Рабочая программа по астрономии 10 класс
рабочая программа по астрономии (10 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).
- Программа: Астрономия. 11 класс. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.-М.: Дрофа,2000 г.
- Учебный план МКОУ Таяндинская СОШ на 2012 - 2013 учебный год.
Учебник: Воронцов-Вельяминов. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2002.- 224 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Количество часов по программе: 1
Количество часов по учебному плану: 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astronomiya.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по астрономии в 10 классе на 2012-2013 учебный год
На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта, в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время задачи обучения:
Предметные: определяют следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии.
Личностные: выявляют приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Метапедметные: отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В рамках данной программы предполагается активное использование интернет - ресурсов и информационных технологий.
Пояснительная записка
к календарно-тематическому планированию
по астрономии в 10 классе на 2012-2013 учебный год
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).
- Программа: Астрономия. 11 класс. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.-М.: Дрофа,2000 г.
- Учебный план МКОУ Таяндинская СОШ на 2012 - 2013 учебный год.
Учебник: Воронцов-Вельяминов. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2002.- 224 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Количество часов по программе: 1
Количество часов по учебному плану: 1
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
Количество | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Учебных часов | 9 | 8 | 10 | 7 |
Практических работ | 2 | - | - | 1 |
Реализация национально-регионального компонента содержания образования:
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Звёздное небо над п. Таянды (Березняки, Депутатский) | 5 ч |
2. | Солнечная активность и её влияние на окружающую среду Южного Урала. | 5 ч |
Распределение учебной нагрузки по темам курса:
Тема курса | Количество часов по программе | Количество часов по КТП | Количество контрольных работ |
1. | Введение в астрономию | 2 | 2 | - |
2. | Практические основы астрономии | 6 | 6 |
3. | Строение Солнечной системы | 6 | 6 |
4. | Природа тел Солнечной системы | 7 | 7 |
5. | Солнце и звезды | 7 | 7 |
6. | Строение и эволюция Вселенной | 6 | 6 | 1 |
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Формами подведения итогов реализации образовательной программы «Астрономия 10класс» являются :
- Представление результатов собственных исследований на научные конференции школьников районного, областного и российского уровней.
Требования к уровню подготовки выпускников
При базовом изучении курса астрономии учащиеся должны знать:
- смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия ( и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
- определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, , параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
- смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
№ | Тема курса | Кол-во часов | Форма тематич. контроля | ЗУНы в соотв. С ОМСО | ОУУН | НРК | Институцион. компонент |
Введение в астрономию | 2 |
1/1 | Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | Значение астрономии. Уметь использовать ПКЗН. Знать устройство телескопа. | Развитие устной монологической речи. | Физика |
1/2 | Наблюдения - основа астрономии. | 1 | тест | Уметь использовать ПКЗН. | Умение работать с реальными объектами как источником информации. | Звездное небо над городом | Методы изучения природы. (физика) |
Практические основы астрономии. | 6 |
2/3 | Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения земли и ее вращения вокруг Солнца. | 1 | Наблюдения. | Небесная сфера. Звездное небо. Изменение вида звездного небо в течение суток. | Развитие устной монологической речи. | Ориентирование на местности. |
2/4 | Звезды и созвездия. Наблюдения. | 1 | Наблюдения. | Звездное небо. Созвездия. Основные созвездия. | Умение слушать объяснение учителя и вести записи. | Созвездия нашего полушария | История. Мифология. |
2/5 | Небесные координаты и звездные карты. | 1 | ПКЗН | Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. | Умение работать с реальными объектами. | География. |
2/6 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Способы определения географической широты. | География. |
2/7 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Наблюдения. | 1 | Наблюдения. | Система Земля-Луна. Солнечные и лунные затмения. | Развитие устной монологической речи. | Религия. |
2/8 | Время и календарь. | 1 | Тест. | Основы измерения времени. Системы счета времени. Понятие о летосчислении. | Развитие устной монологической речи. | Аркаим – древняя обсерватория | Религия. |
Строение Солнечной системы. | 5 |
3/9 | Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение для науки и мировоззрения. | 1 | Тест. | Развитие представлений о Солнечной системе. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Формирование мировоззрения. | Взгляды Чижевского. | История. Религия. |
3/10 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. | 1 | Наблюдения. | Видимое движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. |
3/11 | Законы Кеплера. | 1 | Тест. | Законы Кеплера - законы движения планет. Законы Кеплера в формулировке Ньютона. | Элементарные счетно-расчетные умения. | Геометрия. Физика. |
3/12 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 1 | Определение расстояний по параллаксам светил. Радиолокационный метод. Определение размеров тел Солнечной системы. | Геометрия. |
3/13 | Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | 1 | тест | Закон Всемирного тяготения. | Элементарные математические умения. | Физика. |
Природа тел Солнечной системы. | 7 |
4/14 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1 | Происхождение Солнечной системы. Основные закономерности в Солнечной системе. Космогонические гипотезы. | Развитие устной монологической речи. |
4/15 | Система Земля-Луна. | 1 | Система Земля-Луна. Основные движения Земли. Форма Земли. Природа Луны. | Развитие устной монологической речи. | Физика. Картография. Геология. |
4/16 | Планеты земной группы. Наблюдения. | 1 | тест | Общая характеристика планет земной группы(атмосфера, поверхность) | Умение сравнивать, анализировать. | География. |
4/17 | Планеты-гиганты. | 1 | тест | Общая характеристика. Особенности строения. | Умение сравнивать, анализировать. | География. |
4/18 | Спутники и кольца планет-гигантов. | 1 | Спутники и кольца. |
4/19 | Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. | 1 | Наблюдения. | Астероиды и метеориты. Пояс астероидов. Кометы и метеоры. | Умение сравнивать, анализировать. | История. Религия. |
4/20 | Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. | 1 | Тест | Законы физики в космосе. | Умение выделять главное, делать выводы. | Физика. |
Солнце и звезды. | 7 |
5/21 | Звезды - основные объекты Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. | 1 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | Элементарные математические умения. | Физика. |
5/22 | Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. | 1 | Строение атмосферы Солнца: пятна, вспышки, протуберанцы. | Умение слушать объяснение учителя и делать записи. | Физика. |
5/23 | Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность Солнечной активности и ее прямая связь с геофизическими явлениями. | 1 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | Развитие устной монологической речи. | Влияние Солнечной активности на человека | Биология. Экология. Энергетика. |
5/24 | Звезды, их основные характеристики. | 1 | тест | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. | Умение анализировать, сравнивать. | Физика. |
5/25 | Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. | 1 | Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Видимые и абсолютные звездные величины. | Элементарные математические умения. | Физика. Геометрия. |
5/26 | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | 1 | Тест. | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | Умение анализировать, сравнивать. | Физика. |
5/27 | Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры. | 1 | Эволюция звезд. Рождение и смерть звезды. | Умение работать с диаграммами. | Физика. |
Строение и эволюция Вселенной | 5 |
6/28 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. | 1 | тест | Наша Галактика. Строение и структура. Вращение Галактики. | Формирование единой картины мира. | Физика. |
6/29 | Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары. | 1 | Многообразие галактик. Определение размеров, расстояний и масс галактик. | Умение сравнивать, анализировать | Физика. |
6/30 | Крупномаштабная структура Вселенной. Красное смещение. Реликтовое излучение. Расширение Вселенной. | 1 | Крупномасштабная структура Вселенной. Метагалактика. Космологические модели Вселенной. | Умение анализировать, сравнивать. |
6/31 | Строение и эволюция Вселенной как проявление физической закономерностей материального мира. | 1 | Космологические модели Вселенной. | Умение анализировать, сравнивать. | Физика. |
6/32 | Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина мира. Заключительная лекция.. | 1 | Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций | Развитие устной монологической речи. |
6/33 | Итоговая контрольная работа | 1 |
6/34 | Обобщающее повторение. | 1 |
Методическое обеспечение программы
1. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан, 2005г», В. Т. Оськина, 2006г.
2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник «Астрономия 11 класс» ВоронцовВельяминов, 2002г.
2. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...
Рабочая программа по астрономии, 11 класс
Рабочая программа по астрономии содержит в себе календарно-тематическое планирование....