Зачет "Вертушка"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

         Непременные условия реализации основных функций обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая) - активная познавательная деятельность и творческое отношение к учебе. Для организации активной познавательной деятельности необходима интенсификация отдельных элементов процесса обучения, т.е. увеличение объема работы, выполненной в единицу времени. Пути интенсификации различны. Хочу ознакомить читателей с разработанным апробированным мной в Якутской городской национальной гимназии методическим подходом, направленным на интенсификацию познавательной деятельностью учащихся. Он представляет собой серию зачетных уроков по типу «Вертушка» и основан на естественном общении учащихся в парах сменного состава.
         Главное отличие зачета, организованного таким способом в том, что экзаменаторы не только проверяют и оценивают знания, но и обучают тех учащихся, которые по каким- либо причинам не усвоили пройденный материал. При этом между учащимися возникает чувство взаимоуважения, они перестают испытывать дискомфорт при ответе перед экзаменатором, учатся проводить самооценку, повышается интерес к процессу познания.
         Продолжительность занятия 80-90 мин - спаренные уроки. За это время учащиеся выполняют 12 заданий, проходя 12 пунктов трех станций и получают столько же отметок (практика показывает - только положительных). При контроле на каждой станции следования работает ученик-экзаменатор. Экзаменаторами могут быть хорошо успевающие учащиеся этого класса или старшеклассники, Назначение экзаменатором ученика, который еще не достиг отличных результатов в обучении, имеет большое воспитательное значение: у него появляются чувство самоуважения, стремление оправдать оказанное доверие и дополнительный стимул к учебе. Со временем это обязательно дает должный результат - повышается успеваемость.

                       Основная задача учителя на зачете - создание положительной психологической атмосферы для максимального раскрытия способностей учащихся и координирование их деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachet_vertushka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ «ВЕРТУШКА»

Непременные условия реализации основных функций обучения (обучающая, развивающая, воспитывающая) - активная познавательная деятельность и творческое отношение к учебе. Для организации активной познавательной деятельности необходима интенсификация отдельных элементов процесса обучения, т.е. увеличение объема работы, выполненной в единицу времени. Пути интенсификации различны. Хочу ознакомить читателей с разработанным апробированным мной в Якутской городской национальной гимназии методическим подходом, направленным на интенсификацию познавательной деятельностью учащихся. Он представляет собой серию зачетных уроков по типу «Вертушка» и основан на естественном общении учащихся в парах сменного состава.

Главное отличие зачета, организованного таким способом в том, что экзаменаторы не только проверяют и оценивают знания, но и обучают тех учащихся, которые по каким- либо причинам не усвоили пройденный материал. При этом между учащимися возникает чувство взаимоуважения, они перестают испытывать дискомфорт при ответе перед экзаменатором, учатся проводить самооценку, повышается интерес к процессу познания.

Продолжительность занятия 80-90 мин - спаренные уроки. За это время учащиеся выполняют 12 заданий, проходя 12 пунктов трех станций и получают столько же отметок (практика показывает - только положительных). При контроле на каждой станции следования работает ученик-экзаменатор. Экзаменаторами могут быть хорошо успевающие учащиеся этого класса или старшеклассники, Назначение экзаменатором ученика, который еще не достиг отличных результатов в обучении, имеет большое воспитательное значение: у него появляются чувство самоуважения, стремление оправдать оказанное доверие и дополнительный стимул к учебе. Со временем это обязательно дает должный результат - повышается успеваемость.

Основная задача учителя на зачете - создание положительной психологической атмосферы для максимального раскрытия способностей учащихся и координирование их деятельности.

Подготовка учебного материала

Учитель определяет учебную тему для зачетного урока и знакомит с требованиями к минимально необходимому уровню подготовки и более высокому уровню усвоения учебного материала, а также готовит карточки с вопросами для учащихся.

Организация и технология работы класса

1.        Подготовка аудитории

Для работы на столах расставляем таблички, обозначающие маршрут следования: «Теория» (Т), «Задача» (3), «Химические формулы и уравнения» (ХФ и ХУ). Схему маршрута рисуем на листе ватмана и прикрепляем его на доске (э - экзаменатор, с — сдающий):

Экзаменаторы заранее получают карточки с заданиями и выполняют их. Перед зачетом проверяет их работы и делает замечания и уточнения по решению. Таким образом, к зачету готовятся все: и экзаменаторы, и сдающие. На зачет учащиеся берут с собой только тетрадь для записи решений и калькулятор для экономии времени при математических расчетах. К концу урока учитель собирает тетради.

  1. Работа одного учащегося

В течение урока учащийся работает со всеми двенадцатью экзаменаторами и каждому из них подает зачетный лист. Сначала он получает предварительную отметку за свой ответ на теоретический вопрос или решение задачи. Если сдающий недоволен своим ответом, то просит экзаменатора объяснить аналогичное задание, а экзаменатор оценивает его. Так происходит до тех пор, пока не будет достигнут нужный результат.

В конце занятия выводится итоговая отметка.        

Зачетный лист

Фамилия, имя        Класc

«Теория» - проверка степени усвоения теоретического материала

«Химические формулы и химические уравнения » - проверка правильности составления уравнений реакций и формул

 

«Задача» - проверка решения расчетных задач и у мения их решать

  1. Работа экзаменатора

Экзаменатор проверяет знания учащегося, ставит отметку. Если отметка неудовлетворительная, то по просьбе сдающего он на аналогичном примере объясняет, как ответить на вопрос. Затем выдает учащемуся другой билет и, после того, как он выполнит соответствующее задание, снова оценивает его знания.

Деятельность экзаменатора тоже оценивается. В «Лист экзаменатора» сдающий выставляет отметку за то, насколько доступным было объяснение материала.

4. Работа класса

Так как темп работы каждого учащегося индивидуален, то возможно, что на одном из этапов окажутся сразу несколько человек. Чтобы избежать этого, учитель корректирует движение некоторых учащихся. Если учащийся выполнил все задания, то он может решать задачи более сложного уровня. Экзаменаторы, закончившие работу, также могут пройти другие этапы маршрута и убедиться, что до конца поняли пройденный материал, или решить задачи более сложного уровня.

В конце урока учитель заполняет «Лист учета» работы всего класса.

ЗАЧЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ

Тема «Первоначальные химические понятия»

Задания во всех билетах одинаковые, а вещества, с которыми необходимо проделать определенные операции, разные.

« Теория-1»

Дайте определения простых и сложных веществ. Распределите указанные вещества на простые и сложные.

Вариант № 1. Nа2О; СO2; К; НСL; Сl2; HNO3.

Вариант № 2. BaO; Li2; Na; HBr; L2; H2SO4.

Вариант № 3. CaO; CI2O7; С; HF; О2; Н3РО4.

Вариант № 4. ZnO; А12O3; Сu; Hl; F2; Н2СО3.

Вариант № 5. Н20; СО; Au; H2S; Вr2; H2SO3.

«Теория-2»

Что такое степень окисления? Укажите степень окисления указанных элементов.

Вариант № 1. Mg; Al; Cl; О; Na; Ва.

Вариант № 2. Li; Ag; Br; S; К; Ca.

Вариант № 3. Si; Au; F; H; Mn; Ba.

Вариант № 4. Hg; В; I; N; Na; S.

Вариант № 5. Си; P; Zn; Fe; Cs; C.

«Теория-3»

Что показывает индекс в химической формуле вещества? Что обозначает коэффициент? Укажите индекс и коэффициент.

Вариант № 1. 7Н20; ЗС02; 5А1203.

Вариант № 2. 8H2S; 2SO2; 4Fe2O3.

Вариант № 3. 4Li20; 7F207; 6N2O5.

Вариант № 4. 5К20; 9SiO2; ЗР205.

Вариант № 5. 3Na20; 5Сl207; 8SO3.

«Теория-4»

Какие реакции называют реакциями соединения, разложения и замещения? Укажите типы химических реакций.

Вариант № 1:

а) Zn + 2НС1 = ZnCl2 + Н2;

б) 2Н2 + 02 = 2Н20;

в) 2КСlO3 = 2КС1 + 302.

Вариант № 2:

а) 2HgO = 2Hg + 02;

б) 4Р + 5O2 = 2Р205;

в) 2А1 + 6НС1 = 2А1С13 + ЗН2.

Вариант № 3:

а) Н2 + С12 = 2НС1;

б) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu;

в) 2Н20 = 2Н2 + 02.

Вариант № 4:

а) С + 02 = С02;

б) СаС03 = СаО + С02;

в) 2Li + 2Н20 = 2LiOH + Н2.

Вариант № 5:

а) Fe + S = FeS;

б) Zn + H2S04 = ZnS04 + H2;

в) 2NH3 = N2 + 3H2.

«Задача-1»

Вычислите относительную молекулярную массу вещества по его химической формуле.

Вариант № 1. Na3 PO4 Вариант № 2. Fe2(S04)3.

Вариант № 3. Саз(Р04)2.

б) 5 моль БегОз.

Вариант № 3:

а) 1 моль газа водорода;

б) 4 моля SiO2- Вариант № 4:

а) 1 моль газа хлора;

б) 6 моль N2O5.

Вариант № 5:

а) 1 моль газа аргона;

б) 3 моль CI2O7.

ХФ и ХУ-1

Напишите формулу вещества, в состав которого входят следующие элементы.

Вариант № 1:

а) медь(И) и кислород;

б) углерод(1У) и кислород.

Вариант № 2:

а) азот(У) и кислород;

б) cepa(IV) и кислород.

Вариант № 3:

а) алюминий и кислород;

б) магний и кислород.

Вариант № 4:

а) калий и кислород;

б) железо(Ш) и кислород.

Вариант № 5:

а) кальций и кислород;

б) натрий и кислород.

U. )( j

Напишите формулы соединений.

Вариант № 1:

а) оксида углерода(П);

б) оксида серы(VI).

Вариант № 2:

а) гидрида серы(II)

б) гидрида фосфора(III)

Вариант № 3:

а) оксида хлора(VI).

б) оксида азота (V).

Вариант № 4:

а) гидрида фтора(I);

б) гидрида кремния(IV).

Вариант № 4. A12(S04)3.

Вариант № 5. Ca(N03)2.

«Задача-2»

Вычислите массовые отношения элементов в соединении. Вариант № 1. PCI5.

Вариант № 2. A12S3.

Вариант № 3. С1207.

Вариант № 4. Mg3N2.

Вариант № 5. SiCl4.

«Задача-З»

Рассчитайте массовую долю элемента в веществе.

Вариант № 1. Кислорода в оксиде калия К20;

Вариант № 2. Водорода в метане СН4.

Вариант № 3. Углерода в оксиде углерода С02.

Вариант № 4. Серебра в оксиде серебра Ag20.

Вариант № 5. Фосфора в оксиде фосфора Р2О5.

«Задача-4»

Определите массу.

Вариант № 1:

а) 1 моль газа кислорода;

б) 2 моль А120з.

Вариант № 2:

а) 1 моль газа азота;

Вариант № 5:

а) оксида мышьяка(V);

б) оксида брома(VII).

Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций. Вариант № 1. N2 + Н2 = NH3.

Вариант № 2. Mg + O2 = MgO.

Вариант № 3. А1 + CI2 = AICI3.

Вариант № 4. Fe + О2 = Ре2Оз.

Вариант № 5. Р + 02 = Р2О5.

Допишите уравнения реакций.

Вариант № 1. А1 + ... = АlB3.

Вариант № 2. Fe + ... = Fe2O3.

Вариант № 3. ... + Сl2 = КС1.

Вариант № 4. Li + ... = Ii2O.

Вариант № 5. ... + S = Na2S.