Зачеты-вертушки по биологии
методическая разработка по биологии на тему

Данный материал содержит разработки трех зачетов для разных классов: "Бактерии. Грибы. Лишайники", "Класс Птицы" и "Основы экологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachety-vertushki.rar31.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ЗАЧЕТ-ВЕРТУШКА ПО ТЕМЕ: «КЛАСС ПТИЦЫ»

Стол А (Биологические задачи)

Вариант 1

Какие преимущества по сравнению с пресмыкающимися дает птицам теплокровность? Каковы отрицательные стороны теплокровности?

Вариант 2

Вы знаете, что некоторые животные линяют, чтобы иметь возможность вырасти. А зачем линяют птицы, ведь перья не мешают их росту?

Вариант 3

Птицы, как правило, делают гнезда и выводят птенцов весной и летом. Исключение составляют клесты. Они могут выводить птенцов зимой. Что является определяющим в сроках выведения птенцов у разных видов птиц?

Вариант 4

Многие птицы, которые добывают пищу далеко от гнезд, гнездятся колониями (чайки, грачи, ласточки и др.). Почему им это выгодно?

Вариант 5

Разные размеры, окраска, форма тела и особенности поведения у самцов и самок называется половым диморфизмом. Приведите примеры полового диморфизма у птиц и объясните его роль.

Стол В (Описание приспособлений птиц)

Вариант 1

Опишите приспособления птиц к сезонным изменениям в природе.

Вариант 2

Опишите приспособления птиц облегчающие поиск и ловлю добычи

Вариант 3

Опишите приспособления во внешнем строении птиц позволившие им завоевать воздушную среду.

Вариант 4

Опишите приспособления во внутреннем строении птиц позволившие им завоевать воздушную среду.

Вариант 5

Опишите приспособительные особенности яиц птиц.

Стол С (Решите, правильно или неправильно то или иное предложенное суждение)

Вариант 1

  1. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы.
  2. Кожа птиц сухая, лишена желез (имеется лишь копчиковая железа).
  3. Все птицы строят гнезда.
  4. Мочевой пузырь у птиц небольшой.
  5. Длина шеи птиц зависит от количества шейных позвонков.
  6. Птенцовые птицы откладывают больше яиц, чем выводковые.
  7. Пища у птиц из пищевода попадает в мускульный желудок, а из него в железистый.
  8. Самое искусное гнездо (шарообразное с входной трубкой) из наших птиц делает синица ремез.
  9. Кочующие птицы не имеют постоянных мест зимовок.
  10. Контурное перо состоит из стержня и опахала.

Вариант 2

  1. У всех птиц образуется зоб, как расширение пищевода.
  2. Пуховое перо и пух – это одно и тоже.
  3. У пингвинов, хотя они и не летают, тоже имеется киль.
  4. Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы.
  5. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
  6. Органы и ткани тела птиц снабжаются артериальной кровью.
  7. По форме клюва можно определить характер питания птиц.
  8. Перелетные птицы не имеют постоянных мест зимовок.
  9. Через поры, расположенные в скорлупе, осуществляется газообмен между зародышем и внешней средой.
  10. У птиц наиболее развиты большие грудные мышцы.

Вариант 3

  1. Киль, как вырост, грудины способствует рассеканию воздуха при полете птицы.
  2. Сердце у птиц четырехкамерное.
  3. Развивающийся зародыш птицы питается в яйце веществами, имеющимися в белке.
  4. У птиц хорошо развит передний мозг и мозжечок.
  5. Все птицы теплокровные животные.
  6. Уровень обмена веществ у птиц ниже, чем у пресмыкающихся.
  7. Кости большинства птиц заполнены воздухом.
  8. Основной причиной перелетов птиц является недостаток пищи.
  9.  Копчиковая железа сильно развита у водоплавающих птиц.
  10. Зоб, как видоизмененная часть пищевода, имеется у хищных птиц.

Вариант 4

  1. Все птицы способны к полету.
  2. Клюв птицы – это видоизмененные верхняя и нижняя челюсти, лишенные зубов.
  3. У самок птиц развит только один яичник (левый).
  4. Зародышевый диск всегда направлен кверху благодаря канатикам.
  5. В кисти крыла птицы сохранился только один палец.
  6. К бескилевым птицам относится страус и пингвин.
  7. Мускулистый желудок наиболее развит у зерноядных птиц.
  8. Только птицы из позвоночных животных откладывают яйца.
  9. У птиц существует система двойного дыхания.
  10. Основным сигналом, вызывающим у птиц инстинкт перелета, является уменьшение длины дня.

Вариант 5

  1. Пуховые перья не имеют опахал.
  2. У всех птиц внутреннее оплодотворение.
  3. У дневных хищников плохо развито зрение, а у ночных хорошо.
  4. У птиц на ногах обычно 4 пальца. Три направлены вперед, а один – назад.
  5. В воздушных мешках птиц происходит активный газообмен.
  6. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
  7. У птиц хорошо развит мозжечок.
  8. Во время развития зародыша скорлупа яйца частично расходуется на образование его скелета.
  9. Все птицы строят гнезда.
  10. В яйце птицы собственно яйцом является желток.

Стол Д

Вариант 1

Сравнить скелет птиц и пресмыкающихся.

Вариант 2

Сравнить систему органов пищеварения птиц и пресмыкающихся.

Вариант 3

Сравнить систему кровообращения птиц и пресмыкающихся.

Вариант 4

Сравнить дыхательную систему птиц и пресмыкающихся.

Вариант 5

Сравнить нервную систему птиц и пресмыкающихся.

Стол Е (Даны изображения трех птиц, среди них нужно выбрать ту, которая является лишней, и объяснить свой выбор, а также ответить на один вопрос)

Вариант 1

  1. Тетерев, пустельга, рыбный филин.
  2. Каких птиц называют перелетными?

Вариант 2

  1. Журавль-красавка, дрофа, большая синица.
  2. Каких птиц называют оседлыми?

Вариант 3

  1. Серая ворона, глухарь, большой пестрый дятел.
  2. Каких птиц называют кочующими?

Вариант 4

  1. Сова сплюшка, черный коршун, обыкновенный филин.
  2. В связи с чем возникли перелеты птиц?

Вариант 5

  1. Галка, лебедь кликун, утка кряква.
  2. Какое значение имеет гнездо в жизни птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет "Вертушка"

       Непременные условия реализации основных функций обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая) - активная познавательная деятельность и творческое отношение к учебе...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Зачет-вертушка

Целью данного урок является обобщение и проверка знаний...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

зачет ВЕРТУШКА по итогам изученного (физическая культура, 7 класс)

Материал для проведения зачета в нетрадиционной форме (физическая культура, 7 класс)...

Нетрадиционные формы контроля. ЗАЧЕТ «ВЕРТУШКА»

На обобщающих уроках в 5-6 классах применяю такую форму контроля, как зачет «Вертушка». Учащимся этот вид работы очень нравится.Игра проводится следующим образом.I этап. 5–6 уча...

Зачет-вертушка по теме: Первоначальные химические понятия.

Зачет-вертушка по теме: Первоначальные химические понятия....