Урок математики в 6 классе по теме: "Деление числа в данном отношении".
план-конспект урока по математике (6 класс)

Красовская Оксана Николаевна

Урок изучения нового материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  6 класс

Тема:  Деление числа в данном отношении.

Цели:

  • личностные: развитие  навыка самостоятельности в работе, развитие навыков самоанализа  и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности, аккуратности, трудолюбия;
  • метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации;
  • предметные: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении, научиться применять правило при решении заданий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

  • в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы; 
  • в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
  • в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.

Техническое обеспечение:  Математика : 6 класс : Базовый уровень  Учебник в двух частях, 1 часть Н.Я.Виленкин., В.И.Жохов, А.С.Чесноков (и др.) – 3 изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023., проектор, ноутбук, оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.

Формы работы:  работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы обучения на уроке:  словесные ( слово учителя), наглядные (модели ), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный

момент

(2 мин.)

Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки:

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, садитесь,

Все мне улыбнитесь!

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» Как вы понимаете эти слова?

Выдвигают предположения.

2.Актуализация знаний

(3 мин.)

Предлагает ответить на поставленные вопросы (запись на доске):

Что ж, ребята выполним устный счет и  повторим табличное умножение и деление:

45 : 9          28 : 7        55 : 11      32 : 8     45 : 5

7 * 8          9 * 3          7 * 4         5 * 2       6 * 5

Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить высказывания,  понятные для собеседника. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

– А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. Какое было понятие?

- Верно, отношения. А что называют отношением двух чисел?  Что оно показывает?

 

  - Выполним задание связанные с отношениями:

№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

Площадь катка – 480 м2

Расчистили от снега – 320 м2

 

- Отношения.

- Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b.

Отношение  показывает, во сколько раз число a больше числа b, или какую часть числа а составляет от числа b.

Комментируют решение, проводят расчеты:

1.Решение.

а) 320:480 =   =     - часть расчистили от снега.

б) 480:320 = 1,5 раза каток больше, чем расчищенная часть.

 Ответ: а) расчистили ; б) каток в 1,5 раза больше расчищенной части.

3.Целепологание и мотивация

(3 мин.)

Подготовить учащихся к изучению темы.

Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его, но без букв Р:

РДЕРЛРЕРНИРЕРЧРИСРЛАРВРДАРНРНОРМОРТРНРОШРЕНРИИР.

Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока: ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА В ДАННОМ ОТНОШЕНИИ

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

– Какие цели поставим на этот урок?

Высказывают гипотезу о цели урока:

 – Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий.

Верно, цель урока: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий.

4.Изучение нового материала

(5 мин.)

– Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу.

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

1 друг – ? конфет

                                 2 : 3      60 конфет

2 друг – ? конфет

– Умеем ли мы с вами решать такие задачи?

– А другим способом мы можем решить эту же задачу?

– Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один.

Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения.

 Нет, не можем.

I способ.

1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты;

2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть;

3) 2  12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;

4) 3  12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Составлять план действий с учетом конечного результата.

П:Поиск и выделение необходимой информации.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.

II способ.

1) (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;

2)  (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.

Ответ: 24 конфеты, 36 конфет.

Выведем правило деления числа в данном отношении. 

Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения.

Выведем правило деление числа в данном отношении. 

Запишем определение в тетради (учитель на доске):

Разделим число m  в отношении a : b.

Получим два числа:

1 число: · =    

2 число: · =      

В учебнике на стр. 120 алгоритм деления числа в данном отношении.

Ученики записывают в тетрадке:

Разделим число m  в отношении a : b.

Получим два числа:

1 число: · =    

2 число: · =      

5.Первичное закрепление во внешней речи

(5 мин.)

–  Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях:

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

Решение:

Всего имеет 35кг конфет. Их необходимо разделить в отношении 2 : 3. Значит, всего 2 + 3 = 5 (частей).

Следовательно, конфет:

1 вида: ;

2 вида:

Ответ: 14кг; 21кг.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

№4. Устно решают и заполнят карточку на столе. Заполнив встают:

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

I вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм вишни и заполняет в таблице соответствующий столбик

II вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм сахара и заполняет в таблице в соответствующий столбик.

–  Справились? Теперь по цепочке по одному примеру  каждая пара озвучивает ответы. Все остальные проверяют и ставят «+» если верно и исправляют результат,  если ответ не совпадает.

–  Хорошо, молодцы, ребята!

Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

16 кг

24 кг

30 кг

1:2

10 кг

20 кг

Физминутка

(2 мин.)

Организует выполнение комплекса упражнений

–  Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

–  Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши, три хлопка

Головою три кивка

На четыре – ру3ки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть

Снятие физического напряжения, смена вида деятельности.

6.Самостоятельная работа (в парах)

(6 мин.)

Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку с заданием:

1 карточка: Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5.

2 карточка: Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7.

3 карточка: Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава?

4 карточка: Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как    2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника.

-Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.

Выполняют в тетрадях дифференцированные задания:

1 карточка: Ответ: 12; 40.

2 карточка: Ответ: 8; 6; 14.

3 карточка: Ответ: 28 кг.

4 карточка: Ответ: 10 см; 15 см; 20 см.

П: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выполнение действий по алгоритму, анализ,  сравнение, обобщение, аналогия, извлечение необходимой информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму построение логической цепи рассуждений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

Р: контроль, коррекция, оценка, контроль, коррекция, оценка;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7.Включение в систему знаний и повторения

(9 мин.)

- И осталось поработать всем вместе в группе по 4 человека:

Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 2 группы. Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?


- Один представитель от группы объясняет совместное решение.

– Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу?

Решение:
Задача для 1 группы: Если отец собрал в 6 раза больше персиков, то количество собранных отцом и сыном персиков находится в отношении 6 : 1 . Значит, нужно 63 кг разделить на части, отношение которых равно 6:1. Всего имеется 6 + 1 = 7  частей, тогда на каждую часть приходится 63 : 7 = 9 кг персиков.
Сын собрал одну часть, на его долю приходится 1 * 9 = 9кг персиков. Отец собрал 6 частей, то есть 6 * 9 = 54кг персиков.

Задача для 2 группы: Так как мама собрала в 3 раза больше килограмм ягод виктории, то количество килограмм ягод, собранных мамой и дочкой  находится в отношении 3 : 1 . Значит, нужно 40 кг разделить на две части, отношение которых равно 3:1. Всего имеется 3 + 1 = 4  частей, тогда на каждую часть приходится 40 : 4 = 10 кг ягод виктории.
Дочка собрала одну часть, на её долю приходится 1 * 10 = 10 кг ягод. Мама собрала 3 части, то есть 3 * 10 = 30 кг ягод.

Рефлексия

(4 мин.)

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Ученикам предложено закончить предложение:

сегодня я узнал…             было интересно…

было трудно…               я выполнял задания…

я понял, что…               теперь я могу…

я приобрел…                   я научился…

у меня получилось …

–  Спасибо за урок! Всего доброго!

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании.

Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Домашняя работа : п.18, стр.120, №3.18 б

 Сплав массой 4,56 кг состоит из олова, и сурьмы, массы которых относятся, как 47:10. Сколько в сплаве килограммов сурьмы?

Собирает оценочные листы.

Записывают домашнее задание


Приложения

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ__________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ_________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ___________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Задача для 1 группы

Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 1 группы

Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 2 группы

Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?

Задача для 2 группы

Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?

№1.  Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

№4. Устно. Заполните таблицу.

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

45 кг

4:11

№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых  как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья?

№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

№4. Устно. Заполните таблицу.

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

45 кг

4:11

№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых  как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья?

1 карточка

Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5.

2 карточка

Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7.

3 карточка

Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава?

4 карточка

Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как    2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника

Домашняя работа по карточке:

Чтобы приготовить стекло берут  10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла?

Домашняя работа по карточке:

Чтобы приготовить стекло берут  10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  6 класс

Тема:  Деление числа в данном отношении.

Цели:

  • личностные: развитие  навыка самостоятельности в работе, развитие навыков самоанализа  и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности, аккуратности, трудолюбия;
  • метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации;
  • предметные: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении, научиться применять правило при решении заданий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:

  • в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы; 
  • в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
  • в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.

Техническое обеспечение:  Математика : 6 класс : Базовый уровень  Учебник в двух частях, 1 часть Н.Я.Виленкин., В.И.Жохов, А.С.Чесноков (и др.) – 3 изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023., проектор, ноутбук, оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.

Формы работы:  работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы обучения на уроке:  словесные ( слово учителя), наглядные (модели ), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный

момент

(2 мин.)

Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки:

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Здравствуйте, садитесь,

Все мне улыбнитесь!

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

Настраиваются на рабочий лад.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» Как вы понимаете эти слова?

Выдвигают предположения.

2.Актуализация знаний

(3 мин.)

Предлагает ответить на поставленные вопросы (запись на доске):

Что ж, ребята выполним устный счет и  повторим табличное умножение и деление:

45 : 9          28 : 7        55 : 11      32 : 8     45 : 5

7 * 8          9 * 3          7 * 4         5 * 2       6 * 5

Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета).

Л: развитие мотивов учебной деятельности.

Р: целеполагание.

К: слушать собеседника, строить высказывания,  понятные для собеседника. 

П:  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

– А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. Какое было понятие?

- Верно, отношения. А что называют отношением двух чисел?  Что оно показывает?

 

  - Выполним задание связанные с отношениями:

№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

Площадь катка – 480 м2

Расчистили от снега – 320 м2

 

- Отношения.

- Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b.

Отношение  показывает, во сколько раз число a больше числа b, или какую часть числа а составляет от числа b.

Комментируют решение, проводят расчеты:

1.Решение.

а) 320:480 =   =     - часть расчистили от снега.

б) 480:320 = 1,5 раза каток больше, чем расчищенная часть.

 Ответ: а) расчистили ; б) каток в 1,5 раза больше расчищенной части.

3.Целепологание и мотивация

(3 мин.)

Подготовить учащихся к изучению темы.

Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его, но без букв Р:

РДЕРЛРЕРНИРЕРЧРИСРЛАРВРДАРНРНОРМОРТРНРОШРЕНРИИР.

Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока: ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА В ДАННОМ ОТНОШЕНИИ

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

– Какие цели поставим на этот урок?

Высказывают гипотезу о цели урока:

 – Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий.

Верно, цель урока: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий.

4.Изучение нового материала

(5 мин.)

– Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу.

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

1 друг – ? конфет

                                 2 : 3      60 конфет

2 друг – ? конфет

– Умеем ли мы с вами решать такие задачи?

– А другим способом мы можем решить эту же задачу?

– Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один.

Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения.

 Нет, не можем.

I способ.

1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты;

2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть;

3) 2  12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;

4) 3  12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.

Л: независимость и критичность мышления;  развитие навыков сотрудничества.

Р: Контроль правильности ответов информации, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Составлять план действий с учетом конечного результата.

П:Поиск и выделение необходимой информации.

К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение.

II способ.

1) (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга;

2)  (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга.

Ответ: 24 конфеты, 36 конфет.

Выведем правило деления числа в данном отношении. 

Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения.

Выведем правило деление числа в данном отношении. 

Запишем определение в тетради (учитель на доске):

Разделим число m  в отношении a : b.

Получим два числа:

1 число: · =    

2 число: · =      

В учебнике на стр. 120 алгоритм деления числа в данном отношении.

Ученики записывают в тетрадке:

Разделим число m  в отношении a : b.

Получим два числа:

1 число: · =    

2 число: · =      

5.Первичное закрепление во внешней речи

(5 мин.)

–  Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях:

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

Решение:

Всего имеет 35кг конфет. Их необходимо разделить в отношении 2 : 3. Значит, всего 2 + 3 = 5 (частей).

Следовательно, конфет:

1 вида: ;

2 вида:

Ответ: 14кг; 21кг.

Л:смыслообразование.

Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

П: способность к использованию выведенного алгоритма;

№4. Устно решают и заполнят карточку на столе. Заполнив встают:

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

I вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм вишни и заполняет в таблице соответствующий столбик

II вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм сахара и заполняет в таблице в соответствующий столбик.

–  Справились? Теперь по цепочке по одному примеру  каждая пара озвучивает ответы. Все остальные проверяют и ставят «+» если верно и исправляют результат,  если ответ не совпадает.

–  Хорошо, молодцы, ребята!

Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

16 кг

24 кг

30 кг

1:2

10 кг

20 кг

Физминутка

(2 мин.)

Организует выполнение комплекса упражнений

–  Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

–  Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши, три хлопка

Головою три кивка

На четыре – ру3ки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть

Снятие физического напряжения, смена вида деятельности.

6.Самостоятельная работа (в парах)

(6 мин.)

Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку с заданием:

1 карточка: Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5.

2 карточка: Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7.

3 карточка: Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава?

4 карточка: Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как    2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника.

-Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.

Выполняют в тетрадях дифференцированные задания:

1 карточка: Ответ: 12; 40.

2 карточка: Ответ: 8; 6; 14.

3 карточка: Ответ: 28 кг.

4 карточка: Ответ: 10 см; 15 см; 20 см.

П: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выполнение действий по алгоритму, анализ,  сравнение, обобщение, аналогия, извлечение необходимой информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму построение логической цепи рассуждений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

Р: контроль, коррекция, оценка, контроль, коррекция, оценка;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

7.Включение в систему знаний и повторения

(9 мин.)

- И осталось поработать всем вместе в группе по 4 человека:

Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 2 группы. Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?


- Один представитель от группы объясняет совместное решение.

– Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу?

Решение:
Задача для 1 группы: Если отец собрал в 6 раза больше персиков, то количество собранных отцом и сыном персиков находится в отношении 6 : 1 . Значит, нужно 63 кг разделить на части, отношение которых равно 6:1. Всего имеется 6 + 1 = 7  частей, тогда на каждую часть приходится 63 : 7 = 9 кг персиков.
Сын собрал одну часть, на его долю приходится 1 * 9 = 9кг персиков. Отец собрал 6 частей, то есть 6 * 9 = 54кг персиков.

Задача для 2 группы: Так как мама собрала в 3 раза больше килограмм ягод виктории, то количество килограмм ягод, собранных мамой и дочкой  находится в отношении 3 : 1 . Значит, нужно 40 кг разделить на две части, отношение которых равно 3:1. Всего имеется 3 + 1 = 4  частей, тогда на каждую часть приходится 40 : 4 = 10 кг ягод виктории.
Дочка собрала одну часть, на её долю приходится 1 * 10 = 10 кг ягод. Мама собрала 3 части, то есть 3 * 10 = 30 кг ягод.

Рефлексия

(4 мин.)

Скоро мы услышим звонок,

Пора заканчивать урок.

Ученикам предложено закончить предложение:

сегодня я узнал…             было интересно…

было трудно…               я выполнял задания…

я понял, что…               теперь я могу…

я приобрел…                   я научился…

у меня получилось …

–  Спасибо за урок! Всего доброго!

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании.

Информация о домашнем задании

(1 мин.)

Домашняя работа : п.18, стр.120, №3.18 б

 Сплав массой 4,56 кг состоит из олова, и сурьмы, массы которых относятся, как 47:10. Сколько в сплаве килограммов сурьмы?

Собирает оценочные листы.

Записывают домашнее задание


Приложения

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ__________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ_________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 6 класса

ФИ___________________________

Этап урока

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

Итоговая оценка

Задача для 1 группы

Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 1 группы

Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них?

Задача для 2 группы

Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?

Задача для 2 группы

Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая  из них?

№1.  Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

№4. Устно. Заполните таблицу.

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

45 кг

4:11

№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых  как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья?

№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части?

№2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3.

№3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг.

№4. Устно. Заполните таблицу.

Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?

требуется варенья

отношение n:m

вишня, кг

сахар, кг

40 кг

2:3

 30 кг

1:2

45 кг

4:11

№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых  как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья?

1 карточка

Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5.

2 карточка

Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7.

3 карточка

Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава?

4 карточка

Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как    2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника

Домашняя работа по карточке:

Чтобы приготовить стекло берут  10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла?

Домашняя работа по карточке:

Чтобы приготовить стекло берут  10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Самостоятельная работа по математике 6 класс по теме "Деление дробей"

Готовые карточки с заданиями в двух вариантах....

Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Деление дроби"

Презентация к 1 уроку по теме Деление и дроби. В работе представлен этап устного счёта, изучения нового материала, и закрепления....

Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»

Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная  работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....

открытый урок по математике 5 класс по теме "Деление"

открытый урок по математике 5 класс по теме "Деление"...

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...