План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных функций, отработать навыки нахождения производных, способствовать развитию у учащихся самостоятельного применения знаний при нахождении наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке; научить учащихся защищать свои умозаключения при решении заданий; умению получать знаний (реализация принципа проблемности); обучить снятию соответствующей информации с чертежа, необходимой для решения задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._plan-konspekt_uroka_po_algebre_i_nachalam_analiza_-11.docx | 138.67 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по алгебре и началам анализа
по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Учитель математики МБОУСОШ №2 Е.С.Пухова
«… нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…»
Н.И. Лобачевский
Класс: 11
Тип урока: урок – исследование
Цели урока:
- обучающие:
- проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных функций;
- отработать навыки нахождения производных от функций;
- способствовать развитию у учащихся самостоятельного применения знаний при нахождении наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке;
- научить учащихся защищать свои умозаключения при решении заданий;
- учить умению получать знаний (реализация принципа проблемности);
- обучить снятию соответствующей информации с чертежа, необходимой для решения задачи
- развивающие:
- учить мыслить и оперировать математическими знаниями, стимулировать мышление учащихся;развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать;
- развивать творческую деятельность на всех этапах урока, в том числе во фронтальной работе в начале урока, направленной на повторение формул;
- воспитательные:
- развивать у учащихся коммуникативные компетенции (умение работать в группе, культуру общения),
- воспитывать у учащихся уверенность в своих знаниях, быстроту реакции, мобильность мышления,
- способствовать развитию интеллектуальной деятельности учащихся, воспитать интерес к предмету, коллективизму, самоконтролю, чувству ответственности.
Учебно – методическое обеспечение: Алгебра и начала анализа. 11 класс. Ч.1, 2. учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) /А. Г. Мордкович,– М. Мнемозина, 2011, материалы открытого сегмента ЕГЭ
Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, система тестирования Verdict, карточки для проведения анализа решения, разноуровневые карточки с заданиями для контроля знаний, веб-камера
Формы работы: групповая, фронтальная
Структура урока
№ | Элементы урока | Время |
1. | Организационный момент | 1 |
2. | Домашнее задание | 1 |
3. | Разминка. Устные упражнения на корректировку знаний | 3 |
4. | Блиц – опрос на повторение | 4 |
5. | 1. Постановка проблемы, пути ее решения 2. Теоретический материал 3. Практическое применение теоретических знаний: - освоение алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке; - ответить на вопросы; - методика освоения различных способов решения | 11 |
6. | Физминутка | 1 |
7. | Коррекция знаний по теме. Решение задач. Защита проблемных задач | 9 |
8. | Контроль первичных знаний по теме (сборники по материалам ЕГЭ + система тестирования Verdict | 8 |
9. | Подведение итогов | 1 |
10. | Самооценка усвоения темы | 1 |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы, постановка цели и задач урока.
На предыдущих уроках мы рассмотрели различные примеры нахождения точек максимума и минимума функций с помощью формул дифференцирования. Сегодня мы рассмотрим и закрепим задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке. С учетом корректировки знаний продолжим подготовку к ЕГЭ, отрабатывая задания, вызывающие затруднения.
2. Дифференцированное домашнее задание:
Мордкович: п.32, №32.2(а,б), 32.3(в,г), 32.12(а), 32.34(в,г) +
Мальцев: базовый уровень - №14, тесты 15 -17;
Мальцев: профиль - №12, тесты 4, 6, 8. Комментарий.
3. Устные упражнения на корректировку знаний
Вашему вниманию предложены работы учащихся по решению тригонометрических уравнений с отбором корней на промежутке. Максимальный балл за задание – 2. Оцените работу учащихся с обоснованием ваших баллов. В работы можно вносить исправления (На партах – листы с решенным заданием, по 1 уравнению на каждый ряд). Обсуждаем вместе с помощью спроектированных заданий
4. Блиц – опрос (Повторение основных теоретических знаний)
1. Найдите значение производной функции y = 2x+2cosx в точке х0=0
1) 1 2) 2 3) 3 4) 0
2. Найдите производную функции y = x6- 4sin2x
1) y'= x5 - 4cosx
2) y'=6x5 - 4cosx
3) y'=x7:7 + 4cosx
4) y'= 6x5 - 8cos2x
3. Найдите производную функции y = x4-3x2+2x-1
1) y'=10x3-15x+x2
2) y'=10x3-6x+2
3) y'=x5-x3+x2-x
4) y'=5x3-5x+x2
4. Найдите значение производной функции y = -+ π в точке x0= 16
1) 0,5 2) 1 3) -0,5 4) π
5)На рисунке изображён график производной функции f(х). Найдите точку, в которой функция y = f(x) принимает наименьшее значение.
f'(x )<0 на (-6;2), f'(x )>0 на(2;3), значит, функция сначала убывает, а потом возрастает, следовательно в точке х =2 функция принимает наименьшее значение.
Ответ: 2
6) Функция у = f(x) определена на промежутке(-4;3). На рисунке изображен график её производной. Найдите точку, в которой функция у = f(x) принимает наибольшее значение.
На (-4;2) f'(х)>0, значит функция возрастает на этом промежутке.
На (2;3) f'(x)<0, значит функция убывает на этом промежутке.
В точке х =2 функция принимает наибольшее значение.
Ответ:2
7) № 6913,http:www.mathege.ru:8080/or/ege/Main
(«Открытый банк заданий ЕГЭ по математике»)
- Назвать критические точки функции.
- Все ли они являются точками экстремума?
- В каких точках производная равна 0? Почему?
- Назвать промежутки возрастания и убывания функции.
- Назвать промежутки, где f´(х)<0, f´(х)>0.
- Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна, отрицательна.
8) Ответить на вопросы по тому же графику, считая, что это график производной некоторой функции.
- Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна, отрицательна.
- Назвать точки максимума и минимума.
- Определить количество касательных к графику функции, у которых угловой коэффициент равен 2.
- Определить количество касательных к графику функции, которые составляют с положительным направлением оси ОХ угол 135°.
5.
1. Постановка проблемы, пути ее решения
2. Теоретический материал
3. Практическое применение теоретических знаний:
- освоение алгоритма нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке;
- ответы на вопросы;
- методика освоения различных способов решения
Задания 1-9 презентации с обсуждением различных способов решения.
6. ФИЗМИНУТКА: Всех нас, нашу страну и мир ожидает самый любимый праздник Новый год и, конечно, для школьников - каникулы! Чтобы каникулы стали безопасными, нужно помнить о самом важном – сохранение жизни вас и ваших близких. Памятка «Безопасные каникулы поможет вам в этом. Мы на миг закроем глаза и всем сердцем пожелаем себе самое сокровенное. Наверное, это подготовиться и отлично сдать ЕГЭ?
Открываем глаза. Встряхнулись, сняли напряжение. В путь!
7. Коррекция знаний по теме. Решение задач
Учебник: 32.1(б, в), 32.2(г), 32.12 (б), 32.14(б).
8. Контроль первичных знаний по теме (сборники с материалами ЕГЭ + система тестирования Verdict
1 учащийся за партой выполняет тестовую работу с помощью пультов,
2 человек за партой работает в сборниках «Алгебра и начала анализа». Проверочные работы. Подготовка к ЕГЭ. Авт. О.К. Денисова, «Лицей», 2015
№7, работа 3; №6, работа 4.
Ответы:
№7, работа 3 | 6 |
№6, работа 4 | -16 |
Ответы выписаны на закрытую правую часть доски, проверить после сдачи работы.
Verdict
1. Выберите верные утверждения:
а) В точке возрастания функции её производная больше нуля.
б) Если производная функции в некоторой точке равна нулю, то в этой точке имеется экстремум.
в) Производная произведения равна произведению производных.
г) Всякая критическая точка является точкой экстремума.
д) Любая точка экстремума является критической точкой.
Ответы: 1) а, б 2) б, г, д 3) а, д 4) а, б, в 5) г
2. Найдите производную функции у(х) = соs 3x + x
1) у(х) = sin 3x + 1
2)у(х) = - соs 3x + x
3) у(х) = 3соsx + x
4) у(х) = -3sin 3x + 1
5) у(х) = tg 3x
3. Найдите значение производной функции у = ln (4 - х) в точке х = 3
1) 12) -33) -14) 35) 4
4) Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у = х-2lnx в его точке с абсциссой х = 2.
1) 0 2)5 3) 3,5 4) 3 5) 2
5) Найдите производную функции у(х) = (3х – 1)х в точке х = -1
1) -1
2)-9
3) 6
4) -7
5) 4
9, 10. Подведение итогов. Заполнение листа самооценки
Учитель предлагает учащимся обобщить результаты работы. Учащимся предлагается заполнить лист самооценки. Выставляются оценки за урок.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | ||
№ | Навыки и умения | оценка |
1. | Чтение свойств функции по ее графику | |
2. | Чтение графика производной функции | |
3. | Вычисление производной по формулам | |
4. | Нахождение точек максимума и минимума функции | |
5. | Нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | ||
№ | Навыки и умения | оценка |
1. | Чтение свойств функции по ее графику | |
2. | Чтение графика производной функции | |
3. | Вычисление производной по формулам | |
4. | Нахождение точек максимума и минимума функции | |
5. | Нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | ||
№ | Навыки и умения | оценка |
1. | Чтение свойств функции по ее графику | |
2. | Чтение графика производной функции | |
3. | Вычисление производной по формулам | |
4. | Нахождение точек максимума и минимума функции | |
5. | Нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | ||
№ | Навыки и умения | оценка |
1. | Чтение свойств функции по ее графику | |
2. | Чтение графика производной функции | |
3. | Вычисление производной по формулам | |
4. | Нахождение точек максимума и минимума функции | |
5. | Нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | ||
№ | Навыки и умения | оценка |
1. | Чтение свойств функции по ее графику | |
2. | Чтение графика производной функции | |
3. | Вычисление производной по формулам | |
4. | Нахождение точек максимума и минимума функции | |
5. | Нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке |
Тест
1. Выберите верные утверждения:
а) В точке возрастания функции её производная больше нуля.
б) Если производная функции в некоторой точке равна нулю, то в этой точке имеется экстремум.
в) Производная произведения равна произведению производных.
г) Всякая критическая точка является точкой экстремума.
д) Любая точка экстремума является критической точкой.
Ответы: 1) а, б 2) б, г, д 3) а, д 4) а, б, в 5) г
2. Найдите производную функции у(х) = соs 3x + x
1) у(х) = sin 3x + 1
2)у(х) = - соs 3x + x
3) у(х) = 3соsx + x
4) у(х) = -3sin 3x + 1
5) у(х) = tg 3x
3. Найдите значение производной функции у = ln(4 - х) в точке х = 3
1) 12) -33) -14) 35) 4
4) Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у = х-2lnx в его точке с абсциссой х = 2.
1) 0 2)5 3) 3,5 4) 3 5) 2
5) Найдите производную функции у(х) = (3х – 1)х в точке х = -1
1) -1
2)-9
3) 6
4) -7
5) 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
Конспект урока и презентация к нему...
Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Самостоятельная работа составлена в шести вариантах одинаковой сложности по материалам для экзаменов, 2-е и 3-е задание из материалов Открытого банка заданий ЕГЭ по математике....
Урок на тему: "Наибольшее и наименьшее значения функции".
В системе упражнений на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции в отличие от учебного пособия содержатся в основном задания на «прямое» применение правила, когда заданы и функция и отрез...
Разработка урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке».
Урок изучения нового материала по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"...
Открытый урок по математике на тему «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке»
Занятие проводится по теме «Наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке» для студентов первого курса.Данный урок - урок усвоения новых знаний. Его основная цель - изучить поняти...
Методическая разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Методическая разработка урока. Подготовка к ЕГЭ....