рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
рабочая программа по биологии 8 класс по линии Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.8_klass.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование разработано на основе программы по биологии 8-го класса «Человек и его здоровье» 2005г., разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечником, Р Д. Маш и др.
Согласно действующему в лицее учебному плану и с учетом направленности класса календарно-тематический план предусматривает обучение биологии в 8 - х классах лицея в объеме 2 часов в неделю.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование
учебника: Колесов Д. В. Маш Р. Д. Беляев И. Н.. Биология. Человек: Учеб. для 8кл. общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 336 с.: ил. и следующей учебно-методической литературы для учителя:
Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.: ил.
Никишов А. И. тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 96с.: ил.
Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240с.: ил.
и следующей дополнительной литературы для учащихся:
Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.: ил;
Главной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило цель обучения биологии в 8 классе:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций:
.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
www.bio.1septevber.ru – газета «Биология» - приложение к 1 сентября
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
технологическая карта
8 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов | Форма организации учебного процесса | Элементы содержания урока | Виды контроля | Примечание | |||||||||||||||||||||||
Введение. (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиене, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения | Д.з. § 1 | Текст учебника § 1 | |||||||||||||||||||||||
2 | Становление наук о человеке | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Развитие анатомии, физиоологии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И. И. Мечников) Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель). Изучение человека в эпоху Возрождения (Гарвей, Везалий) Лауреаты Нобелевской премии в области медицины | Д.з.§ 2 | Портреты ученых. | |||||||||||||||||||||||
Происхождение человека 3 часа | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Систематическое положение человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Рудименты Атавизмы Факты Доказательство животного происхождения человека. Систематическое положе-ние человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство | Д.з.§ 3 | Рис. 3. на с. 14 Полости тела и черепа. | |||||||||||||||||||||||
4 | Историческое прошлое людей | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Факты Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему). Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. Объекты Предшественники человека – австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди | Д.з.§ 4 | Обсуждение вопроса 1 на с. 21 после § 4 Биологический диктант Обсуждение вопроса 5 на с. 21 после § 4 | |||||||||||||||||||||||
5 | Расы человека | 1 | Урок закрепления знаний | Основные понятия Антропология Этнография Объекты Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека. | Д.з.§ 5 | Узнавать по рисункам представителей рас человека. | |||||||||||||||||||||||
II. Строение и функции организма (57 часов) Общий обзор организма (1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
6 | Общий обзор организма | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Внешняя среда Внутренние органы Внутренняя среда Гормоны Органы Система органов Объекты Уровни организации Полости тела организма: брюшная и грудная Факты Значение постоянства внутренней среды организма и факторы его сохранения | Д. з. § 6, 7 с. 27-28 до пункта "Строение клетки" | Рис. 4 на с. 15 Внутренние органы. Таблица "Внутренние органы" Выполнение задания после § 6 на с. 27 Обсуждение вопроса 1 на с. 27. Анализ текста учебника | |||||||||||||||||||||||
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Возбудимость Органоиды Развитие Рост Субстрат Фермент Объект Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы. Строение и функции ядра. Процессы Обмен веществ в клетке. Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки Покой и возбуждение клетки Факты Свойства клеточной мембраны. | Д.з. § 7 , кроме пункта "Внешняя и внутренняя среда" | Таблица "Клетка" Рис. 12, с. 31 "Деление клетки" Демонстрационный материал "Деление клетки" Выполнение задания 2 после § 7 на с.33. Оборудование для демонстрации опыта (свежий картофель, перекись водорода, стакан) Анализ текста учебника | |||||||||||||||||||||||
8 | Покровные и соединительные ткани | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Ткань Нервное волокно Объект Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость | Д.з. § 8, до пункта "Свойства мышечной ткани" | Обсуждение вопроса 1 на с. 39 после § 8. Выполнение заданий 1 и 4 на с. 39 | |||||||||||||||||||||||
9 | Мышечная и нервная ткани | 1 | Урок закрепления знаний | Основные понятия Ткань Нервное волокно Объект Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость | Д.з. § 8 | Обсуждение вопросов 5-7 на с. 39 после § 8. Анализ текста учебника | |||||||||||||||||||||||
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (11час) | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | Рефлекторная регуляция | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Рефлекс: - безусловный; - условный. Рефлекторная дуга Рефлекторный центр Рецепторы Объект Компоненты рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Факты Виды безусловных рефлексов: пищевые, оборонительные, ориентировочные Типы нейронов: чувствительные, вставочные, исполнительные. Прямые и обратные НС Рефлекторная зона | Д.з. § 9 | Обсуждение вопроса 2 на с. 43 после § 9 Обсуждение вопроса 6 на с. 43 после § 9. Схема рефлекторной дуги на доске | |||||||||||||||||||||||
Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | Строение костей. Соединения костей | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Объект Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Факты Функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей Типы костей Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные. Строение сустава. Зависимость характера повреждения костей от химического состава. | Д.з. § 10 , 12 с. 59 Выполнение лабораторной работы "Микроскопическое строение кости". | Обсуждение вопроса 3 на с.49 после § 10 Обсуждение вопроса 2 на с. 49 после § 10 Обсуждение вопроса 4 на с. 49 после § 10 Обсуждение вопроса 1 на с.49 после § 10 Микропрепарат: Костная ткань. Микроскоп. Распилы костей Рис. 18, с. 46 "Строение костей конечности" Рис. 19, с. 49 "Микроскопическое строение компактного вещества кости" Рис. 31, с. 59 "Типы соединения" Таблица "Соединения костей". | |||||||||||||||||||||||
12 | Скелет человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Скелет Объект Осевой и добавочный скелет Факты Строение черепа: мозговой отдел, лицевой череп Строение скелета туловища: грудная клетка, позвоночник. Строение позвонка: тело позвонка, дуги, отростки, задний и боковые. Межпозвоночные диски. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей | Д. з. § 11, 12 (кроме пункта "Соединения костей") | Обсуждение вопроса 1 на с.61 после §12 Таблица "Скелет" Рис. 20 на с. 51 "Скелет человека" Рис. 21 на с. 52 "Череп человека" Рис. 22 на с. 53 "Позвоночник" Рис. 23 на с. 54 "Участок позвоночного столба" (хрящевые диски не показаны) Рис. 24 на с. 54 "Два первых шейных позвонка" Рис. 25 на с. 54 "Грудная клетка" Рис. 26 нп с. 54 "Крестцовый и копчиковый отделы позвоночника" Выполнение задания на с.62 после § 12 | |||||||||||||||||||||||
13 | Строение мышц | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Антагонисты Синергисты Объект Скелетные мышцы. Мышцы сгибатели и разгибатели. Свойства Сократимость. Факты Расположение мышц. Микроскопическое строение мышц. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань. Макроскопическое строение мышц. Брюшко, сухожилия. Строение сухожилия: головка, хвост. | Д. з. § 13 Выполнение лабораторной работы «Мышцы человеческого тела». | Рис. 33 на с. 63 Мышечный пучок. Описание по рисунку, данному в учебнике Просмотр микропрепарата «Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань» Таблица "Скелетные мышцы" Рис. 34 на с. 64 "Мышцы-сгибатели и разгибатели" Рис. 35 на с. 65 "Мышцы головы" Рис. 36 на с. 66 "Мышцы туловища и конечностей" | |||||||||||||||||||||||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Гиподинамия Двигательная единица Тренировочный эффект Объект Мотонейрон Процесс Динамическая и статическая работа. Утомление. Регуляция работы мышц-антагонистов. Факты Энергетика мышечного сокращения. | Д.з.§14 Выполнение лабораторной работы «Утомление при статической работе» | Рис. 37 на с. 71 "Регуляция работы мышц-антагонистов" Обсуждение вопроса 3 на с. 72 после § 13 Обсуждение вопроса 1 на с. 72 после § 13 | |||||||||||||||||||||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Осанка Плоскостопие Остеохондроз Факты Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия | Д.з.§15 Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоскостопие». | Обсуждение вопросов 1 и 2 на с. 41 после § 15. Рис.39 на с.73 "Неправильные и правильные позы" | |||||||||||||||||||||||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Объект Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. Факты Приемы первой доврачебной помощи. | Д. з. § 16 | Рис. 41 на с. 78 "Определите вид травмы" Рис. 40 на с. 77 "Оказание помощи при переломах" | |||||||||||||||||||||||
17 | Зачет №1 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Разноуровневое тестирование по теме "Опорно-двигательная система" | |||||||||||||||||||||||||
Внутренняя среда организма 3 часа | |||||||||||||||||||||||||||||
18 | Компоненты внутренней среды | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Антиген Антитело Объекты Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Процесс Свертывание крови Факты Состав крови: плазма и форменные элементы. Состав плазмы. Фибриноген. Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция. | Д. з. § 17 до материала о составе крови | Обсуждение вопроса 3 на с. 89 после §17. Обсуждение вопроса 2 на с. 89 после §17. Обсуждение вопроса 4 на с. 89 после §17. Выполнение задания 1 на с. 89 после § 18. Рис.46 на с.88 "Свертывание крови" | |||||||||||||||||||||||
19 | Кровь | 1 | Комбинированный урок. | Основные понятия Фагоцитоз Малокровие (анемия) Объект Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты Процесс Созревание эритроцитов Кроветворение Факты Транспортная функция эритроцитов, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым. | Д.з. §17 (до конца) | Обсуждение вопроса 5 на с. 89 после §17. Обсуждение вопроса 5 на с.99 после §19 Анализ текста учебника на с.86, 88 Рис.45 на с.87 Фагоцитоз. Рис.44 на с.86 "Созревание эритроцитов" | |||||||||||||||||||||||
20 | Борьба организма с инфекцией | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Иммунитет Антиген Интерферон Объект Иммунная система: костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты Свойства Специфичность Факт Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Нарушения механизма иммунитета. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Резус-фактор и резус-конфликт. | Д. з. § 18 § 19 с. 94-95 | Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после §19 на с.93. Обсуждение вопроса 1 на с.99 после §19 | |||||||||||||||||||||||
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | Транспортные системы организма. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Замкнутая система Артерии Вены Объект Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Процесс Образование тканевой жидкости и лимфы. | Д.з.§20 Написать стихотворение в форме диаманты на тему «Артерии и вены». | Обсуждение вопросов на с.102 перед §20 Обсуждение вопроса 2 на с.105 после §20. Рис.50 с.104 "Кровеносные сосуды" | |||||||||||||||||||||||
22 | Круги кровообращения | 1 | Урок закрепления знаний. | Основные понятия Артериальная кровь Венозная кровь Оксигемоглобин Объект Большой и малый круги кровообращения. Процесс Кровообращение. Отток лимфы Факты Изменение состава крови в большом и малом кругах кровообращения. | Д.з.§21 Выполнение лабораторной работы «Функции венозных клапанов». | Таблица "Система кровообращения" Рис.51 на с.106 "Схема кровообращения" Обсуждение вопроса 2 на с.108 после §21. Рис.52 на с.109 "Схема перетяжки пальца" | |||||||||||||||||||||||
23 | Строение и работа сердца | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Автоматизм Объект Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой. Околосердечная сумка. Четырехкамерное строение Факт Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сердечной поперечнополосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС Оживление сердца А. А. Кулябко. Процесс Сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Регуляция сердечных сокращений. Гуморальная регуляция. Гормон адреналин. Свойства Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость | Д.з. §22 | Обсуждение вопросов 1 и 2 на с. 114 после § 22 Таблица "Строение сердца" Рис.53 на с.111 "Сердце и сосуды, связанные сердцем" | |||||||||||||||||||||||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | Урок закрепления знаний. | Факты Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления. Скорость движения крови. Особенности артериального давления Процесс Поддерживание постоянства артериального давления | Д. з. §23 до материала о нарушении артериального давления Выполнение лабораторной работы «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». | Рис.55 с.116 "Измерение артериального давления тонометром" Обсуждение вопроса 2 на с.120 Рис. 57 на с.120. "Опыт Моссо Рис.56 на с.117 А – измерение скорости наполнения сосудов ногтевого ложа. Б – прием измерения пульса лучевой артерии. | |||||||||||||||||||||||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | Урок закрепления знаний | Основные понятия Ударный объем Гипертония Гипотония Некроз Инфаркт миокарда Факт Юношеская гипертония Первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе. | Д. з. § 24 (до конца) Экология человека Д. з. § 14 Выполнение лабораторной работы «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | Анализ текста учебника | |||||||||||||||||||||||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Основные понятия Гематома Объект Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные Носовые кровотечения Процесс Лечение раны Факт Признаки кровотечения и первая помощь. | Д.з. §25 | Обсуждение вопросов 1, 3 на с.129 после §25 Рис.58 на с.127 "Точки пальцевого прижатия артерий" | |||||||||||||||||||||||
27 | Зачет №2 | 1 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Разноуровневое тестирование по темам "Внутренняя среда организма" "Кровеносная и лимфатическая системы организма" | |||||||||||||||||||||||||
ТЕМА Дыхательная система (4 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Основные понятия Дыхание Артикуляция Объект Органы дыхания: дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции Факты Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких Верхние и нижние дыхательные пути | Д. з. § 26, с. 134. §27 Легкие | Обсуждение вопроса 2 на с.138 после §26. Рис.60 на с.135 "Носовая полость" Обсуждение вопроса 3 на с.138 после §26. Рис.61 с.135 Гортань (вид с задней стороны) Рис.65 с.139 Голосовые связки людей в зависимости от их состояния | |||||||||||||||||||||||
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Дыхание Канцерогены Факт Значение дыхания. Диффузия газов. Защитные рефлексы – кашель и чихание. Процесс Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха Нервная регуляция. Гуморальная регуляция Канцерогены Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркогенные вещества, физическая нагрузка. | Д.з.§26 с.133 §27 (до конца) §28 (с.142-143) | Таблица Головной мозг Обсуждение вопроса 4 на с.146 после §28. Обсуждение вопроса 4 на с.141 после §27. | |||||||||||||||||||||||
30 | Регуляция дыхания | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха Нервная регуляция. Гуморальная регуляция Канцерогены Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркогенные вещества, физическая нагрузка. | §28 (с.142-143) | Обсуждение вопроса 6 на с.146 после §28 Обсуждение вопроса 7, 10, 11 на с.146 после §28. | |||||||||||||||||||||||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимис | Основные понятия Флюорография Факты Жизненная емкость легких. Приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей: гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия. | Д.з.§29 Выполнение лабораторной работы «Измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | Рис.68 первая помощь утопающему Рис. 69, 70, 66, 67 | |||||||||||||||||||||||
Пищеварительная система(7 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Пищеварение Факты Значения питания. Функции пищи: пластическая и энергетическая. Состав пищи. Растительная и животная пища. Продукты питания. Питательные и балластные вещества. Значение кулинарной обработки пищи Процессы Изменение пищи в процессе пищеварения. Этапы пищеварения. | Д.з.§30 (кроме органов пищеварения) | Обсуждение вопросов 2, 5, 4 после§30 | |||||||||||||||||||||||
33 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Объект Органы пищеварения Процесс Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости Факты Функции языка, слюнных желез. Строение зубов, уход за ними. | Д.З. .§30 до конца.§31, | Таблица «Пищеварительная система» Рис. 73,72 Обсуждение вопроса 3,4 после .§31 Выполнение задания 2 и 3 на с. 165 | |||||||||||||||||||||||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Сфинктер Факты Расположение и строение желудка и двенадцатиперстной кишки Пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь, состав желудочного сока Процесс Механизм действия ферментов. Свойства и условия | Д.з.§32 до микроорганизмов кишечник Выполнение лабораторной работы «Действие слюны на крахмал» | Обсуждение вопроса 1-8 на с. 169 Таблица «Пищеварительная система» Рис. 76 | |||||||||||||||||||||||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. всасывание | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Дисбактериоз Объекты Строение тонкого и толстого кишечника Строение кишечной ворсинки. Микроорганизмы кишечника Факты Роль печени в организме: синтез аминокислот, выработка желчи, барьерная функция, поддерживание постоянного состава. Значение толстого кишечника. Аппендицит и перитонит Процесс Механизм всасывания. Образования гликогена | Д.з.§32 до конца, .§33 | Таблица «Пищеварительная система» Рис. 77 Обсуждение вопроса 1 на с. 174 Выполнение задания после.§33 на с. 174 | |||||||||||||||||||||||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | Урок закрепления знаний. | Основные понятия Рефлекс Безусловный рефлекс Условный рефлекс Фистула Свойства Проводимость Факты Методы изучения пищеварения Работы И.П. Павлова Процесс Нервная и гуморальная регуляция пищеварения | Д.з.§34 | Описание рис. Учебника №80,81 Обсуждение вопроса 2 на с. 177 | |||||||||||||||||||||||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Объекты Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний Факты Правила приема пищи. Условия, способствующие и затрудняющие пищеварения. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Источники заражения желудочно-кишечными инфекциями (ботулизм, дизентерия, холера) Симптомы протекания заболеваний | Д.з.§35 | Обсуждение вопросов 1,2,6,7,8 на с.181 | |||||||||||||||||||||||
38 | Зачёт № 3 | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Многоуровневое тестирование по темам: «Пищеварительная система», «Дыхательная система» | |||||||||||||||||||||||||
Выделительная система(1 час) | |||||||||||||||||||||||||||||
39 | Выделение. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Объекты Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы. Процессы Фильтрация. Образование мочи (первичной и вторичной) Факты Функции выделения. Предупреждение почечных заболеваний. Строение и функции нефрона. Факторы, влияющие на работу почек. | Д.з.§42 | Рис. 87,89,88 Обсуждения вопроса 1,2,4 на с. 217 | |||||||||||||||||||||||
Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
40 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Обмен веществ. Пластический обмен. Энергетический обмен Макроэлементы. Микроэлементы. Процессы Этапы обмена веществ: подготовительный, основной, заключительный. Обмен жиров, белков, углеводов, минеральных веществ и воды Факты Заменимые и незаменимые аминокислоты. Функции жиров, белков, углеводов. | Д.з.§36 | Обсуждение вопросов 3,4,5 на с. 187. Анализ текста учебника на с. 184-185 | |||||||||||||||||||||||
41 | Витамины. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Объекты Основные группы витаминов. Витамин С, В2, В12, А, Д, Е Факты Роль витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Основные гиповитаминозы: цинга, бери-бери, куриная слепота, рахит. | Д.з.§37 | Рис. 82 Обсуждение вопроса 1, на с. 192, и вопроса 3 на с. 196. | |||||||||||||||||||||||
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Основной обмен. Общий обмен. Рациональное питание. Культура питания Факты Условия основного обмена. Нормы питания и режим питания. Диета. | Д.з.§38 Выполнение лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.» | Обсуждение вопроса 1, 3, 4 на с. 196 | |||||||||||||||||||||||
Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
43 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Объекты Кожа. Строение эпидермиса, дермы, гиподермы. Производные кожи – ногти и волосы Факты Трехслойное строение кожи. Функции кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ. | Д.з.§39 | Обсуждение вопроса 1, 3, 4 на с. 204 Рис. 83,84,85 Таблица «Кожа» | |||||||||||||||||||||||
44 | Теплорегуляция. Закаливание | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Терморегуляция. Закаливание. Процессы Теплопроведение, теплоизлучение. Способы закаливания. Факты Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях. | Д.з.§41 | Обсуждение вопроса 1, 3, 4 на с. 212 Рис. 86 | |||||||||||||||||||||||
45 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащимися | Объекты Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи. Угревая сыпь. Факты Уход за кожей, волосами, ногтями. Причины кожных заболеваний. | Д.з.§40 | Обсуждение вопроса 4, 6,8 на с. 208 Обсуждение задания № 2 на с. 209 Выполнение практический заданий 2,3 на с. 209 | |||||||||||||||||||||||
46 | Зачёт № 4 | 1 | Урок контроля и коррекции знаний. | Многоуровневое тестирование по темам «Обмен веществ и энергии, Выделительная система, Покровы тела, теплорегуляция.» | |||||||||||||||||||||||||
Нервная система человека(5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
47 | Значение и строение нервной системы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Психика. Гомеостаз. Объекты Части НС: центральная и периферическая Факты значение НС | Д.з.§43,44 (до спинного мозга) | Обсуждение вопроса 1-5 на с. 208 Составление опорной схемы Обсуждение задания № 1 на с. 222 Рис. 90 | |||||||||||||||||||||||
48 | Спинной мозг. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Серое вещество. Белое вещество. Объекты Спинной мозг Факты Строение и расположение спинного мозга. Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути. | Д.з.§44 до конца | Рис. 91,92 Табл. «Спинной мозг» | |||||||||||||||||||||||
49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечек. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Борозды. Извилины. Объекты Головной мозг Факты Отделы головного мозга. Функции отделов Расположение серого и белого вещества Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Строение переднего мозга Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи. | Д.з.§45 Выполнение лабораторной работы «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | Выполнение задания 1 на с.230 | |||||||||||||||||||||||
50 | Передний мозг. | 1 | Комбинированный урок. | Основные понятия Борозды. Извилины. Объекты Головной мозг Факты Отделы головного мозга. Функции отделов Расположение серого и белого вещества Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, чувствительная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Строение переднего мозга Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи. | Д.з.§46 | Обсуждение вопроса 5-7 на с. 234 | |||||||||||||||||||||||
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Объекты Отделы автономной НС: симпатический и парасимпатический Факты Функциональное разделение НС на соматическую и автономную (вегетативную) Принцип дополнительности. | Д.з.§47 Выполнение лабораторной работы «Развитие утомления» | Рис 99,98 описание рисунка учебника | |||||||||||||||||||||||
Анализаторы (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
52 | Анализаторы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Анализаторы Рецепторы Галлюцинации Иллюзии Объекты Структура анализаторов Свойства Модальность анализаторов Процесс Восприятие. Ощущение Факты Значение анализаторов. Чувствительные зоны коры БП: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения – поток нервных импульсов. Виды иллюзий: физические и психические (перспективы,контраста) | Д.з.§48 | Обсуждение вопроса 2 на с. 244 | |||||||||||||||||||||||
53 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Бинокулярное зрение Близорукость Дальнозоркость Объекты Глаз человека. Положение и строение глаза Процесс Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза: при близорукости и дальнозоркости Факты Значение зрения. Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость их профилактика. Предупреждение глазных инфекций, косоглазия. Травмы глаз. | Д.з.§49,50 | Обсуждение вопроса 1-3 на с. 248 Обсуждение вопроса 1-3 на с. 252 Рис. 100,101,102,104 Таб. «Зрительный анализатор» | |||||||||||||||||||||||
54 | Слуховой анализатор. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Анализаторы Объемное звучание Объекты Слуховой анализатор Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка Среднее ухо: слуховые косточки Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, полукружные каналы Процесс Механизм передачи звука Факты Значение слуха.. Нарушение слуха и профилактика. | Д.з.§51 | Обсуждение вопроса 1,2, 3,4 на с. 257 Выполнение задания 1 на с.257 Рис. 106. Табл. «Слуховой анализатор» | |||||||||||||||||||||||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Анализаторы Объекты Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы Строение органа вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное, вибрационное чувство, осязание Процесс Компенсация анализаторов Факты Значение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. | Д.з.§52 | Обсуждение вопроса 2,3,6 на с. 263 Выполнение задания 2 на с. 263 Описание содержания рисунков учебника Рис. 110,109,111,112 | |||||||||||||||||||||||
56 | Зачет № 5 | 1 | Урок контроля и коррекции знаний. | Многоуровневое тестирование по темам «Нервная система человека, Анализаторы» | |||||||||||||||||||||||||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Высшая нервная деятельность Доминанта Объекты Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные Процесс Торможение (внешнее и внутреннее) условного рефлекса | Д.з.§53 | Выполнение задания 1 и 2 на с. 273 Рис. 113,114,115 | |||||||||||||||||||||||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | Урок закрепления знаний. | Основные понятия Рефлекс Этология Динамический стереотип Факты Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека. Рассудочная деятельность- приобретенная программа поведения. Условия формирования динамического стереотипа. | Д.з.§54 Выполнение лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма» | Выполнение задания 1 на с. 278 Рис. 116 | |||||||||||||||||||||||
59 | Сон и сновидения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Сон Объекты Стадии сна: быстрый и медленный сон. Факты Значение сна для человека. Правила гигиены сна. Факторы, определяющие продолжительность сна | Д.з.§55 | Выполнение задания 2 на с. 278 Рис. 118 | ||||||||||||||||||||||||
60 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Мышление Память Объекты Познавательные процессы человека Свойства Свойства мышления: самостоятельность и критичность Процесс Механизм запоминания Факты Роль речи в познании и труде. Логическая и механическая память. Приемы запоминания. Длительная и оперативная память. Базовые и вторичные потребности человека Активное и пассивное воображение | Д.з.§56 | Обсуждение вопр.1,6,10,12,14 На с. 287 | |||||||||||||||||||||||
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Аффект Внимание Воля Рассеянность Объекты Волевые действия человека. Виды эмоций: эмоциональные реакции, состояния, чувства. Непроизвольное и произвольное внимание. Свойства Свойства внимания: устойчивое и колеблющееся Процесс Выроботка умения переключать внимания Факты Функции волевого действия. Отклонения в развитии воли: внушаемость и негативизм. Физиологические основы внимания. | Д.з.§57 Выполнение лабораторной работы «изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» | Выполнение задания 1,2 на с. 293 Обсуждение вопросов 2,5,8, 9 на с.292-293 Рис.119 | |||||||||||||||||||||||
Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||
62 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Гормон Объекты Роль эндокринной системы Процесс Гуморальная регуляция работы органов Факты Единство нервной и гуморальной регуляции | Д.з.§58 | Обсуждение вопросов 1 на с.301 Рис.121 Табл. «Железы внутренней секреции» | |||||||||||||||||||||||
63 | Функции желез. | 1 | Урок закрепления знаний. | Объекты Железы внутренней и смешанной секреции Процесс Действие гормонов на внутренние органы. Факты Нарушение функций щитовидной железы, поджелудочной железы: избыточная функция, недостаточная функция | Д.з.§59 | Обсуждение вопросов 9,11 на с.306 Обсуждение вопросов 2-3 на с.305 | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
III. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Оплодотворение Объекты Органы размножения человека Процесс Бесполое и половое размножение Менструальный цикл Поллюции Стадии оплодотворения Факты Половинный набор хромосом. Этапы жизненного цикла особи. | Д.з.§60 | Обсуждение вопросов 3 на с.306 Рис.119 | |||||||||||||||||||||||
65 | Развитие зародыша и плода. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Онтогенез Филогенез Плацента Процесс Развитие плода Факты Беременность. Режим беременной Закон индивидуального развития. | Д.з.§61 | Обсуждение вопросов 3 на с.317 | |||||||||||||||||||||||
66 | Наследственные и врожденные заболевания | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Основные понятия Наследственные заболевания Врожденные заболевания Факты Проявление алкогольного проявления плода. Меры профилактики заболеваний, передаваемых половым путем | Д.з.§62 | Обсуждение вопросов 1,3,4, 5 на с.320 | ||||||||||||||||||||||||
67 | Развитие ребенка после рождения. | Урок закрепления знаний. | Основные понятия Индивид Личность Интроверт Экстраверт Процесс Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание. Факты Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Тип психической деятельности: художественный, мыслительный, смешанный. Характер. Волевые качества. | Д.з.§63 | Обсуждение вопросов 2,3,5 на с.324 Анализ текста учебника. | ||||||||||||||||||||||||
68 | Интересы и склонности. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Факты Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Тип психической деятельности: художественный, мыслительный, смешанный. Характер. Волевые качества. | Д.з.§64 | |||||||||||||||||||||||||
Итого 68 часов |
Календарно — тематическое планирование
8-А класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
Введение. (2 часа) | |||||
1 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | 1 | |||
2 | Становление наук о человеке | 1 | |||
Происхождение человека 3 часа | |||||
3 | Систематическое положение человека. | 1 | |||
4 | Историческое прошлое людей | 1 | |||
5 | Расы человека | 1 | |||
II. Строение и функции организма (57 часов) Общий обзор организма (1 час) | |||||
6 | Общий обзор организма | 1 | |||
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) | |||||
7 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | |||
8 | Покровные и соединительные ткани | 1 | |||
9 | Мышечная и нервная ткани | 1 | |||
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1час) | |||||
10 | Рефлекторная регуляция | 1 | |||
Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||
11 | Строение костей. Соединения костей | 1 | |||
12 | Скелет человека. | 1 | |||
13 | Строение мышц | 1 | |||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 | |||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | |||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | |||
17 | Зачет №1 | 1 | |||
Внутренняя среда организма 3 часа | |||||
18 | Компоненты внутренней среды | 1 | |||
19 | Кровь | 1 | |||
20 | Борьба организма с инфекцией | 1 | |||
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) | |||||
21 | Транспортные системы организма. | 1 | |||
22 | Круги кровообращения | 1 | |||
23 | Строение и работа сердца | 1 | |||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | |||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | |||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | |||
27 | Зачет №2 | 1 | |||
ТЕМА Дыхательная система (5 часов) | |||||
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания | 1 | |||
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | |||
30 | Регуляция дыхания | 1 | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания | 1 | |||
Пищеварительная система(7 часов) | |||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | |||
33 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | |||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. всасывание | 1 | |||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | |||
38 | Зачёт № 3 | 1 | |||
Выделительная система(1 час) | |||||
39 | Выделение. | 1 | |||
Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||
40 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | 1 | |||
41 | Витамины. | 1 | |||
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион | ||||
Покровные органы. Теплорегуляция (4часа) | Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) | ||||
43 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | |||
44 | Теплорегуляция. Закаливание | 1 | |||
45 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | |||
46 | Зачет № 4 | 1 | |||
Нервная система человека(5 часов) | |||||
47 | Значение и строение нервной системы. | 1 | |||
48 | Спинной мозг. | 1 | |||
49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечек. | 1 | |||
50 | Передний мозг. | 1 | |||
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 1 | |||
Анализаторы (5 часов) | |||||
52 | Анализаторы. | 1 | |||
53 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | 1 | |||
54 | Слуховой анализатор. | 1 | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | |||
56 | Зачет № 5 | 1 | |||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | |||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | |||
59 | Сон и сновидения | 1 | |||
60 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | |||
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | |||
Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||
62 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | |||
63 | Функции желез. | 1 | |||
III. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | |||
65 | Развитие зародыша и плода. | 1 | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания | 1 | |||
67 | Развитие ребенка после рождения. | 1 | |||
68 | Интересы и склонности. | 1 | |||
ИТОГО | 68 ЧАСОВ |
Календарно — тематическое планирование
8-Б класса
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
Введение. (2 часа) | |||||
1 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. | 1 | |||
2 | Становление наук о человеке | 1 | |||
Происхождение человека 3 часа | |||||
3 | Систематическое положение человека. | 1 | |||
4 | Историческое прошлое людей | 1 | |||
5 | Расы человека | 1 | |||
II. Строение и функции организма (57 часов) Общий обзор организма (1 час) | |||||
6 | Общий обзор организма | 1 | |||
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) | |||||
7 | Строение и жизнедеятельность клетки | 1 | |||
8 | Покровные и соединительные ткани | 1 | |||
9 | Мышечная и нервная ткани | 1 | |||
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1час) | |||||
10 | Рефлекторная регуляция | 1 | |||
Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||
11 | Строение костей. Соединения костей | 1 | |||
12 | Скелет человека. | 1 | |||
13 | Строение мышц | 1 | |||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 | |||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | 1 | |||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | |||
17 | Зачет №1 | 1 | |||
Внутренняя среда организма 3 часа | |||||
18 | Компоненты внутренней среды | 1 | |||
19 | Кровь | 1 | |||
20 | Борьба организма с инфекцией | 1 | |||
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) | |||||
21 | Транспортные системы организма. | 1 | |||
22 | Круги кровообращения | 1 | |||
23 | Строение и работа сердца | 1 | |||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | |||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | |||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | |||
27 | Зачет №2 | 1 | |||
ТЕМА Дыхательная система (5 часов) | |||||
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания | 1 | |||
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | |||
30 | Регуляция дыхания | 1 | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания | 1 | |||
Пищеварительная система(7 часов) | |||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | |||
33 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | |||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. всасывание | 1 | |||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | |||
38 | Зачёт № 3 | 1 | |||
Выделительная система(1 час) | |||||
39 | Выделение. | 1 | |||
Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||
40 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | 1 | |||
41 | Витамины. | 1 | |||
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион | ||||
Покровные органы. Теплорегуляция (4часа) | Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) | ||||
43 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | |||
44 | Теплорегуляция. Закаливание | 1 | |||
45 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | |||
46 | Зачет № 4 | 1 | |||
Нервная система человека(5 часов) | |||||
47 | Значение и строение нервной системы. | 1 | |||
48 | Спинной мозг. | 1 | |||
49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечек. | 1 | |||
50 | Передний мозг. | 1 | |||
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 1 | |||
Анализаторы (5 часов) | |||||
52 | Анализаторы. | 1 | |||
53 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | 1 | |||
54 | Слуховой анализатор. | 1 | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | |||
56 | Зачет № 5 | 1 | |||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | |||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | |||
59 | Сон и сновидения | 1 | |||
60 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | |||
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | |||
Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||
62 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | |||
63 | Функции желез. | 1 | |||
III. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | |||
65 | Развитие зародыша и плода. | 1 | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания | 1 | |||
67 | Развитие ребенка после рождения. | 1 | |||
68 | Интересы и склонности. | 1 | |||
ИТОГО | 68 ЧАСОВ |
Календарно — тематическое планирование
по биологии
8-б класса
Никитин Алоексей
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
Введение. | |||||
1 2 | Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека. Становление наук о человеке | 1 1 | |||
Происхождение человека 3 часа | |||||
3 4 5 | Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей Расы человека | 1 1 1 | |||
II. Строение и функции организма (57 часов) Общий обзор организма (1 час) | |||||
6 Общий обзор организма 1 | |||||
Клеточное строение организма. Ткани (3 часа) | |||||
7 8 9 | Строение и жизнедеятельность клетки Покровные и соединительные ткани Мышечная и нервная ткани | 1 1 1 | |||
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1час) | |||||
10 Рефлекторная регуляция 1 Опорно-двигательная система (7 часов) | |||||
11 12 | Строение костей. Соединения костей Скелет человека. | 1 1 | |||
13 14 | Строение мышц Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 1 | |||
15 16 17 | Осанка. Предупреждение плоскостопия Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов Зачет №1 | 1 1 1 | |||
Внутренняя среда организма 3 часа | |||||
18 19 20 | Компоненты внутренней среды Кровь Борьба организма с инфекцией | 1 1 1 | |||
Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов) | |||||
21 | Транспортные системы организма. Круги кровообращения Строение и работа сердца Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | 1 | |||
22 | 1 | ||||
23 | 1 | ||||
24 | 1 | ||||
25 | Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 | |||
26 | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | |||
27 | Зачет №2 | 1 | |||
ТЕМА Дыхательная система (5 часов) | |||||
28 | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания | 1 | |||
29 | Значение и механизм дыхания | 1 | |||
30 | Регуляция дыхания | 1 | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания | 1 | |||
Пищеварительная система(7 часов) | |||||
32 | Питание и пищеварение. | 1 | |||
33 | Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | |||
35 | Функции тонкого и толстого кишечника. всасывание | 1 | |||
36 | Регуляция пищеварения. | 1 | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | 1 | |||
38 | Зачёт № 3 | 1 | |||
Выделительная система(1 час) | |||||
39 | Выделение. | 1 | |||
Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||
40 | Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни. | 1 | |||
41 | Витамины. | 1 | |||
42 | Энерготраты человека и пищевой рацион | ||||
Покровные органы. Теплорегуляция (4часа) | Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа) | ||||
43 | Кожа – наружный покровный орган. | 1 | |||
44 | Теплорегуляция. Закаливание | 1 | |||
45 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | 1 | |||
46 | Зачет № 4 | 1 | |||
Нервная система человека(5 часов) | |||||
47 | Значение и строение нервной системы. | 1 | |||
48 | Спинной мозг. | 1 | |||
49 | Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечек. | 1 | |||
50 | Передний мозг. | 1 | |||
51 | Соматический и автономный отделы нервной системы. | 1 | |||
Анализаторы (5 часов) | |||||
52 | Анализаторы. | 1 | |||
53 | Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней. | 1 | |||
54 | Слуховой анализатор. | 1 | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | 1 | |||
56 | Зачет № 5 | 1 | |||
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов) | ||||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 | |||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 | |||
59 | Сон и сновидения | 1 | |||
60 | Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | |||
61 | Воля, эмоции, внимание. | 1 | |||
Железы внутренней секреции (2 часа) | |||||
62 | Роль эндокринной регуляции. | 1 | |||
63 | Функции желез. | 1 | |||
III. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | 1 | |||
65 | Развитие зародыша и плода. | 1 | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания | 1 | |||
67 | Развитие ребенка после рождения. | 1 | |||
68 | Интересы и склонности. | 1 | |||
ИТОГО | 68 ЧАСОВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...