Нетрадиционные формы контроля. ЗАЧЕТ «ВЕРТУШКА»
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
На обобщающих уроках в 5-6 классах применяю такую форму контроля, как зачет «Вертушка». Учащимся этот вид работы очень нравится.
Игра проводится следующим образом.
I этап. 5–6 учащихся класса, которые усвоили эту тему лучше других, заранее опрашиваются учителем и начинают вместе с ним готовиться к опросу остальных. Они готовят теоретические вопросы и задачи обязательного уровня, а также необходимое оформление.
II этап. На зачете парты в классе расставляются группами (5-6 групп, в зависимости от количества «станций». Учащиеся должны за урок пройти как можно больше станций. Каждому выдаётся Путевой лист, в который консультант на «станции» отмечает номер карточки, выставляет баллы за выполнение
Подведение итогов. В качестве итоговой оценки берется средний балл. Листочки с работами и Путевые листы сдаются учителю. После просмотра работ учителем Консультанты получают свою оценку за работу при условии качественной проверки и правильного оценивания работ одноклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putevoy_list.doc | 48.5 КБ |
orfografiya_zachyot_6_klass.doc | 71.5 КБ |
glagol_5_kl.vertushka_.doc | 47.5 КБ |
prichastie_vertushka_6_klassdoc.doc | 38.5 КБ |
vertushka_6_klass_povtorenie.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Путевой лист.
Ф.И. _______________________________ Класс______________
№ | Стол | № Карточки | Оценка | Подпись |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Путевой лист.
Ф.И. _______________________________ Класс______________
№ | Стол | № Карточки | Оценка | Подпись |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Путевой лист.
Ф.И. _______________________________ Класс______________
№ | Стол | № Карточки | Оценка | Подпись |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Предварительный просмотр:
Орфография. 6 класс.
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №1.
Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (с скобках).
На Урале целые р…ды зар…стающих озер. Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…р…гов. Зам…чательно то, что обр…зовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной ур…вень – он в д…линах пон…жается. Почва к…лышется под с…п…гами, как п…л…тно м…терии, в других м…стах н…га во…бще проваливается. Кое-где есть полузат…нувшиеся л…пухами «окна», не зам…рзающие и в ж…стокий м…роз.
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №2.
Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания:
Развевался – развивался, примерять – примирять,
поласкать – полоскать, поседел – посидел,
слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить.
Увидать – увядать, спешите – спишите.
обежать – обижать, залезать – зализать,
отворить – отварить, разредить – разрядить,
умолять – умалять.
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №3.
Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания:
Развевался – развивался, примерять – примирять,
поласкать – полоскать, поседел – посидел,
слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить.
Увидать – увядать, спешите – спишите.
обежать – обижать, залезать – зализать,
отворить – отварить, разредить – разрядить,
умолять – умалять.
Сторожил – старожил, чистота – частота,
сжевать – сживать, далекий – долина,
скрепить - скрипеть.
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне.
Карточка №4.
Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (с скобках).
Безопас?ная дорога, завис?ливый взгляд, древес?ная кора, чудес?ная сенокос?ная пора, гиган?ский метеор, редкос?ные ковры, добросовес?ный труд; горес?ная повесть, ус?ный счет, небес?ный. свод, капус?ные листья, отличный наез?ник, тягос?ное молчание, безвес?ные села. .
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №5.
Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор.
Предчувствовать опас?ность, радос?ный праз?ник, чес?вовать героя, тягос?ная поездка, удивительные я?ства, сочу?ствовать ровес?нику, доблес?ные участники, ужас?ное происшествие, присутствовать на праз?нике.
СТОЛ А
Проверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №6.
Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.
Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.
СТОЛ Б
Непроверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №1.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Проверьте написание по словарю.
I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ).
СТОЛ Б
Непроверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №2.
Выпишите слова с пропущенными буквами. Проверьте написание по словарю.
5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).
СТОЛ Б
Непроверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №3.
Перепишите слова . Проверьте написание по словарю.
Ав...кадо, алг...ритм, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, в...н...грет, заб...тонировать, к...л...нча, ф...соль, б...кл...жан, г...рпун, гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.
СТОЛ Б
Непроверяемые гласные и согласные в корне
Карточка №4.
Перепишите слова . Проверьте написание по словарю.
Жуж?ать, Рос?ия, тер?аса, тер?итория, кол?ектив, телеграм?а, ис?кус?тво, шос?е, пас?ажир, проф?ес?ия, гал?ерея, чу?ство, ак?уратно, програм?а.
СТОЛ В
Чередующиеся гласные в корне.
Карточка № 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:
изл...гать – изл...жить
зап...рать – зап...реть
заг...ра'ть
непром...каемый (плащ)
соб...рательный образ
соб...рутся компанией
бл...стеть на солнце
бл...стать в обществе
к...саться проблем
к...снуться вопроса
выр...щенный росток
выр...сли в деревне
предпол...гаемые планы
предпол...жить худшее
(чуть) приг...реть
оз...ренный радостью
отв...рить ворота
непром...каемая обувь
обм...кнуть в чернила
СТОЛ В
Чередующиеся гласные в корне.
Карточка № 2.. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.
Прил_гаемые усилия
легкое прик_сновение
бл_стающий на балу
вым_кший под дождем
соч_тание звуков
непром_каемый тент
вьющееся р_стение
заг_реться от искры
зам_реть от восторга
разж_гать вражду
отп_рать замок
приб_ру в квартире
уд_рать от хулигана
бл_снула молния
обг_ревшее дерево
заж_гать огонь
зам_рать от страха
бл_стеть на солнце
прин_мать присягу
прил_гать документ
соб_раться с друзьями
зап_реть дверь
СТОЛ В
Чередующиеся гласные в корне.
Карточка № 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
СТОЛ В
Чередующиеся гласные в корне.
Карточка № 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.
Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.
СТОЛ В
Чередующиеся гласные в корне.
Карточка № 5. Спишите, объясните графически орфограмму.
Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
СТОЛ Г
Ы, И после Ц
Карточка № 1. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните свой выбор.
Ц...нга, куц..й, овц..., акац..я, ц...плята, ц...рк, ц...ркуль, секц...я , ц...ган, синиц...н, у гостиниц..., ц...новка.
СТОЛ Г
Ы, И после Ц
Карточка № 2. Тест.
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц..ферблат
б) уц..пился
в) ресниц..
г) синиц..
2. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) белая акация
б) цыганский табор
в) цикнуть на ребенка
г) цитрусовый коктейль
3. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву и:
а) учить ц..фры, желтый ц..пленок
б) круглолиц..й малыш, ходить на ц..почках
в) белые птиц.., демонстрац..я мод
г) реорганизац,.. армии, ц..рковой трюк
4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
а) мотоцикл
б) эвакуация
в) лисицин
г) цыпленок
5. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц.., бестолковый ц..пленок
б) высокая ц..на, старый ц..ган
в) чертить ц..ркулем, ц..трусовый мармелад
г) французская революц..я, ежегодная дезинфекц..я
6. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:
Нынче произошла реорганизац..1 я ц..2рка: теперь там выступает с лекц..3ями ц..4ган с веткой акай..5и и ц..6трусом в руке.
а) 1, 2, 3
б)2,6
в) 1,2, 3,4, 5,6
г) 1,2, 3,5, 6
7. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) росток крыжовника
б) желтая акация
в) выросший цытрус
г) черные лестницы
8. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропусков следует писать букву ы?
Ц..1ганский табор покинул наши улиц..2, увезя с собой столь полюбившиеся южные ц..3трусы.
а) 1
б) 1,2
в) 1,3
г) 2.
СТОЛ Г
Ы, И после Ц
Карточка № 3. Тест.
1. Найдите слово, в котором на месте пропуска следует писать букву и:
а) ц..ферблат
б) уц..пился
в) ресниц..
г) синиц..
2. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) белая акация
б) цыганский табор
в) цикнуть на ребенка
г) цитрусовый коктейль
3. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву и:
а) учить ц..фры, желтый ц..пленок
б) круглолиц..й малыш, ходить на ц..почках
в) белые птиц.., демонстрац..я мод
г) реорганизац,.. армии, ц..рковой трюк
4. Найдите слово, в котором допущена ошибка:
а) мотоцикл
б) эвакуация
в) лисицин
г) цыпленок
5. Найдите ряд слов, в котором в каждом слове на месте пропуска следует писать букву ы:
а) парадные лестниц.., бестолковый ц..пленок
б) высокая ц..на, старый ц..ган
в) чертить ц..ркулем, ц..трусовый мармелад
г) французская революц..я, ежегодная дезинфекц..я
6. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропуска следует писать букву и:
Нынче произошла реорганизац..1 я ц..2рка: теперь там выступает с лекц..3ями ц..4ган с веткой акай..5и и ц..6трусом в руке.
а) 1, 2, 3
б)2,6
в) 1,2, 3,4, 5,6
г) 1,2, 3,5, 6
7. Найдите словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) росток крыжовника
б) желтая акация
в) выросший цытрус
г) черные лестницы
8. В каком(-их) случае(-ях) на месте пропусков следует писать букву ы?
Ц..1ганский табор покинул наши улиц..2, увезя с собой столь полюбившиеся южные ц..3трусы.
а) 1
б) 1,2
в) 1,3
г) 2.
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 1. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните свой выбор.
1. Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в который теч..т из пруда вода, накренился. 2. Свежее и ж..стче становился ветер. (Горький) 3. Мы бросаем в землю ж..лудь – вырастает дуб. (Тимофеев) 4. В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Корнеев) 5. Стучит караульщик в свою трещ..тку. (Ф. Шолохов) 6. Приш..л доктор, перевязал мне ож..г. (М. Горький)
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 2. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Объясните свой выбор.
1. Уч...ный , брош...ра, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, заж...г (глагол), ш...тландка, ш...ссе, пш...нный, щ...лочь, ж...сткий, парч...вый, ч...рствый, ш...пот, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, ш...рох, ж...ри, параш...т, ш...мпол.
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
1. Уч...ный , брош...ра, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, заж...г (глагол), ш...тландка, ш...ссе, пш...нный, щ...лочь, ж...сткий, парч...вый, ч...рствый, ш...пот, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, ш...рох, ж...ри, параш...т, ш...мпол.
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
1. Уч...ный , брош...ра, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, заж...г (глагол), ш...тландка, ш...ссе, пш...нный, щ...лочь, ж...сткий, парч...вый, ч...рствый, ш...пот, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, ш...рох, ж...ри, параш...т, ш...мпол.
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 5.“Третий лишний”. Выберите лишнее слово в ряду, объясните, почему именно оно – лишнее.
- печёнка, опушённый, жжёт;
- чёрный, выкорчёвывать, ночёвка;
- ещё, товарищем, обращённый;
- изжога, межой, обжора;
- ретушёр, дирижёр, жёрдочка.
СТОЛ Д
О,Ё после шипящих в корне
Карточка № 6. Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните свой выбор.
1. Нижние брёвна у мельницы подгнили, и ж..лоб, в который теч..т из пруда вода, накренился. 2. Свежее и ж..стче становился ветер. (Горький) 3. Мы бросаем в землю ж..лудь – вырастает дуб. (Тимофеев) 4. В тайге ш..л точно ш..рох и таинственный ш..пот. (Корнеев) 5. Стучит караульщик в свою трещ..тку. (Ф. Шолохов) 6. Приш..л доктор, перевязал мне ож..г. (М. Горький)
Предварительный просмотр:
Глагол. 5 класс. Обобщение изученного.
СТОЛ А
КАРТОЧКА №1
Выписать из текста глаголы. Дать определение глагола, рассказать о его признаках.
Я видел куницу, которая как собака, бежала за моим братом из Тулона в Вену через леса, на расстояние многих миль. В Вене эта куница устроила себе логовище в сарае, в углу которого скопила большую кучу голубиных и куриных перьев и останков птиц, которых она загрызла во время своих ночных экскурсий. Утром она бежала из сарая во второй этаж дома, где жил мой брат, скребла дверь и ворчала, чтобы её впустили. Затем ей давали кофе с молоком, который она очень любила, а после этого она весело играла с детьми и была очень довольна, если ей позволяли улечься у кого-нибудь на коленях и там растянуться.
СТОЛ А
КАРТОЧКА №2
Образуй неопределённую форму данных глаголов. Расскажи об инфинитиве.
Веду-
Кладу-
Несу-
Лягу-
Расту-
Увлеку-
Сяду-
Затею-
Прочту-
Жгу-
СТОЛ А
КАРТОЧКА №3
Образуй с помощью приставок глаголы совершенного вида. Расскажи о видах глагола.
Бледнеть-
Готовить-
Жарить-
Любить-
Молодеть-
Сеять-
Варить-
Думать-
Лить-
Рисовать-
СТОЛ А
КАРТОЧКА №4
Найдите все глаголы, определите наклонение. Расскажи о наклонениях.
- Ну-ка, выводи меня, барсук-барсучище!
Землю с лапок отряхни, вытри нос почище!
К задней двери проводи в зарослях терновых,
Сам же спать быстрей беги, слов не жди суровых:
Золотинка крепко спит, старец Ива тоже.
Препираться мне с тобой, право, тут негоже!
- Если был бы я девычонкой – я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки, сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок!»
СТОЛ Б
КАРТОЧКА №1
Определи времена глагола. Расскажи о временах.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые.
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна…
СТОЛ Б
КАРТОЧКА№2
Образуй возвратные глаголы, где возможно. Расскажи о возвратных глаголах.
Брить, читать, взять, гулять. Стричь, выбирать, вечереть, прослушивать, воспитывать, умывать.
СТОЛ Б
КАРТОЧКА №3
Определи спряжение глаголов. Расскажи о спряжении глаголов.
- Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари до зари
Яркий свет на поля разливается.
За рекой, на лугу, по реке косари
Идут, косят траву, наклоняются.
- Швед, русский колет, рубит, режет.
- А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.
СТОЛ Б
КАРТОЧКА №4
Проспрягай глаголы. Расскажи о разноспрягаемых глаголах.
Захочу, прибегу.
СТОЛ В
КАРТОЧКА№1
Преобразуй данные предложения и словосочетания в безличные глаголы. Расскажи о безличных глаголах.
Я болен-
Наступил вечер-
У меня лихорадка-
Я мечтаю-
Идёт дождь-
Наступил рассвет-
Я не спал-
Стало холодно-
СТОЛ В
КАРТОЧКА№2
Написать НЕ вместе или раздельно. Рассказать о правописании Не с глаголами.
Вдруг (не) станешь друг. Больше той дружбы (не) бывает, когда друг за друга умирает. Лодырю всегда (не)здоровится. Коня (не)узнаешь до горы, а друга до беды. Умей врага (не) навидеть.
СТОЛ В
КАРТОЧКА №3
Спиши. Ставь глаголы во 2 лице ед. числа. Расскажи о правописании Ь после шипящих у глаголов.
Летом встаё… рано и идё… на речку. На речке плавае.., ныряе…, прыгае…. Потом выходи… из воды, лежи..на горячем песочке, отдыхае… После купания выбирае.. хорошее местечко, закидывае.. удочки и следи.. за поплавками. Полови.. и идё… домой. Чувствуе.. себя бодрым и здоровым.
СТОЛ Г
КАРТОЧКА №1
Произведи морфемный и морфологический разбор глаголов.
Переплели, умываться
СТОЛ Г
КАРТОЧКА №2
Произведи морфемный и морфологический разбор глаголов.
Разобрала, догоняешь
СТОЛ Г
КАРТОЧКА №3
Произведи морфемный и морфологический разбор глаголов.
Оглянулось, присматривает
СТОЛ Г
КАРТОЧКА №4
Произведи морфемный и морфологический разбор глаголов.
Повстречаем, приготовил
СТОЛ Г
КАРТОЧКА №5
Произведи морфемный и морфологический разбор глаголов.
Наклоняются, дремлют
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №1
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Чего (не) зна..ш? , того (не)говори. За чем пойдёш?, то и найдёш?. Упрямого ничем (не) убедиш?. На один гвоздь всего (не) повес..ш?. Родную мать никем (не) замен..ш?. Завистью ничего (не) возьмёш?. Плохого человека ничем (не) уваж..ш?. С кем поведёш?ся, от того и наберёш?ся. Что посе..ш?, то и пожнёш?. Тише ед..ш? , дальше буд..ш?.
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №2
Выпишите глаголы 2 лица ед. числа и рядом запишите во 2 лице мн. числа
Чего (не) зна..ш? , того (не)говори. За чем пойдёш?, то и найдёш?. Упрямого ничем (не) убедиш?. На один гвоздь всего (не) повес..ш?. Родную мать никем (не) замен..ш?. Завистью ничего (не) возьмёш?. Плохого человека ничем (не) уваж..ш?. С кем поведёш?ся, от того и наберёш?ся. Что посе..ш?, то и пожнёш?. Тише ед..ш? , дальше буд..ш?.
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №3
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Я другой такой страны (не) знаю,
Где так вольно дыш..т человек!
Мы всё добуд..м, поймём и откро..м:
Холодный полюс и свод голубой!
Когда страна быть прика..т героем,
У нас героем станов..т..ся любой!
Нам песня строить и жить помога..т,
Она, как друг, и зовёт, и ведёт.
И тот, кто с песней по жизни шага..т,
Тот никогда и нигде (не) пропадёт!
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №4
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Ранняя птичка носок прчища..т а поздняя глаза прд..ра..т. Декабрь год конча..т – зиму начина..т. Солнце встан..т так и утро настан..т. Солнышко садит?ся – лентяй веселит?ся., солнышко всход..т –лентяй с ума сход..т. Глупый осуд..т а умный рассуд..т. Скаж..т вдоль а сдела..т поперёк.
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №5
Выпишите глаголы, определите спряжение.
Ранняя птичка носок прчища..т а поздняя глаза прд..ра..т. Декабрь год конча..т – зиму начина..т. Солнце встан..т так и утро настан..т. Солнышко садит?ся – лентяй веселит?ся., солнышко всход..т –лентяй с ума сход..т. Глупый осуд..т а умный рассуд..т. Скаж..т вдоль а сдела..т поперёк.
СТОЛ Д
КАРТОЧКА №6
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Свет наш солнышко! Ты ход..ш?
Круглый год по небу, свод..ш?
Зиму с тёплою весной,
Всех нас вид..ш? под собой.
Аль откаж..ш? мне в ответе?
(не) видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоня..ш? стаи туч.
Ты волну..ш? сине море,
Всюду ве..ш? на просторе,
(Не) боиш?ся никого,
Кроме бога одного.
Предварительный просмотр:
Причастие. 6 класс. Обобщение изученного.
Станция «Теоретическая»
Тест
1. Причастия — это:
а) слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? чей?;
б) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой?;
в) слова, которые обозначают действие и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
2. Деепричастие — это:
а) особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию;
б) особая форма глагола, обозначающая добавочное действие при основном, выраженным глаголом.
3. Как и глаголы, причастия могут быть:
а) совершенного и несовершенного вида;
б) первого и второго спряжения;
в) изъявительного, условного и повелительного наклонения;
г) настоящего, прошедшего и будущего времени;
д) настоящего и прошедшего времени.
4. В деепричастии совмещаются признаки:
а) глагола и наречия;
б) глагола и прилагательного;
в) причастия и глагола.
5. Причастные обороты выделяются запятыми, если стоят:
а) после определяемого слова;
б) перед определяемым словом.
6. Деепричастие изменяется:
а) по числам и лицам;
б) по родам, падежам и числам;
в) не изменяются.
7. Деепричастный оборот — это:
а) деепричастие и глагол, к которому оно относится;
б) деепричастие с зависимым словом.
8. Не с причастиями пишется раздельно:
а) с полными, если при них нет зависимых слов;
б) с полными, если при них есть зависимые слова;
в) с полными, если при них есть противопоставление;
г) с полными, если при них нет противопоставления;
д) с краткими.
9. Не с деепричастиям пишется:
а) слитно;
б) раздельно
в) в зависимости от спряжения глагола, от которого образовано.
10. две буквы Н пишутся в суффиксах причастий, если:
а) в них есть приставки, кроме не-;.
б) есть суффикс -ова-, -ева-;
в) к ним относятся зависимые слова;
г) слово образовано от глагола совершенного вида;
д) при них нет зависимых слов;
е) слово образовано при помощи приставки не-;
ж) причастие кратко
Станция «СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ»
Образовать от глаголов все возможные формы причастий и деепричастий
Успокоиться-
Придавить-
Укротить-
Образовать от глаголов все возможные формы причастий и деепричастий
Сжать-
Разъярить-
Торжествовать-
Станция «ПУНКТУАЦИОННАЯ»
Расставьте недостающие знаки препинания, выделите причастные и деепричастные обороты.
Волны играя друг с другом и клокоча спорят с ветром.
Ветряная мельница запущенная в прошлом веке особенно хорошо работает при ураганном ветре.
Освещённая свечой комната была чужой.
Величие природы покоряет и увлекая непредсказуемостью заставляет забыть о проблемах.
Станция «РЕЧЕВАЯ»
Исправьте грамматические ошибки
1. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
2. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.
3.Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.
4. Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.
Станция «ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ»
Допишите окончания у причастий.
На пестреющ… лугу, о движущ…ся предмете, плескавш…мися волнами, летящ… самолёта, о сидящ… девочке, у потревожен… птиц, сверкающ… глаз, говорящ… другу, колющ…ся ежей, немигающ… глаза, дремлющ…великану, плещущ… детьми.
Допишите гласные в суффиксы.
Раста..вший, бор..щийся, держ…щий, дремл..щий. обид…вший, увид…вший, ла..вший, кле..вший, готов..щийся, вид..мый, слыш…мый, рассматрива…мый.
Допишите гласные в суффиксы.
За стро…щимся домом, держ…щийся за перила, постоянно хмур…щий брови, бор…щийся с ветром, ла…щий на прохожего, крас…щее вещество, при колыш…щемся пламени, материнским люб…щим взглядом.
Помещение (не)прветрено, (не)просея ая мука, (не)глаже…ый пиджак, (не)зва…ый гость, (не)надеявшийся на победу, (не)сыгра…ая пьеса, проценты (не) выплаче..ы, Реза..ый батон, кури…ые ноги, Маринова…ый салат, мороже..ая клубника.
Станция «МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ»
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
Морфемный и морфологический разбор причастий и деепричастий.
Предварительный просмотр:
6 класс. Повторение изученного в 5 классе.
СТОЛ А
Фонетика.
Карточка№ 1.
1. Спишите слова, ставя в них ударения.
Гребень, грильяж, дегустировать, дремота, дублировать, жаловать, жалюзи, запломбировать, избаловать, икать, каталог, красивее, позвонить, столяр, языковые (нормы), атлас (ткань), свекла, щавель, торты.
Карточка № 2.
Произведите фонетический разбор слова объясниться.
Карточка №3
Запишите слова в фонетической транскрипции.
Компаньон, открывается, широкого, испечься.
Карточка № 4.
Произведите фонетический разбор слова разъехаться.
СТОЛ Б
Словообразование.
Карточка №1.
1 | Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________ |
|
2 | Какое окончание в слове “договорилась”? | |
3 | Какой корень в слове “досрочный”? | |
4 | Какое окончание в слове “видел”? | |
5 | С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”? | |
6 | Какой корень в слове “маленький”? | |
7 | Слово белизна образовано _______________ способом | |
8 | Каким способом образовано слово “героизм”? | |
9 | Являются ли однокоренными в современном языке слова “автор” и “авторитет”? | |
10 | Верно ли, что в слове “преуспеть” одна приставка – ПРЕ - ? |
Карточка №2.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.
А теперь вот горячка кончилась, и можно будет отдохнуть.
Навстречу мне попалась женщина. Она несла букет желтоватой черёмухи. Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Укажите способ образования слова ЗАВАЛЕННЫМ в предложении:
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
Карточка №3.
Определите способ образования данных слов:
Бескрайний, бред, выключатель, заколка, придворный, хлебозаготовка, разболеться, подарок, услышать, соображая.
СТОЛ В
Морфология
Карточка №1.
“Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)
1) Часы часикают. 2) На что ты так углазилась? 3) Ох, какой пузырь выпузырился.
4) Я все-таки распакечу пакет.
Карточка №2.
Определите разряды местоимений.
этот, мой, ей, себя, кто-то, весь, никто
Карточка №3.
Выполните морфологический разбор известных вам самостоятельных частей речи.
Навстречу мне попалась женщина.
Карточка №4.
Выполните морфологический разбор известных вам самостоятельных частей речи.
Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
Карточка №5.
Выполните морфологический разбор известных вам самостоятельных частей речи.
За столом, заваленным большими счётными листами, сидели четыре чиновника и играли в карты.
СТОЛ Г
Орфография
Карточка №1.
Пр…творить окна; пр…бить к потолку; пр…нципиальное решение; пр…старелый человек; пр…ключенческая литература; пр…ехать в Пр…амурье; пр…терпеться к боли; пр…вратиться в лед; пр…горело на сковородке; пр…щурить глаза; пр…тоненькие ножки; достичь пр…мирения; пр…следовать противника; пр…зирать трусов; пр…вокзальная площадь; пр…ходящая няня; пр…падать к плечу; пр…манить рыбешку; столовый пр…бор; пр…зирать негодяя; пр…усадебный участок; пр…граждать дорогу; пр…близиться на шаг; пр…катить на велосипеде; радиопр…емник отца; быть камнем пр…ткновения; пр…хлопнуть муху; пр…творить окно; пр…небрежение к товарищам; пр…влекательная женщина; сидеть в пр…зидиуме; пр…ветливый юноша; пр…фронтовая полоса; пр…творить дверь; непр…станные ссоры; пр…одолевать все преграды; пр…коснуться к цветку; пр…данный друг; пр…лежный ученик.
Карточка №2.
Без…нициативный помощник; вз…гравшее самолюбие; под…тожить сказанное; без…скусный рассказ; рассказать пред…сторию романа; из…скать возможности; пред…дущий отчет; от…грать первый период; сверх…мпульсивный пациент.
Карточка №3.
Ужасная (не) дотрога; приятная (не) ожиданность; войска (не) приятеля; (не) истовство бури; (не) попугай, а орел; (не) счастье товарища; таинственный (не) знакомец; сказал явную (не) правду.
Карточка №4.
(Не) сладкий, а кислый; река была (не) широка; (не) знакомый лейтенант; (не) проглядная ночь; (не) большая программа; очень (не) приветливый вид; (не) исправимый дефект; (не) сбыточные мечты; (не) правдоподобное объяснение; (не) дорого, но красивый подарок; (не) обходимые данные; (не) терпеливый тон; очень (не) интересный тип; клубника (не) крупная, но вкусная; (не) угомонный ребенок; (не) дешевая вещь.
Карточка №5.
Оловя…ая ложка; време…ное явление; сви…ая кожа; кожа…ый пиджак; песча…ый пляж; ути…ое яйцо; каме…ая лестница; осли…ое упрямство; льня…ая скатерть; румя…ая заря; весе…ее солнце; деревя…ый дом; соломе…ая шляпа; легкомысле…ый поступок; пчели…ое жало.
Карточка №6.
(Контр) адмиральские погоны; (тридцати) градусный мороз; (близо) рукий юноша; (синие) пресиние глаза; (плодово) овощная база; (густо) изумрудное море; (лилово) розовый тон; (фабрично) заводские рабочие; (здраво) мыслящий взгляд; (северо) западный ветер; (электронно) вычислительный прибор; (дальне) восточный климат; (матово) бледное лицо; (розовато) желтые плоды; (бело) курый ребенок; (железно) дорожная насыпь; (синевато) голубое небо; (васильково) синие глаза; (научно) фантастическая литература.
Карточка №7.
Изредка навед…ваться; проб…вать на вкус; оправд…вать твой поступок; облиц…вать здание; присутств…вать на уроке; погляд…вать в щелку; завед…вать библиотекой; опис…вать картину; рассматр…вал в бинокль; ноч…вать у костра; похлоп…вать по плечу; ступеньки поскрип…вали; обыск…вать преступников.
СТОЛ Д
Синтаксис и пунктуация
Карточка №1.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Составьте и нарисуйте схемы предложений.
а) Белка пес..нки п…ёт и орешки всё грызёт.
Море взду…тся бурливо зак…пит подым…т вой хлын…т на берег пустой расплеснёт…ся в скор… беге и очутят…ся на бреге в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря.
б) Удар…т молния в дуб и всё равно в...сной распуст…тся на нём зелён… листоч…ки.
В дубовой рощ… ноч…ю кормят…ся желудями кабаны а в дупле живёт сыч зиму…т л…тучая мыш… .
Иногда видиш… что д…леко от леса р…стут мол…дые дубки.
Это сойка подб…рала осен…им днём ж…луди и забыла а они прор…сли.
Карточка №2.
Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.
Зеленеет, цветет и веселится природа в мае.
Никто не плывёт по опасной реке.
Пётр Иванович осторожно протиснулся в дверь.
Прохожие веселы и радостны.
Космонавт Титов рассказал о своём полёте.
Утро ясно и тихо.
Два студента опоздали на лекцию.
Три да два - пять.
Ёлка - самое красивое новогоднее украшение.
Наша спортивная команда непобедима!
Музей имени Пушкина представил новую коллекцию живописи.
"Мяу-мяу" громко послышалось из-под крыльца.
Ты не забыл тетрадь?
На западе догорала заря.
Мы хорошие приятели.
Неприятное осталось позади.
Вторые долго удивлялись красоте нашего города.
Семеро одного не ждут.
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.
Летний день приятен, свеж.
Он достал потрёпанную книгу.
Карточка №3.
Сначала спишите нераспространённые, а потом распространённые предложения. При списывании вставьте пропущенные буквы.
Пр…снулся Юрик утром.
Со…нце свет…т.
На длин…ых столах бл…стят голуб… чашки.
Д…нёк хорош…й.
Р…бята с…дели на на тер…асе больш… бел… дома.
Р…бята ели творог и з…пивали его мол…ком.
День солнеч…ный.
Лёд бл…стел.
Я р…дился в мален…ком тихом гор…дке.
Народа нет .
А по улиц… гуляли куриц… .
Мама - врач… .
Мой дед - учит…ль.
Карточка №4.
Выполните синтаксический разбор одного предложения. В последнем предложении найдите метафору.
Высоко в небе летят синие гуси.
Под карликовой берёзкой устраивает своё гнездо полярная сова.
Ты полюбовался листопадом?
Назови все дни недели.
Лесные звери и птицы любят кедровые орешки, часто они запасают лакомство на зиму.
Погода тихая, и ночью море горело синим огнём.
Карточка №5.
Из предложений выпиши два именных и два глагольных словосочетания. Сделайте разбор словосочетаний.
Высоко в небе летят синие гуси.
Под карликовой берёзкой устраивает своё гнездо полярная сова.
Ты полюбовался листопадом?
Назови все дни недели.
Лесные звери и птицы любят кедровые орешки, часто они запасают лакомство на зиму.
Погода тихая, и ночью море горело синим огнём.
Карточка №6.
Распространи предложение рядом однородных членов. Запиши то, что у тебя получилось. Составьте схемы предложений
У меня в кармане много нужных мелочей:_______, _______, ______ и ______.
______, ______, _______, ______ - все эти цветы выращивает моя бабушка.
Множество животных : _____, ______, ______, ______, ______ - живёт в московском зоопарке.
Карточка №7.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Панорама, остановившая и восхитившая меня, запомнилась надолго.
Карточка №8.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Этот хищный шум не умолк в ту ночь, а последовал во сне за Францем, окружал его потом и на улице и дома, и во сне и наяву.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы контроля и тренировки учащихся на уроках английского языка.
Среди нетрадиционных форм обучения английскому языку следует выделить создание «Коробки Упражнений» (Exercise Box - ЕВ). Смысл создания ЕВ заключается в умении учащихся самостоятельно разрабатывать ко...
нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...
нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
5.1. Матричный контроль5.2. Викторина-зачёт5.3. Зачет по изученной теме – игра «Интеллектуальный ринг»5.4. «Шайба» - зачет-игра по теме5.5. Контроль знаний в системе коллективного обучения5.6. Р...
Нетрадиционные формы контроля для формирования личностно ориентированных условий обучения математике
В данной работе приводятся примеры разных форм диагностики, которую может использовать учитель математики. Содержится блок с уроками алгебры (8 класс)...
Нетрадиционные формы контроля на уроках математики
Нетрадиционные формы контроля на уроках математики. Выступление на педсовете. Презентация....
Нетрадиционные формы контроля
В работе представлен словарь диктантов, использыуемых как нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка....
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В работе представлен словарь диктантов, использыуемых как нетрадиционные формы контроля на уроках русского языка....