Организационный момент
| Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки. Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонько дружно сели. Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед» - Как вы понимаете эти слова? | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад.
Выдвигают предположения. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | 1 слайд
2 слайд | 2 мин. |
Актуализация знаний | Предлагает ответить на поставленные вопросы: - Что ж, ребята выполним устный счет и повторим табличное умножение и деление.
- А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. А это было понятие? Верно, масштаб. А что называют масштабом? - Выполним задания связанные с масштабом: 1. Масштаб на карте 1 : 200 000. Расстояние между двумя селами на карте 10 см. Каково расстояние между этими селами на местности? На карте – 10 см На местности – ? км Масштаб – 1 : 200 000 2. Расстояние между двумя городами 40 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000? На карте – ? см На местности – 40 км Масштаб – 1 : 1 000 000 | Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).
Масштаб – это отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине. Комментирую решение, проводят расчеты: 1.Решение. 10 см ⋅ 200 000 = 2 000 000 см = 20 км – расстояние на местности. Ответ: 20 км. 2.Решение. 40 км : 1 000 000 = 4 000 000 см : 1 000 000 = 4 см – расстояние на карте. Ответ: 4 см. | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | 3-4 слайд
5 слайд
6-7 слайд
| 3 мин.
2 мин.
3 мин. |
Целепологание и мотивация | Подготовить учащихся к изучению новой темы.
- Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его но без букв У и К: УДКЕЛКЕУУНИКУЕУУКЧУИСКУЛУУАВДУУАННУКОКМОКТНУОКШЕУУНУИИ. какие цели поставим на этот урок?
Я согласна с вами. Цель урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. - Но нам необходимо сначала вспомнить, что же такое отношение? | Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока. -Высказывают гипотезу о цели урока: Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий.
Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности
|
8 слайд
9 слайд | 3 мин. |
Изучение нового материала | -Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. 1 друг – ? конфет 2 : 3 60 конфет 2 друг – ? конфет - Умеем ли мы с вами решать такие задачи? - А другим способом мы можем решить эту же задачу? - Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один. II способ. 1) (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 2) (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга. Ответ: 24 конфеты, 36 конфет. Выведем правило деление числа в данном отношении. Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения. Запишем определение в общие тетради. | - Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения. - Нет не можем. I способ. 1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты; 2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть; 3) 2 ⋅ 12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 4) 3 ⋅ 12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.
Разделим число с (с ≠ 0) в отношении a : b. Получим два числа: 1 число: ; 2 число: . | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации по учебнику, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение | 10 слайд
12 слайд
13 слайд | 5 мин. |
Первичное закрепление во внешней речи
| -Предлагает прочитать в учебнике определения. - Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях: Задача 1. Два брата сложили свои деньги для покупки акций. Старший внес 500 р., а младший – 300 р. Через некоторое время они продали акции за 1000 р. Как они должны разделить эти деньги между собой?
Решим устно. После сбора урожая яблок одна их часть была высушена, а другая использована для приготовления сока. Сколько яблок пошло на сушку, а сколько на сок?
| -Читают в учебнике определение, делают выводы об правиле деления числа в данном отношении.
Решение. Естественно разделить 100 р. в том отношении в котором они вложили деньги, т.е. в отношении 500 : 300 = 5 : 3. Поэтому надо дать: 1) старшему брату ; 2) младшему брату . Ответ: 625 р., 375 р. Собрано | Отношение | Сушеные | Для сока | 110 кг | 4 : 7 | 40 | 70 | 125 кг | 2: 3 | 50 | 75 |
Решение: | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; | 14 слайд
15 слайд | 5 мин. |
Физминутка
| Организует выполнение комплекса упражнений Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс.
| Раз – подняться, потянуться Два – нагнуться, разогнуться Три – в ладоши, три хлопка Головою три кивка На четыре – руки шире Пять – руками помахать Шесть – на место тихо сесть | Снятие физического напряжения, смена вида деятельности. | 16 слайд | 2 мин.
|
Самостоятельная работа (в парах)
Включение в систему знаний и повторения | - Итак, посчитали. Теперь нам с вами необходимо выполнить исследование. Работать будем в парах. Заполните таблицу. Число | 12 | 36 | 45 | 72 | 110 | 144 | В каком отношении разделить | 1:3 | 5:1 | 2:3 | 4:5 | 7:3 | 5:7 | Результат | 3 и 9 | | | | | |
- Справились? Теперь по одному примеру от пары озвучьте ответы. - Хорошо, молодцы, ребята!
Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с заданием: 1 карточка Разделите число 56 на две части в отношении 3 : 4. 2 карточка Разделите число 420 на три части в отношении 2 : 3 : 7. 3 карточка Сплав состоит из 5 частей меди и 8 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 520 кг сплава? 4 карточка Периметр треугольника равен 114 см, а длины сторон относятся как 5 : 6 : 8. Найдите стороны треугольника.
- И осталось поработать всем вместе в группе:
Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 20 кг яблок, причем отец собрал в 3 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? Задача для 2 группы. Отец с сыном собрали 25 кг яблок, причем отец собрал в 4 раза больше яблок, чем сын. Сколько килограммов яблок собрал каждый из них? - Один представитель от группы объясняет совместное решение.
– Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу? | -Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи
Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. -Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.
Выполняют в тетрадях дифференцированные задания: 1 карточка Ответ: 24; 32. 2 карточка Ответ: 70; 105; 245. 3 карточка Ответ: 320 кг. 4 карточка Ответ: 30 см; 36 см; 48 см.
Решим задачу. Поскольку отец собрал в 3(4) раза больше яблок, то количество собранных отцом и сыном яблок находится в отношении 3 : 1(4:1) . Значит, нужно 20(25) кг разделить на две части, отношение которых равно 3:1 (4:1). Всего имеется 3 + 1 = 4 части (4+1=5), тогда на каждую часть приходится 20 : 4 = 5 (кг) (25:5=5 кг)яблок. Поскольку сын собрал одну часть, то на его долю приходится 5 * 1 = 5 (кг) яблок. Отец собрал 3 части, то есть 5 * 3 = 15 (5*4=20 )(кг) яблок | Осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П) – выполнение действий по алгоритму (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П); – извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). | 17 слайд
18 слайд
19 слайд | 5 мин.
8 мин.
3 мин. |
Рефлексия
| Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Предложил ученикам закончить предложение. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … Заключительная интересная пауза: Давайте порассуждаем: “Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле”(Л.Н. Толстой). Как вы понимаете эти слова? Говорят: «Он – настоящий друг!»Какая эта дробь? Благодарит учащихся за урок! До встречи на следующем уроке! | 1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. | 20 слайд
21 слайд | 4 мин. |