Решение уравнений, содержащих модуль
презентация к уроку по алгебре (9 класс)

Урок-практикум подготовки к ОГЭ по алгебре, 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uravneniya_s_modulem2.ppt633 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение уравнений , содержащих модуль Урок – практикум подготовки к ОГЭ по алгебре, 9 класс Автор: Морозова Надежда Павловна учитель математики МБОУ Пеновская СОШ имени Е.И. Чайкиной п.Пено

Слайд 2

Решение различных типов уравнений с модулем Цель урока

Слайд 3

Ход урока Фронтальный опрос Устная работа Обобщение и систематизация видов уравнений с модулем Итог урока

Слайд 4

Определение модуля Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется само число а , если оно ___________________ , и число противоположное а , если а __________________ .

Слайд 5

Определение модуля Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется само число а , если оно не отрицательно , и число противоположное а , если а __________________ .

Слайд 6

Определение модуля Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется само число а , если оно не отрицательно , и число противоположное а , если а отрицательное . а, если а ≥0 а, если а <0

Слайд 7

Раскрыть модуль 1) | π – 3| = 2) |√3 + √5|= 3) |1 - √2|= 4) |√5 – 2|= 5) |х 4 +1|= 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |=

Слайд 8

1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= 3) |1 - √2|= 4) |√5 – 2|= 5) |х 4 +1|= 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |= Раскрыть модуль

Слайд 9

1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= 4) |√5 – 2|= 5) |х 4 +1|= 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |= Раскрыть модуль

Слайд 10

Раскрыть модуль 1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= √2 - 1 4) |√5 – 2|= 5) |х 4 +1|= 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |=

Слайд 11

Раскрыть модуль 1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= √2 - 1 4) |√5 – 2|= √5 – 2 5) |х 4 +1|= 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |=

Слайд 12

Раскрыть модуль 1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= √2 - 1 4) |√5 – 2|= √5 – 2 5) |х 4 +1|= х 4 +1 6) |х 2 |= 7) | 3- √10 |=

Слайд 13

1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= √2 - 1 4) |√5 – 2|= √5 – 2 5) |х 4 +1|= х 4 +1 6) |х 2 |= х 2 7) | 3- √10 |= Раскрыть модуль

Слайд 14

1) | π – 3|= π – 3 2) |√3 + √5|= √3 + √5 3) |1 - √2|= √2 - 1 4) |√5 – 2|= √5 – 2 5) |х 4 +1|= х 4 +1 6) |х 2 |= х 2 7) | 3- √10 |= √10- 3 Раскрыть модуль

Слайд 15

Геометрическая интерпритация определения модуля Модулем числа а называют расстояние (в единичных отрезках ) от начала координат до точки А (а) b 0 a x | a|=a | b|=-b | a-b|

Слайд 16

Различные типы уравнений с модулем | ƒ(x)|=a , а≥0 | ƒ(x)|=g(x) ƒ(|x|)= а | ƒ(x)|=|g(x)| | ƒ 1 (x)|+ | ƒ 2 (x)|+…+ | ƒ n (x)|=g(x)

Слайд 17

Уравнения с модулем из сборников заданий для подготовки к ОГЭ в 9 классе х ₂ - |х| - 6 =0 |2 х -3|=4 | х ­8|= 5 |2 х -3|=3-2x | х ₂ ­ х ­8|=­ х |x+1|=3(2-x) 8|х |=0 2 | х-2 |-3|x+4|=1 | 3х +5|=6 |3 х-4|=4х 2 +3х-5

Слайд 18

ƒ(x)=a ƒ(x)=-a | ƒ(x)|=a , а≥0 Уравнение вида Распадается на совокупность двух уравнений:

Слайд 19

Решить уравнение | х-8 | =5 По определению модуля имеем совокупность уравнений Х-8=5 Х-8=-5. Откуда х=13, х=3. Ответ: 3;13. Некоторые уравнения и неравенства с модулем решаются проще с помощью геометрических соображений. |a-b| -это расстояние между a и b . Решим предыдущее уравнение | х-8 | =5. Ответ: 3;13. Пример 1 3 8 13 x

Слайд 20

Пример 2 Решить уравнение | 2х-3 | =4 Решение на основе геометрической интерпретации -1 3 7 x На расстоянии 4 от 3 лежат две точки -1 и 7, а 2х есть одна из них. Следовательно, 2х=-1, или 2х=7, Х=-0,5. Х=3.5 Ответ: -0.5; 3,5.

Слайд 21

| ƒ(x)| = g(x) Уравнение вида Равносильно совокупности двух систем ƒ(x) = g(x) , g(x) ≥0; ƒ(x) = - g(x) , g(x) ≥0 .

Слайд 22

Пример 1 Решить уравнение |2 х -3|=3-2x Решение |2 х -3|= -( 2x -3) Воспользуемся следующим фактором: | ƒ(x)| = - ƒ(x) , если ƒ(x)≤ 0.Тогда данное уравнение равносильно неравенству 2x -3 ≤ 0, х ≤ 3 / 2 Ответ: (-∞; 3 / 2 ]

Слайд 23

f ( |x| )=а Уравнение вида Распадается на совокупность двух систем f (х)=а; х≥0, F (-х)=а; х≤0

Слайд 24

Пример 1 Решить уравнение х 2 - | х | -6=0 Данное уравнение равносильно совокупности двух систем: Решим первую систему уравнений Решим вторую систему уравнений Ответ: -3;3.

Слайд 25

Уравнение вида |f 1 (x)|+ |f 2 (x)|+…+ |f n (x)|=g(x) Алгоритм решения: Пусть дано уравнение F(x)=0 такое, что его левая часть содержит модули некоторых функций |f 1 (x)|, |f 2 (x)|,…, |f n (x)| Решают каждое из уравнений f 1 (x)=0, f 2 (x)=0,…f n (x)=0 Вся координатная ось разбивается на некоторое число промежутков. На каждом таком промежутке уравнение заменяется на другое уравнение, не содержащее знаков модуля и равносильно исходному уравнению на этом промежутке. На каждом промежутке отыскиваются корни того уравнения, которое на этом промежутке получается. Отбираются те корни, которые принадлежат данному промежутку. Они и будут корнями исходного уравнения на рассматриваемом промежутке. Все корни уравнения F (х)=0 получают, объединяя все корни, найденные на всех промежутках.

Слайд 26

Пример 1 Решить уравнение 2 | х-2 |-3|x+4|=1 Решение Для освобождения от знаков модуля разобьем числовую прямую на три промежутка -4 2 х Решение данного уравнения сводится к решению трех систем: Ответ: -15; -1.8

Слайд 27

Итог урока Повторили определение модуля Рассмотрели примеры различных типов уравнений с модулем

Слайд 28

Список используемых источников Литература Математика. Подготовка к ОГЭ –2019Под ред.Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова. – Ростов – на – Дону.: Легион, 2018 8-9 классы: сборник элективных курсов / авт. – сост. В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрическая интерпетация при решении уравнений, содержащих знак модуля

Материал данного урока содержит "нестандартный" метод, который позволяет более эффективно решать уравнения, содержащие модуль, и, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8...

Графическое решение уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля

Одной из  основных линий в изучении математики является тема «Решение уравнения». На уроках математики чаще используется аналитический метод решения уравнений. Но при решении уравнений также можн...

Решение уравнений, содержащих модуль.

Конспект урока для элективного занятия в 9 классе...

« Решение уравнений, содержащих модуль».

Урок алгебры и начал анализа  по теме « Решение уравнений, содержащих модуль» проводится в четвёртой четверти  при проведен...

Решение уравнений, содержащих модуль.

Данный урок призван развивать навыки решения тригонометрических уравнений, уравнений, содержащих модуль, вспомнить решение систем иррациональных уравнений и закрепить навыки их решения....

открытый урок в 11классе по теме:" Решение уравнений, содержащих модуль"

Урок повторения в 11 классе- обобщить и систематизировать знания учащихся о модуле и его свойствах,повторить способы решения уравнений с модулем....

Конспект урока " Решение уравнений, содержащих модули"

Различные способы решения уравнений, содержащих модули и параметры...