Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury_v_5_kl.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературы
Тема: «Нравственные уроки по повести
В.Г. Короленко
«В дурном обществе»
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ «Урвановская СОШ» Моисеева Л.В.
2013 год.
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник : литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я Коровина. Москва: Просвещение, 2010 год.
Тема: «Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Тип урока: применение знаний и умений.
Цели урока:
- способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.
-продолжить развитие устной речи, эмоционально- образного и аналитического мышления учащихся.
- формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное о произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения.
Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать о обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация, таблица, раздаточный материал (кроссворды)
Литература : 1.Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»
2. Литература 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор-составитель В.Я. Коровина.
Ход урока:
… лучше иметь в груди кусочек
человеческого сердца вместо холодного камня.
В.Г. Короленко
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия | Личностные: Внимание, уважение к сверстникам; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: Мобилизация сил и энергии | Психологический настрой детей на урок. Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесём: «Мне приятно тебя видеть!» | Самоопределение |
Мотивация к учебной деятельности | Личностные: Самоопределение, установление связи между целью учения и её мотивом. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли. | Итак, дети, мы уже познакомились с тремя главами повести. Вспомним кратко, о чём рассказывается в главах. От чьего имени ведётся рассказ. Дома вы должны прочитать 4,5 и 6 главы повести. Но прежде, чем мы перейдём к анализу прочитанных глав, я вам хочу объявить, что сегодня не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберёт пять жетонов и больше, тот получит за урок «пять» | Выявления желания знакомиться с другими главами повести. |
Актуализация знаний | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение , извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками. | Дети, вспомните, я вам рассказывала об авторе этой повести. Каким даром, кроме литературного таланта, обладал Владимир Галактионович Короленко (дар – это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.) А главный герой повести Вася обладал таким сердцем? Давайте вместе с Васей пройдём по той дороге, которая провела его к новым друзьям. И как Вася меняется Вася под влиянием встречи с новыми друзьями? | |
Постановка цели (целеполагание) | Личностные: моральный выбор; Регулятивные: Планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Прочитайте эпиграф. Как вы думаете, почему именно эти слова взяты за основу урока? Какие основные задачи стоят перед нами? | Знакомство с эпиграфом, вывод о том, что речь пойдёт о сочувствии, сострадании, милосердии. |
Организация деятельности | Личностные: самоопределение, побуждение к деятельности; | Дети, как вы думаете, какими должны быть люди, имеющие такое сердце? Давайте уточним значения слов, которыми мы будем пользоваться на уроке. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим нибудь несчастьем, горем. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. | Размышляют над качествами героев. Узнают значение слов. |
Открытие обучающимися нового знания | Познавательные: Понимание обучающимися содержания текста; Ответы на вопросы учителя. Регулятивные: Контроль за ответами обучающихся. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время опроса. | А герой повести Вася обладал такими качествами? А Валек и Маруся? Какими их увидел Вася? Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? Выделите в 4,5 главах описания Внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения и оценочные слова использует в них автор? Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать её со своей сестрой Соней? | Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом повести. |
Физкультминутка | В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.) В среду долго умывался, (Умываемся.) А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.) А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.) Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.) Хорошо мы с вами потрудились, на пользу! | Вместе с детьми учитель читает стихотворение, выполняя все движения по тексту. | |
Самостоятельная работа | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | Продолжение беседы по тексту повести: Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей , каких знал Вася до знакомства с ними? Что сделало их такими? Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека «Серый камень высосал из неё жизнь» Что «неумолимое, твёрдое и жестокое, как камень», «высосало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки? Заполните первую колонку таблицы. Учитель делает вместе с учащимися вывод: серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества. | Учащиеся в первой колонке записывают, что символизирует «Серый камень» (Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, чёрствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость) |
Продолжаем работу по тексту повести. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию. (Прочитаем по ролям диалог Васи и Валека) Ответим на вопросы: - Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры? - Какие чувства борются в душе героя? - Какие «смутные вопросы и ощущения» тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры? - Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора? | |||
Самостоятельная работа | Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей. Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжим работу по заполнению таблицы. Заполняем правую колонку под названием «Человеческое сердце» Учитель с учащимися делают вывод: Закон совести | Учащиеся в правой колонке записывают, что символизирует «человеческое сердце» (Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность) |
Работа в парах | А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Учитель даёт толкование, лексическое значение ключевого слова кроссворда. Гуманизм-гуманность, человечность, человеколюбие. Слово учителя: Вася живёт по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют «дурным обществом». Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, «в дурном обществе», Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. |
Учащиеся читают ключевое слово Гуманизм | |
Учитель цитирует слова великого русского писателя Л.Н. Толстого «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.» Домашнее задание: Прочитать главы 7 и 8. Подготовить пересказ на тему «Последняя осень Маруси». Рефлексия; Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить предложение: «Самое главное, что я поняла сегодня на уроке, это…» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"
Этот урок способствует овладению учащимися коммуникативной компетентностью, помогает в формировании важнейших ценностных установок личности ученика....
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Урок литературы. Подготовка к сочинению по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе".
Материал содержит темы сочинений по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе", а также памятку к данным темам....
Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...
Методическая разработка Использование интерактивных методов на уроках литературы с целью формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий (Для учителей русского языка и литературы старшего звена)
В данной методической разработке описаны три интерактивных метода (ролевая игра, дискуссия, кейс-метод). Представлен опыт их использования в старших классах на уроках литературы (УМК по литературе для...
Комментарии
Нравственные уроки по повести В.Г. Корленко В дурном обществе"
Хочу выразить Ларисе Васильевне признательность за замечательную методическую разработку. Умница.