Рабочая программа по астрономии 11 класс
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) по теме
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_astronomii_11_klass.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора школы по УВР __________Калиева Ж.А. «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Карагачская СОШ» __________Кострова Т.В. «___»_________2012 г. |
Рабочая программа учебного курса
«Астрономия»
для 11 класса
Составитель: учитель физики
Исупов А. А.
2012-2013 учебный год
Рабочая программа по астрономии для 11 класса (базовый уровень).
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Ю.И.Дик, В.А.Коровин, М.: Дрофа, 2001).
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника Астрономия 11 класс, Е. П. Левитан, 2010 г .
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программа по астрономии предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теориифизики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физикии обеспечивающие развитие учебно-познавательной ирефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физическихпроцессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В соответствии с этим реализуется модифицированная программа «Астрономия 11 класс», Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут, в объеме 34 часов.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи.
На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата.
Цель учебно-исследовательской деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное».
Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации.
Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера (на базе кабинета медиапрограмм с интерактивной доской).
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень)
должны знать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Содержание курса
I. Введение в астрономию (2 ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии).
II. Практические основы астрономии (6 ч)
Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
III. Строение солнечной системы (7 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).
IV. Физическая природа тел солнечной системы (6 ч)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
V. Солнце и звезды (5 ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
VI. Строение и эволюция Вселенной (7 ч)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Календарно-тематическое планирование. Астрономия. 11класс
№ | Тема урока | Тип урока | Содержание | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Д/З | Дата |
План | Факт |
Введение в астрономию |
1/1 | Предмет астрономии. Звездное небо | Урок изучения нового материала | Что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии. Что такое созвездие, основные созвездия | Тест | § 1§ 2 |
2/2 | Изменение вида звездного неба в течение суток | Комбинированный урок | Небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил | Фронтальный опрос | § 3. упр. 3 (4) |
3/3 | Изменение вида звездного неба в течение года | применение знаний и умений | Экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба | Самостоятельная работа | § 4. упр. 3 (3). |
4/4 | Способы определения географической широты | Комбинированный урок | Высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой. | Взаимопроверка | § 5. упр.З (5) |
5/5 | Основы измерения времени | Комбинированный урок | Связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении | Фронтальный опрос | § 6 |
6/6 | Контрольная работа № 1 Введение в астрономию | Урок контроля | Введение в астрономию | Контрольная работа | § 6 |
Строение Солнечной системы |
7/1 | Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе | Урок изучения нового материала | Петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет. Астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения | Самостоятельная работа | § 7, § 8 |
8/2 | Законы Кеплера — законы движения небесных те | Комбинированный урок | Три закона Кеплера | Тест | § 9 |
9/3 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера | применение знаний и умений | Закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона | Решение задач | § 10 |
10/4 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел | Комбинированный урок | Определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы | Тест | § 11 |
11/5 | Контрольная работа № 2«Строение Солнечной системы» | Урок контроля | Строение Солнечной системы | Контрольная работа | § 11 |
Физическая природа тел Солнечной системы |
12/1 | Система «Земля — Луна» | Урок изучения нового материала | Основные движения Земли, форма Земли. Луна — спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. | Тест | § 12 |
13/2 | Природа Луны | Комбинированный урок | Физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы. | Тест | § 13 |
14/3 | Планеты земной группы | Комбинированный урок | Общая характеристики атмосферы, поверхности | Фронтальный опрос | §14 3(1) |
15/4 | Планеты-гиганты | Комбинированный урок | Общая характеристика, особенности строения, спутники | Самостоятельная работа | § 15 3(2) |
16/5 | Астероиды и метеориты Кометы и метеоры | Комбинированный урок | Закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астербидов. движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты. Открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки. | Самостоятельная работа | § 16, § 17 3(2) |
17/6 | Контрольная работа № 3«Физическая природа тел Солнечной системы» | Урок контроля | Физическая природа тел Солнечной системы | Контрольная работа |
Солнце и звезды |
18/1 | Общие сведения о Солнце | Урок изучения нового материала | Вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав | Фронтальный опрос | § 18 |
19/2 | Строение атмосферы Солнца | Комбинированный урок | Фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность. | Тест | §19(1) |
20/3 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца | Комбинированный урок | Протон -протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца. | Самостоятельная работа | § 20 |
21/4 | Солнце и жизнь Земли | Комбинированный урок | Перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема «Солнце — Земля» | Тест | § 21 |
22/5 | Расстояние до звезд | Комбинированный урок | Определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины | Решение задач | § 22 |
23/6 | Пространственные скорости звезд | применение знаний и умений | Собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд | Решение задач | §23 |
24/7 | Физическая природа звезд | Комбинированный урок | Цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности | Фронтальный опрос | § 24 |
25/8 | Связь между физическими характеристиками звезд | Комбинированный урок | Диаграмма «спектр—светимость», соотношение «масса— светимость», вращение звезд различных спектральных классов | Тест | § 24 |
26/9 | Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды | Комбинированный урок | Оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд. Цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые. | Взаимопроверка | §25 3(3), § 26 3 (2) |
27/10 | Контрольная работа № 4«Солнце и звезды» | Урок контроля | Солнце и звезды | Контрольная работа |
Строение и эволюция Вселенной |
28/1 | Наша Галактика Другие галактики | Урок изучения нового материала | Состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение. Открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары | Тест | § 27,28§ 29 |
29/2 | Метагалактика | Комбинированный урок | Системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной. | Фронтальный опрос | § 30 |
30/3 | Происхождение и эволюция звезд | Комбинированный урок | Возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд. | Фронтальный опрос | § 31 |
31/4 | Происхождение планет | применение знаний и умений | Возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет. | Тест | § 32 |
32/5 | Жизнь и разум во Вселенной | Комбинированный урок | Эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций | § 33 |
33/6 | Контрольная работа № 5«Строение и эволюция Вселенной» | Урок контроля | Строение и эволюция Вселенной | Контрольная работа |
34 | Астрономическая картина мира | Заключительная лекция |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...
Рабочая программа по астрономии, 11 класс
Рабочая программа по астрономии содержит в себе календарно-тематическое планирование....