Урок математики в 6 классе по теме: "Деление числа в данном отношении".
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изучения нового материала по теме: Деление числа в данном отношении | 49.54 КБ |
delenie_chisla_v_dannom_otnoshenii.docx | 49.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики 6 класс
Тема: Деление числа в данном отношении.
Цели:
- личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности, аккуратности, трудолюбия;
- метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации;
- предметные: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении, научиться применять правило при решении заданий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы;
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
- в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.
Техническое обеспечение: Математика : 6 класс : Базовый уровень Учебник в двух частях, 1 часть Н.Я.Виленкин., В.И.Жохов, А.С.Чесноков (и др.) – 3 изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023., проектор, ноутбук, оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.
Формы работы: работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Методы обучения на уроке: словесные ( слово учителя), наглядные (модели ), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Структура и ход урока:
Приложения
Оценочный лист ученика 6 класса ФИ__________________________
| Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________
| Оценочный лист ученика 6 класса ФИ___________________________
|
Задача для 1 группы Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них? | Задача для 1 группы Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них? |
Задача для 2 группы Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая из них? | Задача для 2 группы Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая из них? |
№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части? №2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. №3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг. №4. Устно. Заполните таблицу. Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?
№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья? | №1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части? №2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. №3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг. №4. Устно. Заполните таблицу. Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?
№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья? |
1 карточка Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5. | 2 карточка Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7. | 3 карточка Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава? | 4 карточка Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как 2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника |
Домашняя работа по карточке: Чтобы приготовить стекло берут 10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла? | Домашняя работа по карточке: Чтобы приготовить стекло берут 10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла? |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики 6 класс
Тема: Деление числа в данном отношении.
Цели:
- личностные: развитие навыка самостоятельности в работе, развитие навыков самоанализа и самоконтроля при оценке результата и процесса своей деятельности, аккуратности, трудолюбия;
- метапредметные: формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся, умения работать с имеющейся информацией в новой ситуации;
- предметные: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении, научиться применять правило при решении заданий.
Тип урока: урок изучения нового материала
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы;
- в метапредметном направлении: формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развитие операций мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы);
- в предметном направлении: изучение деления числа в данном отношении.
Техническое обеспечение: Математика : 6 класс : Базовый уровень Учебник в двух частях, 1 часть Н.Я.Виленкин., В.И.Жохов, А.С.Чесноков (и др.) – 3 изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023., проектор, ноутбук, оценочный лист, тетрадь, карточки - задания.
Формы работы: работа в парах, работа в группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Методы обучения на уроке: словесные ( слово учителя), наглядные (модели ), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и письменного контроля ( оценки).
Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение.
Структура и ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент (2 мин.) | Приветствует учащихся, организует рабочее место. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с листом самооценки: Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадки. Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок! Здравствуйте, садитесь, Все мне улыбнитесь! | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки. Настраиваются на рабочий лад. | Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. | ||||||||||||||||||||||
– Девизом нашего урока будут слова канадского математика Айвена Нивена: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» Как вы понимаете эти слова? | Выдвигают предположения. | ||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний (3 мин.) | Предлагает ответить на поставленные вопросы (запись на доске): – Что ж, ребята выполним устный счет и повторим табличное умножение и деление: 45 : 9 28 : 7 55 : 11 32 : 8 45 : 5 7 * 8 9 * 3 7 * 4 5 * 2 6 * 5 | Отвечают на вопросы учителя с комментированием. По цепочке дают ответы на табличное умножение и деление. Выполняют задания устного счета (взаимодействуют с учителем во время устного счета). | Л: развитие мотивов учебной деятельности. Р: целеполагание. К: слушать собеседника, строить высказывания, понятные для собеседника. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | ||||||||||||||||||||||
– А теперь, ребята давайте с вами повторим понятие, с которым знакомились на предыдущих двух уроках. Какое было понятие? - Верно, отношения. А что называют отношением двух чисел? Что оно показывает?
- Выполним задание связанные с отношениями: №1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части? Площадь катка – 480 м2 Расчистили от снега – 320 м2 |
- Отношения. - Частное двух не равных нулю чисел a и b называют отношением чисел a и b. Отношение показывает, во сколько раз число a больше числа b, или какую часть числа а составляет от числа b. Комментируют решение, проводят расчеты: 1.Решение. а) 320:480 = = - часть расчистили от снега. б) 480:320 = 1,5 раза каток больше, чем расчищенная часть. Ответ: а) расчистили ; б) каток в 1,5 раза больше расчищенной части. | ||||||||||||||||||||||||
3.Целепологание и мотивация (3 мин.) | Подготовить учащихся к изучению темы. – Чтобы обозначить тему нашего урока посмотрите на это сочетание букв. Прочитайте его, но без букв Р: РДЕРЛРЕРНИРЕРЧРИСРЛАРВРДАРНРНОРМОРТРНРОШРЕНРИИР. | Выдвигают предположение о теме урока. Читают сочетание букв, выделяя тему урока: ДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА В ДАННОМ ОТНОШЕНИИ | Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности | ||||||||||||||||||||||
– Какие цели поставим на этот урок? | Высказывают гипотезу о цели урока: – Познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. | ||||||||||||||||||||||||
– Верно, цель урока: познакомиться с правилом деления числа в данном отношении и научиться применять при решении заданий. | |||||||||||||||||||||||||
4.Изучение нового материала (5 мин.) | – Ребята, для того, чтобы познакомиться с новым правилом, решим вот такую задачу. №2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. 1 друг – ? конфет 2 : 3 60 конфет 2 друг – ? конфет – Умеем ли мы с вами решать такие задачи? – А другим способом мы можем решить эту же задачу? – Да ребята, мы с вами пока можем решать только одним способом, а теперь рассмотрим еще один. | – Да умеем. Выдвигают гипотезы по способам решения. – Нет, не можем. I способ. 1) 2 + 3 = 5 (частей) – составляют все конфеты; 2) 60 : 5 = 12 (конфет) – приходится на 1 часть; 3) 2 ⋅ 12 = 24 (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 4) 3 ⋅ 12 = 36 (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга. | Л: независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: Контроль правильности ответов информации, выработка собственного отношения к изученному материалу обучающихся. Коррекция. Составлять план действий с учетом конечного результата. П:Поиск и выделение необходимой информации. К:Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Смысловое чтение. | ||||||||||||||||||||||
II способ. 1) (конфеты) – приходится на 2 части, это для 1 друга; 2) (конфет) – приходится на 3 части, это для 2 друга. Ответ: 24 конфеты, 36 конфет. Выведем правило деления числа в данном отношении. Таким образом, чтобы разделить число 60 в отношении 2 : 3, можно разделить число 60 на сумму членов отношения 2 + 3 и результат умножить на каждый член отношения. Выведем правило деление числа в данном отношении. Запишем определение в тетради (учитель на доске): Разделим число m в отношении a : b. Получим два числа: 1 число: · = 2 число: · = В учебнике на стр. 120 алгоритм деления числа в данном отношении. | Ученики записывают в тетрадке: Разделим число m в отношении a : b. Получим два числа: 1 число: · = 2 число: · = | ||||||||||||||||||||||||
5.Первичное закрепление во внешней речи (5 мин.) | – Рассмотрим еще одну задачу и ее решение оформим в тетрадях: №3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг. | Решение: Всего имеет 35кг конфет. Их необходимо разделить в отношении 2 : 3. Значит, всего 2 + 3 = 5 (частей). Следовательно, конфет: 1 вида: ; 2 вида: Ответ: 14кг; 21кг. | Л:смыслообразование. Р: тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность. П: способность к использованию выведенного алгоритма; | ||||||||||||||||||||||
№4. Устно решают и заполнят карточку на столе. Заполнив встают: Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?
I вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм вишни и заполняет в таблице соответствующий столбик II вариант: подсчитывает необходимое количество килограмм сахара и заполняет в таблице в соответствующий столбик. – Справились? Теперь по цепочке по одному примеру каждая пара озвучивает ответы. Все остальные проверяют и ставят «+» если верно и исправляют результат, если ответ не совпадает. – Хорошо, молодцы, ребята! | Работая в парах, заполняют таблицу. Затем озвучивают результаты своей работы. Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают.
| ||||||||||||||||||||||||
Физминутка (2 мин.) | Организует выполнение комплекса упражнений – Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. | – Раз – подняться, потянуться Два – нагнуться, разогнуться Три – в ладоши, три хлопка Головою три кивка На четыре – ру3ки шире Пять – руками помахать Шесть – на место тихо сесть | Снятие физического напряжения, смена вида деятельности. | ||||||||||||||||||||||
6.Самостоятельная работа (в парах) (6 мин.) | Продолжим работу и поработаем индивидуально. Работа по карточкам. Каждый ученик получает карточку с заданием: 1 карточка: Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5. 2 карточка: Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7. 3 карточка: Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава? 4 карточка: Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как 2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника. | -Самостоятельно выполняют задание, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая, с образцом и оценивают. Выполняют в тетрадях дифференцированные задания: 1 карточка: Ответ: 12; 40. 2 карточка: Ответ: 8; 6; 14. 3 карточка: Ответ: 28 кг. 4 карточка: Ответ: 10 см; 15 см; 20 см. | П: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выполнение действий по алгоритму, анализ, сравнение, обобщение, аналогия, извлечение необходимой информации, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму построение логической цепи рассуждений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания ; Р: контроль, коррекция, оценка, контроль, коррекция, оценка; К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||||||||||||||||||||||
7.Включение в систему знаний и повторения (9 мин.) | - И осталось поработать всем вместе в группе по 4 человека: Задача для 1 группы. Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них? Задача для 2 группы. Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая из них?
– Скажите, какие действия мы последовательно выполняли, чтобы решить задачу? | Решение: Задача для 2 группы: Так как мама собрала в 3 раза больше килограмм ягод виктории, то количество килограмм ягод, собранных мамой и дочкой находится в отношении 3 : 1 . Значит, нужно 40 кг разделить на две части, отношение которых равно 3:1. Всего имеется 3 + 1 = 4 частей, тогда на каждую часть приходится 40 : 4 = 10 кг ягод виктории. | |||||||||||||||||||||||
Рефлексия (4 мин.) | Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Ученикам предложено закончить предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … – Спасибо за урок! Всего доброго! | 1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов. 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением | Регулятивные УУД: констатировать необходимость продолжения действий Коммуникативные УУД: адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом высказывании. | ||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании (1 мин.) | Домашняя работа : п.18, стр.120, №3.18 б Сплав массой 4,56 кг состоит из олова, и сурьмы, массы которых относятся, как 47:10. Сколько в сплаве килограммов сурьмы? Собирает оценочные листы. | Записывают домашнее задание |
Приложения
Оценочный лист ученика 6 класса ФИ__________________________
| Оценочный лист ученика 6 класса ФИ_________________________
| Оценочный лист ученика 6 класса ФИ___________________________
|
Задача для 1 группы Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них? | Задача для 1 группы Отец с сыном собрали 63 кг персиков, причем отец собрал в 6 раза больше персиков, чем сын. Сколько килограммов персиков собрал каждый из них? |
Задача для 2 группы Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая из них? | Задача для 2 группы Мама с дочкой собрали 40 кг ягод виктории, причем мама собрала в 3 раз больше ягод, чем дочка. Сколько килограммов ягод виктории собрала каждая из них? |
№1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части? №2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. №3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг. №4. Устно. Заполните таблицу. Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?
№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья? | №1. Площадь катка 480 м2. От снега расчистили 320 м2 катка. а)Какую часть катка расчистили от снега? б)Во сколько раз весь каток больше расчищенной его части? №2. Пусть требуется разделить между двумя друзьями 60 конфет в отношении 2 : 3. №3. На Новый год было решено в каждый подарок положить конфеты двух видов в отношении 2 : 3. Сколько конфет каждого вида положи в каждый подарок, если всего 35кг. №4. Устно. Заполните таблицу. Для варенья из вишни берут n частей ягод и m частей сахара. Сколько сахара требуется для приготовления варенья?
№5 Число хвойных деревьев в парке относится к числу фруктовых и к числу березовых как 7:3:10. Сколько процентов деревьев в парке составляют хвойные, фруктовые и березовые деревья? |
1 карточка Разделите число 32 на две части в отношении 3 : 5. | 2 карточка Разделите число 28 на три части в отношении 4 : 3 : 7. | 3 карточка Сплав состоит из 4 частей меди и 7 частей цинка. Сколько надо взять килограмм цинка, чтобы получить 44 кг сплава? | 4 карточка Периметр треугольника равен 45 см, а длины сторон относятся как 2 : 3 : 4. Найдите стороны треугольника |
Домашняя работа по карточке: Чтобы приготовить стекло берут 10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла? | Домашняя работа по карточке: Чтобы приготовить стекло берут 10 частей поташу,31 часть песку и 2 части мелу. Сколько нужно этих материалов на 86 пудов стекла? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"
Урок закреплени знаний с применением ЭОР....
Самостоятельная работа по математике 6 класс по теме "Деление дробей"
Готовые карточки с заданиями в двух вариантах....
Презентация к уроку математики 5 класс по теме "Деление дроби"
Презентация к 1 уроку по теме Деление и дроби. В работе представлен этап устного счёта, изучения нового материала, и закрепления....
Конспект к уроку математики 5 класс по теме "Деление натуральных чисел"
презентация 5 класс...
Методическая разработка контрольной работы по математике 6 класса по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.»
Тема: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби.».Форма: Контрольная работаЦель: проверить знания учащихся по теме: «Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби....
открытый урок по математике 5 класс по теме "Деление"
открытый урок по математике 5 класс по теме "Деление"...
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...