Логарифмические уравнения и способы их решения
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Cформировать умения решать логарифмические уравнения разных типов на основе применения определения логарифма, свойств логарифмов и общих методов решения уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_resheniyu_logarifmicheskih_ur.doc.docx | 134.52 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме:
«Логарифмические уравнения и способы их решения» (10 класс)
учитель
Мельникова Галина Вениаминовна
ЛОУ СОШ № 38,г. Луганск
2022-2023
Урок получения новых знаний
Цель урока: сформировать умения решать логарифмические уравнения разных типов на основе применения определения логарифма, свойств логарифмов и общих методов решения уравнений.
Задачи: Образовательные:
- повторить понятия логарифма числа и свойства логарифмов. Ознакомить и закрепить основные методы решения логарифмических уравнений, предупредить появления типичных ошибок.
- Предоставить каждому обучающему возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
- Активизировать работу класса через разные формы работы.
Развивающие:
- Развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственное отношение к труду, воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
- Создать эмоционально-положительный комфорт (ситуацию успеха)
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент.
Эпиграфом урока являются слова:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому – и я научусь.
Древнекитайская мудрость
- Этап актуализации знаний.
СЛАЙД 3
- Математический диктант «Крестики – нолики»: да «+», нет «0»
Вопросы:
1Логарифмом числа в по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить в
2 Логарифмическая функция убывает при а<0
3 Сумма логарифмов чисел равна логарифму суммы чисел
4 Область определения логарифмической функции - множество положительных чисел
5Логарифм 1 равен 1
6 Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания.
Проверка РЕЗУЛЬТАТОВ - обмен работами в паре
2) Устно ( по записям на доске):
1) вычислить:
а) +; б) - ; в) .
2) Решить уравнения:
а) =; б) =; в)=х+1; д) =-49
е) ; ё) .
3) При каких значениях х существует выражение:
а) ; б); в) ; г)
III. Этап изучения нового материала.
Работа над определением логарифмического уравнения.
Учитель: «Рассмотрим равенства»:
1) на доске записывает уравнения:
а) ; б) в)
Вопросы учащимся:
- Где находится переменная? Как называются такие уравнения?
Запишите тему урока «Способы решения логарифмических уравнений».
СЛАЙД 5
ПЕРЕЧИСЛЕНЫ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Рассмотрим первый способ решения логарифмических уравнений.
Вопрос учителя: Что представляет собой эта запись?
I. ⇒
Решим уравнение: (решение осуществляется на доске учеником под руководством учителя, при этом учащийся задает вопросы)
- ОДЗ 5х-6>0, х>1,2.
- По определению Логарифма имеем:
5х-6=3 х=1,8 (в качестве образца) Ответ: 1,8.
Самостоятельно классу предлагается закрепить I способ.
Решить уравнение: 2) ⇒ ⇒
⇔ х=3 ОДЗ:
3 удовлетворяет ОДЗ. Ответ:3.
3) Повторяем свойства логарифмов.
;
=
=n если a0, a1, x
Решить уравнение: 1) -=1.
Вопросы:
- Возможно ли решение I способом? Обоснуйте.
- Каким свойством возможно воспользоваться?
- Решите II способом (комментируются решения учащихся у доски).
Рассмотрим второй способ решения логарифмических уравнений
II способ Решение уравнения: ОДЗ: х > 2.
Представим уравнение в виде:
=1+ или =+ ⇒
⇒ 3х+1=10х+20 ⇒ х=3
Проверка х=3
Л.ч. -=-=1
П.ч. 1 1=1 Ответ: 3.
Метод потенцирования – он широко применяется при решении логарифмических уравнений. Но при решении уравнений этим способом расширяется область допустимых значений переменной, поэтому здесь нужна проверка полученных корней.
Для закрепления II способа.
2)+=
Решение:
+=
ОДЗ: х
ОДЗ расширено, т.к. произведение
(х+1)(2х+1) > 0 возможно при:
и
(х+1)(2х+1)=2+2х
2 2+х-1=0, х1=-1; х2=
-1 не входит в ОДЗ, это посторонний корень
Проверка: х=1/2
Л.ч.
П.ч.
Ответ: 0,5.
III способ – введение новой переменной.
Вопросы учащимся:
- Каким способом решаем?
Ученик у доски решает с классом.
Решение:
ОДЗ: х-1> 0, х> 1
Пусть тогда уравнение примет вид:
-2t-3=0 ⇒ t1=-1, t2=3
Вернемся к переменной х:
= - 1 , х-1=0,5 , х =1,5
= 3 , х-1=8 , х= 9
Оба корня входят в ОДЗ, но лучше сделать проверку корней.
Дополнительно СЛАЙД 6 АНАЛИЗИРУЕМ РЕШЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕННОГО ВТОРОГО ПРИМЕРА.
СЛАЙД 7 –НАХОДИМ ГРУБУЮ ОШИБКУ ,ИСПРАВЛЯЕМ И РЕШАЕМ ПРАВИЛЬНО
IV этап. Закрепление полученных знаний.
СЛАЙД 8- РЕШЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Работа по группам (состав до 2-4 человека)
Распределение по группам осуществляет учитель.
Учащиеся работают в группах, 3 ученика самостоятельно у доски.
Затем комментируются ответы уравнений, решённых на доске.
Определяют способ решения уравнения
Проверка решения носит фронтальный характер, т.к. представители разных групп могут участвовать в обсуждении решения.
V. Итоги урока.
Вопросы классу:
1) Какова была цель урока?
2) Какие уравнения решали?
3) Способы их решения?
4) В полной ли мере реализована тема урока? Все ли свойства логарифмов учтены при решении уравнений?
СЛАЙД 9
Заполнить и сдать лист самоконтроля:
1.Свойства логарифмов
2.Свойства логарифмической функции
3.Способы решения уравнений
Отметить словами знаю или умею
Оцените свою работу.
Самооценка зависит от суммы набранных баллов на всех этапах
Критерии оценок
«5»: 25 и выше баллов
«4»: 15-24
«3»: 10-14
СЛАЙД 10
Домашнее задание направлено на закрепление изученного на уроке материала.
д/з: п.19, задачи 1-4; №337(2,4), 340(2), 378(1), 379(4).
Остальные способы решения логарифмических уравнений рассматриваются на следующем уроке. Для систематизации и обобщения материала данной темы учащимся предлагается выполнить задания из презентации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграфом урока являются слова: Эпиграфом урока являются слова: Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь. Древнекитайская мудрость
Математический диктант «Крестики – нулики» ДА – «+», НЕТ – «О» Вопросы: Логарифмом числа в по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести а , чтобы получить в Логарифмическая функция убывает при а<0 Сумма логарифмов чисел равна логарифму суммы чисел Область определения логарифмической функции - множество положительных чисел Логарифм 1 равен 1 Логарифм степени равен произведению показателя степени на логарифм основания а :
Способы решения логарифмических уравнений
1.По определению логарифма 2.Метод потенцирования 3.Введения новой переменной (приведение к квадратному) 4.Логарифмирования 5.Графический
Введение новой переменной (для закрепления этого метода рассмотрим решение уравнения):
Указать и исправить ошибки в решении уравнений
Решить уравнения
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ: 1.Свойства логарифмов 2.Свойства логарифмической функции 3.Способы решения уравнений Отметить словами знаю или умею Оцените свою работу. Самооценка зависит от суммы набранных баллов на всех этапах Критерии оценок «5»: 25 и выше баллов «4»: 15-24 «3» : 10-14
Домашнее задание направлено на закрепление изученного на уроке материала. д/з: п.19, задачи 1-4; №337(2,4), 340(2), 378(1), 379(4). Остальные способы решения логарифмических уравнений рассматриваются на следующем уроке. Для систематизации и обобщения материала данной темы учащимся предлагается выполнить задания из презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показательные уравнения и способы их решения
Данная презентация помогает обобщить знания по теме "Показательные уравнения и способы их решения". Подготовиться к ЕГЭ....
"Типы логарифмических уравнений и способы их решения"
Рассмотрены типы логарифмических уравнений и примеры их решения....
"Уравнения и способы их решения", 9 класс
Основная функция элективных курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике - выявление средствами пре...
Тема 13. ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Теория.Ключевые методы решения задач.Упражнения.
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступительным э...
Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе
Технологическая карта урока «Логарифмические уравнения и их методы решения» в 11 классе Прочность и уверенное воспроизведение полученных знаний, умение решать логарифмические уравнения, прим...
Урок-смотр знаний по теме "Квадратные уравнения и способы их решения"
Данная методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию по теме "Квадратные уравнения и способы их решения". Надеюсь, что она будет полезна как начинающим учителям математики, так ...
Логарифмические уравнения и методы их решения
Урок закрепления изученного материала...