рабочая программа по астрономии 2012-2013 учебный год
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) по теме

Сипкова Людмила Владимировна

Рабочая программа+хронограф по астрономии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по астрономии  11 класс

Пояснительная записка

Статус документа

Данная  рабочая программа  разработана  применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений («Астрономия. 11 класс», автор  Е. П. Левитан. М.: Дрофа, (2008 г).

Учебник:   Левитан Е.П. Астрономия  11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 7-е изд. - М: Дрофа, 2006. 126 с.

Количество часов:

Всего__34ч____________ в неделю___1ч________

Плановых контрольных  работ:  3  

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

 задачи обучения:

приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;

•        освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции.
Компетентностный подход определяет следующие   особенности предъявления содержания  образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Данное календарно-тематическое планирование учитывает направленность класса физико-математического профиля, в котором будет осуществляться учебный процесс: предполагает повышенный и углубленный уровень изучения планеты Земля и других объектов и их систем во Вселенной, достаточный для продолжения образования по физико-техническим специальностям, а также специальностям, овладение которыми включает изучение систем навигации на земле, воде и в воздухе. Для этого используется модификация вышеназванной программы, а именно: расширяется, по сравнению с базовым уровнем, перечень изучаемых теоретических вопросов, используются задачники и дидактические материалы для обучения решению задач повышенной сложности. Также предполагается активное использование медиаресурсов учебного учреждения и информационных технологий (CD: «Физика и астрономия», «Астрономия в картинках», «Астрономия»; возможно использование мультимедиапроектов, созданных самими учащимися).

Согласно учебному плану и с учетом направленности классов, календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения.

В 11 классе предполагается обучение в объеме 34 часов. В соответствии с этим реализуется программа «Астрономия. 11 класс» Е. П. Левитана, 2004г., в объеме 34 часов.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Это предполагает широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.

На ступени полной (средней) школы задачи учебных занятий (в схеме - «планируемый результат») определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

При базовом изучении учащиеся 11 класса должны знать:

  смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;

должны уметь:

использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

решать задачи на применение изученных астрономических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.

Литература_

Оськина В. Т. Астрономия. 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитана. - Волгоград: Учитель, 2006.

Зигель Э. С. «Что и как наблюдать на звездном небе?», 1979.

Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ,1984.

Сборник вопросов и задач по астрономии / Под ред. Б. А. Воронцова-Вельяминова, 1982.

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»: «Физика», статьи по астрономии.

Левитан Е. П. Дидактические материалы по астрономии, 2002.

Книга для чтения по астрономии. Астрофизика / М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике 2012-2013_2-4 Матвеева_5-9 Босова_10-11 Угринович

Рабочие программы на основе УМК Матвеевой Н.В. (2-4 кл), Босовой Л.Л. (5-9 кл), Угриновича Н.Д. (10-11 кл)...

Рабочая программа ЮИД на 2012-2013 год

Учебно-тематический план№ п/п  Тема Теоретические занятияПрактические занятияВсего часов1Путешествие в историю ПДД 3472Дорога, что ты расскажешь о себе? 1233В гости к Св...

Рабочие программы по экономике 2012-2013 учебный год

Рабочие программы по экономике для учащихся 5-11 классов...

Рабочие программы по технологии 2012-2013 уч.год

Рабочая учебная программа по технологии для 5 класса (совместное обучение): пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по информатике 2012/2013 учебный год

Рабочие программы по информатике с пояснительной запиской, учебно-тематическим планом, требованиями к подготовке школьников в области информатики и ИКТ и календарно-тематическим планированием....