АЛГЕБРА 8 класс Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Цели урока:
- Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.
- Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.
3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений работать в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebry_8_klass.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГЕБРА
8 класс
Урок - практикум по теме «Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения».
(Второй урок по теме).
Цели урока:
- Закрепление навыка решения неполных квадратных уравнений.
- Развитие логического мышления, речи, навыков самоконтроля и самооценки.
3. Воспитание навыков самостоятельной работы и умений работать в группе
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
- Знание теории.
Работы в 2 х. группах.
Задание:
Каждая группа обсуждает вопросы по изученному материалу и задаёт их другой группе. (Можно воспользоваться учебником для составления вопросов.)
На подготовку вопросов - 2 минуты
Возможные варианты вопросов.
- Дать определение квадратного уравнения.
Уравнение вида ах2+вх+с=о, где а, в, с- числа а≠0, х- переменная.
Пример 2х2 - 3х + 5 = 0
- Как называется коэффициенты квадратного уравнения?
а – первый коэффициент, в- второй коэффициент, с- свободный член
5х2 - 3х + 4 = 0 а=5 в= -3 е-4
- Виды квадратных уравнений
( приведённые уравнения -а=1 и неполные уравнения.)
х2 + вх + с = 0
- Виды неполных уравнений?
ах2 + вх = о (в≠о; с=о) ах2+с=о (в=о; с≠о), ах2=о (в=о; с=о).
Ответы на вопросы дает представитель от группы с комментариями и примерами. Если ответа нет, то отвечает представитель от группы, задающей вопрос.
Ответ оценивают учащиеся.
Проверка решения № 511
Ответы:
а) 0; - 1,5 в)0; 0,8 д) ± 1/2
б)± √2/3 г)0; 0,5 е) ±√3
2. Повторить общий вид решения неполных квадратных уравнений по таблицам.
ах2 + вх = о х(ах+в) =0 х = 0 ах=-в х=-в/а | ах2+с=о ах2 = - с х2= - с/а х=+√-с/а -с/а≥0 | ах2=о х = 0 |
III. Самостоятельная работа в парах.
Карточки:
- Низкий уровень знаний;
3х2 – 2х +5=0 х3 +3х– 7=0 х2-16=0 5х2 +7х+3=0 х2- 5х =0 2х-6=0 2х2=0 3х2+12=0 2х4+3х2 – 5=0 Задание 1)Из заданных уравнений подчеркните те, которые являются квадратными. 2)Выпишите неполные квадратные уравнения и решите их. |
Ответы
х2-16=0 х2 – 5х=0 3х2+12=0 х2=0
х2=16 х(х-5)=0 3х2=– 12 х=0
х= -4; х= 4 х=0 х-5=0 х2= – 4
х=5 Ǿ
- основной уровень знаний.
2х2 – 3х +5=0 3х+х3 – 7=0 1/2х2- 8=0 5х+7х2 - 3=0 2х2+ 0,5х =0 6х-5=0 3х2=0 3х2+1,2=0 2х4+3х2 – 5=0 Задание 1)Из заданных уравнений подчеркните те, которые являются квадратными. 2)Выпишите неполные квадратные уравнения и решите их. |
Ответ
1/2х2- 8=0 2х2 + 0,5х=0 3х2+1,2=0 3х2=0
1/ 2х2= 8 х(2х+ 0,5)=0 3х2=– 1,2 х=0
х2= 16 х=0 2х+ 0,5=0 х2= – 0,4
х= -4; х= 4 2х= -0,5 Ǿ
х= - 0,25
Проверка решения по ответам.
IV. Новый материал
Мы решали уравнения в левой части которых многочлен в правой – ноль.
Вопрос:
Как будем решать уравнения в которых в правой и левой части многочлены первой и второй степени?
Работа в группах
Задание: (Обсуждение в группе)
Решить уравнение. Можно по необходимости, задать
5х2+ 3х – 7=3х+13 вопрос:
5х2+3х-7-3х-13=0 «Как получить в правой части
5х2-20=0 уравнения 0?»
5х2=20
Вывод: Чтобы решить уравнение нужно перенести все слагаемые в левую часть, в правой получить 0.
V. Самостоятельная работа (работа в парах одинаковых уровней)
№ 512 а) б)
4х2- 3х + 7=2х2+х+7 -5у2+ 8у+8 = 8у+3
4х2 - 3х + 7 -2х2 –х -7 =0 -5у2+ 8у+8 - 8у-3 =0
2х2 - 4х =0 -5у2 +5=0
х=0 х=2 у=-1 у=1
№ 513 а) в) г)
(х+3)(х-4)=-12 (3х-1) 2 -1 =0 3х(2х+3)=2х(х+4,5)+2
х 2 -4х +3х -12 +12=0 9х2 -6х +1 – 1=0 6х2 +9х – 2х2 – 9х - 2 =0
х 2 -х =0 9х2 -6х =0 4х2 -2 =0
х(х-1)=0 х(9х – 6)=0 4 х2=2
х=0 х=1 х=0 х= х2 =
х= + √2 /2
Критерии оценки:
«5» - выполнены все задания, возможен один недочет;
«4» -выполнены четыре задания без ошибок;
«3» - выполнены три задания;
Индивидуальная работа с каждой парой.
Обратить внимание:
- на применение формулы квадрат разности,
- иррациональность в знаменателе дроби
Запись на доске:
(3х-1) 2 =9х2 -6х +1 1 √2
√2 2
VI. Подведение итогов.
Самооценка (рефлексия)
Что показалось на уроке самым сложным? Что
Какие затруднения испытывал при выполнении самостоятельной работы
Оценки за урок:
Оценочный лист + самооценка учащихся
Ф.И учашегося | Д.з | карточка | Устный ответ | С р | |
теория | практика | ||||
VII. Д/з
№ 514 а) б) д)
Открыли учебники, посмотрели задание.
Какие есть вопросы, что непонятно?
VIII. При наличии времени - занимательная минутка
Докажем, что 2=1
Пусть а=в
Умножим обе части на а а2=ав
Вычтем в2 а2-в2=ав-в2
Разложим на множители (а-в)(а+в)=в(а-в)
Тогда а+в=в
Но по условию а=в
Значит в+в=в
То есть 2в=1в
Разделим на в, получим 2=1
Объясните, в чем ошибка
Урок работы над ошибками после контрольной работы по теме «Квадратные уравнения»
Цели урока:
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Систематизация ошибок.
- Развитие навыков коллективной самостоятельной работы
- Развитие умений самооценки знаний.
Ход урока
1. Повторение теории. Памятки
2. Устная работа – тест.
(1 ошибка - определение коэффициентов квадратного уравнения)
Расшифровка слова дискриминант
- Работа под руководством учителя – у доски
(2 ошибка - вычисление дискриминанта)
Определить уравнение, имеющее два корня.
Определить уравнение, имеющее один корень.
Определить уравнение, не имеющее корней.
- Самостоятельная работа
Решение квадратных уравнений (обратить внимание на решение неполных квадратных уравнений)
(3 ошибка - нахождение корней квадратного уравнения)
Расшифровка слова Виет (Краткая историческая справка)
Какое отношение Виет имеет к изучаемой теме.
- Устная работа.
Определение коэффициентов и корней приведенного квадратного уравнения.
(4 ошибка - вычисление корней и коэффициентов)
5. Тест
6. Итог
7. Три секрета.
1. Теория
Возможные варианты вопросов.
- Дать определение квадратного уравнения.
Уравнение вида ах2+вх+с=о, где а, в, с- числа а≠0, х- переменная.
Пример 2х2 - 3х + 5 = 0
- Как называется коэффициенты квадратного уравнения?
а – первый коэффициент, в- второй коэффициент, с- свободный член
5х2 - 3х + 4 = 0 а=5 в= -3 е-4
- Виды квадратных уравнений
( приведённые уравнения -а=1 и неполные уравнения.)
х2 + вх + с = 0
- Виды неполных уравнений?
ах2 + вх = о (в≠о; с=о) ах2+с=о (в=о; с≠о), ах2=о (в=о; с=о).
Квадратное уравнение ах2+вх+с=о, где а, в, с- числа а≠0, х- переменная |
Приведённые уравнения х2 + pх + q = 0 х + х= - p х · х= q | Неполные уравнения ах2 + вх = о (в≠о; с=о) ах2+с=о (в=о; с≠о), ах2=о (в=о; с=о). |
2. Тест (устно)
1) Назовите второй коэффициент 2х2 - 3х + 5 = 0
2) Назовите свободный член 3 х2 + 5х + 4 = 0
3) Назовите старший коэффициент -х2 + 2х + 10 = 0
4) Чему равен коэффициент в х + 6- х2 = 0
5) Чему равен коэффициент а 7х- 4х2 + с = 0
6) Чему равен коэффициент с -9х2 + 2х = 0
7) Найти сумму первого и второго коэффициента х2 -7х + 5 = 0
8) Найти сумму всех коэффициентов 3х2 -4х + 3 = 0
9) Найти произведение первого и второго коэффициентов 5х2 - х -1 = 0
10) Найти разность первого и второго коэффициентов 8 х2 - х + 3 = 0
11) Назовите второй коэффициент 7 - 2х2 + 6х = 0
12) Чему равен свободный член 4х – 7 + х2 = 0
1 | 2 | -3 | 6 | 4 | 5 | -1 | 9 | -4 | -7 | 0 | -6 |
д | и | с | к | р | и | м | и | н | а | н | т |
3. Исследование уравнений на количество корней
«Дискриминант» по-латыни – различитель.
Что он позволяет различить?
D >0 - уравнение имеет два корня. D =0 - уравнение имеет один корень. D < 0 - уравнение не имеет корней. |
Задание:
Определите уравнение, которое имеет:
- два корня;
- один корень;
- не имеет корней.
-4 х2 + 4х -1 = 0 (1/2)
9 х2 - 14х + 5 = 0 (5/9; 1)
3 х2 - 5х + 4 = 0 ( нет корней)
4. Самостоятельная работа
Ошибки:
-Знак «-« в формуле корней квадратного уравнения
- Решение неполных квадратных уравнений
Самостоятельная работа
Задание:
Решить уравнения
1) 5 х2 - 14х + 9 = 0
2) -9х2 + 6х -1 = 0
3) 5х2 - 9х = 0
4) х2 - 3х +10 = 0
5) 9 х2 - 4 = 0
Критерий оценки:
На решение 5 минут
Решено 1-2 уравнения – удовлетворительно
Решено 3-4 уравнения – хорошо
Решено 5 уравнений – отлично
Проверка решения и самооценка.
5. Какое отношение этот ученый имеет к данному уроку?
Теорема Виета для приведенного квадратного уравнения
х2 + pх + q = 0 х + х= - p х · х= q |
Коллективная работа
1) х2 - 8х + q = 0
Один из корней равен -1. Найти второй корень и q
2) х2 + pх -15 = 0
Один из корней равен 3. Найти второй корень и p
6. Тест.
7. Подведение итогов
ФИ уч-ся | Теория Устный тест | Опред Д | Самостоят работа | Тест | Итог |
8. Дополнительные сведения:
1) Решение неполных квадратных уравнений подбором корней с применением теоремы Виета
х2 + 5х + 6= 0, х2 - 11х - 12= 0, х2 +8х - 9= 0, № 583
2) Если в квадратном уравнении сумма коэффициентов равна 0, то один из корней квадратного уравнения равен 1, а другой корень равен с/а
5х2 - 4х - 1= 0, 2х2 + 7х - 9= 0,
3) Вторая формула для вычисления корней квадратного уравнения у
которого второй коэффициент делится на 2
ах2 + вх + с= 0, в = 2k
ах2 + 2k х + с = 0
D = k2 –ас
х = х=
5 х2 - 14х + 9 = 0
№ 539 первый столбик
9. Домашнее задание:
№ 539 д,е,ж,з (применение второй формулы квадратных корней)
№ 584 (найдите подбором корни)
Раздаточный материал:
Тест.
А1 |
Укажите в квадратном уравнении х2 +3- 4х = 0 коэффициент в.
1) 1 2) -4 3) 3 4) 4
А2 |
Дискриминант уравнения 8х2 - 9х + 4 = 0 равен
1) -47 2) 65 3) 49 4) 17
А3 |
Решите уравнение: 3 х2 + х - 4 = 0
1) - 8/3; 2 2) 1; -4/3 3) -1; 4/3 4) 4; -3
А4 |
Имеет один корень уравнение
1) 3 х2 -1,5 х +5 = 0
2) 4 х2 +4 х + 4 = 0
3) 9х2 - 6х + 2 = 0
4) 4 х2 -2х + 0,25 = 0
А5 |
Один из корней уравнения х2 + 8х + q = 0 равен 3. Найдите второй корень и q.
Ответ: _____________________________________
Памятка.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2+вх+с=о, где
х- переменная, а, в, с- некоторые числа, причем а≠0.
Числа а, в и с - коэффициенты квадратного уравнения.
а – первый коэффициент, в- второй коэффициент, с- свободный член
5х2 - 3х + 4 = 0 а=5 в= -3 е-4
Квадратное уравнение ах2+вх+с=о, где а, в, с- числа а≠0, х- переменная |
Приведённые уравнения х2 + pх + q = 0 х + х= - p х · х= q | Неполные уравнения ах2 + вх = о (в≠о; с=о) ах2+с=о (в=о; с≠о), ах2=о (в=о; с=о). |
Исследование уравнений на количество корней
«Дискриминант» по-латыни – различитель.
Что он позволяет различить?
D >0 - уравнение имеет два корня. D =0 - уравнение имеет один корень. D < 0 - уравнение не имеет корней. |
Тест (устно)
1) Назовите второй коэффициент 2х2 - 3х + 5 = 0
2) Назовите свободный член 3 х2 + 5х + 4 = 0
3) Назовите старший коэффициент -х2 + 2х + 10 = 0
4) Чему равен коэффициент в х + 6- х2 = 0
5) Чему равен коэффициент а 7х- 4х2 + с = 0
6) Чему равен коэффициент с -9х2 + 2х = 0
7) Найти сумму первого и второго коэффициента х2 -7х + 5 = 0
8) Найти сумму всех коэффициентов 3х2 -4х + 3 = 0
9) Найти произведение первого и второго коэффициентов 5х2 - х -1 = 0
10) Найти разность первого и второго коэффициентов 8 х2 - х + 3 = 0
11) Назовите второй коэффициент 7 - 2х2 + 6х = 0
12) Чему равен свободный член 4х – 7 + х2 = 0
Определите уравнение которое имеет:
- два корня;
- один корень;
- не имеет корней.
-4 х2 + 4х -1 = 0 (1/2)
9 х2 - 14х + 5 = 0 (5/9; 1)
3 х2 - 5х + 4 = 0 (нет корней)
Самостоятельная работа
Задание:
Решить уравнения
1) 5 х2 - 14х + 9 = 0
2) -9х2 + 6х -1 = 0
3) 5х2 - 9х = 0
4) х2 - 3х +10 = 0
5) 9 х2 - 4 = 0
Коллективная работа
1) х2 - 8х + q = 0
Один из корней равен -1. Найти второй корень и q.
2) х2 + pх -15 = 0
Один из корней равен 3. Найти второй корень и p.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока – практикума по алгебре и началам анализа с презентацией по теме «Методы решения иррациональных уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10 классе физико – математического профиля. Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме. Подготовка учащихся к ЕГЭ. В заданиях Единого государственного ...
Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"
Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....
Практикум по алгебре и началам математического анализа для 10 класса
Предлагается практикум по алгебре 10 класса для математического профиля. ПРактикум основан на содержании УМК Ю.М. Колягина и др. "Алгебра и начала анализа. 10 класс". Практикум направлен на отра...
Урок-практикум по алгебре. 8 класс.
Даны нестандартные приемы решения квадратных уравнений. Это поможет находить корни квадратного уравнения....
Урок-практикум по алгебре в 9 классе по теме «Решение систем уравнений с двумя переменными»
Цель урока: 1) Рассмотрение различных способов решения систем уравнений.2) Продолжение обучению самостоятельной работе с учебник...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»...
Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам анализа для учащихся 11-го класса "Практикум по алгебре»
Программа рассчитана на 34 часа ...