Технологическая карта урока «Квадратные уравнения с параметром» (дифференцированный подход)
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Цупова Ирина Евгеньевна

Объяснить способы решения квадратных уравнений с параметром

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Квадратные уравнения с параметром»

Предмет: математика

Уровень образования: базовый

Тема:  квадратные уравнения с параметром

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Класс: 8 класса

Учитель: Цупова Ирина Евгеньевна

Цель деятельности учителя: объяснить способы решения квадратных уравнений с параметром

Планируемые результаты обучения:

  • личностные: логичность мышления, умение работать в проблемной ситуации;
  • предметные: формировать умение решать квадратные уравнения с параметром;
  • метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности обучающихся, умения работать с  имеющейся информацией в новой ситуации.

Технологии: дифференцируемое обучение

Ресурс: компьютер,  мультимедийный проектор, учебник «Алгебра 8 класс» Макарычев Ю.Н., Издание: М.: Просвещение, 2017

Структура урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей

Включаются в деловой ритм урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2-3. Мотивация к учебной  деятельности, актуализация знаний

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Актуализация опорных знаний и способов действий

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Организация повторения основных типов квадратных уравнений и способов их решения

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Участвуют в работе по повторению: в заполнении таблиц в рабочей карте,  сопоставляют полученные результаты

Познавательные: структурирование собственных знаний

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:  самоопределение, оценивание усваиваемого материала

4-5 .Объяснение нового материала

Первичное восприятие, усвоение нового теоретического материала Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие задач решаемых в жизни с помощью квадратных уравнений с параметрами разной степени сложности

Организация и контроль за процессом решения задач различной сложности

Работают в парах и группах  над поставленными задачами

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

6-8. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения самостоятельной работы

Организует самостоятельную работу учащихся  с разноуровневыми заданиями

Работают самостоятельно над поставленными задачами

Личностные: формирование готовности к само Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

10. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание, получают  индивидуальные карточки

11. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы   групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки  с работами и карточки самооценивания

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Я рада вновь видеть всех вас на своем уроке и готова вновь  оказать помощь  вам в решении некоторых математических задач.  Работаем  как? Настроение какое?

Дети занимают свои места

Вместе!

Во!

Создание ситуации успешности на уроке

2

Мотивация к учебной деятельности

Посмотрите в свои рабочие карты и давайте сформулируем вместе тему урока

-Тема урока «Решение  квадратных уравнений  с параметром»

Осознанное вхождение учащегося в пр-во уч. деятельности: Целеполагание(П), планирование сотрудничества с учителем и сверстниками(К)

3

Актуализация опорных знаний

-Что нам прежде всего необходимо знать при решении квадратных уравнений?

Сейчас вам необходимо заполнить таблицу в рабочей карте №1,а один ученик у доски поработает   по теории уравнений. На эту работу у вас 5-6 минут, а затем мы проверим качество вашего труда. Проверка осуществляется путем сопоставления полученных результатов

-Знать формулу Д квадратного уравнения, формулы корней уравнения, теорему Виета, график квадратичной функции.

Дети приступают к работе самостоятельно

Самоконтроль, самооценка

Актуализация соотв. мыслительных  операций и познавательных процессов: использование знаково-символических средств (П), анализ, синтез, сравнение(П), фиксирование индивидуального затруднения в действиях(Р).

4

Объяснение нового материала

Первичное восприятие, усвоение нового теоретического материала

-А сейчас представьте себе спокойную гладь пруда, заросшие берега, редкие крики птиц над водой и задумайтесь: от чего может зависеть кол-во рыбы в пруду?

Верно. Как одним словом можно назвать все эти факторы?

Какие из них мы можем изменить, на что можем повлиять сами?

Этот процесс можно описать уравнением с параметрами,  исследовать его, а мы с вами займемся решением и исследованием кв. уравнений с параметрами.

-От погоды, от среды обитания, от кол-ва хищной рыбы в пруду, от питания рыбы и т.д.

Параметры

На среду обитания, на питание рыбы

Формирование исследовательских навыков уч-ся, постановка цели, выбор способа решения, построение плана достижения цели: постановка и формулировка проблемы(П), учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К)

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Перепишите задание №1 из рабочей карты в тетрадь. Что значит решить уравнение с параметром? Молодцы!

Какие есть мысли по решению этого уравнения? (у доски решает один ученик и комментирует решение) А нет ли еще какого подвоха в уравнении???

Какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?

Найти все решения уравнения при каждом значении параметра.

Найти Д и приравнять его к нулю, т.к…

Надо рассмотреть особый случай, когда  а=0.

Ответ: при а=0,а=1,а= уравнение имеет 1 корень.

Когда уравнение не имеет корней, когда имеет 2 корня

Формирование исследовательских навыков уч-ся, постановка цели, выбор способа решения, построение плана достижения цели: постановка и формулировка проблемы(П), учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К),аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К),моделирование и преобразование моделей(П),выполнение действий по образцу(П),установление причинно-следственных связей(П)

6

Самостоятельное творческое использование сформированных навыков

А сейчас самостоятельно решите задание №2 (два уровня сложности). Можно консультироваться в парах, а для проверки за доской поработают 2 ученика

Работа комментируется, поощряется

Уч-ся самостоятельно решают, затем проверяют полученные решения, рассматривают способы решения квадратных неравенств

Развитие навыков самостоятельного решения задач : выполнение действий по алгоритму(П),анализ, сравнение, обобщение (П), контроль, коррекция, оценка(Р),волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

7

Обобщение изученного

Какие способы решения мы сейчас применяли?

Какие еще способы решения вам известны? Правильно, в некоторых уравнениях с параметром  рационально применять графический способ решения. Для этого вспомним некоторые свойства квадратичной функции.

Решим из №4 первое уравнение

Алгебраический или аналитический.

Метод подбора, графический способ.

Решают задания через проектор  и затем проверяют их.

Вместе с учителем решают уравнение  2 способом, оценивают его преимущества и недостатки

Формирование исследовательских навыков уч-ся, постановка цели, выбор способа решения, построение плана достижения цели: постановка и формулировка проблемы(П), учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К),аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К), моделирование и преобразование моделей(П),выполнение действий по образцу(П),установление причинно-следственных связей(П)

8

Самостоятельное творческое использование сформированных навыков

Предлагаю решить 2 уравнение самостоятельно, способ решения выберите сами, а с интерактивным плакатом работают 2 человека.

Дети решают разными способами, сравнивают ответы, выбирают более рациональный способ решения

Развитие навыков самостоятельного решения задач : выполнение действий по алгоритму (П), анализ, сравнение, обобщение(П), контроль, коррекция, оценка(Р), волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

9

Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами учились чему?

Тема  квадратных уравнений да еще и с параметрами очень нам близка, например, движение космических тел по орбитами их отклонение, как это произошло со спутником  Фобос-грунт. Поэтому, чтоб стать врачом, космонавтом иль летчиком нужно, прежде всего, математику знать!

Решать уравнения с параметрами ,исследовать на наличие корней, проводить анализ нашей деятельности

10

Домашнее задание

У вас на карте указан адрес сайта, на котором вы можете еще раз прослушать и просмотреть лекцию о способах решения квадратных уравнений с параметром, а также номера из учебника. Оценки за урок

11

Рефлексия урока

Выберите для себя  2 самых важных аспекта урока и продолжите выбранную фразу

Дети отвечают на предложенные вопросы, подводя итог всей работе

Развитие творческого мышления, аналитического, умения сравнивать, сопоставлять: контроль и оценка прогресса и результатов деятельности(П),самооценка на основе критерия успешности(Л),адекватное понимание причин успеха и неуспеха

Критерии оценивания:

 «3» -  участвовал в совместной работе в классе + пытался выполнить задания самостоятельной работы (предложенный учителем уровень)   или не активно участвовал совместной работе в классе + выполнил задания самостоятельной работы (предложенный учителем уровень) с  1- 2  ошибками;

«4» - выполнил задания самостоятельной работы (предложенный учителем уровень) с  1ошибкой + участвовал в совместной работе в классе, выполнил задания самостоятельной работы (предложенный учителем уровень) с  1 негрубой ошибкой;

«5» - верно выполнил задания самостоятельной работы (предложенный учителем уровень)  + активно участвовал в совместной работе в классе, или допустил вычислительную ошибку при решении  самостоятельной работы (предложенный учителем уровень)    + активно участвовал в совместной работе в классе.

Подведение итогов (рефлексия):

После окончания самостоятельной работы, обучающиеся вместе с учителем,  разбирают задания повышенной сложности, которые вызвали наибольший интерес. На скрытой части доски после решения самостоятельной работы учитель представляет ответы и частичное решение уравнений, учащиеся могут оценить результат своей работы. В качестве домашнего задания учитель предлагает разноуровневые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе

Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе Прочность и уверенное воспроизведение полученных знаний, умение решать логарифмические уравнения, прим...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока " Решение уравнений" (5 класс)

Тема урока: Решение уравнений (5 класс) Цели урока:  Образовательные: 1.     Формировать умение выполнять устные вычислительные навыки.2.     Выработа...

Технологическая карта урока "Квадратные корни."

Тема: Квадратные корни.Класс: 8 Предмет: алгебраУМК: учебник Ю.Н. Макарычев Алгебра 8 класс «Просвещение 2014»Тип урока: Обобщение и систематизация знанийЦели: Личностные: - ясно выражать ...

Технологическая карта урока Квадратные уравнения

Урок разработан  для обучающихся с нарушениями слуха коррекционной школы....