неполные квадратные уравнения
план-конспект занятия по алгебре (8 класс)

Сунаргулова Гульнур Батыргариевна

Тема урока

Определение квадратного уравнения.  Неполные квадратные уравнения

(1-ый урок )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kvadratnye_uravneniya.docx40.23 КБ
Office presentation icon pril1_-_kopiya.ppt1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Определение квадратного уравнения.  Неполные квадратные уравнения

(1-ый урок )

Цели урока:

образовательная: 

знакомство с определением  квадратного уравнения, неполными квадратными уравнениями,  

определять количество корней неполных квадратных  уравнений, научиться решать неполные квадратные уравнения

развивающая: развивать умение выделять главное, обобщать изученные факты, умение логически излагать мысли;

воспитательная: 

формирование познавательного интереса, умения планировать свою работу, формирование объективной самооценки и взаимооценки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с применением ИКТ.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Ход урока:

1. Организационный момент.

. Здравствуйте! Садитесь! Проверьте свою готовность к уроку

Эпиграфом нашего урока : (слайд 1 )

     

Пусть математика сложна,

Ее до края не познать

 Откроет двери всем она

 В них только надо постучать.

И мы откроем дверь под названием уравнения

2. Объявление темы урока и постановка цели:

Повторение. Ответить на вопросы (слайд 2 )

1.Дайте определение понятия уравнения  ( Уравнение –это равенство, содержащее одну или несколько переменных)

2) Что такое корень уравнения ( это значение неизвестного, при котором получается верное числовое равенство)

3) Что значит решить уравнение  ( найти все его корни или убедиться , что корней нет)

4) Какие свойства используют при решении уравнений ( если в уравнении перенести слагаемые из одной части в другую, изменив знак , то получится уравнение , равносильное данному)  ( если обе части уравнения умножить или разделить  на одно и тоже число , отличное от нуля,  то получится уравнение, равносильное данному)

5) Когда произведение двух множителей равен нулю.

Выполни устно : (слайд 3 )

Является ли число корнем уравнения? (слайд 4 )

  1. 2х-7=8    , х=7,5
  2. х2-х-20=0, х=5

Найдите корни уравнения :

а) (х-3)(х+12)=0

б) (6х-5)(х+5)=0

Перед вами уравнения .разделите их на две группы . (слайд 5 )

  1. 2-3(x+2)=5-2x                          5)   4x-5,5=5x

2)  х2+3x-5=0                                         6)10x2+5x-3=0

3 ) 25-100x2=0                                        7) х2-5х-1=0

       4) 3x2-4х=27=0                                         8)    6x-7=0

Какие уравнения записаны в 1 группе, во второй ? (слайд 6)

1 группа

2 группа

2-3(x+2)=5-2x      

    4x-5,5=5x  

     6x-7=0

  х2+3x-5=0  

    25-100x2=0  

    3x2-4х=27=0  

    10x2+5x-3=0      

     х2-5х-1=0                                                                        

 В первой группе линейные уравнения,  как назовете уравнения второй группы ?

Это квадратные уравнения. запишите тему урока», значит перед нами стоит какая задача? (научиться их решать). Правильно, но мы сможем частично решить эту задачу и рассмотреть несколько способов.

3. Изучение нового материала:

Рассмотрим колонку  где вы выписали квадратные уравнения. А что общего у этих уравнений? (в правой части стоит ноль, а в левой многочлен, есть слагаемое, где х2)

Можно сделать вывод, какое уравнение называется квадратным? И дать ему определение. Попробуйте сформулировать его самостоятельно. Откройте учебник на странице 118 и сравните ваше определение и в учебнике. (слайд 7,8,9)

На парте перед вами лежат листочки. Возьмите лист № 1.

Выполните задание:

1. Запишите коффициенты  а, в,с квадратных уравнений.

Один ученик выполняет  на доске

Уравнение

Первый

коффициент

Второй коэффициент

Свободный член

а

в

с

1

210х+20=0

2

-7х2-13х+8=0

3

х-4х2-5=0

(слайд 10 )

2 задание

Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам(слайд 11,12 )

Уравнение

Первый

коффициент

Второй коэффициент

Свободный член

а

в

с

1

2

-5

-7

2

-3

4

1

3

7

0

4

4

-1

9

0

5

7

0

0

В квадратных уравнениях 3 слагаемых, уравнения в которых коэффициент в или с равен нулю называют неполными квадратными уравнениями. (слайд 13 )

. Таким образом неполные квадратные уравнения – это уравнения одного из следующих видов:ах2=0,    ах2+с=0,                ах2+bх=0

Какие из данных квадратных уравнений являются неполными. Выпишите их в тетради(слайд 1 4)

х2-1/5х=0

2/3х2=0

х2-5=0

х2=0

. На самом деле мы уже решали уравнения такого вида, хотя и не говорили, что они квадратные. Предлагаю их решить. (слайд 15 )

И найдем алгоритм решения уравнений

Виды уравнений

ах2=0

ах2+с=0

ах2+вх=0

Алгоритм решения

  1. Разделим обе части на а

2) Получим уравнение х2=0

1Перенесем свободный член в правую часть  уравнения

2) Разделим обе части на а

3)Получим уравнение х2=с/а

  1. Разложить левую часть уравнения на множители
  2. Получим уравнение х(ах+в)=0
  3. Приравняем нулю каждый множитель

Х=0 или ах+в=0

Корни

Единственный корень х= 0

Если  с/а , то уравнение имеет 2 корня х=  и х =-

Если  с/а , то корней нет

Уравнение имеет 2 корня : х=0 и х=-в/а

 4. Физкультминутка(слайд 16 )

5.Немного истории: (слайд 17,18 )Уравнения второй степени умели решать еще в Древненм Вавилоне во втором тысячилетии до н.э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например Евклид – при помощи деления отрезка в среднем и крайнем отношениях. Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших до наших дней выводов этой формулы принадлежит индийскому математику Брахмагупте. Среднеазиатский ученый Аль-Хорезми получил эту формулу методом выделения полного квадрата с помощью геометрической иллюстрации.А как изучали квадратные уравнения остальные математики вы узнаете на последующих уроках.

Решение №  515(а,в,д), № 517(а,в,д)

6.Тест (слайд 19,20 )

1вариант

2 вариант

  1. Составьте квадратное уравнение по коэффициентам

а=2, в=-3, с=1

1.        Составьте квадратное уравнение по коэффициентам

а=3, в=-2, с=-1

  1. Запишите квадратное уравнение , у которого первый коэффициент 3 ,  второй коэффициент   -5 , свободный член 0

Запишите квадратное уравнение , у которого первый коэффициент  -5 ,  второй коэффициент   3, свободный член 0

3. Запишите  неполное квадратное уравнение , у которого первый коэффициент  -5 ,  а  свободный член  20.   Решите уравнение

3.. Запишите  неполное квадратное уравнение , у которого первый коэффициент  -3,  а  свободный член  12.   Решите уравнение

4.Запишите квадратное уравнение , у которого первый коэффициент 3 ,  второй коэффициент  5 . Решите уравнение

4.Запишите квадратное уравнение , у которого первый коэффициент 5 ,  второй коэффициент  7. Решите уравнение

Поменяйтеся с соседом тетрадями, сверьтесь с ответами на экране и поставьте оцену. Все правильно-«5», одна ошибка-«4», две ошибки-«3». Поднимите руку у кого «5», «4», «3»..

  7.  Рефлексия

(Отметить работу каждого ученика; ещё раз повторить  определения и алгоритмы решения  неполных уравнений.)

8.Домашнее задание: №515(б,г,е)  517(б,г,е), 518


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пусть математика сложна, Ее до края не познать ,Откроет двери всем она, В них только надо постучать. Блиц-опрос Посредством уравнений, теорем я уйму всяких разрешил проблем… Чосер, английский поэт средних веков.

Слайд 2

1. Дайте определение понятия уравнение. 2. Что такое корень уравнения? 3. Что значит решить уравнение? 4. Какие свойства используют при решении уравнений? 5. Когда произведение равно нулю? Вопросы:

Слайд 3

1 . Является ли число а корнем уравнения? а) 2х – 7=8, а=7,5; б) х² - х -20=0, а = 5; Выполним устно

Слайд 4

2 . Найди корни уравнения а) (х -3) (х+ 12) = 0; б) (6х – 5) (х + 5) = 0; Выполним устно

Слайд 5

разделите на две группы 1) 2-3(x+2)=5-2x 5) 4x-5,5=5x 2) х 2 +3x-5=0 6)10x 2 +5x-3=0 3 ) 25-100x 2 =0 7) х 2 -5х=1=0 4) 3x 2 -4х=27=0 8) 6x-7=0

Слайд 6

1 группа 2 группа 2-3(x+2)=5-2x 4x-5,5=5x 6x-7=0 х 2 +3x-5=0 25-100x 2 =0 3x 2 -4х=27=0 10x 2 +5x-3=0 х 2 -5х=1=0

Слайд 7

Тема урока: «Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Слайд 8

Уравнения вида ах² + вх + с = 0, где а, в, с – числа, а ≠ 0, называется квадратным. Определение

Слайд 9

Числа а, в, с – коэффициенты квадратного уравнения. а – первый коэффициент (перед х²), а ≠ 0; в - второй коэффициент (перед х); с – свободный член (без х). Коэффициенты квадратного уравнения

Слайд 10

№ Уравнение Первый коэффициент а Второй коэффициент в Свободный член с 1 6х² -10х =20 = 0 6 -10 -20 2 -7 х² - 13х + 8 = 0 -7 -13 8 3 х-4х² - 5 = 0 =4 1 -5 Проверяем Задание 1: Заполните таблицу. Запишите коэффициенты квадратного уравнения.

Слайд 11

Уравнение Первый коффициент Второй коэффициент Свободный член 1 а в с 2 2 - 5 -7 3 - 3 4 1 4 7 0 4 5 -1 9 0 6 7 0 0 Задание 2 Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам

Слайд 12

Проверяем Задание 2: Заполните таблицу. Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам № п/п Уравнение Первый коэффициент а Второй коэффициент в Свободный член с 1 2х² - 5х – 7 = 0 2 -5 -7 2 -3х² + 4х +1 = 0 -3 4 1 3 7х² + 4 = 0 7 0 4 4 - х² + 9х = 0 -1 9 0 5 3х² = 0 3 0 0

Слайд 13

Название квадратных уравнений Уравнение в общем виде Особенность (какие коэффициенты) Примеры уравнений Полные ах² + вх + с = 0 а, в, с – числа, отличные от 0 - х² - 7х +1 = 0 1/3х² + 5х -1=0 Неполные ах² = 0 в = 0, с=0 2/3х² = 0 х² = 0 ах² + с = 0 в = 0 х² - 5 = 0 ах² + вх = 0 с = 0 х² - 1/5х = 0 Приведенные х² + вх + с = 0 а =1 х² - 3х +5= 0 х² - 1/5х = 0 х² - 5 = 0 х² = 0 Задание 3 Виды квадратных уравнений

Слайд 14

х² - 3х +5 = 0 - х² - 7х +1 = 0 1/3х² + 5х -1 = 0 х² - 1/5х = 0 2/3х² = 0 х² - 5 = 0 х² = 0 Проверяем Задание 4: Какие из данных уравнений являются полными, неполными, приведенными.

Слайд 15

Задание 5. Поведи мини-исследование о корнях неполных квадратных уравнений. 1 колонка 2 колонка 3 колонка Коэффициент, равный 0 в = 0, с = 0 в = 0 с = 0 Пример 23х² = 0 - 3х +5 = 0 4х² - 3х = 0 Решение уравнения х² = 0; х=0 Ответ: 0 3х = - 5; х = 5/3 Ответ: 5/3 х (4х -3) = 0; х = 0 или 4х - 3 = 0; 4х = 3: х = 3/4 Ответ: 0; 3/4 Вид уравнения ах² = 0 ах² + с = 0 ах² +вх = 0 Алгоритм решения 1. Разделим обе части уравнения на а. 2. Получаем уравнение х² = 0 1.Перенесем свободный член в правую часть уравнения. 2. Разделим обе части полученного уравнения на а. 3. Получаем уравнение: х ² = - с/а 1. Разложить левую часть уравнения на множители (вынести общий множитель х за скобку). 2. Получаем уравнение х (ах + в) = 0 . 3. Произведение равно 0, когда один из множителей равен 0. х = 0 или ах + в = 0 4. Решаем уравнение ах + в = 0; ах = - в; х = - в/а Корни Единственный корень х=0 1.Если –с/а ˃ 0, то уравнение имеет два корня: х = - √-с/а и х = √-с/а 2.Если –с/а < 0, то уравнение не имеет корней. Уравнение имеет два корня : х = 0 и х = - в/а.

Слайд 16

На уроке мы сидим И во все глаза глядим, А глаза нам говорят, Что они уже болят… … Открываем мы глаза Дальше нам решать пора. Продолжаем мы урок Всем пошел наш отдых впрок. Физкультминутка для глаз.

Слайд 17

Уравнения 2-ой степени умели решать еще в Древнем Вавилоне во II тысячелетии до н.э. Математики Древней Греции решали квадратные уравнения геометрически; например, Евклид – при помощи деления отрезка в среднем и крайнем отношениях. Задачи, приводящие к квадратным уравнениям, рассматриваются во многих древних математических рукописях и трактатах. А знаете ли вы?

Слайд 18

Формула корней квадратного уравнения «переоткрывалась» неоднократно. Один из первых дошедших до наших дней выводов этой формулы принадлежит индийскому математику Брахмагупте (около 598 г.). Среднеазиатский ученый ал-Хорезми ( IX в.) в трактате «Китаб аль-джебр валь -мукабала» получил эту формулу методом выделения полного квадрата с помощью геометрической интерпретации.

Слайд 19

Математический диктант 1 вариант 2 вариант Составьте квадратное уравнение по его коэффициентам и проверьте, является ли указанное число х корнем этого уравнения. а=2, в= - 3, с=1; х=1 а=3, в= - 2, с= -1; х= - 1 2. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 3, второй коэффициент равен – 5, свободный член равен 0. первый коэффициент равен -5 , второй коэффициент равен 3, свободный член равен 0. 3. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен – 5, свободный член равен 20. Решите его. первый коэффициент равен – 3, свободный член равен 12. Решите его. 4. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент равен 3, второй коэффициент равен 5. Решите его. первый коэффициент равен 5, второй коэффициент равен 7. Решите его.

Слайд 20

Проверь себя 1 вариант 2 вариант 1 2х² - 3х +1=0 3х² - 2х -1=0 2 3х² - 5х = 0 - 5х² + 3х = 0 3 -5х² + 20 = 0; -5х² = -20; х² = 20/5; х 1 = -2 и х 2 = 2 Ответ :-2;2 - 3х² + 12 = 0; - 3х² = - 12; х² = 12/3; х 1 = -2 и х 2 = 2 Ответ: -2;2 4 3х² - 5х = 0 х (3х - 5) = 0 х=0 или 3х-5=0 3х=5 х=5/3 Ответ: 0; 5/3 5х² + 7х = 0 х (5х +7) = 0 х=0 или 5х + 7=0 5х= - 7 х= - 7/5 Ответ: 0; - 7/5

Слайд 21

№ 515 (б,г,е) № 517(б,г,е), № 518 Домашнее задание

Слайд 22

Оцените сами свою работу на уроке. На уроке я работал … активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно 2. Своей работой на уроке я … 3. Урок для меня показался … За урок я … 5. Мое настроение… 6. Материал урока мне был … 7.Домашнее задание мне кажется …

Слайд 23

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения. План-конспект урока в 8 классе с использованием ЭОР

Представлен план-конспект урока изучения нового материала с использованием ЭОР в технологии деятельностного метода. Первый урок в теме. Используются индивидуальная и фронтальные формы организации урок...

АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».

Цели урока:Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений р...

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."

Конспект урока "Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения."...

План конспект урока математики(алгебра)в 8 классе по теме:"Определение квадратного уравнения.Неполное квадратное уравнение"

Урок изучения нового материала.Предметы точных дисциплин(раздел – алгебра ,8 класс)Богомолова Татьяна ЕфимовнаУчитель математикиМБОУ «Верхнекармальская ООШ» Черемшанского муниципального районаРеспубли...

Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения

Материал может быть использован на первом уроке по теме "Неполные квадратные уравнения" в классах , работающих по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндю...

Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений.

Презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений". Введение понятия  полного и неполного квадратных уравнений. Первичное закрепление спосо...