Программа по астрономии
рабочая программа по астрономии (11 класс)

Клинкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Администрация Поронайского городского округа

МБОУ СОШ пгт Вахрушев

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
______________ /Пудова Т.А./
Протокол № 8

от " 30 " мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ пгт Вахрушев ______________/ Барзул Н.И. /

Приказ №  __

 от " 31 " мая  2022 г.

 

                                                     

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Астрономия»

для 11 класса  среднего общего образования

на 2022 – 2023 учебный год

                                                                                                                                                                               

Составлена на основе:

адаптированная на основе

примерной основной общеобразовательной программы Основного общего образования по физике, УМК под редакцией В.М. Чаругина

1 час в неделю

34 учебные недели

34 часа в год

Составила: учитель физики

Клинкова Н В.

пгт Вахрушев

2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по астрономии для 11 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования по физике, УМК под редакцией В.М. Чаругина

Учебно-методический комплекс (УМК):

п/п

предмет

авторы

Год издания

издательство

1

Астрономия. Учебник для 10-11 класса. Базовый уровень.

В.М. Чаругин

2018

М.: Просвещение

2

Астрономия. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень

В.М. Чаругин

2017.

М. : Просвещение

3

Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие

Е. К. Страут

2017

М. : Дрофа

4

http://www.college.ru/astronomy

http://astro.murclass.ru

http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php

http://www.astronet.ru

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программа по астрономии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют цели и задачи обучения:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Содержание учебного предмета ( 34 часа)

Введение в астрономию (2 ч)

Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели

гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)

Звёздное небо и видимое движение небесных светил

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.

Небесные координаты

Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца

Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений

Время и календарь

Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари.

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

Небесная механика (4 ч)

Гелиоцентрическая система мира

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера

Открытие И. Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между. Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения. Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об

особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов.

Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу.

Внутреннее строение Солнца

Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Звёзды

Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд

Строение звезды главной последовательности.

Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры

Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды

Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды

Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд

Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с  их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши

представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять

природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды.

Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)

Газ и пыль в Галактике

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновых звёзд.

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла

Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней.

Расширяющаяся Вселенная

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.

Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них.

Поиски жизни и разума во Вселенной.

Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними.

Результаты изучения учебного предмета.

С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков),

спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

 

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки

выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают

модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое

использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый

результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов

работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.

Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее единичное».

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими)материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.

Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается

использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера

(на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).

Планируемые результаты освоения программы  

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзо планета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
  • смысл физического закона Хаббла;
  • основные этапы освоения космического пространства;
  • гипотезы происхождения Солнечной системы;
  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
  • принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения

  • Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней.
  • Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
  • Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы
  • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
  • Получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планета на примере использования закона всемирного тяготения
  • Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
  • Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах
  • длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
  • Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
  • Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
  • Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
  • Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеоритов и нового класса небесных тел карликовых планет.
  • Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.
  • Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
  • Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
  • Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного  газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.
  • Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
  • Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о не стационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает это важный вывод современной космологии.
  • Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.
  • Узнать об открытии экзо планет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
  • Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.

Тематическое планирование

Содержание учебного материала

к./р.

Кол-во часов

1.

Введение.

-

1

2.

Астрометрия.

1

5

3.

Небесная механика.

1

3

4.

Строение Солнечной системы.

1

7

5.

Астрофизика и звёздная астрономия.

1

7

6.

Млечный путь.

-

3

7.

Галактики.

-

3

8.

Строение и эволюция Вселенной.

-

2

9.

Современные проблемы астрономии.

1

3

Итого:

5

34

Календарно тематическое планирование по астрономии в 11 классе на 2022-2023 учебный год

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии ФГОС основного общего образования на основе УМК «Астрономия 10-11 класс». Авторы: В.М. Чаругин. Астрономия 10-11. Всего 34 часа, 1 час в неделю.

№ недели

№  урока

Дата

Тема урока

Содержание материала:

Задачи

Виды контроля знаний и обратной связи

Домашнее задание

по плану

по факту

Введение (1 ч)

1

1

Введение в астрономию

Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе.

Понятие Вселенной. Структуры и

масштабы Вселенной. Далёкие

глубины Вселенной

- что изучает астрономия;

- роль наблюдений в астрономии;

- значение астрономии;

- что такое Вселенная;

- структуру и масштабы

Вселенной

п. 1, 2

Астрометрия (5 ч)

2

2/1

Звёздное небо.

Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария

- что такое созвездие;

- названия некоторых созвездий,

их конфигурацию, альфу каждого

из этих созвездий;

- основные точки, линии и круги

на небесной сфере:

- горизонт, полуденная линия,

- небесный меридиан, небесный экватор, эклиптика, зенит, полюс мира,

- ось мира, точки равноденствий и

 солнцестояний;

- теорему о высоте полюса мира

над горизонтом;

- основные понятия сферической

и практической астрономии:
 - кульминация и высота светила над горизонтом; прямое восхождение и склонение;

- сутки; отличие между новым и старым стилями;

- величины: угловые размеры Луны и Солнца; даты равноденствий и солнцестояний; угол наклона эклиптики к экватору;

- соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;

- продолжительность года;

- число звёзд, видимых

невооружённым взглядом;

- принципы определения

географической широты и

долготы по астрономическим

наблюдениям;

- причины и характер видимого

движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

использовать подвижную

звёздную карту для решения

следующих задач:

а) определять координаты

звёзд, нанесённых на карту;

б) по заданным

координатам объектов

(Солнце, Луна, планеты)

наносить их положение на

карту;

в) устанавливать карту на

любую дату и время суток,

ориентировать её и

определять условия

видимости светил.

- решать задачи на связь высоты светила в кульминации с

географической широтой места наблюдения;

- определять высоту светила в кульминации и его склонение;

- географическую высоту места наблюдения;

- рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;

- осуществлять переход к разным системам счета времени.

- находить стороны света по

Полярной звезде и полуденному Солнцу;

- отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие

звёзды в них:

- Большую Медведицу,

- Малую Медведицу (с

Полярной звездой),

- Кассиопею,

- Лиру (с Вегой),

- Орёл (с Альтаиром),

- Лебедь (с Денебом),

- Возничий (с Капеллой),

- Волопас (с Арктуром),

- Северную корону,

- Орион (с Бетельгейзе),

- Телец (с Альдебараном),

- Большой Пёс (с Сириусом)

п. 3

3

3/2

Небесные координаты

Небесные координаты. Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил.

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат

п. 4

4

4/3

Видимое движение планет и Солнца

Видимое движение планет и Солнца Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике

п. 5

5

5/4

Движение Луны и затмения.

Движение Луны и затмения. Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений

п. 6

6

6/5

Время и календарь.

Время и календарь. Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.

п. 7

Небесная механика (3 ч)

7

7/1

Система мира

Система мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства движения Земли вокруг Солнца; годичный параллакс звёзд

- понятия:

- гелиоцентрическая система

мира; геоцентрическая система

мира; - синодический период;

- звёздный период;

- горизонтальный параллакс;

- угловые размеры светил;

- первая космическая скорость;

- вторая космическая скорость;

- способы определения размеров

и массы Земли;

- способы определения

расстояний до небесных тел и их

масс по закону Кеплера;

- законы Кеплера и их связь с

законом тяготения

применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при

объяснении движения планет и

космических аппаратов;

- решать задачи на расчёт расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера

п. 8

8

8/2

Законы Кеплера движения планет

Законы Кеплера движения планет. Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

п. 9

9

9/3

Космические скорости и

межпланетные перелёты

Космические скорости и межпланетные перелёты. Первая и вторая космические

скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита КА к планетам, время полёта к планете

п. 10, 11

Строение Солнечной системы (7 ч)

10

10/1

Современные представления о строении и составе Солнечной

системы

Современные представления о строении и составе Солнечной системы. Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

- происхождение Солнечной

системы;

- основные закономерности в

Солнечной системе;

- космогонические гипотезы;

- система Земля–Луна;

- основные движения Земли;

- форма Земли;

- природа Луны;

- общая характеристика планет

земной группы (атмосфера,

поверхность);

- общая характеристика планет-

гигантов (атмосфера; поверхность);

- спутники и кольца планет-

гигантов;

- астероиды и метеориты;

- пояс астероидов;

- кометы и метеоры

- пользоваться планом

Солнечной системы и

справочными данными;

- определять по

астрономическому календарю,

какие планеты и в каких

созвездиях видны на небе в

данное время;

 -находить планеты на небе,

отличая их от звёзд;

- применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при

объяснении движения планет и

космических аппаратов;
- решать задачи на расчёт

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот),

линейных и угловых размеров

небесных тел, расстояний планет

от Солнца и периодов их

обращения по третьему закону

Кеплера

п. 12

11

11/2

Планета Земля

Планета Земля Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

п. 13

12

12/3

Луна и её влияние на Землю

Луна и её влияние на Землю. Формирование поверхности Луны; природа приливов и

отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия

п. 14

13

13/4

Планеты земной группы

Планеты земной группы. Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования

планет земной группы космическими аппаратами

п. 15

14

14/5

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

Планеты-гиганты. Планеты-карлики . Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на

спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики

п. 16

15

15/6

Малые тела Солнечной системы

Малые тела. Солнечной системы. Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и

метеоритов

п. 17

16

16/7

Современные представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы

п. 18

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17

17/1

Методы астрофизических исследований

Методы астрофизических исследований. Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры

основные физические

характеристики Солнца:

- масса, размеры, температура;

- схему строения Солнца и

физические процессы,

происходящие в его недрах и

атмосфере;

- основные проявления

солнечной активности, их

причины, периодичность и

влияние на Землю;

- основные характеристики звёзд

в сравнении с Солнцем:

- спектры, температуры, светимости; - пульсирующие и взрывающиеся

звезд;

- порядок расстояния до звёзд,

способы определения и размеров

звёзд;

- единицы измерения расстояний:

- парсек,

- световой год;

- важнейшие закономерности

мира звёзд;

- диаграммы «спектр–

светимость» и «масса–

светимость»;

- способ определения масс

двойных звёзд;

- основные параметры состояния

звёздного вещества:

- плотность,

- температура,

- химический состав,

- физическое состояние;

- важнейшие понятия:

- годичный параллакс,

- светимость,

- абсолютная звёздная

величина;

- устройство и назначение

телескопа;

- устройство и назначение

рефракторов и рефлекторов

применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд;

- решать задачи на расчёт

расстояний до звёзд по

известному годичному

параллаксу и обратные, на

сравнение различных звёзд по

светимостям, размерам и

температурам;

- анализировать диаграммы

«спектр–светимость» и «масса–

светимость»;

- находить на небе звёзды:

- альфы Малой Медведицы,

- альфы Лиры,

- альфы Лебедя,

- альфы Орла,

- альфы Ориона,

- альфы Близнецов,

- альфы Возничего,

- альфы Малого Пса,

- альфы Большого Пса,

- альфы Тельца

п. 19

18

18/2

Солнце

Солнце. Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли

п. 20

19

19/3

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Расчёт температуры внутри. Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино

п. 21

20

20/4

Основные характеристики звёзд

Основные характеристики звёзд

Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики

п. 22, 23

21

21/5

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них

п. 24, 25

22

22/6

Новые и сверхновые звёзды

Новые и сверхновые звёзды. Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд

п. 26

23

23/7

Эволюция звёзд

Эволюция звёзд. Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды-компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста

звёздных скоплений

п. 27

Млечный путь (3 ч)

24

24/1

Газ и пыль в Галактике

Газ и пыль в Галактике

Наблюдаемые характеристики

отражательных и диффузных

туманностей; распределение их

вблизи плоскости Галактики; спиральная структура Галактики

- понятие туманности;

- основные физические

параметры, химический состав и

распределение межзвёздного

вещества в Галактике;

- примерные значения следующих величин:

- расстояния между звёздами

 в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

- инфракрасный телескоп;

- оценка массы и размеров

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд.

- объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе;

- находить расстояния между звёздами в окрестности Солнца,

их число в Галактике, её

размеры;

- оценивать массу и размер

чёрной дыры по движению

отдельных звёзд

п. 28

25

25/2

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике

п. 29

26

26/3

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Наблюдение за движением звёзд

в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры

по движению отдельных звёзд

п. 30

Галактики (3 ч)

27

27/1

Классификация галактик

Классификация галактик. Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение

расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в

них

- основные физические

параметры, химический состав и

распределение межзвёздного

вещества в Галактике;

- примерные значения

следующих величин:

- основные типы галактик,

различия между ними;

- примерное значение и

физический смысл постоянной

Хаббла;

- возраст наблюдаемых небесных

тел

- объяснять причины различия

видимого и истинного

распределения звёзд,

межзвёздного вещества и

галактик на небе

п. 31

28

28/2

Активные галактики и квазары

Активные галактики и квазары. Природа активности галактик;  природа квазаров

п. 32

29

29/1

Скопления галактик

Скопления галактик. Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной

п. 33

Строение и эволюция Вселенной (2 ч)

30

30/2

Конечность и бесконечность. Вселенной. Расширяющаяся Вселенная

Конечность и бесконечность Вселенной

Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности

Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для

построения модели Вселенной

- связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- что такое фотометрический

парадокс;

- необходимость общей теории

относительности для построения

модели Вселенной;

- понятие «горячая Вселенная»;

- крупномасштабную структуру

Вселенной;

- что такое метагалактика;

- космологические модели

Вселенной

использовать знания по физике

и астрономии для описания и

объяснения современной

научной картины мира

п. 35, 36

31

31/3

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Модель «горячей Вселенной». Связь средней плотности материи с законом расширения и

геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

п. 37

Современные проблемы астрономии (3 ч)

32

32/1

/

Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Вклад тёмной материи в массу

Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы

всемирного отталкивания

какие наблюдения подтвердили

теорию ускоренного расширения

Вселенной;

- что исследователи понимают

под тёмной энергией;

- зачем в уравнение Эйнштейна

была введена космологическая

постоянная;

- условия возникновения планет

около звёзд;

- методы обнаружения

экзопланет около других звёзд;

- об эволюции Вселенной и

жизни во Вселенной;

- проблемы поиска внеземных

цивилизаций;

- формула Дрейка

использовать знания,

полученные по физике и

астрономии, для описания и

объяснения современной

научной картины мира;

- обосновывать свою точку

зрения о возможности

существования внеземных

цивилизаций и их контактов с

нами

п. 37

33

33/2

Обнаружение планет возле других звёзд

Обнаружение планет возле других звёзд.

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями

благоприятными для жизни

п. 38

34

34/3

Поиск жизни и разума во

Вселенной

Поиск жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о существовании жизни во

Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им

п. 39

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

Дополнительная литература для учителя

  1. В.М. Чагурин. Астрономия: Учебник для 10-11 класса, базовый уровень

     общеобразовательных учреждений. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 144 с.

  1. Программа: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 11 с.
  2. В.М. Чаругин. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2017 г
  3. Иванов В. В., Кривов А. В., Денисенко П. А. Парадоксальная Вселенная. 175 задач по астрономии. — СПб.: 1997.
  4. Пшеничнер Б. Г., Войнов С. С. Внеурочная работа по астрономии: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
  5.  Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. — М.: Наука, 1984.
  6. Кондакова Е.В. Астрономия. Методические рекомендации по проведению практических работ. 10–11 классы : учеб. пособие для общеобразо- ват. организаций : базовый уровень / Е.В. Кондакова, Д.Ю. Клы- ков. — М. : Просвещение, 2018. — 48 с. : ил. — (Сферы 1–11). — ISBN 978-5-09-063562-2.
  7. Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы. Базовый уровень : учеб пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2017. — 32 с. — (Сферы 1-11). — ISBN 978-5-09-053966-1.

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Белонучкин В.  Е. Кеплер, Ньютон и все-все- все… — Вып.  78. — М.: Изд-во «Наука». Главная редакция физико-математической литературы, 1990. — (Квант).
  2. Галактики / ред.-сост. В.  Г.  Сурдин. — М.: Физ-матлит, 2013.
  3. Гамов Г. Приключения мистера Томпкинса.  — Вып. 85. — М.: Бюро Квантум, 1993. — (Квант).
  4. Горелик Г.  Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).
  5. Дубкова С. И. Истории астрономии. — М.: Белый город, 2002.
  6. Максимачев Б. А., Комаров В. Н. В звездных лабиринтах: Ориентирование по небу. — М.: Наука, 1978.
  7. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.
  8. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физ-матлит, 2013.
  9. Хокинг С. Краткая история времени. — СПб.: Амфора, 2001.
  10. Хокинг С. Мир в ореховой скорлупе. — СПб.: Амфора, 2002.

Электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки

http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений

http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет

http://www.afportal.ru/astro - Астрофизический портал.

http://www.vokrugsveta.ru - Вокруг света.

http://www.astroolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по астрономии.

http://www.sai.msu.ru - Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, МГУ.

http://spacegid.com - Интерактивный гид в мире космоса.

http://mks-onlain.ru - МКС онлайн.

https://astronomy.ru/forum/index.php?PHPSESSID=84trokjlk11ohvbgkv3k74ipg2& - астрофорум.

 http://sky.sibsau.ru/ index.php/astronomicheskie-sajty - Обсерватория СибГАУ.

 http://астрономия.рф - Общероссийский астрономический портал.

 http://space-my.ru - Репозиторий Вселенной.

 http://www.astronet.ru/ - Российская астрономическая сеть.

 https://сезоны-года.рф/- Сезоны года. Вселенная, планеты и звезды.

 http://www.inasan.ru/ - ФГБУН Институт астрономии РАН

 http://elementy.ru/astronomy   - Элементы большой науки. Астрономия.

 http://www.college.ru/astronomy - Открытая астрономия.

 http://astro.murclass.ru – астрономия для любознантельных.

 http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php - карта зведного неба онлайн.

 http://www.astronet.ru – заочная астрономическая школа.

 http://www.astro-cabinet.ru/ - материалы по астрономии.

Интернет — ресурсы

  1. Российская астрономическая сеть;
  2. Государственный Астрономический Институт имени П.К. Штернберга МГУ;
  3. ИЗМИРАН (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова Российской академии наук );

Примерный перечень наблюдений наблюдения невооруженным глазом

1.  Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4. Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Астрономия для малышей"

Программа курса внеурочной дятельности "Астрономия для малышей"  разработана на 1 год  для детей семилетнего  возраста для того ,чтобы дать учащимся начальные знания по астрономии. ...

рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год

Рабочая программа+хронограф по астрономии...

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....

Программа по астрономии 11 класс

Данная программа может пригодится вам, если желающие изучать дополнительно этот предмет, захотят посещать электив....

Рабочая программа по астрономии 11 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...

Рабочая программа по астрономии (Элективный курс)

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который как предмет начинается в 10 классе, или не включен в программу обучения. Данный курс дает возможность уча...