"Логика перебора" - урок по теории вероятностей
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Конспект урока содержит подборку упражнений по теме "Логика перебора" , решения к ним и итоги урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"логика перебора" - урок по теории вероятностей | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГИКА ПЕРЕБОРА.
Цель урока: уметь выделять эл/с из данного сл/с и описывать их; вводить систему обозначений для эл/с; развивать логику мышления.
Ход урока.
Сегодня мы рассмотрим различные сл/оп, научимся выделять сл/с этих опытов, а главное – систематизировать и записывать их.
Вспомним: случайный опыт порождает сл/с, событие без опыта невозможно.
№1.
Рассмотрим случайный опыт: игральную кость бросаем 1 раз.
- Какими эл/с может закончиться этот опыт?
- { Выпало 1 очко };
- { Выпало 2 очка } и т. д.
Заметим, что расписывать эл/с подобным образом каждый раз не удобно. Поэтому, введём систему обозначений эл/с , удобную для этого опыта.
Очевидно, что эл/с этого опыта удобно записывать с помощью цифр.
Система обозначений: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
С помощью выбранной системы обозначений, выпишите все эл/с, при которых наступают следующие сл/с:
А={ Выпавшее число очков кратно двум }; А={ 2, 4, 6 }
В={ Выпало нечётное число очков }; В={ 1, 3, 5 }.
Итак, для этого опыта естественной системой обозначений являются цифры.
№ 2.
А) Рассмотрим случайный опыт: монету бросают 1 раз.
Возможны 2 исхода: «орёл» или «решка».
- Придумайте систему обозначений, удобную для этого опыта.
Система обозначений: О – «орёл», Р– «решка».(А–«аверс», Р–«реверс»).
Б) Случайный опыт: монету бросают 3 раза.
- Какую систему обозначений эл/с удобно использовать в этом опыте?
(- Записанные подряд 3 буквы.)
Выпишем все возможные эл/с эксперимента.
Чтобы не упустить один из вариантов, можно использовать лексикографический способ записи ( по алфавиту).
I способ. Лексикографический.
ООО
ООР
ОРО
ОРР
РОО
РОР
РРО
РРР
II способ. Дерево вариантов
В результате получается одна и та же схема.
Используя введённую систему обозначений, запишите события А, В и С.
Последовательно перебираем все исходы и выбираем те, которые нам небходимы.
А={ Выпал ровно 1 орёл }, А={ ОРР, РОР, РРО };
В={ При 2-м бросании выпала решка }, В={ ОРО, ОРР, РРО, РРР };
II-му броску соответствует II-й столбец, записанных исходов.
С={ Орёл выпал более 1-го раза }, С={ ООО, ООР, ОРО, РОО }.
Итак, в рассмотренном опыте в качестве системы обозначений удобно использовать 3 подряд, записанные буквы.
Рассмотрим следующий случайный опыт.
№3. Случайный опыт: игральную кость бросаем 2 раза.
- Сколько эл/с возможно в этом опыте?
- Так как к каждому из 6-ти возможных результатов при 1-м броске, может присоединиться любой из 6-ти результатов при 2-м броске, то всего возможно 36 событий.
6 х 6=36(эл/с) – всего.
- Приведите пример 1-го из эл/с опыта.
А={ 1-й раз выпала «6», а 2-й раз «2»}.
Такая система записи неудобна. Эл/с этого опыта удобно записывать парой чисел. Например: (5;4), (3,2). При этом события (1;2) и (2;1) являются различными.( Почему?) Все эл/с данного эксперимента удобно записать в виде таблицы (заранее распечатать для каждого).
1-й бросок 2-йбросок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 |
- Выделите в таблице эл/с, при которых происходят следующие события:
А={ В сумме на костях выпало ровно 7 очков}
1-й бросок 2-йбросок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 11 | 21 | 31 | 41 | 51 | 61 |
2 | 12 | 22 | 32 | 42 | 52 | 62 |
3 | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 |
4 | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 |
5 | 15 | 25 | 35 | 45 | 55 | 65 |
6 | 16 | 26 | 36 | 46 | 56 | 66 |
Закономерность – выделена диагональ.
В={ При каждом броске выпало число очков, кратное 3-м }
Закономерность – выделены вершины квадрата.
Таким образом, в рассмотренном опыте удобной системой обозначений является пара чисел.
№4. Случайный опыт: команды «Гайка» и «Шайба» играют в футбол до 2-х побед одной из команд (ничья невозможна).
- Придумайте систему обозначений удобную для этого опыта и выпишите все возможные эл/с эксперимента.
Система обозначений: Г – «Гайка», Ш – «Шайба».
Эл/с: ГГ, ГШГ, ГШШ, ШГГ, ШГШ, ШШ.
- С помощью придуманной системы обозначений, запишите следующие события:
А={ В игре одержит победу команда «Гайка» }, А={ ГГ, ГШГ, ШГГ };
В={В игре одержит победу команда«Шайба»}, В={ГШШ, ШГШ, ШШ}
Итак, в качестве удобной системы обозначений в этом опыте мы использовали заглавные буквы названий команд.
№5. Случайный опыт: автомобиль едет по дороге, подъезжает к перекрёстку и
должен оттуда уехать (запрещающих знаков нет).
- Какие исходы возможны в этом опыте?
А={Автомобиль свернёт вправо};
В={Автомобиль свернёт влево};
С={Автомобиль поедет прямо};
Д={Автомобиль развернётся и поедет обратно}.
-Придумайте систему обозначений, удобную для этого
опыта.
Система обозначений: → ← ↑
В З С Ю
Р Ц П - здесь недостаточно
указателей, значит необходимо
додумать знак.
Таким образом, в рассмотренном опыте в качестве системы обозначений удобно использовать стрелки или направления сторон света.
Рассмотрим ещё один пример, в котором можно использовать подобную систему обозначений.
№6. Случайный опыт: 3 богатыря Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня
Никитич ехали по дороге и на развилке увидели камень,
на котором было написано:
Налево поедешь – смерть найдёшь,
Направо поедешь – коня потеряешь,
Прямо поедешь – счастье найдёшь.
! Обратно возвращаться нельзя и каждую из дорог может
выбрать один человек.
Система обозначений: направления богатыри
(упрощённая) > < ^ М П Н
- Эл/с опыта удобно записывать в виде таблицы.
ИМ может поехать в одном из 3-х возможных направлений. М едет направо. Два других богатыря при этом могут поехать либо налево, либо прямо. М едет налево…
(Шаблоны таблицы готовятся заранее для каждого ученика).
М | П | Н |
> | ^ | < |
> | < | ^ |
< | ^ | > |
< | > | ^ |
^ | < | > |
^ | > | < |
Таким образом, в этом опыте в качестве системы обозначений направлений движения богатырей мы выбрали «клювики», имена богатырей записали заглавными буквами, и все возможные исходы эксперимента оформили в виде таблицы.
№7. Случайный опыт: Маша и Ваня учатся в подготовительной группе
детского сада. За свою работу они могут получить три
возможные оценки.
- Придумайте систему обозначения отметок; запишите все возможные комбинации оценок, которые могут получить дети.
Система обозначений: отметки дети
М В
М | В |
|
|
Заметим, что после «Р» мы выписывали варианты в том же порядке, что и после «О». То есть наблюдается периодичность.
рынок
пляж
Эл/с опыта удобно записать в виде таблицы.
Маша получает отличную оценку. Ваня при этом может получить одну из 3-х возможных оценок. Маша получает хорошую оценку…
Выделите в таблице эл/с, при которых происходят следующие события:
А={Ваня работал отлично}
М={Маша работала отлично, а Ваня не работал плохо}
Таким образом, и в данном опыте мы нашли удобную систему обозначений и способ записи эл/с эксперимента.
Подведём итог. Универсальной системы обозначений не существует. Мы можем рассматривать бесконечно много сл/оп, и в каждом из них возможна своя индивидуальная система обозначений, удобная для конкретного эксперимента.
центр
- Выделите в таблице эл/с, при которых происходят следующие события:
А={Илья Муромец не поехал направо}
В={Добрыня Никитич поехал прямо}
Р
Р
Р
Р
О
О
О
Р
Р
О
О
Р
О
Р
Р
Р
Р
О
О
О
О
Р
Р
О
О
Р
О
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теории вероятностей в 6 классе по теме «Столбчатые диаграммы».
Разработка содержит обоснование для проведения уроков по курсу "Теория вероятностей" в 5-6 классах; конспект урока математики в 6 классе по теме "Столбчатые диаграммы"....
Конспекты уроков по теории вероятностей 7 класс
Конспекты уроков по Тирвиру 7 кл...
Открытый урок по Теории вероятностей и статистике
Тема: «Сочетания в задачах на вычисление вероятностей»Урок 2.Тип урока: интегрированный урок-закрепление (интегрирование: информатика)Цели урока:Образовательная: закрепить полученные знания и умения п...
"Проблемное обучение на уроках математики.Теория вероятностей"
Мастер-класс по математике. Цель мастер – класса: «Ознакомить с методикой подачи материала, способствовать овладению практическими навыками. Содействовать поиску творческих, пр...
Методическая разработка урока "Основы теории вероятности"
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия для студентов 2 курса обучения по теме «Основные понятия теории вероятности». Разработка составлена в соответствии с р...
Урок по теории вероятностей и статистике в 7 классе
Урок по теории вероятностей и статистике Тема урока "Отклонения .Дисперсия"...
«ГРАФЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ» (материал к уроку по теории вероятностей и статистики по теме: «Графы»)
Теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингви...