Проектная деятельность учащихся на экскурсиях.
статья по биологии по теме
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на занятиях кружка и на экскурсиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Основная общеобразовательная школа поселка Трудовой» Нижнекамского муниципального района РТ
Выступление на тему:
«Проектная деятельность учащихся на экскурсиях».
Учитель биологии Насибуллина Л.М.
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на занятиях кружка и на экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы по решению учебных биологических и экологических проблем имеет для школьников личностный смысл. «Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проектов.
В чем специфика и развивающее воздействие на личность проектной деятельности? Особенность ее состоит в том, что исследуемые проблемы берутся из реальной жизни, ученик наблюдает их в природе. Проектная деятельность- самостоятельное решение школьником одной или целого ряда учебных биологических и экологических проблем, а главное- практическое применение полученных знаний. В результате ученики под руководством учителя самостоятельно решают проблемы, получают реальный результат познания и экологической деятельности.
Над проектом ребята могут работать индивидуально или в группе. Темы проектов должны удовлетворять профессиональные, познавательные, творческие потребности и интересы, развивать способности учащихся. Поэтому на экскурсиях предлагаю биологические и экологические темы по природопользованию, сохранению окружающей среды и здоровья. Проект как вид творческой деятельности достаточно сложен в организации. Поэтому учитель помогает школьнику при постановке целей; момент поиска пути их решений; при выборе оптимального решения, а также в осуществлении и аргументации выбора объекта или процесса. Объективная оценка процесса и результата творческой деятельности- еще более сложная проблема. От выбранной формы защиты проекта во многом зависит успех всей работы в целом. Защита проекта может проходить в форме доклада, реферата, выставки, научного отчета.
Можно выделить следующие критерии оценки проекта:
-актуальность проблемы;
-правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования, обработки полученных результатов;
-логика изложения материала;
-глубина проникновения в проблему;
-обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.
Оценивая работу, необходимо учитывать активность ученика при ее выполнении. И все-таки главное- социальная направленность результатов исследования. Эта направленность может выражаться в виде практических предложений по решению биологических и экологических проблем.
Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащихся: он предлагает темы проектов, список литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работы над проектом и при его оформлении. Сотрудничество и усилия школьника при работе над проектом формирует самостоятельность и творческие способности ученика.
По степени самостоятельности выполнения проекты делятся на несколько типов. Преобладающие- исследовательские проекты. Этот тип проектов включает: самостоятельное формулирование проблемы, определение методов исследования, источник информации, выдвижение гипотез, решение обозначенной проблемы, экспериментальное исследование, выводы и предложения по практическому воплощению результатов. Темы исследовательских проектов для школьников различных возрастных групп разные, например, шестиклассникам можно предложить тему «Растение…(название вида), занесенное в «Красную книгу Татарстана» и его состояние в нашем лесу. Меры охраны». Этапы работы:
- Прочитайте справку об этом растении.
- Опишите биологию растения и условия его обитания.
- Изучите состояние растения в нашем лесу, выясните, какие неблагоприятные факторы влияют на его численность.
- Предложите и обоснуйте несколько мероприятий, которые могут сохранить численность растений.
Для старшеклассников темы проектов должны включать общебиологический материал, задания на ценностное восприятие экосистем, исследовательские умения учащихся. Им можно предложить тему «Оценка состояния окружающего леса и меры по его улучшению».
Значительно активизирует деятельность учащихся работа над информационными проектами. Подобный вид творческой деятельности может быть использован от младшего школьника до старшеклассника.
Учащиеся самостоятельно проводят отбор научной, популярной и учебной информации. Это формирует у них умения реферировать литературу, находить литературные источники. Далее проходит оформление работы и ее защита.
При этом дети учатся излагать материал по плану, ставить вопросы и отвечать на них, школьника появляется опыт сотрудничества с классом. Творчество учащегося проявляется при интерпретации результатов, оформлении проекта и его дальнейшем использовании, например при планировании практических работ по охране природы и благоустройству территории.
Темы информационных проектов могут быть самые разные: «Раскрыть особенности биологии березы бородавчатой от имени дерева. Сделать репортаж березы о своей жизни с плохого и благоприятного места обитания»; «Значение березы в жизни человека»; «Красота осенней природы в произведениях русских писателей и поэтов» и другие.
Подобные проекты можно продолжить на экскурсиях в старших классах. Так, в ходе экскурсии «Весенние явления в жизни растений» ученики собирают информационный материал о жизни деревьев весной. У них накапливается материал для проекта «Озеленение нашей школы», «Помощь нашему парку». Этот проект защищается в конце изучения раздела о растениях (или на старшей ступени обучения).
На биологических экскурсиях, в естественном окружении живой природы, наглядно видны экологические, природоохранные и в целом биологические проблемы. Решая на экскурсии учебные творческие задачи, школьники накапливают жизненный опыт, учатся решать проблемы и задачи в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"
Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1 содержит примерные темы ...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"
Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и об...
Методическое обеспечение эффективной деятельности учителей по внедрению проектной технологии и организации проектной деятельности учащихся в гимназии
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и п...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.
Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания продукта), отчет о проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...
Проектная деятельность учащихся: технология развития проектной культуры
Автор технологии развития проектной культуры Хаматгалеев Э. Р. предлагает к использованию в проектной деятельности учащихся с позиций культурно-исторического подхода такие средства опосредствования ка...