Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия»
рабочая программа на тему
Программа разработана для развивающих занятий с детьми 3 - 4 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Песочная терапия» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерство образования и науки РФ.
6. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015 г.
При разработке дополнительной краткосрочной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Песочная терапия» были использованы:
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010. – 76с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 г. – 64с.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. —176 с.
В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогический опыт.
Направленность краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Песочная терапия» имеет социально-педагогическую направленность, которая направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ общего образования. Программа предполагает развитие у детей активного воображения творческой символической игры и направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Новизна дополнительной краткосрочной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Песочная терапия».
В своей работе я использую песочницу для развития эмоциональной и познавательной сфер. Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к практической и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние малышей. Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в усвоении знаний.
Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.
Актуальность дополнительной краткосрочной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Песочная терапия».
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи. Создавая маленький материальный мир с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок, ребенок как бы выносит часть своего внутреннего мира вовне. Песочная картина или история, разыгранная на песочном поле, отражает психологическое состояние ребенка, затрагивает актуальные для него аспекты личностного развития, внутренние конфликты, неосознанные потребности и желания. Выражая в «песочном мире» состояние своей души, ребенок с помощью психолога может лучше почувствовать, «разглядеть» и осознать нечто новое о самом себе. Контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Совместная игра позволяет проявиться возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Проблемные ситуации в групповом взаимодействии, возникающие в процессе игры, используются для развития навыков коммуникации. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают уверенными и успешными взрослыми.
В качестве одного из важных условий гармонического развития личности А.С.Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». А.В.Запорожец.
Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Предложенная образовательная программа педагогически целесообразна, так как сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком максимально реализуются потенциальные возможности детей. В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
Отличительные особенности программы:
Игра в песок как способ развития и песочная терапия - самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста.
Во-первых, при играх с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова.
Достоинство песочной терапии в том, что она может применяться не только с детьми, но и с взрослыми. Именно позволяя себе играть, мы общаемся с миром и с самим собой, снимаем внутреннее напряжение, восстанавливаем свою психическую целостность, находим правильные для себя решения.
В ходе реализации общеобразовательной программы необходимо руководствоваться
следующими общими принципами:
1. Принцип динамичности: от простого к сложному;
2. Принцип наглядности, так как у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая;
3. Принцип доступности: учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка;
4. Принцип интеграции образовательных областей, позволяет отражать в играх
впечатления, полученные ребёнком от окружающей действительности.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения;
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов;
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию способности творчески самовыражаться;
- развитию мелкой моторики, ощущений;
- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные;
- преодолению трудностей в общении;
- преодолению расстройств настроения;
- развитию познавательных процессов;
- адаптации к изменениям в жизни (переход в другую группу, другой детский сад, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)
А так же необходимо соблюдать специальные принципы организации игр на песке:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
2. "Оживление" абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное "проживание", проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.
Необходимо дать возможность детям общаться друг с другом и взрослым, возможность обмениваться впечатлениями, проговаривать, так как радость от содержательного общения способствует обогащению их социального, коммуникативного опыта.
В процессе реализации программы возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из возраста, подготовленности детей и степени усвоения ими материала.
Программа представляет цикл игровых сеансов для детей каждого возраста с использованием песочной психотерапии, который обеспечивает эмоциональное и творческое развитие детей, приобретение коммуникативных навыков и создание гармоничных взаимоотношений. Содержание игровых занятий может дополняться в зависимости от психологических особенностей детей, некоторые игры могут повторяться несколько раз для достижения коррекционного и терапевтического эффекта.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Песочная терапия» адресована как мальчикам, так и девочкам с 3-х летнего возраста до 4-х лет. Образовательная деятельность обучающихся проходит в виде групповых игровых занятий. Игровые занятия проводятся в форме совместной образовательной деятельности педагога с детьми. Программа рассчитана на 1 года обучения – 64 часа в каждой группе. Необходимо учитывать, что для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку, поэтому оптимальное количество детей в группе должно быть не более 6 человек. Продолжительность одного занятия – не более 30 минут. Занятия – индивидуальные и групповые. Принимаются все желающие.
Уровень программы, объем и сроки реализации.
Уровень программы – базовый.
Объем программы, сроки реализации – 1 год, 64 часа.
Форма обучения – очная, 2 занятия в неделю по 30 минут.
Режим занятий – 1 год обучения – 64 часа, 2 занятия в неделю по 1 учебному часу, учебный час равен 30минутам.
- Возраст учащихся в группах – 3 – 4 года.
- Количество детей в группах – не более 6 человек.
- Уровень подготовки детей при приеме в группу:
а) неподготовленные дети;
- Основанием для приема детей является письменное заявление родителей.
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Основная идея программы
Основная идея программы – используя игры с песком, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Основное содержание групповых занятий:
Обучающие игры: Они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте.
Познавательные игры: С их помощью дети узнают о том, как многогранен наш Мир, познакомятся с историей своего города, историческими событиями и героями.
Проективные игры: Детское творчество на песке и стиль взаимодействия в ходе игры по сути являются проекцией внутреннего мира ребенка, то есть переносом вовне его переживаний, желаний, умений, возможностей.
Программа направлена на преодоление стрессовых состояний у детей, развитие эмоциональной сферы личности, психокоррекцию, поддержание психологического здоровья.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Песочная терапия»: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие творческих способностей;
2. Закрепление определенных знаний о себе и об окружающем мире;
3. Развитие речевой активности, словарного запаса.
Личностные:
1. Формировать позитивное отношение к своему «Я»;
2. Формировать позитивное отношение к сверстникам;
3. Развивать навыки социального поведения;
Метапредметные:
1. Развивать фантазию и образное мышление;
2. Способствовать проявлению эмпатии средствами песочной терапии;
3. Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
Планируемые результаты
Работа по программе социально-педагогической направленности «Песочная терапия» позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого(формирование эмпатии);
- игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности);
- игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теор. | Практ. | |||
1. | Вводное занятие. | 3 | 1,5 | 1,5 | |
2. | В стране сказок. Промежуточная аттестация. | 27 | 13,5 | 13,5 | Наблюдение, беседа |
3. | Животный мир. | 10 | 5 | 5 | |
4. | Изучаем цвета. | 5 | 2,5 | 2,5 | |
5. | Времена года, сутки. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Грамматика в Песочной стране. | 7 | 3,5 | 3,5 | |
7. | Путешествие в страну букв. Итоговая аттестация. | 10 | 5 | 5 | Наблюдение, беседа |
Итого: | 64 | 32 | 32 |
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство со свойства песка; тактильные ощущения. Обучение взаимодействию с песком. Формирование навыков по взаимодействию с песком.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Тема 2. В стране сказок.
Теория: Создание песочной сказки; доброе волшебство сказочных героев, связанных с созидательной системой жизненных ценностей: как управлять своими желаниями, что такое зависть, лень, дружба, добро; как поверить в себя, научиться управлять страхом; воспитание нравственных качеств. Снижение психофизического напряжения, конфликтности.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Промежуточная аттестация: наблюдение, беседа.
Тема 3. Животный мир.
Теория: Животные Африки, хищные животные, изучаем насекомых, домашние животные, обитатели морей и океанов, динозавры.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Тема 4. Изучаем цвета.
Теория: Изучаем основные цвета: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Тема 5. Времена года, сутки.
Теория: Изучаем времена года, дни недели, сутки.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Тема 6. Грамматика в Песочной стране.
Теория: Изучаем цифры от одного до пяти. Изучаем геометрические фигуры.
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Тема 7. Путешествие в страну букв.
Теория: Изучаем звуки и буквы. Логопедические занятия (звуки А,О,И,У,Е. буквы С и Ш, Л, Р).
Практика: Познавательные, обучающие игры и коррекционные занятия по теме.
Итоговая аттестация: наблюдение, беседа.
Планируемые результаты
Работа позволяет достичь следующих результатов:
- игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;
- песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого ( формирование эмпатии );
- игры с песком и водой позволяют формировать и развивать познавательный интерес, способность к логическому мышлению, формировать элементарные математические представления;
- в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции;
- в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций /особенно тактильной чувствительности/;
Условия реализации программы.
Оборудование и материалы, необходимые для занятий:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Внутренняя поверхность (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Если заниматься подгруппой (3-4 человека) или индивидуально, его размер – 50 х 70 х 8см, для групповой работы размер песочницы увеличивается. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком
2. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта»
3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)
В набор игрушек могут войти:
§ Человеческие персонажи
§ Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
§ Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
§ Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
§ Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
§ Сказочные герои (злые и добрые)
§ Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
§ Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции». Сбор оборудования для игр не будет обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги
Формы аттестации.
Проверка результатов обучения носит текущий и итоговый характер. Формой проверки результатов обучения являются: наблюдение, беседа.
Оценочные материалы
Используя в диагностической работе метод наблюдения оценивается:
✓ состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
✓ уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и тому подобное);
✓ уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
✓ сформированность понятий и умение обобщать (игрушки в лотках разложены по темам);
✓ личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
Во время беседы с ребенком на тему выполненного им задания, оценивается сформированность следующих параметров:
✓ уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику);
✓ уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
✓ эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
✓ уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
✓ устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
✓ воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и тому подобное).
✓ уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
✓ уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
✓ умение обобщать (способность быстро находить подходящий лоток для каждой игрушки), сообразительность;
✓ на групповых (5 – 6 человек) занятиях – уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
Методические материалы
Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг - демонстрация песочницы
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».
Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок
Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»
Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке
Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются
Четвертый шаг - формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия
Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг - завершение занятия, ритуал выхода
Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Методы и приёмы
I. Виды познавательных игр в песке:
игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами: животные, реки, моря, города)
географические игры (моделируем в песочнице климатические зоны и жизнь на них, узнаем, как живут люди в разных уголках планеты)
фантастические игры (дети имитируют жизнь на других планетах- ландшафт Луны, поверхность Марса)
исторические игры (строят, ломают, изучают стратегию боевых действий и снова
строят)
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
языковые игры (поупражняться в грамматике и развить фонематический слух)
дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические процессы)
игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной задачи)
При этом опора идет на зрительное-слуховое-тактильно-кинестетическое восприятие. Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои» сказки.
Примерная структура занятия:
I. Вводная часть занятия:
1. Особое приветствие.
2. Правила работы с песком.
II. Основная часть занятия:
1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
2. Игры и упражнения, направленные на решение основной образовательной цели занятия
III. Заключительная часть занятия:
1. Подведение итогов.
2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия.
3. Ритуал прощания.
1. Орг. момент.
Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления, проблемная ситуация.
2. Правила.
Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
3. Ход занятия.
Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям:
Рассказ детям о сказке (путешествии).
Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее).
Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее).
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?
4.Рефлексия.
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.
II. Коррекционные занятия
Содержание коррекционных занятий:
этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка – разогревающие игры и
дидактические упражнения («Здравствуй, песок!», «Песочный дождь», «Узор на песке»)
этап игр и упражнений с погружением рук в песок («Секретное задание для кротов», «Песочные прятки»)
этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка (Аналогично играм с сухим песком)
профилактика тревожных состояний (сюжетные игры на песке с использованием
игрушек)
III. Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, колючее — гладкое, мягкое — твердое и т.д. Кинестетические ощущения возникают у нас, и когда мы двигаемся, и когда находимся в состоянии покоя. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
Список литературы:
Список литературы для педагога:
1.Большебратская Э.Э.Песочная терапия.- Петропавловск, 2010.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке»: Методический практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004 г.
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006.
6. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
Список литературы, рекомендованный для родителей:
1. Зейц Мариэла «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.- М.: Инт, 2010.
2. Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»
3. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.
4. Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96 с.
5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005. – 66 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 лет Срок реализации: 1 год
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности"Юные друзья полиции" Базовый уровень Возраст обучающихся: 14-17 л...