Дополнительная краткосрочная программа "Финансовая математика", 9-11 класс
рабочая программа по алгебре (9, 10, 11 класс)

Ирина Николаевна Ушакова

Дополнительная общеобразовательная краткосрочная общеразвивающая программа "Финансовая математика". Возраст: 14-18 лет. Сегодня финансовая грамотность является не просто модным трендом, а абсолютно необходимым знанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_matematika_ushakova_in_2024.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»

Заочная школа одаренных детей Нижневартовского района

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА

 «Финансовая математика»

Направленность: естественнонаучная

Возраст: 14-18 лет

Срок реализации: 28 дней (8 часов)

Автор-разработчик: Ушакова И.Н., учитель математики

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Излучинск, 2024

1.Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – естественнонаучная. Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:

1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 24 марта 2021 года);

6. Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Квалификация педагога. Квалификация педагога соответствует профилю программы – высшая.

Актуальность программы.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в соответствии с содержанием Кодификатора требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена профильного уровня.

Сегодня финансовая грамотность является не просто модным трендом, а абсолютно необходимым знанием. Эти знания жизненно необходимы любому человеку – даже тому, кто считает, что вот уж он-то, как никто другой, далек от сферы экономики и финансов. Составить план расходов на месяц, подобрать самый выгодный банковский вклад, не прогадать с условиями кредита, не попасться на уловки мошенников – с этими и другими экономическими задачами сталкивается практически каждый. И для их решения необходимы знания по финансовой математике.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой моделирования реальных ситуаций на языке алгебры, составления уравнений и неравенств по условию задачи; исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

Значимым этапом для формирования и развития умения решать текстовые задачи с экономическим содержанием является деятельность учащихся по самостоятельному определению вида задач каждого типа, составлению математической модели и алгоритма их решения. Таким образом, содержание курса охватывает основные типы текстовых задач с экономическим содержанием.

Отличительные особенности программы.

Задачи, представленные в данной программе, демонстрируют практическую ценность математики, позволяют активизировать учебную деятельность, формируют знания и способности к деятельности, которые актуальны и востребованы практикой, рынком труда. Кроме того, способствуют развитию познавательных интересов, мышления обучающихся.

Содержание программы направленно на демонстрацию применения математики в экономике и управлении и опирается на знания, полученные в курсе алгебры основной школы.

Адресат программы: обучающиеся 14-18 лет, проявляющие интерес к учебно-познавательной деятельности. Состав группы 39 обучающихся.

Объем и срок освоения программы: 28 дней, 8 часов.

Режим занятий: проводятся на группу 1 раза в неделю, продолжительность 1 занятия – 80 минут.

Формы обучения – дистанционная.

Особенности организации образовательного процесса. Форма обучения групповая.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы - создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ профильного уровня.

Задачи курса:

  • расширение и углубление представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического логического мышления при проектировании решения задачи;
  • развитие самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • развитие самостоятельно анализировать и решать экономические или управленческие задачи;
  • развитие математической интуиции, нахождение наилучшего способа решения задач, применяя математический аппарат;
  • формирование навыка работы с дополнительной литературой, использования различных Интернет-ресурсов;
  • акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления задач, включаемых в ЕГЭ.

Содержание программы

1. Понятие математического моделирования.   (1 час)

Понятие и этапы математического моделирования. Этапы построения математической модели. Вывод формул.

2. Общая схема решения задач на вклады и кредиты (1 часа)

Общая схема решения задач. Условное деление типов задач.

3. Решение задач с на вклады и кредиты типа А (4 часа)

Решение задач на равные размеры выплат с выводом и применением формул.

4. Решение задач ЕГЭ профильного уровня (2 часа)

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом и применением формул. Решение задач на оптимальный выбор.

1.3. Учебно-тематический план

тема

всего

теория

практика

форма аттестации/контроля

1.

Понятие математического моделирования.   (1 час)

Понятие и этапы математического моделирования. Этапы построения математической модели. Вывод формул.

1

1

0

Опрос, беседа Проверочное задание

2.

Общая схема решения задач на вклады и кредиты (1 час)

Общая схема решения задач. Условное деление типов задач.

1

0

1

Опрос, беседа Проверочное задание

3.

Решение задач с на вклады и кредиты типа А (4 часа)

Решение задач на равные размеры выплат с выводом и применением формул.

4

1

3

Опрос, беседа Проверочное задание

4.

Решение задач ЕГЭ профильного уровня (2 часа)

Решение задач на сокращение остатка на одну долю от целого с выводом и применением формул.

1

0

1

Опрос, беседа Проверочное задание

Решение задач на оптимальный выбор.

1

0

1

Опрос, беседа Проверочное задание

1.4. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные, предметные результаты программы

Изучение курса позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

4) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

5) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

6) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

7) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

8) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении

знать/понимать:

  • историю возникновения процента;
  • понятия процента, сложного процента, процентного содержания;
  • алгоритмы решения простейших текстовых задач;
  • типы экономических задач;
  • алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на равные размеры выплат;
  • алгоритмы решения задач на равные размеры выплат на сокращение остатка на одну долю от целого
  • вывод формул;
  • общую схему решения экономических задач;
  • алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;

уметь:

  • работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию);
  • точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
  • использовать различные языки математики;
  • проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • находить: проценты от числа, число по его проценту, сложные проценты от числа, процентное содержание;
  • выводить формулы для решения экономических задач на вклады и кредиты;
  • понимать общую схему решения экономических задач на вклады и кредиты;
  • понимать алгоритмы решения задач на равные размеры выплат;
  • понимать алгоритмы решения задач на сокращение остатка на одну долю от целого;
  • понимать алгоритмы решения задач на оптимальный выбор;
  • различать типы задач на равные размеры выплат и на сокращение остатка на одну долю от целого;
  • применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

2.1. Учебный план

Количество учебных недель – 4  

Учебный процесс – с 01 апреля по 28 апреля 2024 года

2.2. Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, слайдовая презентация, научно-популярные фильмы, использование онлайн-мессенджеров.

Диагностический инструментарий: проверочные задания, тестовые задания.

2.3. Оценочные материалы

Для диагностики результативности освоения программы используются методики «Оценка сформированности компетенций обучающихся»; методика «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков учащихся» (автор М. А. Ступницкая).

2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – дистанционно.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Формы организации        учебного занятия: беседа, презентация, общение через мессенджеры.

Педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение; исследовательского обучения, здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникационные технологии.

2.5 Методы обучения

По источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический. По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания: мотивация, стимулирование, поощрение.

Формы подведения итогов по каждому разделу – проверочные задания, тесты.

Список источников информации

  1. Открытый банк заданий на ФИПИ - https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=AC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B.
  2. РЕШУ ЕГЭ Образовательный портал для подготовки к экзаменам http://www.reshuege.ru.
  3. Энциклопедии.
  4. Справочники.
  5. Тесты.
  6. Учебники.
  7. Интернет –ресурсы.
  8. ЭОРы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования "Занимательная математика" для 10 класса

Данная программа может быть использована учителями математики, работающими в 10 классах в случае, когда в учебном плане школы не заложены часы для проведения элективных курсов для подготовки учащихся ...

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе

Рабочая программа для дополнительных занятий по математике в 9 классе, углубляющего характера...

Дополнительное занятие по математики в 6 классе со слабоуспевающими детьми. Тема: деловая игра на тему «Покупка автомобиля»

Обобщение знаний учащихся по некоторым темам 5- 6 класса, которые встречаются в задачах ОГЭ и ЕГЭ: решение задачи, связанные с числами разными знаками, округлением, с масштабом, раскрытием скобок, про...

Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по математике в 6А классе курса «За страницами школьного учебника»

Данная программа курса дополнительного образования разработана на основе УМК факультативных курсов для обучающихся 6-х классов составителя Т.С.Безлюдовой, Факультативные занятия: Математика после урок...