Календарно - тематическое планирование астрономия 11 класс
календарно-тематическое планирование по астрономии (11 класс) на тему
Календарно - тематическое планирование астрономия 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie_11_klass.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по астрономии 11 класса на базовом уровне составлена на основе :Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. — 39 с. В программу внесены изменения с учетом Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2017 г. N 506 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089".
Обучение ведётся по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута, который соответствует требованиям ФГОС и предназначен для изучения астрономии на базовом уровне. В нем сохранена классическая структура изложения учебного материала, большое внимание уделено современному состоянию науки. При работе с электронной формой учебника следует придерживаться общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов.
Количество часов по программе в неделю – 1. Количество часов по учебному плану гимназии – 1. Количество часов в год – 35.
Цели и задачи изучения астрономии
. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом.
Астрономия является предметом по выбору и реализуется за счет школьного или регионального компонента. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Планируемые результаты обучения
Технологии обучения:
технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, технология разноуровневого обучения, информационные технологии, технологии проектно-исследовательской деятельности
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Для формирования ключевых компетенций обучающихся программа предусматривает использование интерактивных методов, основанных на личностно - ориентированном обучении; дифференциации и индивидуализации обучения.
Учебная деятельность строится на основе системно -деятельностного подхода и должна способствовать формированию универсальных учебных действий, при этом виды
деятельности должны соответствовать ступени образования. Ведущим видом деятельности учащихся является сбор, хранение, обработка информации, усиливается интеграция знаний. Особое внимание уделяется применению полученных знаний в проектно‑ учебной, исследовательской деятельности ,которая должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные особенности к тому или иному виду деятельности.
В результате изучения «Предмет астрономии»:
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
В результате изучения темы « Основы практической астрономии»:
обучающийся должен знать/ понимать /уметь:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
В результате изучения темы «Законы движения небесных тел»
обучающийся должен знать/ понимать /уметь:
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
В результате изучения темы « Солнечная система»:
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
В результате изучения темы «Методы астрономических исследований»
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
-понятия электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел; спектральный анализ, эффект Доплера
-принцип работы наземных и космических телескопов, космических аппаратов;
-формулировать закон смещения Вина, закон Стефана-Больцмана.
В результате изучения темы « Звезды»:
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
В результате изучения темы «Наша Галактика - Млечный Путь»
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия анти тяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
В результате изучения темы «Галактики. Строение и эволюция Вселенной »:
обучающийся должен знать/ понимать/уметь:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения»в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения —Большого взрыва;
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.
СОДЕРЖАНИЕ курса астрономии
Предмет астрономии/2ч/
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии/5ч/
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Контрольная работа № 1 по теме «Основы практической астрономии».
Тема проекта или исследования:«Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера».
Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени»,
«Движение Луны и смена ее фаз»
Законы движения небесных тел/3ч/
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
Солнечная система/12ч/
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.
Контрольные мероприятия
Практическая работа с планом Солнечной системы.
Контрольная работа № 2по теме « Солнечная система».
Тема проекта или исследования: «Конструирование и установка глобуса Набокова».
Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».
Контрольная работа № 3по теме «Природа тел Солнечной системы».
Тема проекта или исследования: «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея»
Методы астрономических исследований/3ч/
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды/5ч/
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».
Темы проектов или исследований: «Определение условий видимости планет в
текущем учебном году», «Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры»,
«Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен», «Определение
температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение метеорного потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения
параллакса», «Изучение переменных звезд различного типа».
Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна»(на экране), «Двойные звезды»
Наша Галактика - Млечный Путь/2ч/
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной /3ч/
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.
Контрольные мероприятия
Тема проекта или исследования: «Исследование ячеек Бенара».
Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды»
Тема проекта или исследования: «Конструирование школьного планетария»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы ,темы | Всего час. | КР | ПР |
Предмет астрономии | 2 | - | - |
Основы практической астрономии | 5 | 1 | - |
Законы движения небесных тел | 3 | - | - |
Солнечная система | 12 | 2 | 2 |
Методы астрономических исследований | 3 | - | - |
Звезды | 5 | 1 | - |
Наша Галактика - Млечный Путь | 2 | - | - |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной | 3 | - | - |
Итого | 35 | 4 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№урока | Тема урока | Дата план. | Дата факт. | |
Предмет астрономии/2ч/ | ||||
1/1 | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы .Особенности методов познания в астрономии. | |||
2/2 | Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | |||
Основы практической астрономии/5ч/ | ||||
3/1 | Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба | |||
4/2 | Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя | |||
5/3 | Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. | |||
6/4 | Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. | |||
7/5 | Контрольная работа № 1 по теме «Основы практической астрономии». | |||
Законы движения небесных тел/3ч/ | ||||
8/1 | Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | |||
9/2 | Небесная механика. Законы Кеплера. | |||
10/3 | Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел. | |||
Солнечная система/12ч/ | ||||
11/1 | Происхождение Солнечной системы. | |||
12/2 | Система Земля - Луна. | |||
13/3 | Практическая работа с планом Солнечной системы. | |||
14/4 | Контрольная работа № 2по теме « Солнечная система». | |||
15/5 | Планеты земной группы | |||
16/6 | Планеты-гиганты | |||
17/7 | Спутники и кольца планет | |||
18/8 | Малые тела Солнечной системы | |||
19/9 | Астероидная опасность. | |||
20/10 | Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». | |||
21/11 | Повторение по теме «Солнечная система» | |||
22/12 | Контрольная работа № 3по теме «Природа тел Солнечной системы». | |||
Методы астрономических исследований/3ч/ | ||||
23/1 | Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. | |||
24/2 | Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. | |||
25/3 | Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. | |||
Звезды/5ч/ | ||||
26/1 | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. | |||
27/2 | Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд | |||
28/3 | Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии | |||
29/4 | Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. | |||
30/5 | Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды». | |||
Наша Галактика - Млечный Путь/2ч/ | ||||
31/1 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль | |||
32/2 | Вращение Галактики. Темная материя. | |||
Галактики. Строение и эволюция Вселенной /3ч/ | ||||
33/1 | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | |||
34/2 | Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. | |||
35/3 | Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....
Календарно-тематическое планирование 7 класс по предмету "Технология" для неделимых классов
Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы, как девочек, так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления обо всех разделах программы и профессионал...
Календарно-тематическое планирование 5 класс на основе учебная программы: Английский язык. 5—9 классы: О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. М.: Дрофа, 2017.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе рабочей программы по английскому языку основной общеобразовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом от 01.09.20...