Дополнительная краткосрочная программа "Финансовая математика", 9-11 класс
рабочая программа по алгебре (9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеобразовательная краткосрочная общеразвивающая программа "Финансовая математика". Возраст: 14-18 лет. Сегодня финансовая грамотность является не просто модным трендом, а абсолютно необходимым знанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_matematika_ushakova_in_2024.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
Заочная школа одаренных детей Нижневартовского района
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА
«Финансовая математика»
Направленность: естественнонаучная
Возраст: 14-18 лет
Срок реализации: 28 дней (8 часов)
Автор-разработчик: Ушакова И.Н., учитель математики
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Излучинск, 2024
1.Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года);
6. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Квалификация педагога. Квалификация педагога соответствует профилю программы – высшая.
Актуальность программы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с содержанием Кодификатора требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена профильного уровня.
Сегодня финансовая грамотность является не просто модным трендом, а абсолютно необходимым знанием. Эти знания жизненно необходимы любому человеку – даже тому, кто считает, что вот уж он-то, как никто другой, далек от сферы экономики и финансов. Составить план расходов на месяц, подобрать самый выгодный банковский вклад, не прогадать с условиями кредита, не попасться на уловки мошенников – с этими и другими экономическими задачами сталкивается практически каждый. И для их решения необходимы знания по финансовой математике.
Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой моделирования реальных ситуаций на языке алгебры, составления уравнений и неравенств по условию задачи; исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.
Значимым этапом для формирования и развития умения решать текстовые задачи с экономическим содержанием является деятельность учащихся по самостоятельному определению вида задач каждого типа, составлению математической модели и алгоритма их решения. Таким образом, содержание курса охватывает основные типы текстовых задач с экономическим содержанием.
Отличительные особенности программы.
Задачи, представленные в данной программе, демонстрируют практическую ценность математики, позволяют активизировать учебную деятельность, формируют знания и способности к деятельности, которые актуальны и востребованы практикой, рынком труда. Кроме того, способствуют развитию познавательных интересов, мышления обучающихся.
Содержание программы направленно на демонстрацию применения математики в экономике и управлении и опирается на знания, полученные в курсе алгебры основной школы.
Адресат программы: обучающиеся 14-18 лет, проявляющие интерес к учебно-познавательной деятельности. Состав группы 39 обучающихся.
Объем и срок освоения программы: 28 дней, 8 часов.
Режим занятий: проводятся на группу 1 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 80 минут.
Формы обучения – дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ профильного уровня.
Задачи курса:
- расширение и углубление представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
- формирование и развитие у старшеклассников аналитического логического мышления при проектировании решения задачи;
- развитие самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- развитие самостоятельно анализировать и решать экономические или управленческие задачи;
- развитие математической интуиции, нахождение наилучшего способа решения задач, применяя математический аппарат;
- формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
- акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления задач, включаемых в ЕГЭ.
Содержание программы
1. Понятие математического моделирования. (1 час)
Понятие и этапы математического моделирования. Этапы построения математической модели. Вывод формул.
2. Общая схема решения задач на вклады и кредиты (1 часа)
Общая схема решения задач. Условное деление типов задач.
3. Решение задач с на вклады и кредиты типа А (4 часа)
Решение задач на равные размеры выплат с выводом и применением формул.
4. Решение задач ЕГЭ профильного уровня (2 часа)
Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом и применением формул. Решение задач на оптимальный выбор.
1.3. Учебно-тематический план
№ | тема | всего | теория | практика | форма аттестации/контроля |
1. | Понятие математического моделирования. (1 час) | ||||
Понятие и этапы математического моделирования. Этапы построения математической модели. Вывод формул. | 1 | 1 | 0 | Опрос, беседа Проверочное задание | |
2. | Общая схема решения задач на вклады и кредиты (1 час) | ||||
Общая схема решения задач. Условное деление типов задач. | 1 | 0 | 1 | Опрос, беседа Проверочное задание | |
3. | Решение задач с на вклады и кредиты типа А (4 часа) | ||||
Решение задач на равные размеры выплат с выводом и применением формул. | 4 | 1 | 3 | Опрос, беседа Проверочное задание | |
4. | Решение задач ЕГЭ профильного уровня (2 часа) | ||||
Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом и применением формул. | 1 | 0 | 1 | Опрос, беседа Проверочное задание | |
Решение задач на оптимальный выбор. | 1 | 0 | 1 | Опрос, беседа Проверочное задание |
1.4. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные, предметные результаты программы
Изучение курса позволяет достичь следующих результатов
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
5) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
6) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
7) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
8) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении
знать/понимать:
- историю возникновения процента;
- понятия процента, сложного процента, процентного содержания;
- алгоритмы решения простейших текстовых задач;
- типы экономических задач;
- алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на равные размеры выплат;
- алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на сокращение остатка на одну долю от целого
- вывод формул;
- общую схему решения экономических задач;
- алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;
уметь:
- работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
- точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
- использовать различные языки математики;
- проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- находить: проценты от числа, число по его проценту, сложные проценты от числа, процентное содержание;
- выводить формулы для решения экономических задач на вклады и кредиты;
- понимать общую схему решения экономических задач на вклады и кредиты;
- понимать алгоритмы решения задач на равные размеры выплат;
- понимать алгоритмы решения задач на сокращение остатка на одну долю от целого;
- понимать алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;
- различать типы задач на равные размеры выплат и на сокращение остатка на одну долю от целого;
- применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Учебный план
Количество учебных недель – 4
Учебный процесс – с 01 апреля по 28 апреля 2024 года
2.2. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, слайдовая презентация, научно-популярные фильмы, использование онлайн-мессенджеров.
Диагностический инструментарий: проверочные задания, тестовые задания.
2.3. Оценочные материалы
Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; методика «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся» (автор М. А. Ступницкая).
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: беседа, презентация, общение через мессенджеры.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.
2.5 Методы обучения
По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: мотивация, стимулирование, поощрение.
Формы подведения итогов по каждому разделу – проверочные задания, тесты.
Список источников информации
- Открытый банк заданий на ФИПИ - https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B.
- РЕШУ ЕГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаменам http://www.reshuege.ru.
- Энциклопедии.
- Справочники.
- Тесты.
- Учебники.
- Интернет –ресурсы.
- ЭОРы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса
Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...
Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе
Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе, углубляющего характера...
Дополнительное занятие по математики в 6 классе со слабоуспевающими детьми. Тема: деловая игра на тему «Покупка автомобиля»
Обобщение знаний учащихся по некоторым темам 5- 6 класса, которые встречаются в задачах ОГЭ и ЕГЭ: решение задачи, связанные с числами разными знаками, округлением, с масштабом, раскрытием скобок, про...
Рабочая программа дополнительного образования по математике для 5 класса
кружок по математике....
Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
Программа разработана для развивающих занятий с детьми 3 - 4 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»
Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...