Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным
план-конспект урока по алгебре (10, 11 класс)
Конспект окрытого урока , с технологической картой , домашним заданием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал открытого урока с технологической картой | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка «открытого» урока на тему
«Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим»
Паспорт урока
Тема урока: | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. |
Учитель | Маслова В.Г. |
Образовательная цель | Формирование интеллектуальной культуры личности, развитие умственных способностей и математического мышления десятиклассников на основе осмысления способов решения тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: владеет общими приёмами решения тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. ЛР-2: активно включается в выполнение всех заданий ПУД-1: устанавливает порядок слов в определении понятия. ПУД-2: выделяет отличительные признаки уравнений, сводящиеся к алгебраическим, формулирует выводы. ПУД-3: логически рассуждает, делает выводы ПУД-4: выделяет признаки двух или более уравнений, объясняя их сходство и различия ПУД-5: группирует уравнения по определенному признаку ПУД-6: переводит информацию из одной знаковой системы (текст) в другую (схема, таблица) КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с одноклассниками КУД-2: планирует предстоящую деятельность РУД-1: видит и формулирует проблему, переводит её в познавательную цель и задачи урока. РУД-2: планирует предстоящую деятельность РУД-3: проводит рефлексию и самооценку своей деятельности ПР-1: даёт определение понятия тригонометрическое уравнение ПР-2: заменяет тригонометрические функции на переменные ПР-3: составляет алгоритм решения тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Тригонометрические уравнения» | Ученик научится: заменять тригонометрические функции на переменные, формулировать понятие тригонометрических уравнений; решать уравнения по обобщающей схеме: сводить тригонометрическое уравнение к алгебраическому, к решению простейших уравнений : cosx = a, sinx = a, tgx = a., решать тригонометрические уравнения разложением на множители, вводить новую переменную, вводить вспомогательный аргумент, решать тригонометрические уравнения переводом суммы в произведение, применять формулы понижения степени, делать системные обобщения, выполнять самопроверку и взаимопроверку. Ученик получит возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать. |
Программное содержание | Алгебраическое уравнение. Простейшие тригонометрические уравнения. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные тригонометрические уравнения. Формулы понижения степени |
Мировоззренческая идея | «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
|
Ценностно-смысловые ориентиры | Наука. Познание. Интеллект. |
План изучения учебного материала | 1. Определение тригонометрических уравнений. 2. Отличительные признаки тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. 3.Алгоритм решения тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. |
Основные понятия | Алгебраическое уравнение; простейшие тригонометрические уравнения; обратные тригонометрические функции; тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок – исследование |
Образовательная технология | Организация поисково – исследовательской деятельности (проблемное обучение) |
Оснащение урока | Мультимедийные средства, раздаточные дидактические материалы |
Мизансцена урока | Традиционная |
Домашнее задание | Задание для всех: №1195 (1,2), дифференцированное |
Задание по выбору: придумать по теме урока игру «Третий лишний» |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. Проверка отсутствующих и готовности к уроку. Психологический настрой на урок: - Прокомментируйте слова Альберта Эйнштейна (1879 – 1955) «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». | Стоя, дежурный, учебник, тетрадь, дневник, ручка | ЛР-2 |
II. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (10-12 мин.) | ||
- Сформулируйте тему предыдущего урока. - Как Вы думаете, существуют ли другие типы тригонометрических уравнений? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Давайте вспомним, что мы знаем из раздела «Тригонометрия». – Дайте определение тригонометрического уравнения. Моделирование проблемной ситуации - Обратите внимание на магнитную доску, где расположены карточки с несколькими тригонометрическими уравнениями. - Укажите способы их решения 1) ; 2); 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) ; 9) . Проверка: устно - С каким уравнением справились, почему? - Какое задание не смогли выполнить? Почему? - В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? О чём будем говорить на уроке, почему? - Какой возникает вопрос? Главный вопрос урока: Почему не решили уравнения (№ 5,6 – 9)? - Как вы объясните, зачем вам знать квад…..? - Можно ли в жизни обойтись без этого знания, почему? - Подумайте, обсудите в паре, на какие вопросы вам хотелось бы получить ответы на уроке? Что нам необходимо знать о тригонометрических уравнениях, чтобы быть культурными, образованными людьми? Проверка: *Варианты вопросов: Что такое …? Почему…? Как отличить …. от ….? И т.д. - Определите логическую последовательность поиска ответов на наши вопросы. С чего необходимо начать? | Решение простейших тригонометрических уравнений. Да. Если есть «простейшие», то значит, есть более сложные. Решение сложных /других/различных типов тригонометрических уравнений. Фронтально Слайд/ на доске Запись в тетрадь Фронтально Учащиеся внимательно смотрят на магнитную доску, объясняют, как можно решить то или иное уравнение. Если у учителя нет замечаний, карточка с записью названного уравнения убирается с магнитной доски. В результате проделанной работы на магнитной доске остались уравнения, способ решения которых учащиеся не нашли (№ 5,6 – 9). Запись темы в тетрадь Фронтально | РУД-1 ЛР-1 КУД-1: РУД-2: планирует предстоящую деятельность |
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (15 мин.) | ||
1.Определение тригонометрических уравнений. эвристический метод - Что объединяет эти уравнения Проверка - Какие уравнения лишние и почему? Проверка - Разделите уравнения на группы, обоснуйте свой выбор Проверка - Выберите из списка слова и словосочетания, относящиеся к понятию тригонометрическое уравнение. Составьте из них определение понятия тригонометрическое уравнение. Самопроверка: Сравните своё определение с тем, которое официально принято в науке - На какой вопрос мы с вами ответили? Что мы теперь знаем об этом? Вывод, обобщение: (*содержание вывода) Задание: Сделайте соответствующие отметки в листе самооценки 2. Отличительные признаки тригонометрических уравнений, сводящихся к алгебраическим. 1 вариант Моделирование Проблема: Как (почему, чем и т.д.) ….? Задание: составить алгоритм …. Проверка (устно) Шаг 1. ……. Шаг 2….. и т.д. - Для чего нам необходим алгоритм …? - На какой вопрос мы нашли с вами ответ? Как теперь можем на него ответить? Вывод, обобщение (содержание вывода) Задание: Сделайте соответствующие отметки в листе самооценки | Слайд №/ На доске Письменно в тетрадях Устно Слайд Устно Слайд Устно Письменно в тетрадях Слайд 3-5 учеников Раздаточные листы (Приложение 2) Работа в паре За партами Раздаточный материал Устно, фронтально 3-5 учеников Учебник или раздаточные материалы, или Слайд/ раздаточные материалы 3-4 ученика
Раздаточные листы | ЛР-2: ПУД-3 ПУД-4: ПУД-5: ПУД-1: ПР-1 ПУД-3 РУД-3: ПУД-6: переводит информацию из одной знаковой системы (текст) в другую (схема, таблица) ПР-2: ПУД-3 РУД-3 ЛР-2 ПР-3: составляет алгоритм … ПУД-3: РУД-3 |
IV. ПРОВЕРКА ИСТИННОСТИ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.) | ||
Практическая работа. Задание: (Содержание) Проверка - Как справились с заданием? Почему? Что помогло вам справиться с заданием? Какими знаниями руководствовались? Практическая работа. Творческое задание (практико-ориентированная или ситуационная задача; перенос способа деятельности в окружающую действительность) Проверка: Задание: Сделайте соответствующие отметки в листе самооценки | Слайд /учебник самостоятельно в тетрадях | ЛР-2: ПР-1 ПР-2: ПР-3: ПР-4: РУД-3 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) | ||
Рефлексия деятельности с опорой на листы самооценки - Какой был главный вопрос урока? Почему он возник? - Как сейчас вы ответите на него? Что изменилось? - Что дал вам урок? Что в вас изменилось? - На какие свои вопросы вы получили на уроке ответы? - Что вызвало самую большую трудность, почему? Над чем необходимо особенно поработать дома и на следующем уроке? - Встаньте те, кто может назвать себя хорошим учеником на уроке, обоснуйте своё мнение. Задание: Переведите результаты урока в баллы (каждый + равен 1 баллу) Шкала оценок: содержание - Какая отметка за урок у вас получилась? | Слайд Фронтально Раздаточные материалы | РУД-3 ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя знания (умения) |
Приложение 1
Приложение 2
Самостоятельная работа.
I уровень
1 вариант
sin2 x – sinx = 0
2 вариант
cos2 x + cosx =0
II уровень
1 вариант
3sin2 x – cosx – 3 = 0
2 вариант
5 sin2 x – cosx – 5 = 0
III уровень
1 вариант
sin2 x + 4cosx – 3 = 0
2 вариант
8sin2 x + cosx + 1 = 0
Дифференцированное домашнее задание (раздаётся каждому ученику на отдельных листах):
1 уровень («3»): 2cos2 x + 3cosx + 1 = 0; 2x - 7sin() - 5 = 0.
2 уровень («4»): 3 + cos2x + 3 cosx = 0; 2cos2x - 3 x - 2sin x = 0.
3 уровень («5»): cos(2π - 2x) + 3sin(π - x) = 2; (;
6 sin(π – 2x) - .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс урок алгебры "Уравнения сводящиеся к квадратным"
Урок совершенствования и систематизации знанийФорма проведения: экскурсия по достопримечательностям Бурятии...
8 класс урок алгебры "Уравнения сводящиеся к квадратным"
Урок совершенствования и систематизации знанийФорма проведения: экскурсия по достопримечательностям Бурятии...
Уравнения, сводящиеся к квадратным.
Методические разработки трех уроков по теме "Уравнения, сводящиеся к квадратным"....
Решение уравнений, сводящихся к квадратным
В разработке рассмотрены различные типы уравнений, которые при решении сводятся к решению квадратных уравнениний. а именно :1) Алгебраические уравнения; 2) Рациональные уравнен...
Методическая разработка урока алгебры в 10 классе: "Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные уравнения"
Соотнести свое уравнение с одним из типов уравнений, используя справочный материал...
"Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. Однородные уравнения", 10 класс (профильный)
Материал презентации был представлен на защите урока на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок" (2 место)...
конспект урока по алгебре 8 класс по теме: "Уравнения, сводящиеся к квадратным. Биквадратные уравнения"
Конспект содержит историческую справку, материал для актуализации темы, разнообразные задания для работы в группах и индивидуально...