Линейное уравнение с двумя переменными.
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Линейное уравнение с двумя переменными.Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_7kl.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Линейное уравнение с двумя переменными.
Класс: 7
УМК: Алгебра 7 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана – Граф, 2019.
Тема: Линейное уравнение с двумя переменными.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели:
- знакомство учащихся с понятиями линейного уравнения с двумя переменными и его решения;
- выработка умения выражать одну переменную линейного уравнения с двумя переменными через другую;
- развитие познавательных навыков обучающихся, критического и творческого мышления;
- воспитание познавательного интереса к математике, настойчивости, целеустремленности в учебе.
Задачи:
Личностные: формирование навыков организации анализа своей деятельности объективной самооценки и взаимооценки.
Предметные: формирование знаний о линейном уравнении с двумя переменными, его решении и свойствах.
Метапредметные:
Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебном пособии; понимание знаков, символов, умение их применять; понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение устного ответа; выдвижение и обоснование гипотез, предложение способов их проверки.
Регулятивные: сопоставление способов и результата своих действий с заданным эталоном.
Коммуникативные: умение устанавливать рабочие отношения; эффективно сотрудничать.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока:
I Организационный момент (Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку).Мотивация
Я хочу загадать вам загадку:
Что самое быстрое, но и самое медленное.
Самое большое, но и самое маленькое.
Самое продолжительное, но и самое краткое.
Самое дорогое, но и дёшево ценимое нами?
Это ребята – время. Урок длится всего 45 мин, и мне бы очень хотелось, чтобы они были потрачены с пользой.
II. Проверка домашнего задания
Какую тему мы с вами изучили на предыдущих уроках? (Уравнения с двумя переменными.)
Давайте проверим ваше домашнее задание.
III. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных знаний учащихся.
На доске записано:5х; 5х + 7, 5х + 7 = 12.
- Дайте определение записанным выражениям.
- Что называется уравнением?
- Сформулируйте определение линейного уравнения с одной переменной.
- Что значит решить уравнение?
- Что называется корнем уравнения?
- Приведите свой пример линейного уравнения с одной переменной.
- Чем отличаются уравнения 5х+7=12 и 5х+7у=12?
- Как называется первое уравнение?
- Как его решить?
- Попытайтесь сформулировать определение второго уравнения.
- Как ы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Запишем тему урока в тетради.
- Давайте попробуем провести параллель между известным нам материалом и новым.
IV. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о линейных уравнениях.
- Какой тип уравнения нам известен? (линейное уравнение с одной переменной)
- Вспомним определение линейного уравнения с одной переменной.
- Что называется корнем линейного уравнения с одной переменной?
- Сформулируем все свойства линейного уравнения с одной переменной.
- Заполним первую строку таблицы.
ах=в, где х – переменная, а,в- числа.
Пример: 2х = 10
Значение х, при котором уравнение обращается в верное равенство
1) перенос слагаемых из одной части уравнения в другую, изменив их знак на противоположный.
2) умножение и деление обеих частей уравнения на одно и тоже, не равное нулю число.
Линейное уравнение с двумя переменной.
ах + ву = с,
где х,у – переменные, а,в.с – некоторые числа.
Пример:
х – у = 6;
х + у = 15;
3х + 31у =68
Значения х, у, при которых уравнение обращается в верное числовое равенство.
х=8; у=2; (8;2)
х=7; у=8; (7;8)
х=2; у = 2; (2;2)
1)
2)
3) равносильность уравнений.
Пример:
х-у=6 и у=х-6
(8;2) (8;2)
- Приведите пример уравнения с двумя переменными. (Записать в тетради)
- Что бы вам хотелось узнать о линейном уравнении с двумя переменными?
- Попробуйте сформулировать цель урока. (Совместно с учениками поставить задачи и вопросы к уроку)
Возможные ответы учащихся: знать определение линейно гоуравнения с двумя переменными; научиться находить линейные уравнения 2 степени среди других уравнений; выяснить как решаются эти уравнения.
- Давайте вместе искать ответы на поставленные вами вопросы.
Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида ax + by = c, где a,b и c – некоторые числа, а x и y –переменные.
- Среди данных уравнений найдите линейные уравнения с 2 переменными и назовите коэффициенты а, в, с: а) 6х = 96; б) 7х-5у = 2; в) 4х + 3у⁷; г) х + у = 15; д) х-у = 3.
- Линейные уравнения с двумя переменными, как и все уравнения надо решать.
- Найдите корни уравнения х-у = 12
- Сколько решений имеет это уравнение? (Множество)
- Как вы нашли корни уравнения? (Подбором)
- Как выяснить будет ли данная пара чисел корнем уравнения? (Проверить подстановкой)
- Уравнение x – y = 12 при x = 8, y =-4 обращается в верное равенство 8 – (-4) = 12. Говорят, что пара значений переменных x = 8, y = -4 является решением этого уравнения). Попробуйте дать определение решения линейного уравнения с двумя переменными? (Дети дают определение)
Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство.
Пары значений переменных иногда записывают короче: (х; у) В такой записи на первом месте пишут значение x а на втором - y. Одно из решений рассмотренного уравнения может быть записано в виде (8; -4).
Уравнения с двумя переменными, имеющие одни и те же решения (или не имеющие решений), называются равносильными.
- Приведите примеры равносильных уравнений. (х+у=7 и х=7-у; =-4 и = -2)
Уравнения с двумя переменными обладают такими же свойствами, что и уравнения с одной переменной:
- Если в уравнении перенести любой член из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение равносильное данному.
- Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число (не равное нулю), то получится уравнение равносильное данному.
- По аналогии с первой строкой, давайте заполним вторую строку таблицы, тем самым обобщая новый материал.
Рассмотрим уравнение 4x + 2y = 10. Используя свойства уравнений, выразим одну переменную через другую.
Можем выразить переменную х через переменную у. Для этого оставим 4х в левой части уравнения, а 2у перенесем в правую, изменив его знак. Получаем равносильное уравнение 4х = – 2у+10.
Разделим каждую часть этого уравнения на число 4, получим равносильное уравнение
х= -0,5у+2,5.
Для того, чтобы выразить переменную у через переменную х, сначала перенесем 4x из левой части в правую, изменив его знак. Получаем равносильное уравнение 2y = 10 - 4x.
Разделим каждую часть этого уравнения на число 2, получим равносильное уравнение
у = 5 - 2x.
Таким образом, мы выразили одну переменную через другую.
Пользуясь этим равенством, для каждого значения x можно вычислить значение y.
Если x = 2, то y = 5 - 2· 2 = 1.
Если x = -2, то y = 5 - 2· (-2) = 9. Пары чисел (2; 1), (-2; 9) – решения данного уравнения. Таким образом, данное уравнение имеет бесконечно много решений.
V. Работа с учебником. Открываем учебники на странице 195.
- Найдите в учебниках место, где выделена главная идея темы нашего урока.
а) Устно выполняем № 28.1, №28.2, №28.4.
б) Письменно решаем № 28.3. Делают в тетрадях самостоятельно, затем на доске.
в) № 28.8(1;4) № 28.10(1;2) Работа в парах. Разбор у доски.
VI. Историческая справка.
Рене Декарт (1596-1650) – французский философ, математик и физик.
Создал основы аналитической геометрии, ввел понятие переменной величины, разработал метод координат. Осуществил связь алгебры с геометрией.
Пьер Ферма (1601-1665) – французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел. Занимался теорией решения алгебраических уравнений с несколькими переменными.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой с помощью экрана в классе.
1. Выпишите линейное уравнение с двумя переменными:
а) 3 + 6у = 5; б) ху = 16; в) 2х – у = 5.
2. Является ли решением уравнения2х - у = 5 данная пара чисел?
а) (4; -3); б)(-1;-3); в)(0;5).
3. Выразите из линейного уравнения 3х – 4у = 12
а) х через у б) у через х.
4. Найдите три, каких-либо решения уравнения х + у = 17.
VII. Итог урока. Обобщение пройденного материала на уроке. Выставление оценок.
Давайте попробуем дать ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
- Какие уравнения называются линейными с двумя переменными?
- Что значит решить линейное уравнение с двумя переменными?
- Что называется решением уравнения с двумя переменными?
- Можем ли мы найти все решения уравнения? (Нет, так как их бесконечное количество)
- Как записывается корень уравнения?
- Какие уравнения называются равносильными?
- Перечислите свойства линейного уравнения с двумя переменными
VIII.Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
IX. Домашнее задание: п.28, № 28.5, №28.11, № 28.51-повтор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по алгебре в 7классе по теме"Линейные уравнения с двумя переменными"
Урок формирования новых знаний имеет важное место в главе"Линейная функция"...
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
Урок алгебры в 7-м классе "Система линейных уравнений с двумя переменными"
Урок погружения в тему предполагает предварительное знакомство с новым материалом. Для ознакомления с темой "Системы линейных уравнений" использованы исторические задачи, приведенные в книге Я. Перель...
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"
Обобщающий урок в 7 классе по алгебре "Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными"...
Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными
Урок объяснения нового материала по учебнику "Алгебра, 7 класс" А.Г. Мерзляк, параграф 26. Презентация составлена для объяснения новой темы в Zoom при дистанционном обучении....
Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика уравнения ах + ву = с, где а≠0 и в≠0."
Тип урока: урок открытия новых знанийЦель: пополнение знаний учащихся о графике линейного уравнения с двумя переменными; научить строить такие графики.Задачи:Отрабатывать знания, умения, навыки у дете...
Технологическая карта урока по алгебре 7 класс "Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными"
Данный урок был проведён в апреле 2021 года на районном семинаре учителей математики. Целевая аудитория - ученики 7 "б" класса, в классе 27 учащихся, класс разноуровневый, но у...