Методическая разработка урока по теме: "И ты увидишь, мир прекрасен.."
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс.
Курс «Биология. Человек» является наиболее интересным для изучения учащимися 8-х классов с практической точки зрения. Вопросы данного курса включены в структуру КИМ по итоговой аттестации учащихся 9, 11-х классов. Данная тема урока направлена на понимание сути функционирования анализатора, особенностей зрительного восприятия, несет большой валеологический смысл. Изучаемая тема является логическим продолжением раздела «Зрительный анализатор», развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc | 165.5 КБ |
prezentaciya._i_ty_uvidish_mir_prekrasen.ppt | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 П. СТЕПНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
__________________________________________________________________
Вариативная часть
(методическая разработка урока)
Аттестуемый педагог Викулова Елена Владимировна, учитель биологии высшей квалификационной категории муниципального______________ общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной____ школы №1 п. Степное Советского района Саратовской области______
Предмет Биология_______ Класс _________8_______________
Тема урока «И ты увидишь, мир прекрасен»________________________
2011 г.
Методическое обоснование урока по теме:
«И ты увидишь, мир прекрасен…»
Биология, как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание», вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс.
Курс «Биология. Человек» является наиболее интересным для изучения учащимися 8-х классов с практической точки зрения. Вопросы данного курса включены в структуру КИМ по итоговой аттестации учащихся 9, 11-х классов. Данная тема урока направлена на понимание сути функционирования анализатора, особенностей зрительного восприятия, несет большой валеологический смысл. Изучаемая тема является логическим продолжением раздела «Зрительный анализатор», развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.
Методические рекомендации
По типологии данный урок является уроком формирования и
совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: смешанный, с использованием нескольких видов деятельности.
Материально-техническое обеспечение: интерактивный комплекс, авторская
презентация.
Цель урока: совершенствование имеющихся и формирование новых знаний об
особенностях зрительного восприятия человека; обоснование необходимость
соблюдения правил гигиены зрения.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о дальнозоркости и близорукости,
раскрыть причины нарушения функций органов зрения; объяснить
возникновение зрительных ощущений и восприятий; выделять главное в
изучаемом материале.
Развивающие: вовлечение учащихся в совершение мыслительных операций,
формирование навыков самостоятельной, поисковой деятельности, развитие
интереса и положительной мотивации к предмету.
Воспитательные: продолжить формирование представлений о связи теории с
практической жизнью, продолжить формирование знаний учащихся по
сохранению и укреплению зрения: прививать чувство ответственности по
отношению к своему здоровью.
Структура урока представлена следующими этапами: воспроизведение и
коррекция опорных знаний, актуализация знаний, введение нового материала,
воспроизведение, обобщение и систематизация знаний, домашнее задание.
Способы организации деятельности учащихся на уроке: коллективные,
индивидуальные, групповые.
Содержание урока актуально и интересно, что способствует включению
учащихся в коммуникативную деятельность, создает благоприятную атмосферу
для обмена мнениями и поиска решения проблем, организации проектной
деятельности и формированию надпредметных и межпредметных компетенций
(связь с курсом физики, разделами биологии).
Урок имеет практическую направленность, расширяет знания учащихся по
вопросу сохранения и укрепления здоровья, учит общению, помогает учащимся
раскрыть свой творческий потенциал. На уроке используются
информационно – коммуникационные и здоровьесберегающие технологии,
элементы технологий проблемного обучения, проектной деятельности и дальтон
– технологий, технологии сотрудничества и интерактивного обучения.
Разнообразные задания: решение поставленной проблемы, выполнение
дифференцированного тестового задания, терминологического диктанта,
интерактивного задания, работа по слайдам презентации способствуют
совершенствованию знаний учащихся по теме «Зрительный анализатор».
Использование элементов интерактивного обучения (работа в группах)
служит средством снятия интеллектуального напряжения, активного поиска,
личностного отношения сопричастности, ответственности каждого члена
группы в работе над мини-проектом.
Предусмотрены варианты использования программированного контроля
знаний; выполнение заданий, с использованием интерактивной доски (при
наличие в кабинете интерактивного оборудования и комплекта ПК).
Релаксация проводится в форме выполнения комплекса упражнений по снятию
утомления глазных мышц (проводится под музыкальное сопровождение).
Выделены критерии успешности при подготовке домашнего задания,
вариативность его форм. Принцип свободы в используемой технологии дальтон
реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и
места их выполнения, источников информации, уровня самостоятельности.
Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность
выполнения домашнего задания, за продуктивность сотрудничества с
одноклассниками. В течение урока учащиеся работают в индивидуальной
карте контроля знаний, выполняют задания и проводят самоконтроль своих
знаний. В конце урока проводится рефлексия. Учащиеся оценивают степень
своей активности на уроке.
Структура, содержание, технологии, формы, методы, применяемые на уроке
способствуют успешному осуществлению учебно- педагогической
деятельности, направленной на достижение желаемого результата.
План - конспект урока по теме: «И ты увидишь, мир прекрасен…».
Цель урока: совершенствование имеющихся и формирование новых знаний об
особенностях зрительного восприятия человека; обоснование необходимости соблюдения правил гигиены зрения.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о дальнозоркости и близорукости, раскрыть причины нарушения функций органов зрения; объяснить возникновение зрительных ощущений и восприятий; выделять главное в изучаемом материале.
Развивающие: вовлечение учащихся в совершение мыслительных операций, формирование навыков самостоятельной, поисковой деятельности, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.
Воспитательные: продолжить формирование представлений о связи теории с практической жизнью, продолжить формирование знаний учащихся по сохранению и укреплению зрения: прививать чувство ответственности по
отношению к своему здоровью.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Ход урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (8 мин.)
Цель данного этапа урока: воспроизвести знания полученные учащимися при изучении строения зрительного анализатора, скорректировать наиболее трудные для понимания вопросы данного раздела темы.
Вступительное слово учителя (постановка вопроса проблемного содержания) (слайд №1).
Одна из турецких пословиц гласит: «Вкус пищи узнают солью, вкус мира – глазами». Красивая пословица, но верна ли она с точки зрения физиологии?
Прогнозируемый ответ: Не верна, т.к. глаз – это воспринимающая часть зрительного анализатора, а соответствующая зона коры больших полушарий – анализирующая.
Зрение - удивительная совместная работа глаза и мозга. Мы видим благодаря не только глазам, а всему зрительному анализатору (слайд №2).
Задание №1. Ответьте на вопрос: Из каких частей он состоит?
Прогнозируемый ответ: Рецепторный орган, нервный путь, зрительная зона коры больших полушарий.
(При наличии в кабинете интерактивного комплекса, как вариант можно предложить выполнение интерактивного задания «Строение зрительного анализатора» (№150870, Единая коллекция ЦОР).
Рецепторным органом является глаз. Вспомним его строение
Задание №2. Выполнение терминологического диктанта (работа с интерактивной моделью «Строение глаза»), (слайд №3).
Закончите мои предложения.
- Снаружи глаз защищен белочной оболочкой или…………………. склерой.
- Луч света проходит через тонкую прозрачную оболочку…………роговицу.
- Позади которой находится радужная оболочка или……… ……….радужка.
- Свет проникает в отверстие, находящееся в центре радужки………...зрачок.
- За зрачком располагается прозрачная природная линза ………....хрусталик.
- Световые лучи, отражающиеся от предметов, фокусируются на внутренней оболочке глаза………………………………………………………...сетчатке.
- Здесь расположены световые рецепторы – палочки и ……………...колбочки.
- Под белочной оболочкой располагается……………….сосудистая оболочка.
- Полость глазного яблока заполнена…………………….стекловидным телом.
(При наличии в кабинете интерактивного комплекса, как вариант можно предложить выполнение интерактивного задания «Внутреннее строение глаза» №150812, Единая коллекция ЦОР).
И так, мы с вами вспомнили основные структуры глаза.
Задание №3. (Выполнение задания по распознаванию структур глаза).
Ребята, повернитесь лицом друг к другу и загляните в глаза своего одноклассника. Какие части глаза вы можете увидеть?
Прогнозируемый ответ: Склеру, роговицу, радужку, зрачок.
А что еще можно увидеть в глазах человека? Согласны вы с выражением что: «Глаза – это зеркало души»? (слайд №4).
Беседа с учащимися на тему: «Глаза – зеркало души» с использованием литературного фрагмента из произведения Н. Заболоцкого.
Мы любим и ненавидим, испытываем горе, страдание, ощущаем радость. Все это отражается в наших глазах (слайд №5).
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана.
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза как два обмана,
Покрытых мглою неудач. Писал Н. Заболоцкий.
III. Актуализация знаний (2 мин.).
Цель данного этапа урока: показать актуальность изучаемого материала, использовать для развития мотивации учащихся педагогические технологии, развивающие память, логическое и критическое мышление.
Мы живем с вами в мире красок. Не всем обитателем нашей планеты даровано это чудо (слайд №6). Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. 90 % информации об окружающем нас мире дают человеку органы зрения (слайд№7). Представьте, какой ничтожно малой информацией мы обладали бы при полном отсутствии зрения (слайд №8).
Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание М. Горького «Ничто не может быть страшнее, чем потеря зрения, - это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира». Посмотрите на слайд (слайд №9). О какой проблеме говорят эти данные? Как вы думаете, чему будет посвящена тема нашего урока?
Прогнозируемый ответ: нарушение работы зрительного анализатора.
О причинах возникновения данных нарушений и о том, как сохранить наше зрение пойдет речь на нашем уроке. (Сообщение темы, цели урока, слайд №10,11).
IV. Введение нового материала (10 мин.)
Цель данного этапа урока: ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока, создание условий для мотивации учебной деятельности учащихся, изучение новых понятий и формирование ЗУН.
(Сообщение, темы, цели и задач урока, постановка проблемного вопроса) Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира? (слайд №12). Решить поставленную, проблему поможет нам наш урок.
(Изложение нового материала в форме эвристической беседы)
Рассмотрим с вами вопрос о том, что же может способствовать нарушению зрения? У детей часто возникает воспаление слизистой оболочки глаза – коньюктивит, что связано с несоблюдением правил личной гигиены. Ушибы, ранения, термические и химические ожоги могут стать причиной помутнения роговицы и образования бельма, что может привести к полной потере зрения (слайды № 13,14,15). С возрастом, вследствие кристаллизации может нарушиться прозрачность хрусталика, вследствие чего, развивается катаракта. Хрусталик удаляют, заменяют искусственным или приписывают пациентам очки с большими диоптриями. Человек может быть слабо видящим потому, что соотношение между преломляющей силой оптических сред глаза и длиной глаза бывают различными.
Задание №1. Вспомните, какие среды глаз являются преломляющими?
Прогнозируемый ответ: роговица, хрусталик.
Лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки – желтом пятне. Поэтому и возникают дефекты зрения (видеофрагмент).
Задание №2. Ответьте на вопрос: О каких наиболее распространенных нарушениях говорилось в видеофрагменте?
Прогнозируемый ответ: Дальнозоркость и близорукость.
Как вы видели из видеофрагмента, наиболее распространенными нарушениями зрения являются дальнозоркость и близорукость.
(слайд №17). Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не контрастными.
(слайд №18). Близорукость или миопия может быть врожденной и приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся нечетко.
Выявить дефекты зрения помогают таблицы Браиля. А исправить их можно с помощью правильно подобранных очков. Близоруким - назначают двояковогнутые линзы с отрицательными Д, рассеивающими свет. Дальнозорким – двояковыпуклые линзы с положительными Д, усиливающими преломление лучей. Д (диоптрии) – единицы измерения, преломляющей силы линзы. Например, рецепт очков для близорукого ОД – 5 Д, ОS – 4Д (слайд №19).
Сегодня на уроке вы работаете в индивидуальной карте контроля знаний (Приложение №1). Выполняем задание №1 на распознавание объектов: Определить, какие нарушения зрения показаны на рис. А и В (проверка учителем выполнения задания №1).
Близорукость может носить как приобретенный характер, вследствие не соблюдения режима освещенности в кабинете, недостатка витамина А, осложнения после перенесенного заболевания, так и наследственный характер. Еще одним наследственным нарушением функций зрения является неспособность многих людей воспринимать все спектральные цвета.
Явление цветовой слепоты было описано в 1794 году англичанином Джоном Дальтоном и названо по его имени? …дальтонизмом. В 26 лет он вдруг обнаружил, что не различает по цвету красные ягоды от зеленых листьев. Дальтонизм чаще проявляется у мужчин и связано это с особенностями наследования гена дальтонизма. Посмотрите на слайд, так воспринимают действительность люди с нормальным зрением и нарушением цветового восприятия. Очень интересны картины, нарисованные дальтониками.
Задание №3. Определите, какая картина была нарисована дальтоником? (слайд №20).
Таблицы, изображенные на слайде позволяют определить нарушение цветоощущения: Определите, какие числа спрятаны в кружочках? (слайд №21).
Задание №4. Ответьте на вопрос: Какая профессия противопоказана людям с нарушением цветоощущения?
Прогнозируемый ответ: Водитель.
Люди с нарушениями цветоощущения должны выбирать профессии не связанные с необходимостью иметь хорошее цветовое зрение.
«Не верь глазам своим» - иногда, говорим мы, сталкиваясь со зрительными иллюзиями. Например, предметы в воде кажутся нам увеличенными и деформированными (демонстрация опыта «Преломляющая способность воды»: чайная ложка, помещенная в стакан воды).
Это примеры оптического обмана. Перед вами двойственные изображения (слайды №22, 23). Что вы видите на этом рисунке?
Прогнозируемый ответ: Мы наблюдаем смену образов при восприятии.
Это происходит благодаря тому, что мы не только видим, но и бессознательно рассуждаем. Учеными раскрыты еще далеко не все тайны человеческого глаза.
Релаксация (проводится под фоновое музыкальное сопровождение) – 5 мин.
Цель данного этапа урока: Снятие утомления мышц опорно-двигательной системы, профилактика сколиозов и нарушений в работе органов зрения (использование здоровьесберегающих технологий).
Мы живем с вами в век компьютерных технологий.
Ребята как вы считаете, что в настоящее время является основной причиной нарушения в работе органов зрения?
Прогнозируемый ответ: Увлечение компьютером.
Просматривая презентацию, работая за компьютером, при длительной нагрузке на глаза мы испытываем усталость, рассеянность, снижение внимания. Нам необходимо расслабится, т.е. снять нагрузку. Я предлагаю вам проделать гимнастику для глаз.
Упражнение №1: .Сидя закроем глаза на 3-5 сек, затем откроем, их на 3-5 сек. Повторим упражнение 3-4 раза.
Упражнение №2: Мысленно опишите глазами «8».
Повторим упражнение 3-4 раза.
Упражнение №3: Стоя, смотрим перед собой 2-3 секунды. Возьмем в руки ручку. Отведем ее на расстояние 25- 30 см от глаз, смотрим на верхний кончик ручки несколько секунд. А теперь посмотрите на ручку попеременно то правым, то левым глазом. Что вы наблюдаете? Предмет как бы смещается в поле зрения. Это упражнение доказывает нам наличие у человека стереоскопического зрения.
V. Воспроизведение знаний, умений и навыков (15 мин.)
Цель данного этапа урока: Овладение учащимися разнообразными способами учебной деятельности, развитие навыков работы с тестовыми заданиями.
(Использование технологии интерактивного обучения», работа в группах по заданиям). Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа должна выполнить задание. В конце работы каждая группа должна представить по данному ей заданию свой мини - проект. Сформируем 3 группы. В каждой группе выберем: капитана (руководителя мини – проекта), генератора идей, хранителя времени, оформителя и докладчика.
Работая, не забывайте о следующем: есть идея – не молчи, дослушал – потом говори, отвергая – предлагай, ибо только в споре рождается истина. Капитаны должны оценить активность участников вашей группы и назвать самых активных (слайды №25,26,27). Предлагаемые варианты заданий:
Задание для группы №1
Приготовьте сообщение на тему: “Как помочь Мартышке”. Для этого вспомните басню Крылова “Мартышка и очки».
Определите, какой дефект зрения приобрела мартышка к старости, и подберите ей очки для правильной коррекции зрения.
Очки с двояковогнутой линзой
Рецепт очков:
OD - 1.5 D
OS - 2, 0 D
Очки с двояковыпуклой линзой
Задание для группы № 2
Радужный кросс – опрос.
Задание: установите соответствие между понятием и его смысловым значением.
- Ознакомьтесь с таблицей понятий, к которым необходимо подобрать смысловые значения;
- Обратите внимание на цветовой фон таблицы смысловых значений;
- Подберите к предложенным понятиям их смысловые значения, обратите внимание на цветовой фон получившейся таблицы соответствия;
- Приготовьте отчет о проделанной работе;
- Почему задание называется радужный кросс – опрос? Какая закономерность образуется в цветовой гамме соответствий.
Понятие | Смысловое значение |
Глаз |
|
Дальнозоркость |
|
Линза |
|
Хрусталик |
|
Близорукость |
|
Очки |
|
Сетчатка |
|
Смысловое значение | |
| устройство, корректирующее недостатки зрения |
| при этом дефекте зрения фокус лежит перед сетчаткой |
| оптическое тело, имеющее сферическую поверхность |
| расположен за зрачком, похож на собирающую линзу |
| при этом дефекте зрения фокус лежит за сетчаткой |
| иногда называют “живым” фотоаппаратом |
внутренняя оболочка глаза, содержащая зрительные рецепторы |
Задание для группы № 3
Прочитайте текст «Гигиена зрения». Найдите в нем ошибки и вычеркните их из текста, используя маркер. Сформулируйте и озвучьте правила гигиены зрения. Дайте им обоснование.
Гигиена зрения.
При чтении необходимо подносить книгу близко к глазам.
Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить так, чтобы свет падал слева.
Расстояние до книги при чтении должно быть 30-35 см
Рекомендуется читать лежа.
Читать можно при любом освещении, т.к. у нас есть рецепторы и светового и сумеречного зрения.
Нельзя читать в движущемся транспорте.
Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор – прекрасный отдых для глаз.
Можно читать в движущемся транспорте, любуясь одновременно видом из окна.
Нельзя читать лежа, т.к. при этом постоянно меняется расстояние от глаза до книги и зрительные мышцы быстро утомляются.
Никотин, алкоголь и различные токсические вещества НЕ могут вызвать тяжёлые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.
Необходимо ограничивать ежедневный просмотр телепередач и занятия за дисплеем компьютера.
Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы и потери зрения.
(Зашита мини – проектов, подведение итогов работы команд).
Проведем контроль знаний в форме тестирования.
Задание №2. Выполнение учащимися теста с дифференцированными заданиями с последующим самоконтролем в индивидуальной карте контроля знаний (при наличии в кабинете комплекта ПК можно провести в виде программированного контроля знаний) (Приложение №1).
Вам предлагается провести индивидуальный контроль ваших знаний, полученных по данной теме (возможен вариант программированного контроля знаний при наличии в кабинете комплекта ПК). На каждый вопрос только один вариант ответа. Обратите внимание, что задания дифференцированы и включают в себя 4 задания обязательного уровня и 2 повышенного (под знаком *). Время ограничено (5 минут).
VI. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (5 мин.)
Цель данного этапа урока: формулировка учащимися ответа на проблемный вопрос, заданный в начале урока, подведение итогов урока, определение индивидуальной степени результативности в ИККЗ.
Вернемся к вопросу, с которого мы начинали наш урок: Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира?
Прогнозируемый ответ: соблюдать гигиену органов зрения, беречь глаза от травм, выполнять все назначения врачей.
Задание №3 Выполнение задания на соответствие понятий и определений в ИККЗ (задание в формате КИМ для ГИА)
(Проведение самоконтроля с использованием опорных табличек и слайдов презентации, слайды №13,14,15).
Рефлексия: Подведем итоги урока. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось наиболее интересным и значимым для вас? (фронтальная беседа)
Оцените степень своей активности на уроке в ИККЗ (индивидуальных картах контроля знаний) – 2 мин.
Изученная нами тема очень актуальна и важна для каждого человека, т.к. нарушение зрения явление, широко распространенное. Буквально каждый 3 житель нашей планеты имеет отклонение в работе органов зрения. До 75 % всех случаев слепоты у взрослых людей можно предотвратить с помощью профилактики и лечения.
Берегите ваши глаза! Будьте осторожны в обращении с химическими препаратами, колющими и режущими инструментами, соблюдайте правила гигиены. Вашим капитанам я вручаю «Памятки о правилах гигиены зрения и оказании ПМП при травмах глаз» (вручается каждому учащемуся) (Приложение №2).
VII. Домашнее задание (2 мин.)
Цель данного этапа урока: сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения.
Ваше домашнее задание вы можете выбрать из списка предложенного (слайд № 18): создание мини – проектов по теме: «Зрительное восприятие», проведение валеологического самоанализа «Я и мое зрение» (Приложение №3), подготовка кроссворда по теме: «Зрительный анализатор» (принцип свободы в технологии дальтон реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, уровня самостоятельности. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками).
Критерии успешности выполнения домашнего задания: выбирать задания по степени сложности, по интересу, по целевой установке, использовать разные источники информации, работать с учебной и справочной литературой, работать самостоятельно, в парах, выполнять задания творчески.
В виде мини – проекта должен быть представлен материал по наиболее значимым для вас и интересным с познавательной точки зрения вопросам темы «Строение и функции зрительного анализатора». Проект может носить творческий, информационный или исследовательский характер. Представляется в форме мультимедийной презентации, устного журнала, стендовой выставки. Обязательно указать цель, этапы и практическую направленность вашего проекта (данная форма домашнего задания рассчитана на учащихся, занимающихся на «4» и «5»).
Остальные формы предлагаются для выбора остальным учащимся класса. Валеологический самоанализ выполняется на специальном бланке и требует консультации школьного медработника.
И в заключение урока хочется сказать следующее.
Помните, что зрение – это чудо, подаренное нам природой «и ты увидишь, мир прекрасен!». Я желаю вам здоровья. Пусть ваши глаза всегда излучают свет и добро, любовь к окружающему вас миру. Пусть ваша жизнь будет наполнена только яркими красками (слайды на фоне музыки).
Разработка урока сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Список литературы для учителя:
- Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Тематическое и поурочное планирование учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8кл.», М.: изд-во «Дрофа».
- А.В. Пименов, И.Н.Пименова Биология. Человек. В вопросах и ответах.- С: ИЦ «Добродея».,1997 г.
- А.В. Пименов «Биология. Эволюция, экология, человек. - С. изд-во СГАУ,2002 г
- . Общая биология. Дидактические материалы. – Ярославль. Академия роазвития 2007.
Список литературы для учащихся:
- И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». – М. «Просвещение», 1983 г.
- А.Г. Хрипкова и др. «Физиология человека».- М. «Просвещение»,1971 г.
- В.С. Анисимов, Е.П. Бруновт, А.В. Реброва «Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека»- М.»Просвещение», 1987 г.
- Биология. Большой энциклопедический словарь. / под ред. Гилярова М.С., - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-864с.: ил. 30 л.цв. ил.
Электронные издания:
- Биология. Анатомия и физиология человека, М.- электронная библиотека «Просвешение».2005 г.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека уроков по биологии. – «Кирилл и Мефодий», Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единая коллекция ЦОР.
Интернет-ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение зрительного анализатора 1.Зрительные рецепторы 2.Зрительные нервы 3.Зрительная зона коры больших полушарий
Внутреннее строение глаза человека Оптическая ось Склера Роговица Радужка Хрусталик Сетчатка Стекловидное тело Сосудистая оболочка
«Глаза – зеркало души».
Ты помнишь, Как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Её глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Её прекрасные глаза. Н. Заболоцкий
Цветовосприятие в мире животных
Проблемы со зрением есть у 30% жителей нашей планеты; Практически у каждого второго жителя России есть какое – либо нарушение зрения; Число инвалидов по зрению в России достигает 500 тыс. человек; У 4% первоклассников наблюдается нарушение зрения; Среди выпускников школ нарушение зрения имеется уже у 40% подростков. Статистика нарушений в работе органов зрения
Цель урока: совершенствование имеющихся и формирование новых знаний об особенностях зрительного восприятия человека; обоснование необходимости соблюдения правил гигиены зрения.
Что же, нужно сделать, для того чтобы сохранить способность воспринимать красоту окружающего мира?
Коньюктивит
Помутнение роговицы – бельмо
Катаракта
Дальнозоркость (гиперметропия) Световые лучи, идущие от предмета, фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не контрастными.
Близорукость (миопия) Световые лучи от предмета фокусируются перед сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а удаленные предметы видятся нечетко.
Д (диоптрии) – единицы измерения преломляющей силы линзы. Рецепт очков для близорукого: ОД – 5 Д, О S – 4Д
Определите, какая картина нарисована дальтоником ? Рис. 1 Рис. 2
Зрительные иллюзии
МУЗЫКА
Задание для группы №1 Рецепт очков: OD 1.5 D OS 2, 0 D Очки с двояковогнутой линзой Очки с двояковыпуклой линзой ? ? ?
Задание для группы № 2 Радужный кросс – опрос. Глаз устройство, корректирующее недостатки зрения Дальнозоркость при этом дефекте зрения фокус лежит перед сетчаткой Линза оптическое тело, имеющее сферическую поверхность Линза расположен за зрачком, похож на собирающую линзу Очки при этом дефекте зрения фокус лежит за сетчаткой Близорукость иногда называют “живым” фотоаппаратом Сетчатка внутренняя оболочка глаза, содержащая зрительные рецепторы
Задание для группы №3 1.Прочитайте текст «Гигиена зрения». 2.Найдите в нем ошибки и вычеркните их из текста, используя маркер. 3.Сформулируйте и озвучьте правила гигиены зрения. 4.Дайте им обоснование.
Проверь себя 1.а 2.а 3.а 4.а 5.а 6.б *7.б *8.а
Домашнее задание С оздание мини – проектов по теме: «Зрительное восприятие»; Проведение валеологического самоанализа «Я и мое зрение»; Подготовка кроссворда по теме: «Зрительный анализатор».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.
Урок можно использовать при повторении курса информатики в 11 классе, учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».
Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"
Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....
методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"
урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)...