Программа по астрономии 11 класс
рабочая программа по астрономии (11 класс) на тему
Данная программа может пригодится вам, если желающие изучать дополнительно этот предмет, захотят посещать электив.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_astronomii.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАБОЧЕОСТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА
Элективного курса
«АСТРОФИЗИКА»
РАЗРАБОТАЛА: БУХАЛОВА М.Н.,
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
РАБОЧЕОСТРОВСК, КЕМСКОГО РАЙОНА, РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
2010Г
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка
- Цели и задачи курса
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Учебно-тематический план.
- Список литературы
6. Контроль знаний
Пояснительная записка
Человек! Затерянный среди пустынь Вселенной,
один на маленьком куске Земли, несущейся с неумолимой быстротой куда – то вглубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом «зачем он существует», он мужественно движется – вперёд! И выше – по пути к победам над всеми тайнами Земли и неба…»
М.Горький
Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и фундаментальных взаимодействиях в природе. Это науки, изучающие окружающий нас мир. Их возникновение теряется в глубине веков.
В наше время астрофизика достигла большого развития, опираясь на известные законы физики и применяя самую совершенную аппаратуру, вплоть до автоматических межпланетных станций. Современная астрофизика успешно создает и использует разнообразные способы изучения физического состояния небесных объектов и условий, в которых происходит их развитие.
Задачи астрофизики состоят в изучении физического состояния и процессов, происходящих на поверхностях и в недрах небесных тел, их химического состава, свойств среды между небесными телами. Астрофизика подразделяется на практическую и теоретическую. Первая разрабатывает способы астрофизических наблюдений и их обработки, занимается теорией и практическим применением астрофизических инструментов.
Теоретическая астрофизика занимается объяснением происходящих на небесных телах физических процессов и наблюдаемых явлений на основе теоретической физики.
Развитие теоретической и экспериментальной физики, быстрый прогресс техники привели к возникновению новых разделов астрофизики.
Задачи курса:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании;
- развитие интереса к астрофизике;
- развитие творческих способностей у школьников, осознанных мотивов учения, подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
Цели курса:
- приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Календарно- тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера на базе физического кабинета.
Требования к уровню подготовки учащихся
должны знать:
- смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
- определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
- смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
- использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
- решать задачи на применение изученных астрономических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Тематическое планирование курса астрофизики
Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е. П. Левитан
Таблично-графическая схема рабочей программы (35 ч)
N | Система уроков | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно- | ||
Компетенции | |||||||
Учебно - познавательная | Информационная | ||||||
Базовая программа (предметно-функциональная подготовка) | Профильная программа (продвинутый уровень) | ||||||
Введение в астрономию: 6 часов
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора. | |||||||
1 | Предмет и методы астрономии | беседа | Фронтальная работа | Знают о роли набл. в астрономии, связи астр. С другими науками | Называют разделы астрономии и умеют определить каждый. (*) | Приводят примеры использования методов научного познания | Учебник. |
2 | Звездное небо | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Знают что такое созвездие, умеют перечислить основные принципы построения физических теорий, границы применимости законов. (Р) | Умеют пользоваться ПКЗН и по ней узнавать время кульминаций созвездий, определяют склонение и прямо восхождение светил, | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
3 | Изменение вида звездного неба в течение суток | Индивидуальный опрос, беседа | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают об изменении звездного неба в течении суток и года, владеют понятиями: небесная сфера, ГСК, ЭСК, ВСК, кульминация, эклиптика, видимое суточное и годичное движение звезд на небе(Р) | Умеют по заданным координатам находить светила на карте. (П) | Создание и запись структур. текста, изображение небесной сферы и ГСК (¦) | Учебник. |
4 | Изменение вида звездного неба в течение года | беседа | Фронтальная работа | умеют по формулам осуществлять переход к различным СК, находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу (п) | Создание и запись структурированного текста (¦), изображение ЭСК | Учебник. | |
5 | Способы определения географической широты | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Знают различные способы определения географической широты (Р) | Умеют получить значение геогр. широты по формулам через ГСК (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
6 | Основы счета времени | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают основы измерения времени, связь времени с геогр. широтой, системы счета времени (П) | Умеют по формулам осуществлять переход к различным системам счета времени (П) | Создание и запись структурированного текста (¦), | Учебник. |
Строение Солнечной системы: 6 часов
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора. | |||||||
7 | Видимое движение планет | Беседа, фронтальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают о различии м/у видимым и истинным движ. планет, их конфигурациях, сидерическом и синодическом Т. Выстраивают хронологию развития представлений о строении СС (Р) | Определяют по ПКЗН и астрономическому календарю положение планет в данное время суток и года (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
8 | Развитие представлений о строении Солнечной системы | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. | ||
9 | Законы Кеплера | Беседа, индивидуальный опрос | Фронтальная и групповая работа | Знают законы Кеплера, обобщение и уточнение Ньютоном этих законов (Р) | Определяют сидерический период обращения планеты по большой полуоси ее орбиты и решают обратную задачу (П) | Создание и запись структур. текста (¦) | Учебник. |
10 | Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Создание и запись структур. Текста, запись алгоритма решения задач (¦) | Учебник. | ||
11 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают способы определения расстояний до тел Солнечной системы и определения их размеров (Р) | Умеют вычислять расстояние до небесного тела в Солнечной системе по горизонтальному параллаксу, линейные размеры тел по их угловым размерам(П) | Создание и запись структурированного текста, решение задач (¦) | Учебник. |
12 | Контрольная работа по теме: «Строение Солнечной системы» | Индивидуальный опрос | Индивидуальная работа | Решают задачи различного уровня сложности по теме «Строение солнечной ситемы» |
| Тетрадь для контрольных работ |
Физическая природа тел Солнечной системы: 6 часов
Таким образом, обеспечивается развитие ключевых, предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, смыслопоисковой, | |||||||
13 | Система «Земля – Луна». Природа Луны | Беседа | Фронтальная работа | Знают об основных движениях и формах Земли, ее спутнике и физических усл-ях на ней, породы и ландшафт Луны (Р) | Умеют объяснить природу солнечных и лунных затмений, смену фаз Луны, особенности ее вращения (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
14 | Планеты земной группы | Индивидуальный и фронтальный опрос | Индивидуальная и парная работа | Знают общую характеристику атмосферы и поверхности планет земной группы (Р) | Умеют рассчитывать средние плотности планет по их массе и размерам (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
15 | Планеты гиганты | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают общую характеристику атмосферы и пов-ти планет-гигантов, особенности строения, их спутники и кольца (Р) | Умеют работать с таблицами, содержащими сведения о Земле, Луне, других планетах и их спутниках (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
16 | Астероиды и метеориты | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают о законом-ти расположения планетарных и астероидных орбит, дв-и и физ. хар-х астероидов и метеоритов (Р) | Умеют делать выводы о возможности существования жизни в пределах СС на основе анализа многообразия условий жизни на планетах (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
17 | Кометы и метеоры | Беседа, фронтальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают историю открытия комет, их вид, строение, орбиты и природу; хар-ки метеоров и их потоков, болидов (Р) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. | |
Солнце и звезды: 10 часов
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора. | |||||||
18 | Общие сведения о Солнце | беседа | Фронтальная работа | Знают общие сведения: вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура, химический состав и состояние вещества, составляющие атмосферы Солнца (Р) | Умеют анализировать данные о ближайшей к нам звезде, находить объяснения явлениям, связанным с солнечной активностью в атмосфере Земли и околоземном пространстве (П, Ис) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
19 | Строение атмосферы Солнца | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. | ||
20 | Внутреннее строение Солнца | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают об источниках энергии и внутреннем строении Солнца (П) |
| Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
21 | Солнце и жизнь Земли | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают о перспективах использования солнечной энергии, коротковолновом, радио и корпускулярном излучении (Р) | Умеют анализировать взаимосвязь явлений природы и познаваемости окружающего мира (П, Ис) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
22 | Расстояния до звезд | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Знают основные способы определения расстояний до звезд (Р) | Умеют вычислять расстояния до звезд на основе табличных данных (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
23 | Пространственные скорости звезд | Индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают об эффекте Доплера и его связи с лучевой скоростью звезд (Р) | Умеют вычислять собственные, тангенциальные и лучевые скорости звезд (П) | Создание и запись структур. текста (¦), решение задач (^) | Учебник. |
24 | Физическая природа звезд | беседа | Фронтальная работа | Знают о физической природе звезд, связи между физическими характеристиками звезд по диаграммам «спектр - светимость» и «масса - светимость» (Р) | Умеют объяснять причину возникновения рентгеновского излучения (Ис) | Создание и запись структур. текста (¦), используют при ответе диаграммы «спектр - светимость» и «масса - светимость»(*) | Учебник. |
25 | Связь между физическими характеристиками звезд | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Умеют сравнивать блеск звезд по их видимым звездным величинам(П) | Учебник. | ||
26 | Двойные звезды | Беседа, индивидуальный опрос | Индив. и фронтальная работа | Знают о двойных звездах, их физических особ-ях и особенностях их наблюдения (П) | Умеют вычислять сумму масс компонентов двойных звезд (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
27 | Физические, переменные, новые и сверхновые звезды | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Знают классификацию физических, переменных, новых и сверхновых звезд (Р) |
| Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
Строение и эволюция Вселенной: 6 часов
Таким образом, обеспечивается развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, профессионально-трудового выбора. | |||||||
28 | Наша Галактика | Беседа, фронтальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают о составе, строении и вращении Галактики и движении в ней звезд (Р) | Вычисляют расстояние до галактики, скорость удаления которой известна (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
29 | Другие Галактики | Беседа, индивидуальный опрос | Индив. и фронтальная работа | Знают о других галактиках и галактических системах, их многообразии (Р) |
| Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
30 | Метагалактика | Беседа, индивидуальный опрос | Индивидуальная и фронтальная работа | Знают о крупномасштабной структуре Вселенной, ее моделях (П) | Умеют оценивать возраст Метагалактики с помощью постоянной Хаббла (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
31 | Происхождение и эволюция галактик | беседа | Фронтальная работа | Знают о гипотезах происхождения и эволюции галактик и систем, подобных нашей планетарной системе, основных закономерностях таких систем (Р) | Анализируют различные возможности эволюции Метагалактики в зависимости от плотности материи во Вселенной (П) | Создание и запись структурированного текста (¦) | Учебник. |
32 | Происхождение планет | Беседа, фронтальный опрос | Фронтальная работа | Учебник. | |||
33 | Итоговая контрольная работа по теме: «Строение и эволюция Вселенной» | Индивидуальный опрос | Индивидуальная работа | Решают задачи различного уровня сложности по теме «Строение и эволюция Вселенной» | Выполнение контрольной работы | Подготовка реферативных работ и тезисов к уроку-конферениции | |
34 35 | Заключительная конференция: | Создание проблемной ситуации, беседа | Фронтальная и групповая работа | Знают планетарную модель атома (Р) | Знают о спектрах излучения атомов (Р) | Создание и запись структурированного текста (¦) |
|
Список литературы:
Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия 11 класс» Е. П. Левитан, 2006г., а также дополнительных пособий: для учителя
1. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан, 2005г», В. Т. Оськина, 2006г.
2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник «Астрономия 11 класс» Е. П. Левитан, 2006г.
2. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:Областной базисный учебный план (Приказ ГУОиН №01-453 от 20.05.2003 г.).Федеральный компонент го...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Рабочая программа по астрономии 11 класс. По учебнику Е. П. Левитан....
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов, рекомендованной «Департаментом образовательных программ и стандартов об...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы "Физика и астрономия " для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по астрономии 10 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. С...
Рабочая программа по астрономии 11 класс , УМК Воронцов-Вельяминов Б.А.
Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2018./...
Рабочая программа по астрономии 11 класс
Настоящий календарно-тематический план по астрономии разработан применительно к учебной программе по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс». Календарно-т...