Конспект урока по теме: "Наибольшее и наименьшее значение функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Применение алгоритма нахождения наибольшего наименьшего значения функции при решении задач ЕГЭ (12 задания из профильной математики)
Вводное слово учителя: ребята, мы уже говорили о большой практической значимости данной темы. Традиционно задачи, связанные с нахождением наибольшего и наименьшего значения функции, на отрезке включаются в ЕГЭ. Давайте попробуем применить полученные знания при решении задач. Самостоятельно с последующей проверкой.
Задача 1. Найти наибольшее значение функции:
на отрезке [3; 10].
Задача 2. Найти наибольшее значение функции:
Задача 3. Найти наименьшее значение функции:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
тема: «Наибольшее и наименьшее значение функции»
Разработала: Филипова Елена Константиновна,
преподаватель математики
Владикавказ
2022г.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый.
Внутрипредметные связи: с темами: «Свойства непрерывных функций», «Исследование функции с помощью производной».
Вид занятия: Применение знаний, умений и навыков.
Виды контроля знаний и умений: предварительный, текущий, тематический.
Оборудование и материалы для урока: ПК, проектор, доска, презентация для сопровождения урока, карточки.
Цель: познакомить учащихся с приемами нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке.
Задачи.
Образовательная - повторить необходимые и достаточные условия существования точек экстремума, понятия: стационарная и критическая точка; вывести алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений функции, формировать умения решать задачи на отыскание наибольших и наименьших значений функции.
Развивающая – развивать познавательный интерес обучающихся, умение исследовать, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная – воспитывать умения работать в сотрудничестве в парах и группе, оценивать работу товарища.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, ученики в ходе урока:
- овладение практическими умениями и навыками по теме “Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке”
- умение устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
- формирование навыков самоконтроля.
Структура урока.
- Орг. момент. (1-2 мин)
- Актуализация знаний. (5-6 мин)
- Мотивационно-целевой этап. (5-6 мин)
- Изучение нового материала. Первичное осмысление (7-8 мин).
- Закрепление изученного материала. (15-17 мин)
- Рефлексия. Определение домашнего задания (5 мин)
Ход урока
«В мире не происходит ничего,
в чем бы ни был виден смысл
какого-нибудь максимума или минимума!»
Леонард Эйлер
1. Орг. момент.
Приветствие. Эпиграф к уроку (слайд 1).
2. Актуализация знаний.
Устная работа (слайды 2-6). Повторение материала, изученного на предыдущих уроках. Фронтальная работа. Учитель обращает внимание обучающихся на существенное различие понятий максимума (минимума) функций и наибольшего (наименьшего) значений.
3. Мотивация.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач на нахождение наилучших, оптимальных решений при наименьших затратах труда, так называемые задачи на оптимизацию.
С некоторыми из таких задач мы познакомимся на следующих уроках. Чтоб успешно решать такие задачи необходимо уметь находить наибольшее и наименьшее значения заданных функций на заданном промежутке.
Постановка обучающимися темы и целей урока (слайды 7-10).
4. Изучение нового материала.
Давайте рассмотрим различные варианты поведения, непрерывной на отрезке функции, и попытаемся определить, в каких точках она достигает своего наибольшего и наименьшего значений.
Обсуждение в группах по предложенному плану. Обмен мнениями. Фиксация выводов.
План обсуждения слайдов.
- Что можно сказать о монотонности функции на отрезке [a; b]?
- В какой точке функция достигает своего наибольшего значения?
- В какой точке функция достигает своего наименьшего значения?
- Чем можно сказать о данных точках отрезка [a; b]?
- Какой вывод можно сделать?
А) Функция возрастает (убывает) на отрезке.
(слайд 11)
Б) Функция имеет на отрезке [a; b] единственную точку экстремума.
(слайд 12)
В) Функция имеет несколько точек экстремума на отрезке [a; b].
(слайд 13)
Г) Анализ всех рассмотренных случаев, установление закономерности нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Беседа по слайду:
- Где функция может достигать своего наибольшего (наименьшего) значения на отрезке?
- Какой общий подход к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке можно применить?
(слайд 14)
Выводы:
1. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] имеет лишь одну точку, и она является точкой максимума (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее (наименьшее) значение.
2. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] не имеет критических, то это означает, что на нем функция монотонно возрастает или убывает. Следовательно, свое наибольшее значение функция принимает одном конце отрезка, а наименьшее – на другом.
3. Если на отрезке [а; b] функция имеет несколько критических точек, то своего наибольшего (наименьшего) значения она достигает либо на концах этого отрезка, либо в критических точках, лежащих на данном отрезке.
3) Составление алгоритма.
(слайды 15-16)
5. Закрепление изученного материала.
А) Решение упражнения. Ученики у доски с комментированием.
Подведение мини-итога, повторение алгоритма.
Проверка через мультимедийный проектор. (слайды 17-19.)
Б) Применение алгоритма нахождения наибольшего наименьшего значения функции при решении задач ЕГЭ (12 задания из профильной математики)
Вводное слово учителя: ребята, мы уже говорили о большой практической значимости данной темы. Традиционно задачи, связанные с нахождением наибольшего и наименьшего значения функции, на отрезке включаются в ЕГЭ. Давайте попробуем применить полученные знания при решении задач. Самостоятельно с последующей проверкой.
Задача 1. Найти наибольшее значение функции:
на отрезке [3; 10].
Задача 2. Найти наибольшее значение функции:
Задача 3. Найти наименьшее значение функции:
Задача 4. Найти наибольшее значение функции:
Проверка через мультимедийный проектор. (слайды 20-23).
В) Математическое моделирование.
(слайды 23-28)
Задача 1. Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м2. Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром.
Задача 2. Кусок проволоки 48 метров сгибают так, чтобы получился прямоугольник. Какую длину должны иметь стороны прямоугольника, чтобы его площадь была наибольшей?
Решение: Пусть длина- а см. ширина –в см. Тогда периметр 2(а+ в) а по условию 48 см. Площадь а· в полупериметр а+ в=24 см Чтобы перейти к функции , вводим новое обозначение : длина х см, ширина 24-х см, тогда площадь х(24-х)=24х-х2 должна быть наибольшей. Применяем заданный алгоритм (24х-х2)1=24-2х 24-2х=0 х=12, критическая точка
Находим значения функции при х=0, х=1, и х=48 (на концах промежутка 0,48) f(0)=0 f(12)=144 f(48)= -1152: площадь будет наибольшей , если стороны равны по 12 см данный прямоугольник -квадрат.
- Рефлексия. Определение домашнего задания.
(слайды 29-30)
Учитель предлагает учащимся обсудить урок и свою деятельность при постановке учебной задачи, планировании, изучении нового материала, обращая внимания на следующие моменты:
1.Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
2.Способы, которые использовались в ходе вашей учебной деятельности для достижения цели урока?
3.Какие чувства испытывали во время урока?
4.Пережили ли вы чувство радости, успеха?
5.С каким настроением вы уходите с урока?
Дома предлагается выполнить задания:
Уровень «А»: №5.10, № 5.11
Уровень «В»: № 5.12
Уровень «С»: № 5.13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
Конспект урока и презентация к нему...
Урок на тему: "Наибольшее и наименьшее значения функции".
В системе упражнений на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в отличие от учебного пособия содержатся в основном задания на «прямое» применение правила, когда заданы и функция и отрез...
Разработка урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке».
Урок изучения нового материала по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...
Открытый урок по математике на тему «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке»
Занятие проводится по теме «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке» для студентов первого курса.Данный урок - урок усвоения новых знаний. Его основная цель - изучить поняти...
Методическая разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Методическая разработка урока. Подготовка к ЕГЭ....