||||||||
6. | Ткани животных. | 1 | Комбинированный урок. | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. | Называть: •типы тканей животных; •функции тканей животных. | Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани животных» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь между строением и функциями тканей животных. | стр. 32,33 учебника, «Подумайте» на стр. 36, «Какие утверждения верны» на стр. 36. | 8.10 |
|
Различать типы тканей животных. | ||||||||||
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. | ||||||||||
Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | ||||||||||
ТЕМА 1.5. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (4 часа) |
|
|
|
|
| |||||
7. | Строение корня. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. | Давать определение понятиям ткань, орган. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Микроскопическое строение корня. Видоизменения корней. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений. | стр. 38 учебника. | 15.10 |
|
Называть: •органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. | ||||||||||
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. | ||||||||||
Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | ||||||||||
8. | Строение и значение побега. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Строение листовой почки. Клеточное строение стебля. Отличие стебля двудольных и однодольных растений. Клеточное строение листа. Взаимосвязь между строением и функциями органов растений. | стр. 38-40 учебника. | 22.10 |
|
Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | ||||||||||
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части. | ||||||||||
| Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | |||||||||
| Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | |||||||||
9. | Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь между строением и функциями органов растений. | стр. 40, 41 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 44. | 29.10 |
|
Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | ||||||||||
Описывать многообразие соцветий. | ||||||||||
Приводить примеры многообразия плодов. | ||||||||||
| Характеризовать строение цветка как органа размножения. | |||||||||
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. | ||||||||||
Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | ||||||||||
10. | Системы органов животного. | 1 | Комбинированный урок. | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. | Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Взаимосвязь строения и функций органов и систем органов животных. | стр. 46- 49 учебника, «Подумайте» на стр. 51, «Какие утверждения верны» на стр. 50. | 5.11 |
|
Называть: •органы и системы органов животных; •функции органов и систем органов животных. | ||||||||||
Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. | ||||||||||
Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | ||||||||||
ТЕМА 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
11. | Организм как единое целое. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. | Вопросы со свободным ответом. | Саморегуляция, открытая система. | стр. 52-55 учебника. |
| |
Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. | ||||||||||
Характеризовать причины нарушения целостности организма. | ||||||||||
Доказывать что организм -единое целое. | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (22 часа) |
|
|
|
|
| |||||
ТЕМА 2.1. ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа) |
|
|
|
|
| |||||
12 | Особенности питания растительного организма | 1 | Комбинированный урок | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное- фотосинтез, минеральное- почвенное). | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Минеральные удобрения | стр. 58 учебника. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. | ||||||||||
Объяснять значение почвенного питания в жизни растения | ||||||||||
Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах | ||||||||||
Характеризовать роль корня в почвенном питании растения | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. | ||||||||||
| Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | |||||||||
13 | Фотосинтез и енго значение в жизни растений | 1 | комбинированный урок |
| Давать определение понятию фотосинтез. | Выполнение лабораторной работы №5 "Выявление роли света и воды в жизни растений" и выводы к ней. Сообщения учащихся. Вопросы со свободным ответом. |
| стр. 58 учебника. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: воздушное питание растений- фотосинтез. | ||||||||||
Объяснять: значение воздушного питания в жизни растения; значение фотосинтеза для жизни на Земле. | ||||||||||
Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. | ||||||||||
Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
14. | Особенности питания животных. | 1 | Комбинированный урок. | Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. | Давать определение понятию питание. | Вопросы со свободным ответом. | Отличие питания животных от питания растений. | стр. 60-62 учебника, «Подумайте» на стр. 67. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: питания животных. | ||||||||||
Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | ||||||||||
Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. | ||||||||||
Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты. | ||||||||||
15. | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 | Комбинированный урок. | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям питание, пищеварение. | Вопросы со свободным ответом. | Лабораторная работа «Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал». Условия работы ферментов. | стр. 63 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 66. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. | ||||||||||
Называть особенности строения пищеварительных систем животных. | ||||||||||
*Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | ||||||||||
ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (2часа) |
|
|
|
|
| |||||
16. | Дыхание у растений. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию дыхание. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Типы дыхания. | стр. 68 учебника, «Подумайте» на стр. 73. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: дыхания. | ||||||||||
Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
17. | Дыхание у животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Усложнение дыхательной системы животных в ходе эволюции. | стр. 68-69 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 72. |
| |
Описывать сущность биологических процессов: дыхания. | ||||||||||
Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | ||||||||||
Характеризовать: •особенности дыхания животных; •роль дыхания в жизни животных. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | ||||||||||
ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа) |
|
|
|
|
| |||||
18. | Передвижение веществ в растении. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. | Вопросы со свободным ответом. | Движение цитоплазмы, сосудисто-волокнистый пучок, корневое давление. | стр. 74,75 учебника «Подумайте» на стр. 78. |
| |
Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | ||||||||||
19. | Передвижение веществ в животном организме. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части. | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. | Вопросы со свободным ответом. |
| стр. 76,77 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 78. |
| |
Называть: •органы кровеносной системы | ||||||||||
и узнавать их на рисунках, таблицах; •функции органов кровеносной системы; •состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем. | ||||||||||
Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. | ||||||||||
Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | ||||||||||
ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа) |
|
|
|
|
| |||||
20. | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. | Вопросы со свободным ответом. | Взаимодействие выделительной системы с другими системами организма. | стр. 80-83 учебника «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84. |
| |
Называть: •органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | ||||||||||
Характеризовать: •особенности процесса выделения у растений; •особенности процесса выделения у животных. | ||||||||||
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных. | ||||||||||
21. | Обмен веществ у растений и животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. | Давать определение понятию обмен веществ. | Вопросы со свободным ответом. |
| стр. 86-89 учебника, «Подумайте» на стр. 91, «Какие утверждения верны» на стр. 90. |
| |
Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. | ||||||||||
Называть: •органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных. | ||||||||||
Характеризовать: •особенности обмена веществ у растений; •особенности обмена веществ у разных животных. | ||||||||||
Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | ||||||||||
ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 часа) |
|
|
|
|
| |||||
22. | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. | 1 | Комбинированный урок. | Строение растительного организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. | Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего».Вопросы со свободным ответом. | Особенности наружных скелетов моллюсков и членистоногих, связанные с условиями обитания. Преимущества внутреннего скелета. | стр. 92-95 учебника «Подумайте» на стр. 96, «Какие утверждения верны» на стр. 96. |
| |
Называть: •значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных. | ||||||||||
Приводить примеры животных с разными типами скелетов. | ||||||||||
Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета. | ||||||||||
Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. | ||||||||||
ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1час) |
|
|
|
|
| |||||
23. | Движение. | 1 | Комбинированный урок. | Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений. | Называть: •роль движения в жизни растений и животных; •способы передвижения животных. | Выполнение лабораторной работы № 7 «Наблюдение за поведением животных - за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Приспособления к передвижению животных в различных условиях. | стр. 98-107 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 108. |
| |
Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. | ||||||||||
Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | ||||||||||
Наблюдать за поведением животных. | ||||||||||
Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения. | ||||||||||
ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Зчаса) |
|
|
|
|
| |||||
24. | Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. | Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс. | Вопросы со свободным ответом. | Безусловные и условные рефлексы. Инстинкт. | стр. 110-115 учебника, «Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке. |
| |
Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. | ||||||||||
| Называть: •системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы; •типы нервных систем у животных. | |||||||||
Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. | ||||||||||
Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | ||||||||||
25. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть: •органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. | Сообщения учащихся о своих наблюдениях. | Гормоны. | стр. 116 учебника. |
| |
Наблюдать за поведением животных. | ||||||||||
26. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.
| 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. | Вопросы со свободным ответом. | Прищипка, пикировка. Сходство и различие регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных. | стр. 116, 117 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 120. |
| |
Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. | ||||||||||
Наблюдать за ростом и развитием растений. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (Зчаса) |
|
|
|
|
| |||||
27. | Размножение, его виды. Бёсполое размножение. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. | Вопросы со свободным ответом. Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений». |
| стр. 122 учебника, «Подумайте» на стр. 126, «Какие утверждения верны» на стр. 126. |
| |
Называть: •значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений. | ||||||||||
Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. | ||||||||||
Описывать сущность бесполого размножения растений. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
28. | Половое размножение животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. | Вопросы со свободным ответом. | Наружное и внутреннее оплодотворение. Преимущества внутреннего оплодотворения. Партеногенез. | стр. 128-130 учебника, «Подумайте» на стр. 132, «Какие утверждения верны» на стр. 132. |
| |
Описывать сущность полового размножения. | ||||||||||
Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. | ||||||||||
Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | ||||||||||
29. | Половое размножение растений. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. | Вопросы со свободным ответом. |
| стр. 134-136 учебника, «Подумайте» на стр. 139, «Какие утверждения верны» на стр. 138. |
| |
Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах). | ||||||||||
Описывать: •строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения). | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
ТЕМА 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа) |
|
|
|
|
| |||||
30. | Рост и развитие растений. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | Давать определение понятию индивидуальное развитие. | Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений. | Типы прорастания семян. Моделирование опытов, доказывающих необходимость тепла, воды и воздуха для прорастания семян. | стр. 140-143 учебника, «Подумайте» на стр. 144, «Какие утверждения верны» на стр. 144. |
| |
Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. | ||||||||||
Называть: •роль семян и плодов в жизни растения; •условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; •способы распространения семян. | ||||||||||
Наблюдать за ростом и развитием растений. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | ||||||||||
31. | Рост и развитие животных. | 1 | Комбинированный урок. | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. | Выполнение лабораторной работы № 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. Вопросы со свободным ответом. | Стадии развития зародыша (дробление, бластула, гаст-рула, нейрула). | стр. 146-148 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 150. |
| |
Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных. | ||||||||||
Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. | ||||||||||
Наблюдать за ростом и развитием животных. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | ||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа) |
|
|
|
|
| |||||
ТЕМА 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
32. | Среда обитания организмов. Факторы среды. | 1 | Комбинированный урок. | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. | Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы. | Вопросы со свободным ответом. | Экологические проблемы нашего региона. | стр. 156-161 учебника, «Подумайте» на стр. 162, «Какие утверждения верны» на стр. 162. |
| |
Называть: •виды экологических факторов; •типы взаимоотношений организмов. | ||||||||||
Приводить примеры: •факторов неживой природы, их влияния на живые организмы; •взаимосвязей живых организмов; •приспособлений организмов к действию экологических факторов. | ||||||||||
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | ||||||||||
ТЕМА 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
33. | Природные сообщества. | 1 | Комбинированный урок. | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. |
| Природное сообщество - открытая саморегулирующаяся система. | стр. 163-166 учебника, «Подумайте» на стр. 170. |
| |
Называть три группы организмов в экосистеме. | ||||||||||
| Приводить примеры: природных сообществ; продуцентов, консументов, редуцентов. | |||||||||
Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. | ||||||||||
Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных сообществ. | ||||||||||
Анализировать и оценивать: «последствия деятельности человека в экосистемах; •влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | ||||||||||
4. ОБОБЩЕНИЕ (1 час) |
|
|
|
|
| |||||
34. | Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Особенности строения организмов растений и животных. Особенности жизнедеятельности организмов растений и животных. | Называть особенности строения растительного и животного организма. | Вопросы со свободным ответом. |
|
|
| |
Называть особенности жизнедеятельности растительного и животного организма. | ||||||||||
Сравнивать строение и жизнедеятельность организма растения и животного и делать вывод на основе сравнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....