Урок по теме "Сложение вероятностей"
учебно-методический материал по алгебре (11 класс)

Зорин Сергей Сергеевич

Урок по теме "Сложение вероятностей" для учащихся 11 классов с дифференцированными по уровню сложности заданиями. 

Учебник "Алгебра и начала математического анализа" Ю.М. Колягин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhenie_veroyatnostey.pptx1.46 МБ
Файл stsenariy_otkrytogo_uroka.docx22.24 КБ
Файл kartochka_uchenika.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение Вероятностей Автор: Зорин С.С. БРЯНСК 2024

Слайд 2

1. Установить, что является событием, противоположным данному: при броске монетки выпала решка; сегодня первым уроком – математика; при броске игральной кости выпало «6» очков; сегодня хорошая погода.

Слайд 3

2. Указать, какие события являются несовместными, а какие совместными: бросили кубик: А – «выпала шестерка», В – «выпала пятерка»; бросили кубик: А – «выпала шестерка», В – «выпало четное число очков»; при решении уравнения: А – «квадратное уравнение имеет два корня», В – «дискриминант больше нуля»; при решении уравнения: А – «квадратное уравнение не имеет корней», В – «дискриминант равен нулю»; вытащили карту из колоды: А – «бубновый король», B – «бубновый валет». Несовместные Совместные 1) 2) 3) 4) 5)

Слайд 4

Формула суммы вероятностей противоположных событий Формула суммы вероятностей двух несовместных событий Формула суммы вероятностей двух совместных событий

Слайд 5

3. Соотнесите формулы и диаграммы Эйлера

Слайд 6

Решение задач по теме «Сложение вероятностей» Цель урока : закрепить умение решать задачи на нахождение суммы вероятностей несовместных и совместных событий.

Слайд 7

Задача №1. В ящике лежат: 6 белых, 8 чёрных и 9 красных шаров. Какова вероятность того, что наугад вынутый шар не будет чёрным? Решите задачу двумя способами.

Слайд 8

Задача №2. Из колоды в 36 карт наудачу вынимается одна карта. Какова вероятность того, что будет вынута карта бубновой масти, трефовой масти или дама?

Слайд 10

Задача №3. В пенале лежат 5 синих ручек и 8 чёрных ручек. Какова вероятность того, что среди случайным образом вынутых из пенала 4 ручек окажется по крайней мере одна чёрная?

Слайд 11

Сочетания без повторений

Слайд 12

Проверка ответов Базовый уровень: №1 а) 0,335; б) №2 ; №3 . Средний уровень: №1 ; №2 ; №3 0,99999999. Продвинутый уровень: №1 ; №2 ; №3 .

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

Домашнее задание: №№523, 526, 528 из учебника (стр. 203-204)



Предварительный просмотр:

Открытый урок «Решение задач по теме «Сложение вероятностей»

Предметная цель урока: закрепить умение решения задач на нахождение суммы вероятностей.

Межпредметная цель урока: связь задач на нахождение вероятности с другими дисциплинами: теория игр, экономика.

Метапредметная цель урока: умение применить знания о нахождение вероятности в повседневной жизни.

План урока:

1. Актуализация знаний

2. Наглядное решение задач разного уровня сложности.

3. Самостоятельное решение задач разного уровня сложности учащимися.

4. Рефлексия и домашнее задание.

1. Актуализация знаний. Здравствуйте, сегодня в 11Б2 классе проходит открытый урок, прошу поприветствовать наших гостей. Посмотрите, пожалуйста, на экран. На экране указаны высказывания. В каких случаях речь идёт о противоположных событиях? В каких случаях о несовместных событиях, а в каких о совместных? (ответ, сверяем с доской). Возьмите, пожалуйста, в руки рабочий лист и запишите формулу суммы вероятностей противоположных событий; формулу суммы вероятностей двух несовместных событий; формулу вероятностей двух совместных событий. Сравним с доской формулу (ученик пишет на доске). Поднимите руки те, у кого совпали формулы. Подпишите в рабочем листе дату (правый верхний угол), фамилию и имя.
Запишите и установите соответствие между диаграммами Эйлера и записанными формулами. На прошлом уроке мы изучили формулы сложения вероятностей и научились их применять при решении задач. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Какая будет тема нашего урока? Запишите в тему урока и цель урока в рабочем листе.

 2. Наглядное решение задач разного уровня сложности учащимися.

 У каждого из вас в рабочем листе представлены задачи разного уровня. Постараемся разобрать несколько задач каждого уровня перед тем, как вы перейдёте к решению задач самостоятельно. (выход к доске ученика) Какое здесь событие – совместное или несовместное? I способ решения:  
Дано:
A = 6 - событий, что шар белый,  
B = 8 - событий, что шар чёрный,
C = 9 - событий, что шар красный.
Найти вероятность, что шар не будет чёрным.
Решение:
I способ. 1) D = 6 + 8 + 9 = 23 – всего исходов, 2) P(A) = 6/23 – вероятность, что вынут белый шар, 3) P(С) =9/23 – вероятность того, что вынут красный шар, 4) P (A + C) = 6/23 + 9/23 = 15/23 – вероятность того, что вынут не чёрный шар.

II способ. 1) D = 6 + 8 + 9 = 23 – всего исходов, 2) P(B) = 8/23 – вероятность, что вынут чёрный шар, 3) P (B) = 1 – 8/23 = 15/23 – вероятность, что вынут чёрный шар.

Ответ 15/23.

Задача 2 (выход к доске ученика) Какое здесь событие – совместное или несовместное?

Дано:

6, 7, 8. 9, 10, В, Д, К, Т, т.е. A = 9 – событий, что будет карта бубновой масти,

B = 9 - событий, что будет карта трефовой масти,

С = 4 – события, что картой окажется дама.

Найти вероятность того, что будет вынута карта бубновой, трефовой масти или дама.

Решение:

1) 9 * 4 = 36 – всего исходов.

2) P(A) = 9/36 = ¼ – вероятность того, что карта окажется бубновой масти,

3) P(B) = 9/36 = ¼ – вероятность того, что карта окажется трефовой масти,

4) P(C) = 4/36 = 1/9 – вероятность того, что карта окажется дамой.

5) P(AC) = ¼ * 1/9 = 1/36 – вероятность того, что карта окажется бубновой дамой.

6) P(BC) = ¼ * 1/9 = 1/36 – вероятность того, что карта окажется трефовой дамой.

7) P (A + B) = ¼+1/4+1/9 – 1/36 - 1/36 = 20/36 = 5/9 – вероятность того, что карта окажется либо трефовой масти, либо бубновой, либо дамой.

Ответ 5/9.

Задача 2 (выход к доске ученика).

Дано: Синих ручек – 5 шт.

Чёрных ручек – 8 шт.

Взяли – 4 шт.

Найти вероятность того, что, вынув из пенала 4 ручки, среди них окажется 1 чёрная?

По какой формуле из комбинаторики будем решать задачу? (сочетание без повторений)

Решение:

1) 5 + 8 = 13 (шт.) – всего ручек.

2) (способов) – вытащить 4 ручки

3)  (способов) – что среди вынутых ручек не окажется ни одной чёрной.

4)  - вероятность того, что среди вынутых ручек не окажется ни одной чёрной.

5) P (A) = 1 – 1/143 = 142/143 – вероятность того, что среди вынутых ручек будет хотя бы 1 чёрная.

Ответ. 142/143.

3. Самостоятельное решение задач разного уровня сложности учащимися.

Даётся время на самостоятельное решение задач учащимися, за 5 минут до конца урока проводится проверка выполненных заданий. Итак, прошу проверить ответы на выполненные задачи с экраном и поставить себе оценку в соответствии с контрольным листом. Давайте посмотрим, что мы сегодня узнали нового .... (рефлексия). Домашняя работа на экране, пожалуйста, сдайте рабочие листы.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист                                                                                                                            Дата ________________________

ФИ __________________________

Тема урока: _______________________________________________________________
Цель урока:______________________________________________________________________________________

Задание №1. Запишите формулу:

1) суммы вероятностей противоположных событий: ________________________________________________;

2) вероятности суммы двух несовместного событий: _______________________________________________ ;

3) вероятности суммы двух совместных событий ________________________________________________ .

Задание №2. Оформите решение задачи №1.

Дано: __________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Найти: _________________________________________________________________________________________________

Решение: I способ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________ II способ _______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________.

Ответ:_________ .

Задание №3. Оформите решение задачи №2.

Дано: __________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Найти: _________________________________________________________________________________________________

Решение: ______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Ответ:_________ .

Задание №4. Оформите решение задачи №3.

Дано: __________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Найти: _________________________________________________________________________________________________

Решение: ______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответ:_________ .

Задание №5. Выберите уровень сложности и решите задания этого уровня.

Базовый уровень

№1. Найти P(A + B), если:

а) P(A) = 0,24, P(B) = 0,095, события A и B несовместные.
Решение:
______________________________________________________________________________________________ .

б) P(A) = 0,3, P(B) = , P(AB) = _____ , события A и B совместные.
Решение:
1) _______________________________________________________________________________________________

2) _______________________________________________________________________________________________.

№2. Выполнить задачу №522 из учебника (стр.203).
Решение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________.

№3. В вазе стоят 5 белых, 6 красных и 8 жёлтых роз. Какова вероятность того, что взятая наугад роза не будет жёлтой? Решите задачу двумя способами.
Решение:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________.

Средний уровень

№1. Найдите вероятность, что при броске двух игральных костей, сумма очков на двух игральных костях будет меньше 4 или больше 8.
Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________.

№2. Из колоды  в 36 карт наудачу вынимается одна карта. Какова вероятность того, что будет вынута карта червовой масти, валет или туз?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: _______________________.

№3. Выполнить задачу №525 из учебника (стр.203)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ответ:

Продвинутый уровень

№1. Найдите вероятность того, что при броске трёх игральных костей, количество очков на всех трёх игральных костях будет равным, или что сумма очков на трёх игральных костях будет равна 6.

Решение:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ответ:

№2. Выполнить №527 из учебника (стр.204)

Решение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ответ:

№3. В роте из 80 солдат 3 имеют высшее образование. Какова вероятность того, что в случайно сформированном взводе из 40 солдат будет хотя бы один человек с высшим образованием?

Решение:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ответ:

Оценка за урок  ___________ .

Контрольный лист

Критерий выполнения заданий

Оценка

Базовый уровень

Выполнены все задания, допущены три и более ошибки, или не все задания выполнены.

«2»

Все задания выполнены верно, или при выполнении всех заданий допущены одна или две ошибки

«3»

Средний уровень

Выполнено одно задание или при выполнении всех заданий допущены четыре и более ошибки

«2»

Выполнены два задания, или при выполнении трёх заданий допущены три ошибки

«3»

Все задания выполнены верно, или при выполнении трёх заданий допущено не более двух ошибок

«4»

Продвинутый уровень

Ни одно задание не выполнено или при выполнении двух заданий допущены три и более ошибок

«2»

Выполнено одно задание, или при выполнении двух заданий допущены две ошибки

«3»

Выполнены три задания и при выполнении трёх заданий допущены две ошибки

«4»

Все задания выполнены верно

«5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теории вероятностей в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы».

Разработка содержит обоснование для проведения уроков по курсу "Теория вероятностей" в 5-6 классах; конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"....

презентация к уроку Классическое определение вероятности

презентация к уроку классическое определение вероятности, основоположники классической теории вероятности, понятие классической теории вероятности, случай и случайные события, решение задач по теме кл...

Конспекты уроков по теории вероятностей 7 класс

Конспекты уроков по Тирвиру 7 кл...

"Логика перебора" - урок по теории вероятностей

Конспект урока содержит подборку упражнений по теме "Логика перебора" , решения к ним и итоги урока....

Урок на тему «вероятность события».

                 Урок на тему «вероятность события». Цели урока: образовательная цель: системность решения веро...

Открытый урок по Теории вероятностей и статистике

Тема: «Сочетания в задачах на вычисление вероятностей»Урок 2.Тип урока: интегрированный урок-закрепление (интегрирование: информатика)Цели урока:Образовательная: закрепить полученные знания и умения п...

"Проблемное обучение на уроках математики.Теория вероятностей"

Мастер-класс по математике. Цель  мастер – класса: «Ознакомить с методикой подачи    материала, способствовать овладению практическими навыками. Содействовать поиску творческих, пр...