Открытый урок "Вероятность равновозможных событий" 9 класс
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Открытый урок "Вероятность равновозможных событий" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_veroyatnost_ravnovozmozhnyh_sobytiy_9_klass1.docx | 34.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Вероятность равновозможных событий»
Предмет : алгебра
Класс: 9
Учитель :Русанова Татьяна Гавриловна, учитель математики.
Образовательное учреждение: МОУ « ООШ № 10 г.Вольска Саратовская область»
Тип урока : изучение нового материала.
Цели урока : познакомит с элементами теории вероятности и рассмотреть алгоритм решения задач на заданную тему.
Задачи урока:
- образовательные: научить в процессе реальной ситуации определять термины теории вероятностей: достоверные, невозможные, равновероятностные, противоположные, совместные и несовместные события; научить решать задачи из жизни, формирование вероятностного мышления.
- воспитательные: воспитание умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- развивающие: способствовать развитию интереса к математике; умений применять новый материал на практике и в жизни, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование к уроку: доска, компьютер с проектором, презентация по теме «Введение в теорию вероятностей», игральные кубики, монеты, урна с шарами различных цветов
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие класса. Сообщение темы урока.
- Изучение нового материала
Здравствуйте , садимся.
Прежде , чем перейти к изучению новой темы. Разомнемся.
Вспомним правила умножения и деления десятичных дробей на 10,100 , 1000 и тд.
1. Устный счет
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. надо перенести десятичную запятую на столько знаков вправо, сколько нулей содержит число 10, 100, 1000 и т.д.
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 10, 1000 и т.д. надо перенести десятичную запятую на столько знаков влево, сколько нулей содержит число 10, 100, 1000 и т.д.
Примеры на доске :
- 23,4*10=234
- 15,678*100=1567,8
- 3,189*1000=3189
- 23,4:10=2,34
- 15,678:100=0,15678
- 3,189:1000=0,003189
Молодцы !
Надеюсь, вы настроились на урок и готовы перейти к изучению новой темы.
Мы часто сталкиваетесь со случаем. Случайно достали не ту тетрадь из портфеля, случайно столкнулись с другом на улице.Случайная поломка, случайная находка, случайная ошибка. Этот ряд можно продолжать бесконечно. В обыденной жизни мы часто говорим «возможно», « невозможно», « вероятно», «маловероятно», « обязательно». Все это мы говорим, о каких либо событиях или явлениях. Казалось бы, при чем тут математика,– какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь были обнаружены интересные закономерности – они позволяют человеку уверенно чувствовать себя при встрече со случайными событиями.
Слайд : Вывод и определение « Теория вероятности – раздел математики, изучающий случайные события, случайные величины, их свойства»
Мы говорим о событиях .Что же такое событие с точки зрения математики.
Событие –это результат испытания.
Например, возьмем пакет и в него поместим зеленые и красныеяблоки. Извлечение яблока из пакета есть испытание. Появление яблока– событие.
Я сейчас буду называть вам испытание ,а должны указать событие ,как результат этого испытания
№ | Испытание | Событие |
1. | Бросание монеты | Выпадение « орла « или « решки» |
2. | Бросание игрального кубика | Выпадение 1,2,3,4,5,6 |
3. | Выстрел по цели | Попадание в цель или промах |
4. | Извлечение карты из колоды | Карты масти или достоинства |
5. | Ответ на уроке | Получение оценки |
Вернемся к нашему пакету с яблоками .Мы уже определились, что появление яблока это событие. Но мы положили в пакет красные и зеленые яблоки. Попробуем оценить следующие событие. (написано на доске)
А – красное яблоко
В – Зеленое яблоко
С – желтое яблоко
D – яблоко.
Что можно сказать о событие –достанет яблоко из пакета. Событие D-
оно всегда происходит. Вот такое событие называется достоверным.
Запишем в тетрадь.
Достоверное – это такое событие, о котором заранее известно, что оно произойдет.
Примеры достоверных событий- после ночи всегда утро, мы на уроке математики, на календаре ноябрь.
Что вы можете, сказать о событии С. Достанем из пакета желтое яблоко.
Это событие никогда невозможно. Попробуйте сами дать определение невозможного события.
Невозможное – это такое событие, о котором заранее известно, что оно не произойдет.
Примеры невозможных событий – ночью взойдет солнце, все сегодня полетите на луну.
Мы дали определение достоверного и невозможного события.
Осталось оценить события А и В.Вы вынет из пакета либо красное , либо зеленое яблоко. Вы заранее не знаете, какого цвета яблоко вы вынете. Такие события называются случайными.
Случайные события – это события, которые при одних и тех же условиях могут произойти, а могут и не произойти
Вывод : Продолжить фразу : О любом событии можно сказать , либо оно достоверное ,либо невозможное ,либо случайное.
Задача1.Слайд . Охарактеризуйте событие, о котором идет речь, как достоверное, невозможное или случайное. Вы открыли эту книгу на любой странице и прочитали первое попавшееся существительное. Оказалось, что:
- В написании выбранного слова есть гласная буква
- В написании выбранного слова есть буква «О»
- В написании выбранного слова нет гласных букв
- В написании выбранного слова есть мягкий знак.
Решение: а). Событие достоверное, т.к. в русском языке нет существительных состоящих только из согласных букв.
b). Событие случайное.
c). Событие невозможное , т.к. в русском языке нет существительных состоящих только из согласных букв.
d). Событие случайное.
Ответ: a). Достоверное, b). Случайное, с). Невозможное, d). Случайное.
Листочки с заданиями на столах.
Самостоятельная работа учащихся.
На листах написаны события. Под событиями расположена таблица. И для каждого из перечисленных событий определяете, каким данное будет являться: достоверное, случайное, невозможное. Ответы отмечаем в таблице.
Ф.И.О._______________________________________________________
1. Черепаха научиться говорит;
2 . На следующей недели испортиться погода;
3. После четверга будет пятница;
4. После пятницы будет воскресенье.
5. Солнце кружится вокруг Земли;
6. Мама старше своих детей;
7. Вам за урок поставят оценку «4»;
8. Параллельные прямые не пересекаются.
Событие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Достоверное | * | * | * | |||||
Случайное | * | * | ||||||
Невозможное | * | * | * |
Поменяйтесь с соседом по парте заданиям. И давайте проверим верность выполненного задания. После проверки оцените работу.
На слайде правильные ответы. Молодцы.
Давайте запишем следующие виды событий:
4. Равновозможные события.
5. Не равновозможные события.
Равновозможными называются события, когда в их наступлении нет преимуществ.
Не равновозможные события те, у которых в наступлении одного из событий есть какое -то преимущество.
Далее мы будем работать с равновозможными событиями. Тема нашего урока
Вероятность равновозможных событий.
Введем понятия вероятности.
Мы говорили, что вероятность наступления достоверного события характеризуется как стопроцентная, а вероятность наступления невозможного события – как нулевая. Учитывая, что 100% равно 1, договоримся о следующем:
1) вероятность достоверного события считается равной 1;
2) вероятность невозможного события считается равной 0.
Вернемся к яблокам . Событие Д-вероятность1
Событие С-вероятность 0
Вероятность события А И В это число от 0 до 1
А как подсчитать вероятность случайного события?
Для этого вводим классическое определение вероятности равновозможных событий.
Классическое определение вероятности. Алгоритм решения задач.
Запишите подзаголовок: Классическое определение вероятности.
Определение:Вероятностью события А при проведении некоторого испытания называют отношение числа исходов благоприятных событию N(А), к общему числу всех (равновозможных между собой) исходов этого испытания N.
Запишем формулу: P(A)=, где
Р(А)- вероятность события A
N(A)-благоприятные исходы события А
N- все исходы.
Английский математик Карл Пирсон (1857 – 1936) бросал монету 24000 раз, причем герб выпал 12012 раз. Следовательно, частота выпадения герба в данной серии испытаний равна 0,5, подтверждает естественное предположение о том, что вероятность выпадения герба при одном бросании монеты равна 0,5
Физкульминутка.
В этом году вы сдаете ОГЭ и как вы уже успели заметить, в КИМах есть задачи связанные с теорией вероятности. Блок « Алгебра»- задание № 9.
Работа с учебником-стр 208 № 798.
Самостоятельная работа.
Пример 1: Слайды.
В соревновании по толканию ядра участвуют 4 спортсмена из России, 9 спортсменов из Белоруссии, 7 спортсменов из Грузии и 5 – из Словении. Порядок, в котором выступают спортсмены, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен, который выступает последним, окажется из России?
Решение: Всего спортсменов принимающих участия в соревнования – 25, а спортсменов из России – 4.
Исходя из нашего алгоритма, получаем что:
N(A) = 4;
N= 25
Р(А)==0,16
Ответ: 0,16.
Вероятность события выражается в виде десятичной дроби
Пример 2.
В среднем из 1000 аккумуляторов, поступивших в продажу, 6 неисправны. Найдите вероятность того, что один купленный аккумулятор окажется исправным.
Решение. Элементарный исход – случайно выбранный аккумулятор.
Поэтому N = 1000.
Событию А = {аккумулятор исправен} благоприятствуют 1000 – 6 = 994 исхода.
Поэтому N(A) = 994.
ТогдаР(А)==0,994
Ответ: 0,994.
Пример 3. На столе лежат одинаковые на вид пирожки : 2 с мясом , 16 с рисом и 2 с повидлом. Дима наугад выбирает пирожок . Найдите вероятность того, что он окажется с повидлом.
Решение: Всего пирожков на столе 2+16+2=20 , пирожков с повидлом 2.
Исходя из нашего алгоритма, получаем что:
N(A) = 2;
N= 20
Р(А)==0,1
Ответ: 0,1
Домашнее задание.
Записываем домашнее задание № 788,790(б,в).
Итоги урока.
«Вероятность события»
Ф. И. _____________________________________________________________
- Я понял, что такое случайное событие __________________________________
- Я понял, что такое достоверное событие_________________________________
- Я понял, что такое случайное событие_________________________________
- Я понял, что такое вероятность события_________________________________
- Я знаю, как найти вероятность события_________________________________
- Я допустил ошибки в самостоятельной работе____________________________
- Я смогу сам справиться с домашним заданием_____________________________
Задача:
Паша, сколько у тебя в портфеле сегодня учебников - 4: математика, русский язык, история, биология. Сейчас Паша из портфеля наугад вынет одну книгу. Какова вероятность, что это будет учебник математики?
Благоприятных исходов – 1
Всего исходов – 4
Р= 1/4= 0,25
Сегодня на уроке мы изучили с вами понятия достоверных, невозможных, равновероятностных, противоположных, совместных и несовместных событий.
Изучили классическое определение вероятности и алгоритм решения задач по теории вероятности.
Кто может повторить классическое определение вероятности?
Выставляются оценки за урок.
Домашнее задание.
Записываем домашнее задание: № 801,806
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропорциональные отрезки в треугольнике. (открытый урок, 8 класс)
Подобие треугольников. Свойство биссектрисы треугольника.Среднее пропорциональное. Теорема Фалеса. Обобщённая теорема Фалеса. Теоремы Чевы и Менелая....
Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...