Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Моисеева Лариса Васильевна

Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_v_5_kl.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока литературы

Тема: «Нравственные уроки по повести

В.Г. Короленко

 «В дурном обществе»

Разработала учитель русского языка и литературы

                                               МБОУ «Урвановская СОШ»  Моисеева Л.В.

                                                                                           

        

2013 год.

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник : литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я Коровина. Москва: Просвещение, 2010 год.

Тема: «Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Тип урока: применение знаний и умений.

Цели урока:

- способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.

-продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся.

- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное о произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать о обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, таблица, раздаточный материал (кроссворды)

Литература : 1.Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»

2. Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина.

Ход урока:

                                                                                                  … лучше иметь в груди кусочек

                                   человеческого сердца вместо холодного камня.

                                                                                                                 В.Г. Короленко

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Личностные:

Внимание, уважение к сверстникам;

Коммуникативные:

 Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные:

Мобилизация сил и энергии

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесём: «Мне приятно тебя видеть!»

Самоопределение

Мотивация к учебной деятельности

Личностные:

Самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли.

Итак, дети, мы уже познакомились с тремя главами повести. Вспомним кратко, о чём рассказывается в главах. От чьего имени ведётся рассказ.

Дома вы должны прочитать 4,5 и 6 главы повести. Но прежде, чем мы перейдём к анализу прочитанных глав, я вам хочу объявить, что сегодня не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберёт пять жетонов и больше, тот получит за урок «пять»

Выявления желания знакомиться с другими главами повести.

Актуализация знаний

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение , извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Дети, вспомните, я вам рассказывала об авторе этой повести. Каким даром, кроме литературного таланта, обладал Владимир Галактионович Короленко (дар – это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.)

А главный герой повести Вася обладал таким сердцем? Давайте вместе с Васей пройдём по той дороге, которая провела его к новым друзьям. И как Вася меняется Вася под влиянием встречи с новыми друзьями?

Постановка цели (целеполагание)

Личностные:

моральный выбор;

Регулятивные:

Планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу урока?

Какие основные задачи стоят перед нами?

Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдёт о сочувствии, сострадании, милосердии.

Организация деятельности

Личностные:

самоопределение, побуждение к деятельности;

Дети, как вы думаете, какими должны быть люди, имеющие такое сердце?

Давайте уточним значения слов, которыми мы будем пользоваться на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Размышляют над качествами героев. Узнают значение слов.

Открытие обучающимися нового знания

Познавательные:

Понимание обучающимися содержания текста;

Ответы на вопросы учителя.

Регулятивные:

Контроль за ответами обучающихся.

Коммуникативные:

Взаимодействие с учителем во время опроса.

А герой повести Вася обладал такими качествами?

А Валек и Маруся?

Какими их увидел Вася?

Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

Выделите в 4,5 главах описания Внешности Маруси.

Какие эпитеты, сравнения и оценочные слова использует в них автор?

Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать её со своей сестрой Соней?

Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом повести.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл.

(Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал.

(Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье

(Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

(Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Вместе с детьми учитель читает стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Самостоятельная работа

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Продолжение беседы по тексту повести:

Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей , каких знал Вася до  знакомства с ними?

Что сделало их такими?

Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека «Серый камень высосал из неё жизнь»

Что «неумолимое, твёрдое и жестокое, как камень», «высосало» румянец, блеск глаз и  живость движений девочки?

Заполните первую колонку таблицы.

Учитель делает вместе с учащимися вывод: серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.

Учащиеся в первой колонке записывают, что символизирует «Серый камень» (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, чёрствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость)

Продолжаем работу по тексту повести.

Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию. (Прочитаем по ролям диалог Васи и Валека)

Ответим на вопросы:

- Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

- Какие чувства борются в душе героя?

- Какие «смутные вопросы и ощущения» тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

- Как решил для себя эти проблемы Вася?

Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Самостоятельная работа

Познавательные УУД:

Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце.

Продолжим работу по заполнению таблицы.  Заполняем правую колонку под названием «Человеческое сердце»

Учитель с учащимися делают вывод: Закон совести

Учащиеся в правой колонке записывают, что символизирует «человеческое сердце» (Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность)

Работа в парах

А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю.
  2. Должность отца Васи.
  3. Самое красивое здание в Княж-городке.
  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси.
  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей.
  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме.
  7. Место, где жили Валек и Маруся.
  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье.

Учитель даёт толкование, лексическое значение ключевого слова кроссворда.

Гуманизм-гуманность, человечность, человеколюбие.

Слово учителя:

Вася живёт по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом».

Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, «в дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

  1. Грусть
  2. Судья
  3. Тюрьма
  4. Кукла
  5. Часовня
  6. Одиночество
  7. Подземелье
  8. Черёмуха.

Учащиеся читают ключевое слово Гуманизм

Учитель цитирует слова великого русского писателя Л.Н. Толстого «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.»

Домашнее задание: Прочитать главы 7 и 8. Подготовить пересказ на тему «Последняя осень Маруси».

Рефлексия; Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке, это…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Этот урок способствует овладению учащимися коммуникативной компетентностью, помогает в формировании важнейших ценностных установок личности ученика....

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Урок литературы. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".

Материал содержит темы сочинений по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", а также памятку к данным темам....

Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...

Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)

В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...


 

Комментарии

Вдовенко Сильвия Петровна

Хочу выразить Ларисе Васильевне признательность за замечательную методическую разработку. Умница.